Напоминание

"Полифония.Меховедение,как основа основ"


Автор: Егорова Мария Александровна
Должность: преподаватель по классу баяна, аккордеона
Учебное заведение: ГБПОУ "Новгородский Областной Колледж Искусств им. С.В. Рахманинова"
Населённый пункт: город Великий Новгород
Наименование материала: методическая работа
Тема: "Полифония.Меховедение,как основа основ"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

«Новгородская городская детская музыкальная школа им.П.И.Чайковского»

«Работа над полифонией в классе баяна, аккордеона»

автор: Егорова Мария Александровна

преподаватель класса аккордеона / баяна

г.В.Новгород

2015 год

ПЛАН РАБОТЫ:

1.ВВЕДЕНИЕ.

2.РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РАБОТЫ НАД ПОЛИФОНИЕЙ

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.ВВЕДЕНИЕ

Полифония открывает как перед композитором, так и перед исполнителем поистине

огромные возможности. Неслучайно полифония, её разнообразные формы, претворенные

в произведениях композиторов различных эпох и направлений, были своеобразным

материалом значимости их творческого мастерства. Ярким примером тому могут служить

имена Вивальди, Корелли, Баха, Бетховена, Генделя, Моцарта и др.

Проанализировав

репертуар

баянистов,

нетрудно

заметить,

что

непременным

и

обязательным

условием

стало

включение

в

репертуарные

программы

самых

разнообразных произведений полифонической музыки. Факт отрадный и, конечно,

закономерный.

Это, в свою очередь, потребовало и от баянистов поиска адекватных

исполнительских средств. Многотембровый готово- выборный баян располагает богатыми

художественными и техническими возможностями и позволяет исполнить такой музыкальный

жанр как полифония

. Ведь полифония дает неисчерпаемое богатство и многообразие

композиционных средств и приемов, значение которых сохраняется в течение многих

столетий.Проблема

серьезного

и

последовательного

изучения

баянистами

и

аккордеонистами полифонической музыки – от сочинений старых мастеров

до

современных самых разнообразных контрапунктических форм – давно назрела. Причем

это приобщение к высокому искусству полифонии должно начинаться с самых первых

шагов обучения.

Цель данной работы – изучение особенностей исполнения полифонических

произведений на баяне, аккордеоне

Работа над полифоническими произведениями развивает у исполнителя такие

качества, как масштабность и глубину мышления, художественный вкус.

Начальное

обучение является самым главным, самым основным в общем, музыкальном развитии ребенка.

Мы должны научить своего ученика слушать и слышать, наблюдать и делать отбор. Прививать

ученику общую культуру, открыть ему эстетическую и познавательную ценность музыки,

воспитать слух, руководить воспитанием исполнительского мастерства. Слушание и, конечно,

самостоятельное исполнение полифонической музыки поможет правильно осознать красоту и

богатство музыкальной культуры.

2.РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РАБОТЫ НАД ПОЛИФОНИЕЙ

Основные принципы работы над произведением сохраняются и при изучении музыки

полифонического склада, но при этом многие требования к учащемуся приобретают несколько

иной оттенок. Важнейшая характерная черта полифонии - наличие нескольких одновременно

звучащих и развивающихся мелодических линий — определяет и главную задачу учащегося:

необходимость слышать и вести каждый голос полифонического произведения в отдельности и

всю совокупность голосов в их взаимосвязи. Вследствие этого все, что связано с ведением

мелодической линии, приобретает еще большее значение и требует особого внимания педагога и

учащегося. Работа над полифоническими произведениями является важной областью

исполнительского искусства на баяне. Это объясняется тем громадным значением, которое имеет

для каждого играющего развитое полифоническое мышление и владение полифонической

фактурой. Поэтому умение слышать полифоническую ткань, исполнять полифоническую музыку

учащийся развивает и углубляет на всем протяжении обучения.

Ученик должен начинать знакомство с полифонией с первых лет занятий, благодаря чему к

старшим классам школы обычно приобретает определенные навыки работы. Но иной раз

приходится встречаться с отсутствием у учащихся даже пятого года обучения фактически

элементарной грамотности в этом отношении. Как следствие, не обеспечена, бывает и

осмысленность исполнения. Полифоническое произведение (вернее собственно нотный текст)

оказывается лишь каким-то образом заученным— и только. В подобном случае возникает

необходимость уже на этом сравнительно позднем этапе занятий объяснять самый принцип

полифонического изложения, познакомить с его характерными приемами; приходится учить

слышать линии отдельных голосов и их простейшие сочетания, учить вести голос, воспринимая и

передавая в игре его выразительность.

