Напоминание

Индивидуально образовательный маршрут сопровождения ребенка с ОВЗ


Автор: Третьякова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Журавленок"
Населённый пункт: ЯНАО, город Надым
Наименование материала: Индивидуально образовательный маршрут сопровождения ребенка с ОВЗ
Тема: Индивидуально образовательный маршрут сопровождения ребенка с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЖУРАВЛЁНОК» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЖУРАВЛЁНОК» Г. НАДЫМА»)

УТВЕРЖДЕН

Протоколом ППк

от «»

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося (ИОМ)

старшая группа «Б»

на 2020- 2021 учебный год

С индивидуальным образовательным маршрутом моего ребенка

ознакомлен и согласен ____________________ / ______________________________________________________

(подпись) Ф.И.О родителя (законного представителя)

Пояснительная записка

Индивидуальный образовательный маршрут для обучающегося разработан на основе, следующих документов:

- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от

07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

- Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;

- Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи

(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г., протокол № 6/17);

- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития Муниципального

дошкольного образовательного учреждения «» г.» (утверждена приказом МДОУ «»» № 45 от 27.02.2018 г.).

Разработан коллективом педагогов:

Заключение по результатам тПМПК обучающегося группы комбинированного вида года рождения:

установлен статус ребенка с

ограниченными возможностями здоровья, обусловленный задержкой психического развития, недоразвитием речи системного характера (I

уровень). Выявлены трудности в обучении.

Общие сведения об обучающемся

Краткая социальная карта

Ребенок

Дата

рождения

Адрес

проживания

Телефон

Мать

Ф.И.О.

Отец

Ф.И.О.

Другие члены семьи, проживающие совместно с ребенком

Ф.И.О. -

возраст

образование

кем приходится ребенку

Жилищные

условия

(подчеркнуть

)

Собственная квартира Съёмное жилье Общежитие

Сведения о семье

Семья

(подчеркнуть

)

полная

неполная

многодетная

иммигрантская

двуязычная

ребенок-сирота

Количество детей в семье:

Были ли в жизни ребенка трудные жизненные ситуации:

Чрезвычайные ситуации

Несчастный случай

Утрата

Жестокое обращение

Развод

Конфликты в семье

Другое__________________________________

Специальные

условия

Рекомендации тПМПК

Заключение № 251 от 31.10.2019г

Обеспеченность*

Образовательная

программа

Адаптированная

образовательная

программа

дошкольного

образования

детей

с

задержкой

психического развития Муниципального дошкольного образовательного учреждения « «» (утверждена

приказом МДОУ «» № 45 от 27.02.2018 г.).

Не

обеспечено/Части

чно обеспечено./

Полностью

обеспечено

Срок реализации

2020-2021 учебный год

Условия

обучения

Очно, в условиях группы комбинированной направленности

Материально-технические условия в соответствии с образовательной программой

Безбарьерная

архитектурная среда

обеспечение доступа в здание организаций, техническим средствам комфортного доступа

обучающегося своз к образованию требуется/ не требуется

Организация

пространства

ДОУ/группы/рабоче

го места

соответствие стола/стула росту обучающегося, обеспечение возможности поддерживать

правильную позу требуется / не требуется

Применение

электронного

обучения

и

дистанционных

образовательных

технологий

требуется / не требуется

Специальные

методы обучения

требуется

/ не требуется

Специальные

дидактические

пособия

требуется

/ не требуется

Специальные

учебные пособия

дидактические материалы, рабочие тетради и пр. на бумажных и (или) электронных

носителях с учётом образовательных потребностей обучающегосятребуется / не требуется

специальное

оборудование

для

освоения

содержания

Программы

коррекционно-

развивающейработы требуется / не требуется

Специальные

возможность

проводить

занятия

в

соответствии

с

современными

требованиями

технические

средства обучения

информатизации образовательной организации, используя видео- и аудио технику требуется

/ не требуется

Коррекционно-развивающая область

Направления

коррекционно-

развивающей

работы

Учитель-

логопед

Коррекция и развитие всех компонентов речи

требуется

Учитель-

дефектолог

требуется

Педагог-

психолог

Коррекция и развитие познавательной, коммуникативной, эмоционально-волевой

сферы

требуется

Тьютор

не требуется

Социальный

педагог

не требуется

Другие условия

Предоставление услуг ассистента (помощника)

