Авторы: Шатилова Татьяна Ивановна, Елена Александровна Лазарева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС №36 г. Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: Конспект
Тема: Космос
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Космос»
Комплексное занятие по развитию речи
Цель: Формирование представлений о космосе.
Задачи:
- Уточнить и систематизировать знания детей о профессиях космонавта.
- Учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя, подготавливая
их к составлению рассказа по картине.
- Развивать навыки творческого рассказывания, связную речь, пополнять и
активизировать словарный запас, формировать навыки речевого общения.
- Развивать наблюдательность, память, творческое воображение, фантазию,
логическое и образное мышление, зрительное внимание.
- Развивать общую моторику, координацию движений, мимику.
- Воспитывать чувство гордости за нашу великую страну, которая смогла
первой послать человека в космос.
Оборудование:
картина
«Строительство
космической
станции»
В.М.
Каратай.
Картинки
с
изображением
разных
предметов.
Плакат
с
изображением Солнечной системы. Портрет Юрия Гагарина.
Предварительная работа.
Беседа «Наша вселенная». Рассматривание
фотографий первых космонавтов. Чтение книг о космосе.
Организационный момент
Воспитатель:
Летит в космической дали
Наш космонавт вокруг Земли,
Хоть в корабле малы окошки,
Всё видит он как на ладошке:
Степной простор, морской прибой,
А может быть и нас с тобой!
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, о чём мы сегодня с вами поговорим? (О космосе, о
космонавтах)
Воспитатель: Назовите имя первого космонавта Земли. (Первый космонавт –
Юрий Гагарин)
Воспитатель: Вы уже много узнали о подготовке к космическим полётам. Как
вы считаете, каким должен быть космонавт? (Смелым, сильным, ловким,
быстрым, внимательным и т.п.)
Воспитатель:
Давайте поиграем. Я буду называть качества людей, а вы
подберёте
к
каждому
моему
слову
другое
слово,
обозначающее
противоположное качество.
Игра «Скажи наоборот»
Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч одному из детей и говорит:
«Ленивый». Ребёнок бросает мяч обратно и отвечает: «Трудолюбивый».
Слова:
Злой – добрый.
Слабый – сильный.
Медлительный – быстрый.
Неряшливый – аккуратный.
Грустный – весёлый.
Старый – молодой.
Нервный – спокойный.
Трусливый – смелый.
Неуклюжий – ловкий.
Беседа «Что такое космос и зачем человек стремится его изучить»
Воспитатель:
Ребята! Посмотрите на эти картинки, и скажите, что
объединяет предметы, которые на них изображены? (картинки: бабочка,
птица, ракета, воздушный шар, самолёт, вертолёт). (Все эти предметы могут
передвигаться по воздуху – летать).
Воспитатель: Ребята, а для чего человек летает в космос? (Чтобы изучать из
космоса нашу планету Земля, Луну, Солнце, звёзды).
Воспитатель: Ребята, космос – это огромное пространство без конца и без
края, в нём движутся огромные звёзды, самая близкая к Земле звезда –
Солнце.
(обращает внимание на плакат и изображением Солнечной
системы)
Солнце – это гигантский шар из горячего и светящегося газа, поэтому он что
делает? (Светит и греет).
Воспитатель:
Да. Оно обогревает несколько планет, которые вращаются
вокруг солнца.
Воспитатель: Назовите планеты, которые вы знаете.
Игра «Назови планеты»
Дети называют планеты: Уран, Нептун, Юпитер, Сатурн и другие.
Показывают эти планеты на плакате.
Воспитатель: Ребята, а на какой планете есть живые существа (на Земле).
Воспитатель:
Правильно, в нашей Солнечной системе есть только одна
обитаемая планета, на которой живут живые существа, но в других
галактиках, на очень далёких планетах, возможно, существует жизнь.
Путешествие инопланетян
Закройте глаза и представьте, как может выглядеть живое существо с другой
планеты – инопланетянин? (дети закрывают глаза)
- А вы хотели бы побыть инопланетянами? (Да).
Воспитатель: Вокруг себя обернись, в инопланетянина превратись.
- Итак, занимайте места в ракете. (Дети садятся в ракету, построенную из
стульчиков и крупного строительного материала).
(Звучит космическая
музыка)
Воспитатель: Наш инопланетный экипаж, летит к Земле.
Экипаж – это командир корабля, врач, учёный-исследователь, бортинженер.
Воспитатель: Кто хочет быть командиром? (1 ребёнок: Я буду командиром).
Воспитатель: Что делает командир? (1 ребёнок: Командир даёт команды,
управляет ракетой).
Воспитатель:
Кто
хочет
быть
бортинженером?
(2
ребёнок:
Я
буду
бортинженером).
Воспитатель: Что он делает? (2 ребёнок: Бортинженер следит за приборами).
