Напоминание

Исследовательская деятельность младших школьников - основной путь к научному познанию


Автор: Бебриш Ирина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 19 с углубленным изучением отдельных предметов
Населённый пункт: г. Черногорск, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Исследовательская деятельность младших школьников - основной путь к научному познанию
Раздел: начальное образование





Назад




Исследовательская деятельность младших школьников -

основной путь к научному познанию

Бебриш Ирина Николаевна, учитель начальных

классов, г. Черногорск МОУ СОШ №19.

Детская

потребность

в

исследовательском

поиске

обусловлена

биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда

новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и

экспериментировать,

самостоятельно

искать новые сведения

о мире

рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это

внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы

психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс

саморазвития.

Поэтому приоритетным направлением системы обучения и воспитания,

по нашему мнению, является формирование у учащихся способности

самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы

деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Учебно–исследовательская

деятельность

это

специально

организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по

своей

структуре

соответствующая

научной

деятельности,

характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью,

мотивированностью и сознательностью, результатом которой является

формирование

познавательных

мотивов,

исследовательских

умений,

субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Основы исследовательского обучения можно найти в учениях педагогов –

гуманистов

эпохи

Возрождения,

в

работах

классиков

педагоги

Я.

Коменского, Ж.Ж. Руссо и др. Великие деятели и педагоги России Н.И.

Порогов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский имели

огромное

значение

в

теоретическом

обосновании

проблемы

исследовательской деятельности.

На современном этапе обоснование

обучения, направленного на формирование умений добывать и применять

полученные знания, дано В.В.Давыдовым, Л.В. Занковым, Н.Ф. Талызиной,

Д.Б.

Элькониным,

И.С.

Якиманской.

Значимость

творческой

исследовательской деятельности в школе подчеркивали В.И. Андреев, И.А.

Зимняя, А.М. Матюшкин. Теоретические, методические, дидактические

аспекты исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах

Л.А. Казанцевой, Г.В. Макотровой, А.В. Леонтовича.

Под исследовательской деятельностью школьников понимается такая

форма организации воспитательно-образовательного процесса, при которой

для учащихся создается ситуация, когда они сами способны овладеть

понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания, в

большей или меньшей степени организационного направляемого учителем,

решать творческие исследовательские задачи с заранее неизвестным

результатом. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят

участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями

готовой информации.

Цель

учебно–исследовательской

деятельности

формирование

готовности учащихся к исследовательской работе, в т.ч. выработке у них

исследовательских умений, творческой активности, самостоятельности.

В настоящее время сформировались различные подходы к определению

видов исследовательской деятельности, к которой, например, относят:

поисково–исследовательскую;

экспериментально–исследовательскую;

междисциплинарную; проектную; техническую; творческую и другие,

осуществляемые в учебное и внеучебное время, тесно связанные с основным

учебным процессом и ориентированным на развитие исследовательской,

творческой активности детей.

Начиная с первого класса, в работе используются специальные игры и

занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность

ребёнка,

помогающие

осваивать

первичные

навыки

проведения

самостоятельных исследований.

Один из этапов - это тренировочные занятия с классом, дающие

возможность

познакомить

каждого

ребёнка

с

техникой

проведения

исследования.

Например, предлагается задание, приготовить рассказ о коте. Задача

учителя, подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших

реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт

работа.

Определив

последовательность

работы,

начинаем

собирать

материал. Но эти сведения тяжело удержать в голове или записать, т. к. нет

навыка письма, поэтому приходим к выводу, нужно создать схему-рисунок.

Способность

ребёнка

делать

краткие

записи,

изобретать

значки

свидетельствует

об

уровне

развития

ассоциативного

мышления

и

творческих способностей.

Начиная со второго класса необходимо работать над формированием

умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать

определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения

эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал

и др. Для этого можно предложить задание: «Посмотрите на мир чужими

глазами». Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных

точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного

взгляда

и

часто

не

замечается

другими.

В

рамках

этого

задания

выполняются следующие упражнения:

продолжи неоконченный рассказ;

составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на

какое-то время стали дневником в портфеле Маши, камешком на

дороге);

опишите один день вашей воображаемой жизни или, используя

данную концовку (…прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал

стоять у доски; …и зайчонок мирно заснул на руках у Оли);

определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше

вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования,

например, кирпича, газеты, кусочка мела);

назови, как можно больше признаков предмета (например, стола,

дома, самолёта, книги и т. д.).