Недочеты в исполнении полифонической музыки, к сожалению, свойственны иногда и

учащимся, игравшим немало произведений такого склада. Причина подобных пробелов

кроется большей частью в том, что педагог недостаточно обращал внимание своего

воспитанника на содержательность и выразительность полифонических пьес, над

которыми они работали ранее, не учил вникать в авторский замысел, понимать значение

каждой мелодической линии, а занимался с ним в основном вопросами технологии их

исполнения. Все старания ученика устремлялись на преодоление трудностей,

обусловленных для него лишь способом изложения. Они становились для ученика чем-то

самодовлеющим и воспринимались без осознания их музыкально-смысловой сущности. В

дальнейшем это приводило к формальной игре (исполнением ее не назовешь) прелюдий и

фуг Баха и других полифонических сочинений. Ведь разбираться в музыке, которую, по

сути, не воспринимаешь, очень трудно, запомнить, как и что «полагается», не видя в этом

музыкального смысла, пожалуй, нельзя, а ученик порой оказывался именно в таком

положении. Отсюда возникало и элементарное неумение вести и слушать

полифонический голос

Учащийся сразу должен уяснить различия между полифонией и гомофонией. Важнейшая

характерная черта полифонии - наличие нескольких одновременно звучащих и

развивающихся мелодических линий - определяет и главную задачу учащихся:

необходимость слышать и вести каждый голос полифонического произведения в

отдельности и всю совокупность голосов в их взаимосвязи. Вследствие этого всё, что

связано с ведением мелодической линии, приобретает ещё большее значение и требует

особого внимания педагога и учащегося.

Большое внимание следует уделять напевности звучания отдельных голосов, в этом

часто заключается одно из основных требований при исполнении полифонических

сочинений.

Не

меньшее

значение,

чем

в

гомофонии,

имеет

интонационная

выразительность каждой мелодической линии, сохраняющаяся и при их сочетании.

Недочеты в исполнении полифонической музыки, к сожалению, свойственны учащимся.

Один из наиболее часто встречающихся недостатков в этой области заключается в том,

что учащийся «бросает» какой- либо звук данного голоса, не слышит его связи со всей

мелодической линией, а потому не переводит в следующий, вытекающий из него по

смыслу (и по написанию), и таким образом нарушает главнейшее требование к

исполнению полифонической ткани. В 2х, 3х - голосном сочинении надо серьёзно

работать над каждым голосом - уметь вести его, ощущая направленность развития,

хорошо интонировать, и, разумеется, применять нужные штрихи. Ученику должно быть

известно, что в разных голосах, в соответствии с их выразительным смыслом и

мелодическим рисунком, фразировка, характер звучания, штрихи могут быть (и часто

бывают) совсем различными. В полифонических пьесах, как правило, контрастные

штрихи. Мелкие длительности играются legato, а более крупные –non legato или staccato (в

зависимости от

характера пьесы).

Далее: необходимо чувствовать и понимать

выразительность каждого голоса и при их совместном звучании. Ученику должно быть

известно, что в разных голосах в соответствии с их выразительным смыслом и

мелодическим рисунком - фразировка и характер звучания, штрихи чаще всего бывают

различными. Это требует не только внимательного вслушивания, но и специальной

работы. Ещё надо уметь играть на память каждый голос, что поможет его правильному

слуховому восприятию и исполнению. Общее звучание поставит перед учеником задачу и

тембрового выявления звуковой линии. В двухголосном сочинении надо серьёзно

работать над каждым голосом: уметь вести его, ощущая направленность развития, хорошо

интонировать и, разумеется, применять нужные штрихи.

В многоголосных полифонических произведениях свою фразировку, штрихи, свою

смысловую выразительность сохраняют уже три или четыре голоса. К этой работе

обычно педагоги подходят по- разному. Некоторые придерживаются тех же требований,

что и при изучении двухголосных сочинений, добиваясь, в частности, знания на память

каждого голоса от начала и до конца произведения, но это не должно признаваться

обязательным. Для понимания полифонического произведения и осмысленности работы

учащемуся необходимо с самого начала представлять себе его форму, тему и характер,

слышать все её проведения.

Существенную сторону работы составляет совмещение горизонтального, линеарного

слышания с одновременным слышанием голосов по вертикали.

Чтобы пьеса получилась действительно полифонической, ученику в первую очередь

необходимо понять развитие и внутреннюю жизнь отдельных голосов.