требуется / не требуется

Тьюторское сопровождение

требуется / не требуется

Социальный педагог

требуется / не требуется

Ф.И.О. педагогических работников,

реализующих ИОМ

педагог-психолог

учитель-логопед

учитель-дефектолог

воспитатель

воспитатель

музыкальный руководитель

Заключение и рекомендации

Реализация Адаптированной образовательной программы дошкольного образования детей с

задержкой психического развития Муниципального дошкольного образовательного учреждения

«» (АОП)

Основная цель на текущий период в

направлении развития и социализации

ребенка (учебный год)

Освоение АОП

Режим пребывания ребенка

Количество индивидуальных коррекционно-развивающих в неделю –

педагог-психолог (2

занятия),

учитель-логопед

(3

занятия),

учитель-дефектолог

(2

занятия),

музыкальный

руководитель (2 занятия), воспитатель (2 занятия)

Итого учебных часов в неделю (с учётом требований СанПиН и актуального состояния ребенка)

_11__ занятий, продолжительность - не более 20минут

Речевое развитие ребенка

:

Сформированность элементарных пространственных представлений

:

Кругозор

(общая осведомлённость об окружающем мире):

Особенности поведения ребенка в учебной ситуации

:

интерес к учебной деятельности краткосрочный, не может усидеть на месте, все

время передвигается. Проявляет себя в индивидуальных занятиях. Не дослушивает инструкцию до конца, работоспособность средняя, при

возникновении затруднений обращается к педагогу. Требуется многократное повторение инструкции.

Общие особенности поведения

:

в коллективе сверстников принят; в общении с педагогами бывает не послушен; детско-родительские

отношения

доверительные.

Чувствителен,

наблюдаются

перемены

в

настроении,

выражена

гиперактивность,

двигательная

расторможенность.

Общая характеристика деятельности

:

темп деятельности быстрый, присутствует кратковременный интерес к заданиям, отмечается

повышенная отвлекаемость в процессе работы, переключается на деятельность интересную для него. Данные ребенку инструкции требуют

многократного повторения, помощь взрослого принимает. Начатое дело не доводит до конца. При утомлении нуждается в эмоциональной

поддержке.

Освоение образовательной программы по основным предметным областям:

Познавательное развитие (ФЭМП, исследовательская деятельность, ознакомление с окружающим миром, конструктивно-модельная

деятельность)

Математическое развитие и конструирования:

знает и называет геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал),

находит их в окружающей обстановке.).

Конструировать любит, но постройкам не придает прочности, детали не знает. На занятии инструкцию до конца не дослушивает. Основные

цвета знает (синий, желтый, зеленый, красный). Различает понятие много - один. Находит один и несколько предметов в окружающей

обстановке. Умеет ориентироваться в контрастных частях суток: день-ночь, утро-вечер.

Речевое развитие – Объем словаря не соответствует возрастной норме. Затрудняется называть предметы, выходящие за рамки бытовой

лексики, испытывает трудности в подборе прилагательных и глаголов к слову. Испытывает трудности в образовании относительных

прилагательных. На вопросы отвечает, не внятно. По образцу составляет предложение из двух, трех слов. Заменяет некоторые согласные

звуки на другие. При чтении художественной литературы часто отвлекается, проявляет интереса. Речь невнятная, не всегда понятна для

окружающих. Интерес к учебной деятельности не устойчив.

Физическое развитие – Движения рук и ног не скоординированы. Основные движения старается выполнять самостоятельно. Не сопоставляет

свои движения с движениями других детей. Активно включается в подвижные игры. Не всегда успевает двигаться в общем ритме и

темпе.

Социально-коммуникативное развитие. В самообслуживании самостоятелен, знает свое полотенце. Ест самостоятельно, не аккуратно, ложку

держит после напоминания правильно. Ребенок вспыльчив (не делится игрушками с другими детьми). На замечания обижается,

кричит .Часто ломает игру у других детей, бывает агрессивен, отнимает игрушки, любимая игрушка слон(в любом виде) в случаях

противоречащих его желаниям очень громко кричит и требует вмешательство взрослых.

