Автор: Артюхова Анастасия Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ "Школа № 2 г. Благовещенск"
Населённый пункт: г. Благовещенск
Наименование материала: статья
Тема: Использование интеллект - карт на уроках истории и обществознания
Раздел: среднее образование
«Использование интеллект – карт на уроках истории и обществознания»
Интеллект – карта – это метод графического выражения процессов восприятия,
обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития
памяти и мышления.
Какой-либо термин или научное понятие можно считать усвоенным, если вы:
нашли для его объяснения простые, удобные вам ассоциации;
пересказали своими словами и запомнили его определение;
можете ответить на вопросы о его признаках, функциях, формах и видах.
В каждом разделе есть самые главные, фундаментальные понятия и термины. В
первую очередь разбираемся с ними. Для того чтобы их усвоить, мы на уроках
составляем так называемую интеллект – карту.
Интеллект – карты (в оригинале Mind maps) — это инструмент визуального
отображения информации, представленного в виде образов, ассоциаций на листе
бумаги в графическом виде. Англоязычное словосочетание Mind map дословно
переводится как «карта ума» («map» - карта, «mind» - ум).
“Метод интеллект –карт” создан американским учёным и бизнесменом Тони
Бьюзеном.
Интеллект – карта представляет собой древовидную схему, на которой
изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями,
отходящими от центрального понятия или идеи. Ветви, имеющие форму плавных
линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами.
Основные направления использования интеллект – карт в образовательном
процессе:
при обобщении материала;
при изучении новой темы;
для систематизации и структурирования информации;
для организации и проведения контроля знаний и т. д.
Интеллект – карты имеют следующие отличительные свойства:
1.
Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно
окинуть одним взглядом.
2.
Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее
рассматривать не только интересно, но и приятно.
3.
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию
образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
4.
Своевременность.
Интеллект-карта
помогает
выявить
недостаток
информации и понять, какой информации не хватает.
5.
Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти
нестандартные пути решения задачи.
6.
Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект - карт через некоторое время
помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Это наглядный метод запоминания информации от общего к частному. этот
метод работает гораздо эффективнее, если карта составлена самостоятельно.
Берем лист бумаги. В центре рисуем прямоугольник, в котором указываем
название нашего предмета: «Обществознание». По кругу от него рисуем стрелки и
располагаем еще пять прямоугольников – по количеству тематических блоков
(научных дисциплин, основы которых изучаются в рамках обществознания):
«Экономика», «Политика», «Право», «Социология», «Философия (человек и
общество)». В свою очередь, вокруг них также рисуем стрелки и располагаем
фундаментальные термины по данному тематическому блоку.
Теперь нам надо наполнить смыслом и содержанием каждый прямоугольник на
интеллект – карте. Поскольку мы задействуем, в первую очередь, ассоциативное
мышление, то не пишем при заполнении интеллект – карты длинные предложения,
стараемся быть краткими: указываем главные ассоциации, ключевые слова, а
иногда для наглядности используем простые рисунки-пояснения. Эти короткие
фразы, слова – ассоциации и рисунки должны помочь вам вспомнить определение
понятия или термина, его признаки, функции, формы и виды.
Такую же интеллект – карту, но уже более подробную, охватывающую не только
фундаментальные понятия, но и относящиеся к ним термины, надо составить для
каждого тематического блока.
Допустим, в политике одно из главных понятий – форма государства. На
интеллект – карте мы нарисуем рядом с ним три прямоугольника: «Форма
управления»,
«Политический
режим»
и
«Территориально-административное
устройство».
Помимо форм государства, в интеллект-карте по разделу «Политика» будут
размещены
такие
фундаментальные
понятия,
как
«Власть»,
«Правовое
государство», «Демократия», «Гражданское общество», «Политические партии»,
«Политическое лидерство», «Избирательные системы».
В экономике одно из фундаментальных понятий – экономические системы.
Чтобы разобраться в нем, необходимо понимать, чем отличается рыночная
экономика от командно – административной. Вносим эти понятия в интеллект –
карту.
На интеллект – карте раздела «Право» в качестве фундаментальных понятий
будут перечислены отрасли права – гражданское, уголовное, административное,
трудовое, семейное, а в качестве пояснения к ним – какие суды разбирают дела в
той или иной отрасли.
Составление интеллект – карты кажется трудоемким занятием, но, если не
полениться и сделать это, потом можно значительно облегчить себе подготовку к
экзамену.
Вывод
Главное достоинство метода – его универсальность, и то, что методика
построения интеллект-карт очень проста и может быть использована любым
учителем-предметником.
Неоднократное составление интеллект – карт способствует систематизации
знаний
учащихся,
высокому
уровню
усвоения
материала,
приобретению
учащимися учебно – исследовательских и проектировочных умений, необходимых
для
дальнейшего
обучения,
повышению
качества
знаний,
проявлению
познавательной активности и интереса к изучению любого предмета.
Личность, развивающая в себе способность создавать образы, одновременно
развивает способность к мышлению, восприятию мира, свою память, творческий
потенциал и укрепляет веру в собственные силы.