Наиболее

эффективными

формами

и

методами,

формирующими

исследовательские навыки у младших школьников, являются

экскурсии,

наблюдения, опыты, беседы. Экскурсия – форма организации обучения,

которая объединяет учебный процесс, в школе с реальной жизнью и

обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения знакомство

с предметами и явлениями в их естественном окружении. Во время

экскурсий учащиеся любуются красотами природы, прислушиваются к ее

звукам,

видят

разнообразие

природного

окружения,

узнают

много

интересного и поучительного о законах природы. Такое непосредственное

восприятие природного окружения развивает у младших школьников

интерес к его изучению, воспитывает любовь к родному краю. Часть

учебного материала во время экскурсии изучается по опережающему

принципу и в дальнейшем используется на уроках

окружающего мира.

Знания

даются

учителем

не

в

готовом

виде,

а

добываются

самостоятельными усилиями детей, а затем уточняются и закрепляются на

уроках.

Заранее определяется место и объекты исследования, определяется

маршрут. На таких экскурсиях учащиеся легко устанавливают причинно –

следственные связи между живой и неживой природой. Совместная

деятельность учащихся осуществляется в небольших группах (5-6 человек),

в каждой из которых есть руководитель, ученики – исследователи и ученик,

который фиксирует результаты наблюдений. Такая работа способствует

развитию коллективизма, формированию ответственности за собственную

работу и группы в целом. Оборудование и листы – задания готовятся

заранее. Разнообразна тематика наблюдений. Вот некоторые из них: «Как

различить дерево, кустарник, травянистое растение»; «Листопад. Его

причины и значение в природе»; «Куда прячутся насекомые на зиму».

Сегодняшним

школьникам

необходимо

не

только

преподнести

информацию, им необходимо дать возможность прожить ситуацию, понять

её, самим осознать суть предложенной проблемы, сделать выводы или, что

еще лучше, самим найти решение проблем. Очень важно систематизировать

и осмыслить те, зачастую отрывочные, сведения, которые уже имеют

учащиеся. Один из способов получения ответов на возникшие вопросы – это

самостоятельный поиск ответов на осенней экскурсии в природу.

Цель: расширение представление детей о характерных признаках осени и

выявление

причинно-следственных

связей

между

неживой

и

живой

природой.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с объектами живой и неживой

природы и природными явлениями; формировать понятия о древесных,

кустарниковых и травянистых растениях, приспособленности растений к

окружающей среде: осенняя окраска листьев, распространение плодов и

семян.

Воспитательные: формировать у учащихся навыки поведения в природе и в

группе.

Развивающие: развивать наглядно – образное мышление; формировать

умение

сравнивать

растения

по

внешнему

виду;

развивать

наблюдательность и любознательность.

Проведение экскурсии:

экскурсия проводится на пришкольном учебно–

опытном участке. В начале экскурсии проводится беседа о признаках осени:

уменьшение продолжительности светового дня, понижение температуры,

частые осадки, пасмурная погода, ветер, увядание травянистых растений и

изменение их окраски и т.д. В заключении формулируются познавательные

задачи.

Содержание заданий.

1 группа

Записать предметы и явления живой и неживой природы

Предметы живой природы

Предметы

неживой

природы

Природные явления

Деревья,

кустарники,

лекарственные

травы,

овощи, муравьи

Камни,

почва,

песок,

воздух, тучи.

Дуновение

ветра,

колыхание веток и листьев

2 группа

Определить, какие деревья и кустарники растут на территории

участка. Собрать листья и плоды в отдельные пакеты и подписать.

Заполнить маршрутный лист.