Игровая деятельность. Творческие игры у ребенка однообразные по содержанию. Предпочитает катание машин и конструктор.

Воспроизводит одни и те же игровые действия, пытается их обогащать. Использование предметов-заместителей вызывает затруднения. По

настроению играет с детьми в подвижные и дидактические игры. Радуется, когда ему предлагают ведущие роли. Редко играет с детьми в

сюжетно - ролевые игры.

В трудовой деятельности не проявляет инициативы, принимает участие по настроению: не убирает игрушки в группе, не всегда выполняет

поручения взрослых

Художественно-эстетическое развитие (музыкальное, изобразительное, приобщение к художественной литературе)

Музыкальная деятельность. По настроению проявляет интерес к музыкальным произведениям, часто отвлекается, мешает детям. Музыкально

- ритмические движения выполняет, но не всегда успевает двигаться в общем ритме и темпе.

Изобразительная деятельность. К продуктивной деятельности проявляет интерес, когда получается. На занятиях пользуется кистью,

карандашами, держит их правильно, нажим на карандаш очень сильный. Не соотносит предметы и их части по величине, высоте,

расположению относительно друг друга. Не передает в изображении основные свойства предметов (форма, величина). Знает основные цвета:

красный, желтый, синий, зеленый.

Вызывает затруднение прием раскатывания, примазывания, выщипывания, вытягивания, не достаточно

развита мелкая моторика рук. Не умеет соединять предметы, состоящие из 2-3 частей.

В аппликации создает сюжет с помощью взрослого из готовых фигур, самостоятельно их не наклеивает, работает не аккуратно, на листе

бумаги не ориентируется. Ножницы держит не правильно. Интерес к работе заканчивается очень быстро.

При чтении художественной литературы часто отвлекается, не проявляет интереса к прочитанному. Когда спрашиваешь его: «О чем было сейчас

прочитано?» отвечает не внятно. Речь невнятная, не понятна для окружающих. Интерес к учебной деятельности сформирован недостаточно.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА

(согласно решений консилиума)

Срок реализации – 2020- 2021учебный год

Режим пребывания обучающегося в ДОУ – полный день

Специалисты сопровождения:

Кол-во занятий с обучающимся

Форма (индивидуальная, подгрупповая)

Учитель-логопед

3

2

индивидуальная

подгрупповая

Педагог-психолог

2

1

индивидуальная

подгрупповая

Учитель-дефектолог

2

индивидуальная

Музыкальный руководитель

Инструктор по физической

культуре

Воспитатель

2

Индивидуальная , подгрупповая

Тьютор

График работы специалистов с обучающимся

Специалисты

сопровождения:

Понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Учитель-логопед

16.45-17.10 (инд.)

8.00-8.30 (подгр.)

16.45-17.10 (инд.)

8.00-8.30 (подгр.)

16.45-17.10 (инд.)

Педагог-психолог

09.15-09.35 (инд.)

10.20-10.40 (инд.)

09.30-09.50 (гр.)

Учитель-дефектолог

Музыкальный

руководитель

Инструктор по физической

культуре

Воспитатель

15.30-15-50

15.30-15.50

Направление

деятельности

Задачи

Ожидаемый результат

Речевое развитие

-развивать речевую активность ребенка;

-развивать диалогическую форму речи,

-поддерживать инициативные диалоги между детьми,

-расширять словарный запас, связанный с содержанием

эмоционального, бытового, предметного, социального и

игрового опыта детей;

-формировать

умение

понимать

содержание

литературных произведений; разучивать стихотворения;

- поддерживает диалогическую форму речи,

- расширен словарный запас;

- понимает и проявляет интерес к прослушиванию

литературных произведений;

- поддерживать инициативные диалоги между детьми;

-расширен словарный запас, связанный с содержанием

эмоционального, бытового, предметного, социального и

игрового опыта детей;

- сформировано умение понимать содержание

литературных произведений;

- разучивает стихотворения;

Познавательное

развитие (ФЭМП,

исследовательская

деятельность,

ознакомление с

окружающим миром,

конструктивно-

модельная

деятельность)

-расширять и углублять представления ребенка о местах

обитания, образе жизни животных и растений;

-углублять и расширять представления ребенка о

явлениях природы;