Воспитатель: Кто хочет быть корабельным доктором? (3 ребёнок: Я буду
лечить людей).
Воспитатель: Кто хочет быть научным исследователем? (4 ребёнок: Я буду
изучать звёзды; 5 ребёнок: Я буду выращивать овощи и фрукты, и наблюдать
за ними).
Воспитатель:
Внимание!
Навстречу
нашему
кораблю
летят
мелкие
метеориты.
Пальчиковая гимнастика «Метеоритный дождь»
Дети стучат пальчиками по боковым поверхностям стульев сначала слабо,
потом сильнее.
Воспитатель: Ребята, вы уже говорили, что космонавт должен быть очень
внимательным.
Мы
сейчас
проверим,
какие
вы
внимательные
и
сообразительные.
Игра «Иллюминаторы»
Воспитатель: На столе лежат картинки с изображением того, что вы можете
увидеть на земле, но иллюминаторы или окошки в корабле очень маленькие.
Вы сможете увидеть только отдельные части, а не всю картинку. Вы должны
догадаться, что же на ней изображено. Дети передвигают по столу лист
бумаги с прорезанными отверстиями, под которыми лежат картинки и
угадывают, что на них изображено (бабочка, цветок, пчела, дерево, лиса).
Воспитатель: Молодцы, вы были очень внимательными и сообразительными,
как настоящие космонавты.
- А теперь инопланетяне, внимание! Мы выходим в открытый космос, не
забудьте надеть специальные костюмы.
Физминутка «Парим в космосе»
Под медленную космическую музыку дети выполняют различные фигуры,
имитируют полёт в невесомости.
Мы парим как ласточки
В небесной темноте,
Звёздами любуемся
В тишине.
Воспитатель: В открытом космосе мы встретили землян, как вы думаете, они
удивились?
Игровое упражнение на развитие мимики «Удивились? Испугались?
Рассердились? Улыбнулись!»
Воспитатель: Мы полетели к Земле. Что вы знаете о ней, какая она?
Воспитатель показывает картинку с изображением Земли. (Красивая,
круглая, большая, синяя, богатая, живая)
Воспитатель: Что бы вы могли посоветовать землянам, чтобы сохранить это
богатство? (Беречь, любить, не губить природу, не загрязнять).
Воспитатель:
Давайте рассмотрим, что же делают земляне в открытом
космосе.
Воспитатель предлагает сесть детям на стулья перед мольбертом, на
котором закреплена картина «Строительство космической станции».
Беседа по картине
Воспитатель: Кто изображён на картине? (Космонавты).
Воспитатель: Что они делают? (Строят космическую станцию).
Воспитатель: Как вы догадались? (Мы видим части космической станции,
которые космонавты пытаются соединить).
Воспитатель: Для чего нужна космическая станция? (Чтобы жить на ней,
изучать Землю и космос).
Воспитатель: Почему станция состоит из нескольких частей или отсеков?
(Космонавты в них спят, отдыхают, работают, проводят опыты).
Воспитатель: Во что одеты космонавты? (в скафандры) (повторить с 2-3
детьми)
Воспитатель: Какие они? (Белые, блестящие, красивые).
Воспитатель: Из чего сделаны скафандры? (Из металла и стекла).
- Внутри трубочки с водой, чтобы космонавту было не жарко и не холодно.
Воспитатель: Что удерживает космонавта около корабля? (Верёвка).
Воспитатель: Трос. (Повторить с 2-3 детьми).
Воспитатель: Дорогие инопланетяне, скоро вы вернётесь на свою планету.
Все родственники и друзья будут у вас спрашивать о путешествии. Я помогу
вам составить рассказ. Начать его можно так.
Рассказ воспитателя.
- Я прилетел из космоса и увидел около планеты Земля необычных людей.
Одеты они были в скафандры. Скафандры сшиты из специальной ткани,
изготовленной из металла и стекла. Внутри трубки с водой, чтобы космонавт
не замёрз и не перегрелся. Космонавты привязаны к ракете специальными
верёвками – тросами, чтобы не улететь. Космонавты трудились, они
собирали космическую станцию, чтобы жить на ней, проводить опыты и
изучать свою планету – Землю. Они работали быстро и внимательно.
Воспитатель: Кто хочет повторить рассказ или составить свой? (2 – 3 ребёнка
рассказывают о путешествии).
Воспитатель: Молодцы! Хорошие рассказы получилось!
Итог занятия
Воспитатель: Вокруг себя ты обернись и в детский сад ты возвратись. Ребята,
мы побывали в космосе.
- Кем вы были?
- С кем встретились в космосе? Хотели бы вы полететь в космос, когда
вырастите? Что для этого необходимо делать? (Заниматься спортом, учиться
хорошо). Молодцы!