Напоминание

Практико-ориентированный подход к профессиональной подготовке педагогов дошкольного образования


Автор: Лариса Борисовна Файзуллина
Должность: гбпоу сибайский педагогический колледж
Учебное заведение: ГБПОУ Сибайский педагогический колледж
Населённый пункт: Сибай
Наименование материала: статья
Тема: Практико-ориентированный подход к профессиональной подготовке педагогов дошкольного образования
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Файзуллина Л.Б.,

преподаватель ГБПОУ

Сибайский педагогический колледж, г. Сибай

Практико-ориентированный подход к профессиональной подготовке педагогов дошкольного

образования

Современные требования, которые предъявляются к выпускникам колледжа, включают в себя

не только наличие профессиональных знаний, но также овладение ими умениями и навыками по

применению этих знаний в реальной практической деятельности. Решению этой задачи, как показывает

реальная практика, способствует практико-ориентированный подход, который позволяет значительно

повысить эффективность обучения. Это связано с тем, что система отбора содержания учебного

материала помогает студентам оценивать значимость и практически актуализировать имеющиеся у них

знания и умения. Специфика внедрения в обучение практико-ориентированного подхода в системе

высшего образования заключается в том, что он даёт возможность интегрировать формирование

фундаментальной научной базы знаний и практических, общекультурных и социальных компетенций

студентов, которые необходимы для профессиональной деятельности будущих педагогов. Таким

образом, одним из компонентов практико-ориентированного образования становится обогащение

практического опыта обучаемых в конкретной деятельности, уровень которого определяется степенью

сформированности компетенций у студентов. В практико-ориентированном образовательном процессе

обучающиеся активно применяют имеющиеся у них знания и вместе с тем у будущих специалистов

формируется собственный опыт на основе освоения новых знаний. Этот опыт становится основой и

стимулом для дальнейшего личностного и профессионального развития студента, активизации его

собственных сил и способностей.

Выделяют несколько основных направлений реализации практико-ориентированного подхода к

организации образовательного процесса. В основе первого направления стоит реализация задач

профессиональной подготовки студентов через взаимодействие процесса обучения и прохождения

учебных и производственных практик, с целью формирования практического опыта путем их

внедрения в профессиональную среду. Второе направление связано с формированием у студентов

профессиональных компетенций, а также личностных качеств, которые бы обеспечивали выполнение

профессиональных обязанностей. Реализация данного направления обеспечивается через внедрение

профессионально-ориентированных

технологий

обучения.

Третье

направление

основано

на

профессионально направленном изучении студентами комплекса дисциплин, которые обеспечивают

профессиональную подготовку по отдельным блокам основной образовательной программы.

В настоящее время, учитывая пожелания работодателей относительно знаний, умений,

навыков

студентов, которые должны быть готовы эффективно применять их в своей трудовой

деятельности, соответствовать стандартам качества. Реализация практико-ориентированных подходов

является одним из путей решения этой проблемы.

Ключевым

фактором,

обеспечивающим

практико-ориентированный

подход,

является

включение в реализацию задач специалистов, педагогов из разных образовательных учреждений:

преподавателей

среднего

профессионального

образования

и

сотрудников

дошкольных

образовательных организаций. Такое взаимодействие позволяет улучшить качество подготовки

студентов к их будущей профессиональной деятельности за счет распределения функций и задач

образовательного процесса между всеми его субъектами.

В системе СПО можно выделить несколько направлений к практико-ориентированному

образованию. С одной стороны, практико-ориентированное образование связывают с организацией

учебной, производственной и преддипломной практики студента с целью его погружения в

профессиональную

среду.

С

другой

стороны,

считается

наиболее

эффективным

внедрение

профессионально-ориентированных

технологий

обучения,

способствующих

формированию

у

студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, знаний, умений и

навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной

специальности.

Практико-ориентированный подход к обучению в образовательном учреждении должен

применяться педагогическим коллективом с первых дней обучения и далее способствовать поэтапному

формированию профессиональных компетенций личности студента.

Во-первых, студент адаптируется к образовательному процессу. У него формируются

понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии.

Во-вторых, начинается укрепление и углубление профессиональных интересов студента при

изучении специальных дисциплин, где студент не просто закрепляет основные теоретические

положения, а учится прогнозировать, планировать, в диалоге раскрывать свои мнения и позиции по

выбранному способу решения учебной задачи.

В-третьих, процесс знакомства с профессиональной деятельностью в период освоения

профессиональных модулей и прохождения учебной, производственной практик, готовность к

дифференцированной оценке уровня своего профессионализма. Кроме практической работы будущие

специалисты

знакомятся

с

реальными

задачами

производства,

их

постановкой,

решением,

документацией и презентацией.

А на последнем этапе студент может организовать собственную деятельность, выбирать

типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и

качество.

Создание процесса практико-ориентированного обучения даст возможность предельно точно

приблизить содержание

учебных

дисциплин

к

будущей

профессии,

возможности

построений

целостного

учебного

процесса,

создаст

условия

для

целенаправленного

формирования

конкурентоспособности будущих работников.

Реализация

практико-ориентированного

подхода

способствует

совершенствованию

существующих

образовательных

программ

и

технологий

создания

условий

для

подготовки

специалистов, обладающих качественно новым уровнем профессиональных компетенций, готовых к

профессиональной деятельности в современных условиях.

Задача преподавателей сформировать у студентов практический опыт профессиональной

деятельности на базе конкретной организации; освоить профессиональные и общие компетенции по

виду профессиональной деятельности; проверить возможности самостоятельной работы будущих

специалистов в условиях конкретной организации.

Таким образом, практико-ориентированность и диалог позволяют студентам приобрести

необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему

теоретических

знаний,

профессиональную

мобильность

и

компетентность,

что

соответствует

образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного

подхода) //Высшее образование в России. № 11. 2004.

2. Щукин М. Е. Психологические основы индивидуального подхода к учащимся в процессе

производственного обучения. – М.: Педагогическое общество России, 2005. 197с.

3. Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-

ориентированных технологий, Современные исследования социальных проблем (электронный научный

журнал), №12(20), 2012.

4. Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной

образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2011. – № 1 (0,6 п.л.).

5. Современные проблемы науки и образования: многопредмет. научн. журн. – Электрон.науч. жур:Изд.

дом «АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ», 2005 .



В раздел образования