-формировать умение ребенка устанавливать причинно –

следственные связи;

-развивать сенсорную способность ребенка,

формировать умение продолжать развивать интерес к

процессу и результату конструирования;

- выделять знакомые объекты из фона зрительно, по

звучанию, на ощупь, по запаху и на вкус;

-совершенствовать навыки пользования способами

проверки (приемы наложения и приложения),

- развивать ориентировочные действия на листе бумаги,

- формировать умение образовывать последующее число

добавлением одного предмета к группе,

-знакомить с количеством в пределах пяти; формировать

у ребенка умение называть цифровой ряд, выкладывая

цифры в последовательности, подбирая

соответствующую цифру к количеству предметов;

- знает и называет диких и домашних животных их место

обитания, образ жизни;

- знает и называет явления природы;

- может выделить предмет на ощупь, по запах и вкусу;

- ориентируется на листе бумаге и в пространстве.

- знает прямой счет до 10;

- умеет соотнести цифру к количеству;

- умеет образовывать цифровой ряд путем прибавления;

- преобразовывает постройки в соответствии с заданием

взрослого;

- проявляет интерес к конструктивной деятельности.

Социально –

- формировать первичные представления о дружбе,

- ребенок овладевает основными культурными способами

коммуникативное

развитие:

любви, о некоторых социальных чувствах и эмоциях

(радость – печаль, доброта – злость, страх, удивление и

др.

- повторить имена друзей, учить находить средства и

способы для достижения целей в процессе деятельности.

- развивать умение свободно общаться с взрослыми и

детьми.

-

формировать

понятие

«взаимопомощь»,

учить

понимать поступки персонажей;

- учить застегивать пуговицы на рубашке себе и кукле

совершенствовать умения держать ложку, есть разные

виды пищи, не меняя положения ложки в руке, а лишь

слегка поворачивая кисть коммуникативное развитие:

- закреплять умение аккуратно складывать одежду перед

сном и после прогулки; выворачивать рукава рубашки и

футболки, расправлять одежду, аккуратно ставить обувь

- формировать представления о бытовом инвентаре для

уборки помещения через создание игровой ситуации -

совершенствовать умение полностью заправлять кровать

после сна; принимать участие в смене постельного белья

- совершенствовать навыки умывания: намыливать руки

до образования пены, тщательно смывать, умываться,

насухо вытирать лицо и руки полотенцем, своевременно

пользоваться носовым платкомформировать бережное

отношение к вещам

деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в

разных видах деятельности - игре, общении,

познавательно-исследовательской деятельности,

конструировании и др.; способен выбирать себе род

занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения

к миру, к разным видам труда, другим людям и самому

себе, обладает чувством собственного достоинства;

активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,

участвует в совместных играх.

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства

других, сопереживать неудачам и радоваться успехам

других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе

чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает развитым воображением, которое

реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в

игре; ребенок владеет разными формами и видами игры,

различает условную и реальную ситуации, умеет

подчиняться разным правилам и социальным нормам;

Художественно –

эстетическое

развитие:

- учить правильно держать карандаш, рисовать прямые

линии.

- закрепить знание о народной игрушке – матрешке,

совершенствовать умение собирать матрешку из частей,

выделять элементы украшения;

- развивать чувство симметрии с последующим

разрисовыванием;

- учить передавать на бумаге общие признаки и

некоторые

характерные

детали

предметов,

относительное

сходство,

учить

правильно

держать

- правильно держит карандаш, рисует прямые линии.-

передает на бумаге общие признаки и некоторые

характерные детали предметов, относительное сходство,

закрашивает рисунок в одном направлении, ритмично

наносить штрихи по всей форме, не выходя за контур

-знает о народной игрушке – матрешке, умеет собирает

матрешку из частей, выделяет элементы украшения -

ребёнок может создает сюжет в соответствии с планом;

-умеет дополнять рисунок деталями;

- умеет выражать эмоции в рисунке с помощью цвета;

карандаш, закрашивая рисунок в одном направлении,

ритмично наносить штрихи по всей форме, не выходя за

контур;

-

познакомить

ребенка

с

техникой

рисования

«Кляксография»; показать новые способы получения

абстрактных изображений (клякс);

- совершенствовать технику рисования акварельными

красками, используя смешивание красок;