Название

дерева

и

кустарника

Цвет листьев

Наличие плодов

Сирень обыкновенная

Тополь

Смородина сибирская

Зелено – желтые

Желтые и коричневые

Желтые и коричневые

Зрелые коробочки

Несозревшие

Вызревшие плоды

3 группа

Рассмотреть лекарственные травы. Вспомнить и записать их название,

заполнить таблицу

Название лекарственной травы

Как выглядит осенью

Подорожник

Одуванчик

Много семян, листья коричневые

Листья увядают

4 группа

Запиши названия овощных культур. Определи местонахождение

плодов, заполни таблицу

Название овощной культуры

Наличие и местонахождение плодов

Картофель

Помидор

Перец

Ботва коричневая, сухая; плод в земле

Листья зеленые, местами коричневые; плоды

красного цвета

Листья зеленые; плоды красного и зеленого

цвета

После выполнения заданий, в классе обсуждаются результаты. Группы

рассказывают о своих наблюдениях, показывают собранный природный

материал.

После таких экскурсий ребятам предлагаются творческие задания:

оформить гербарий из осенних листьев; собрать и представить коллекцию

плодов; найти дополнительный материал и оформить реферат о любом

растении (учащиеся 3-4 классов готовят презентацию «Растения нашего

края»); написать сочинение натуралиста – исследователя.

Многие проводимые исследования, опыты в последствии являются

практической частью учебного проекта или исследовательской работы.

Примером может служить проект учащихся 3-го класса на уроках

окружающего мира по теме “Экосистемы”. Данная тема предполагает в

течение нескольких уроков познакомить детей с особенностями экосистем

озера, болота, луга, леса и поля, узнать о производителях, потребителях и

разрушителях данных экосистем,

показать круговорот веществ не только на

огромной биосфере планеты, но и отдельно в каждом озере, болоте, луге,

лесу и поле. Этот материал оказался очень интересным для детей, и они

сами предложили работу над проектом, который получил впоследствии

название “Экологическая система – ячейка живой оболочки Земли”.

Работа состоит из следующих этапов:

I этап

Формирование

групп

идет

самостоятельно,

учитывая

дружеское

расположение и общие интересы в этой области.

II этап

В каждой группе выбирается координатор, который с помощью

учителя составляет план, по которому группа собирает информацию. Все

остальные члены групп определяют для себя спектр задач для реализации

проекта.

III этап - самостоятельная работа групп:

поиск и сбор информации;

проведение опытов и постановка экспериментов;

оформление собранного материала;

создание презентаций с использованием ИКТ (на данном этапе

детям оказывают помощь учителя информатики и родители).

IV этап- защита проектов.

Каждая группа представляет свою экосистему в виде презентаций,

демонстрацией результатов опытов и экспериментов.

Весь собранный материал оформляется в виде буклетов, информационных

стендов.

Данный

проект

послужил

началом

дальнейших

исследований

учащихся.

Например, проводимые опыты «Вода. Её состав и свойства»

привели к идее сравнить свойства озёр равнинных и горных в республике

Хакасия. Была определен проблема, цель и задачи исследования, выстроен

план изучения наиболее часто посещаемых озёр. Спланировали ведение

наблюдений: замеры температуры воздуха и воды, изучение лечебных

свойств грязи, рельефа местности, где расположены озёра. Исследование

продолжалось два года.

Изучая экосистему леса, вышли на другую проблему: «Влияние

пожаров на экосистему леса».

Результатом такой работы явилась победа Плотникова Ярослава и

Кремера Станислава на городской научно – практической конференции

младших школьников.

Таким образом, исследовательская деятельность младшего школьника -

это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого

стиля

детской

жизни

и

учебной

деятельности.

Он

позволяет

трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм

саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в

исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое.

Исследовательская

деятельность

позволяет

раскрыть

индивидуальные

особенности учащихся и даёт им возможность приложить свои знания,

принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Литература

1.

Безрукова

В.С.

Директору

об

исследовательской

деятельности

школы. //«Директор школы». - М: «Сентябрь»,2002, №2.

2. Вдовиченко В.М., Дурейко Л.И., Кучинский В.И., Докиш С.П. Учебно-

методическое пособие для учителей по курсу «Человек и мир» в

подготовительном классе. Мн., 1998.

3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1-4 классы

Педагогика. Психология. Управление., М., 2003.

4. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии. Мн., 2003. – 288 с.

5. Кашлев С.С.

Диагностика экологической культуры.

Пособие для

учителей и воспитателей общеобразовательных учреждений. Мн., 2003

6. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения

школьников. // «Директор школы». - М: «Сентябрь»,2003, №8. - 204 с.



В раздел образования