Следует упомянуть о необходимом для играющих полифонию умении правильно

слушать полифоническую фактуру. Для слышания всей фактуры нужно на первый план

поставить нижний голос. Верхний же должен «прорезать» с помощью особенностей

своего тембра через фактурное tutti. Если сосредоточить слушание на верхнем голосе, что

значительно легче, то нижний голос будет слышен эпизодически, когда о нём вспомнит

исполнитель. Научившись же слышать в первую очередь нижний голос - верхний можно

слышать беспрерывно.

Забота о точности голосоведения заставляет с особым вниманием относиться к

аппликатуре. Выбор хорошо «звучащей» аппликатуры имеет огромное значение. Если у

большинства инструментов (струнные, духовые) аппликатура требует естественности, то

сложность в выборе аппликатуры на

баяне, аккордеоне, фортепиано, клавире

определяется многочисленностью вариантов. И, тем не менее, их не так много, всё

зависит от музыкального мышления и удобства.

Плохая аппликатура приведёт к большим потерям, компенсировать которые другими

исполнительским «манерами» невозможно.

Её специфичность

в полифоническом

произведении – частые подмены пальцев для выдерживания голосов, перекладывания.

Это поначалу представляется ученику трудным и даже неприемлемым. Поэтому, по мере

возможности, надо привлекать ученика к совместному обсуждению аппликатуры или

даже самостоятельному «т.е. дать самому расставить», а затем обсудить, выяснить все

спорные вопросы, а далее добиваться обязательного её соблюдения.

К числу наиболее важных проблем, требующих своего последовательного решения,

относятся вопросы, связанные со сменой меха.

Ведение меха – важнейшее средство извлечения звука при игре на баяне,

аккордеоне. Основной предпосылкой достижения связности исполнения звуков в их

последовательности является безостановочное ведение меха. Однако непрерывное

ведение меха возможно лишь при его однонаправленном движении.

В процессе игры наступают моменты, когда ведение меха в каком – либо одном

направлении достигает критического или намеченного предела и, чтобы продолжить

звучание, необходимо продолжить движение меха в другом направлении. Изменение

направления движения меха на противоположное расчленяет звучание.

В полифонической музыке, состоящей из нескольких мелодически развитых голосов,

моменты синтаксического их расчленения не совпадают во времени.

Поэтому осуществление смены меха с учетом смыслового разграничения лишь

одного какого – либо голоса, может вызвать нежелательные расчленения в других

голосах. К числу их можно отнести расчленение тянущегося звука.

Следовательно, при определении момента смены меха необходимо учитывать логику

развертывания мелодической линии каждого голоса полифонической ткани, избегая

нежелательных расчленений в них. Для этого необходимо найти и наметить место, где

проведение расчленения во всех голосах одновременно не внесет заметных искажений ни

в один из совместно звучащих голосов. Результатом расчленения обычно является цезура.

Также сразу, следует обращать внимание на динамику полифонических пьес.

Следует, прежде всего, избегать динамических преувеличений. Чувство меры по

отношению ко всем динамическим изменениям в любом произведении - качество, без

которого нельзя художественно убедительно и стилистически верно передать музыку.

Динамика в пьесах должна быть направлена на то, чтобы рельефнее оттенить

самостоятельность каждого голоса. Полифонии свойственна полидинамика, и для ясного

её воспроизведения следует, прежде всего, избегать динамических преувеличений. Это

относится к кульминациям.

Чувство меры по отношению ко всем динамическим изменениям в любом

произведении

качество,

без

которого

нельзя

художественно

убедительно

и

стилистически верно передать музыку.

Чтобы предотвратить ложное истолкование темповых указаний, учащемуся необходимо

узнать о том, что привычные для нас итальянские обозначения темпа, которые в 17-18 вв.

проставлялись редко, выражали не столько скорость движения - этот момент был на

втором плане,- сколько настроение, характер пьесы, её эмоциональный тонус.

Ученик должен твердо усвоить, что быстрые пьесы не содержат в себе той

стремительности, которую мы находим в музыке 19-20 вв.

С другой стороны не следует исполнять слишком тягуче и статично, в то время как

они всегда заключают в себе активную внутреннюю жизнь.

Четкость и живая ритмическая пульсация должны сохраняться при любом темпе,

чтобы не пропали отчетливость и рельефная выразительность.