- развивать умение подбирать оттенки к основным

цветам, составлять красивую цветовую гамму;

сформируютсяумения ориентировки

на листе

бумаги:

ближ

е

а

льш

е

е

рх,низ,

се

р

е

дин

а;

- умеет изображать передний и задний план;почувствует

уверенность в своих силах и сможет выполнять работу

самостоятельно;

- умеет различать и называть жанры изобразительного

Перечень программ, используемых участниками образовательного процесса:

Учитель/Педагог

Программа/ автор (при наличии)

Воспитатель

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития

Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Журавлёнок»

Музыкальный

руководитель

Педагог-психолог

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением

интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» / Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.

Ротарь Н.В., Карцева Т.В. «Занятия для детей с задержкой психического развития»

Бойко Т.В. Формирование коммуникативного и социального опыта у детей с ЗПР.

Колесникова Е.В. «500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей 3-7 лет»

Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи познавательных способностей дошкольников 4-5 лет.

Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. «Цветик-Семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого

развития детей 5-6 лет.

Куражева Н.Ю. 70 развивающих заданий для дошкольников 5-6 лет.

Учитель-дефектолог

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением

интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» / Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.

Боровская И.К., Ковалец И.В. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями

психофизического развития. – М.: Владос, 2004.

Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. - М.,

1999.

Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития.

- М., 2003.

Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов

коррекционно-развивающего обучения /Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001.

Е.А. Стребелева «Формирование мышления детей с отклонениями в развитии. – М.: Гуманит.изд. центр

ВЛАДОС, 2001.

Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста:

Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008.

Е.А. Стребелева Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для

учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. – М.: Владос, 2015.

Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии /А.А. Катаева, Е.А.

Стребелева. – М.: Владос, 200

Л.Г. Моисеева «Готовим руку к письму». - СПб.: Речь, 2000.

Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у дошкольников. – М.: В.Секачев,

Теревинф, 2017.

С.Д. Забрамная, Ю.А. Костенкова «Развивающие занятия с детьми». – М.: В.Секачев, 2004.

Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Учимся видеть и называть. Методика развития и коррекции зрительно-вербальных функций у

дошкольников. - М.: В.Секачев, 2016.

Учитель-логопед

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.

Коррекция нарушений речи. /Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина,Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина

З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у

старших дошкольников», СПб, 2005г. Е.Ф.Архипова «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению

стертой дизартрии у детей» ,«Астрель», 2008г.

Л.П. Воронина, Н.А. Червякова «Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и

самомассажа», СПб, «Детство- Пресс», 2013

В.П. Глухов «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием», М,

2002г.

А.Ф. Рыбина «Коррекция звукопроизношения у детей», «Учитель», Волгоград, 2001г.

С.Е. Большакова «Преодоление нарушений слоговой структуры слова удетей» М, «Сфера», 2007г.

Н.В. Курдвановская, Л.С. Ванюкова «формирование слоговой структуры слова», М, «Сфера», 2007г.

Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова «Преодоление речевых нарушений у дошкольников», СПб, «Союз», 2001г.

Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР», СПб,

«Союз», 2001г.

А.И. Богомолова «Логопедическое пособие для занятий с детьми», М, «Издат-школа», СПб, «Библиополис», 1996

г.

О.В. Егорова «Звуки [м]- [м‘] ; [н] -[н‘]», «Звуки [п]-[п‘] ; [б]-[б‘]», «Звуки [т]-[т‘]; [д]-[д‘]» М, «Гном и Д», 2005г.

ЛИСТ КОНТРОЛЯ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКА

НА 2020 – 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Ф.И. ребёнка

__________________________________________________________________________________

____

Заключение на начало коррекционной работы

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

____________________________

Ответственный:

_______________________________________________________________________________

_______

Заключение по

итогам

диагностики на

начало периода

обучения

______________

дата

Параметры

диагностики

Результаты

начальной

диагностики*

____________

месяц, год

Результаты

промежуточной

диагностики*

____________

месяц, год

Результаты

заключительной

диагностики*

____________

месяц, год

Заключение по

итогам работы в

текущем

учебном году

_____________

дата

*Динамика (отрицательная, незначительная положительная, волнообразная)



В раздел образования