Автор: Лариса Борисовна Файзуллина
Должность: гбпоу сибайский педагогический колледж
Учебное заведение: ГБПОУ Сибайский педагогический колледж
Населённый пункт: Сибай
Наименование материала: статья
Тема: Практико-ориентированный подход к профессиональной подготовке педагогов дошкольного образования
Раздел: среднее профессиональное
Файзуллина Л.Б.,
преподаватель ГБПОУ
Сибайский педагогический колледж, г. Сибай
Практико-ориентированный подход к профессиональной подготовке педагогов дошкольного
образования
Современные требования, которые предъявляются к выпускникам колледжа, включают в себя
не только наличие профессиональных знаний, но также овладение ими умениями и навыками по
применению этих знаний в реальной практической деятельности. Решению этой задачи, как показывает
реальная практика, способствует практико-ориентированный подход, который позволяет значительно
повысить эффективность обучения. Это связано с тем, что система отбора содержания учебного
материала помогает студентам оценивать значимость и практически актуализировать имеющиеся у них
знания и умения. Специфика внедрения в обучение практико-ориентированного подхода в системе
высшего образования заключается в том, что он даёт возможность интегрировать формирование
фундаментальной научной базы знаний и практических, общекультурных и социальных компетенций
студентов, которые необходимы для профессиональной деятельности будущих педагогов. Таким
образом, одним из компонентов практико-ориентированного образования становится обогащение
практического опыта обучаемых в конкретной деятельности, уровень которого определяется степенью
сформированности компетенций у студентов. В практико-ориентированном образовательном процессе
обучающиеся активно применяют имеющиеся у них знания и вместе с тем у будущих специалистов
формируется собственный опыт на основе освоения новых знаний. Этот опыт становится основой и
стимулом для дальнейшего личностного и профессионального развития студента, активизации его
собственных сил и способностей.
Выделяют несколько основных направлений реализации практико-ориентированного подхода к
организации образовательного процесса. В основе первого направления стоит реализация задач
профессиональной подготовки студентов через взаимодействие процесса обучения и прохождения
учебных и производственных практик, с целью формирования практического опыта путем их
внедрения в профессиональную среду. Второе направление связано с формированием у студентов
профессиональных компетенций, а также личностных качеств, которые бы обеспечивали выполнение
профессиональных обязанностей. Реализация данного направления обеспечивается через внедрение
профессионально-ориентированных
технологий
обучения.
Третье
направление
основано
на
профессионально направленном изучении студентами комплекса дисциплин, которые обеспечивают
профессиональную подготовку по отдельным блокам основной образовательной программы.
В настоящее время, учитывая пожелания работодателей относительно знаний, умений,
навыков
студентов, которые должны быть готовы эффективно применять их в своей трудовой
деятельности, соответствовать стандартам качества. Реализация практико-ориентированных подходов
является одним из путей решения этой проблемы.
Ключевым
фактором,
обеспечивающим
практико-ориентированный
подход,
является
включение в реализацию задач специалистов, педагогов из разных образовательных учреждений:
преподавателей
среднего
профессионального
образования
и
сотрудников
дошкольных
образовательных организаций. Такое взаимодействие позволяет улучшить качество подготовки
студентов к их будущей профессиональной деятельности за счет распределения функций и задач
образовательного процесса между всеми его субъектами.
В системе СПО можно выделить несколько направлений к практико-ориентированному
образованию. С одной стороны, практико-ориентированное образование связывают с организацией
учебной, производственной и преддипломной практики студента с целью его погружения в
профессиональную
среду.
С
другой
стороны,
считается
наиболее
эффективным
внедрение
профессионально-ориентированных
технологий
обучения,
способствующих
формированию
у
студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, знаний, умений и
навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной
специальности.
Практико-ориентированный подход к обучению в образовательном учреждении должен
применяться педагогическим коллективом с первых дней обучения и далее способствовать поэтапному
формированию профессиональных компетенций личности студента.
Во-первых, студент адаптируется к образовательному процессу. У него формируются
понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии.
Во-вторых, начинается укрепление и углубление профессиональных интересов студента при
изучении специальных дисциплин, где студент не просто закрепляет основные теоретические
положения, а учится прогнозировать, планировать, в диалоге раскрывать свои мнения и позиции по
выбранному способу решения учебной задачи.
В-третьих, процесс знакомства с профессиональной деятельностью в период освоения
профессиональных модулей и прохождения учебной, производственной практик, готовность к
дифференцированной оценке уровня своего профессионализма. Кроме практической работы будущие
специалисты
знакомятся
с
реальными
задачами
производства,
их
постановкой,
решением,
документацией и презентацией.
А на последнем этапе студент может организовать собственную деятельность, выбирать
типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
Создание процесса практико-ориентированного обучения даст возможность предельно точно
приблизить содержание
учебных
дисциплин
к
будущей
профессии,
возможности
построений
целостного
учебного
процесса,
создаст
условия
для
целенаправленного
формирования
конкурентоспособности будущих работников.
Реализация
практико-ориентированного
подхода
способствует
совершенствованию
существующих
образовательных
программ
и
технологий
создания
условий
для
подготовки
специалистов, обладающих качественно новым уровнем профессиональных компетенций, готовых к
профессиональной деятельности в современных условиях.
Задача преподавателей сформировать у студентов практический опыт профессиональной
деятельности на базе конкретной организации; освоить профессиональные и общие компетенции по
виду профессиональной деятельности; проверить возможности самостоятельной работы будущих
специалистов в условиях конкретной организации.
Таким образом, практико-ориентированность и диалог позволяют студентам приобрести
необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему
теоретических
знаний,
профессиональную
мобильность
и
компетентность,
что
соответствует
образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного
подхода) //Высшее образование в России. № 11. 2004.
2. Щукин М. Е. Психологические основы индивидуального подхода к учащимся в процессе
производственного обучения. – М.: Педагогическое общество России, 2005. 197с.
3. Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-
ориентированных технологий, Современные исследования социальных проблем (электронный научный
журнал), №12(20), 2012.
4. Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной
образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2011. – № 1 (0,6 п.л.).
5. Современные проблемы науки и образования: многопредмет. научн. журн. – Электрон.науч. жур:Изд.
дом «АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ», 2005 .