Правильным темпом, как отмечал ещё Швейцер, будет тот, при котором « в

одинаковой мере ясны и детали и целое». Недопустимо считать темп внутри одного

произведения

абсолютно

неизменным,

строго

метричным

иначе

педантичное,

механическое исполнение почти неизбежно. Небольшие агогические оттенки присуще не

только полифонии, но и всякой другой, только в сдержанном и тонком проявлении.

При работе над полифонией учащиеся часто встречаются с мелизмами, этим

неотъемлемым атрибутом музыки

17-18 вв. Не секрет, что большинство наших

воспитанников воспринимает мелизмы как докучливую помеху. Видимо,

такое

отношение –

в значительной

мере

результат

слишком сухого,

прямолинейного

преподавания этого материала в школе.

Надо предложить, показать ученику мелизмы так, чтобы он нашел в ней пищу для

своей любознательности. Предположим, что разучивая пьесу, школьник знакомится с

мелодией, вначале не обращая внимания на сопутствующие ей морденты, а затем с

мордентами. Спросить, в каком варианте ему больше понравилось. Нужно рассказать о

том, что эти знаки, украшающие мелодию, представляют собой сокращенный способ

записи мелодических оборотов, распространенный в 17-18 вв.

Если мелизмы – мелодия, значит и исполнять их надо осмысленно, певуче, в том

темпе и характере, которые присуще данной пьесе. Не случайно термин «мелизм»

произошел от древнегреческого слова «melos», что означает: пение, мелодия.

Чтобы мелизмы звучали безупречно, их надо услышать «про себя», а затем учить как

самую выразительную мелодию. Школьник должен привыкать с начала пропеть мелизм, а

потом играть, от медленного до быстрого темпа.

Сложность полифонического письма часто заслоняет от исполнителя

художественную выразительность произведения, направляя все его усилия на овладение

фактурой в целом и выделение (чаще всего динамическое) тематического материала, а

начинать нужно с самого главного - раскрытия содержания пьесы до того, как ученик

начнет разбирать её.

Для того чтобы создать мысленный образ полифонического произведения,

необходимо развить целый комплекс слуховых и двигательных ощущений. Наиболее

важные из них следующие:

Ощущение расчлененности в произведении каждого голоса одновременно с

объединением мотивов во фразы и предложения;

Ощущение точного совмещения голосов по пульсации с одновременным

сохранением тембральной окраски каждого голоса;

Ощущение целостности произведения, проявляющееся в единстве темпо – ритмического и

динамического планов, логике соотношения частей

3.Заключение.

В заключение своей работы, я хотела бы заострить внимание на особую важность включения

полифонии в баянный репертуар.Перед педагогом, занимающимся с учащимися любой степени

подготовленности, всегда стоит серьезная задача: научить любить полифоническую музыку,

понимать ее, с удовольствием работать над полифоническим произведением. Полифонический

способ изложения, художественные образы полифонических произведений, их музыкальный язык

должны стать для учащегося привычными и понятными. Овладение полифонией много дает

учащимся не только для приобретения навыков исполнения полифонической музыки, но и для

музыкально-исполнительской подготовки в целом. Особенно значительна роль работы над

полифонией в слуховом воспитании, в достижении тембрового разнообразия звучания, в умении

вести мелодическую линию. Бесспорную пользу приносит работа над полифоническими

произведениями в области технического мастерства; они вырабатывают точность, чеканность

звучания, воспитывают внимание к ведению меха.Развитие полноценного восприятия полифонии

немыслимо без музыки Баха, которая сочетает в себе черты как полифонического, так и

гомофонно-гармонического мышления. Наиболее яркий тематизм и четкая логика Баха послужит

отправной точкой знакомства детей с полифонией.

Я считаю, что полифоническая музыка является доступной и интересной для юных музыкантов, и

осваивать ее следует с начального этапа обучения игры на инструмент. Причем современные,

тембровые, выборные баяны имеют все необходимые качества для полноценного исполнения

полифонии.

Список литературы

Ю. Акимов. Баян и баянисты. Вып.№4.

Ю.Акимов. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне.

училищ.

А.Д. Алексеев. Клавирное искусство.

И.Браудо. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе.

Н.Давыдов. Методика переложений инструментальных произведений для баяна.

И.Имханицкий «История баянного и аккордеонного искусства»

И.Имханицкий «Новое об артикуляции и штрихах на баяне»

И.Имханицкий статья «Артикуляция и штрихи в интонировании на баяне»

Н.Любомудрова. Методика обучения игре на фортепиано.

В.А. Натансон. Вопросы музыкальной педагогики. Вып.№1.

В.А. Натонсон. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. №6.



В раздел образования