Напоминание

Использование интеллект - карт на уроках истории и обществознания


Автор: Артюхова Анастасия Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ "Школа № 2 г. Благовещенск"
Населённый пункт: г. Благовещенск
Наименование материала: статья
Тема: Использование интеллект - карт на уроках истории и обществознания
Раздел: среднее образование





Назад




«Использование интеллект – карт на уроках истории и обществознания»

Интеллект – карта – это метод графического выражения процессов восприятия,

обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития

памяти и мышления.

Какой-либо термин или научное понятие можно считать усвоенным, если вы:

нашли для его объяснения простые, удобные вам ассоциации;

пересказали своими словами и запомнили его определение;

можете ответить на вопросы о его признаках, функциях, формах и видах.

В каждом разделе есть самые главные, фундаментальные понятия и термины. В

первую очередь разбираемся с ними. Для того чтобы их усвоить, мы на уроках

составляем так называемую интеллект – карту.

Интеллект – карты (в оригинале Mind maps) — это инструмент визуального

отображения информации, представленного в виде образов, ассоциаций на листе

бумаги в графическом виде. Англоязычное словосочетание Mind map дословно

переводится как «карта ума» («map» - карта, «mind» - ум).

“Метод интеллект –карт” создан американским учёным и бизнесменом Тони

Бьюзеном.

Интеллект – карта представляет собой древовидную схему, на которой

изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями,

отходящими от центрального понятия или идеи. Ветви, имеющие форму плавных

линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами.

Основные направления использования интеллект – карт в образовательном

процессе:

при обобщении материала;

при изучении новой темы;

для систематизации и структурирования информации;

для организации и проведения контроля знаний и т. д.

Интеллект – карты имеют следующие отличительные свойства:

1.

Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно

окинуть одним взглядом.

2.

Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее

рассматривать не только интересно, но и приятно.

3.

Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию

образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

4.

Своевременность.

Интеллект-карта

помогает

выявить

недостаток

информации и понять, какой информации не хватает.

5.

Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти

нестандартные пути решения задачи.

6.

Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект - карт через некоторое время

помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Это наглядный метод запоминания информации от общего к частному. этот

метод работает гораздо эффективнее, если карта составлена самостоятельно.

Берем лист бумаги. В центре рисуем прямоугольник, в котором указываем

название нашего предмета: «Обществознание». По кругу от него рисуем стрелки и

располагаем еще пять прямоугольников – по количеству тематических блоков

(научных дисциплин, основы которых изучаются в рамках обществознания):

«Экономика», «Политика», «Право», «Социология», «Философия (человек и

общество)». В свою очередь, вокруг них также рисуем стрелки и располагаем

фундаментальные термины по данному тематическому блоку.

Теперь нам надо наполнить смыслом и содержанием каждый прямоугольник на

интеллект – карте. Поскольку мы задействуем, в первую очередь, ассоциативное

мышление, то не пишем при заполнении интеллект – карты длинные предложения,

стараемся быть краткими: указываем главные ассоциации, ключевые слова, а

иногда для наглядности используем простые рисунки-пояснения. Эти короткие

фразы, слова – ассоциации и рисунки должны помочь вам вспомнить определение

понятия или термина, его признаки, функции, формы и виды.

Такую же интеллект – карту, но уже более подробную, охватывающую не только

фундаментальные понятия, но и относящиеся к ним термины, надо составить для

каждого тематического блока.

Допустим, в политике одно из главных понятий – форма государства. На

интеллект – карте мы нарисуем рядом с ним три прямоугольника: «Форма

управления»,

«Политический

режим»

и

«Территориально-административное

устройство».

Помимо форм государства, в интеллект-карте по разделу «Политика» будут

размещены

такие

фундаментальные

понятия,

как

«Власть»,

«Правовое

государство», «Демократия», «Гражданское общество», «Политические партии»,

«Политическое лидерство», «Избирательные системы».

В экономике одно из фундаментальных понятий – экономические системы.

Чтобы разобраться в нем, необходимо понимать, чем отличается рыночная

экономика от командно – административной. Вносим эти понятия в интеллект –

карту.

На интеллект – карте раздела «Право» в качестве фундаментальных понятий

будут перечислены отрасли права – гражданское, уголовное, административное,

трудовое, семейное, а в качестве пояснения к ним – какие суды разбирают дела в

той или иной отрасли.

Составление интеллект – карты кажется трудоемким занятием, но, если не

полениться и сделать это, потом можно значительно облегчить себе подготовку к

экзамену.

Вывод

Главное достоинство метода – его универсальность, и то, что методика

построения интеллект-карт очень проста и может быть использована любым

учителем-предметником.

Неоднократное составление интеллект – карт способствует систематизации

знаний

учащихся,

высокому

уровню

усвоения

материала,

приобретению

учащимися учебно – исследовательских и проектировочных умений, необходимых

для

дальнейшего

обучения,

повышению

качества

знаний,

проявлению

познавательной активности и интереса к изучению любого предмета.

Личность, развивающая в себе способность создавать образы, одновременно

развивает способность к мышлению, восприятию мира, свою память, творческий

потенциал и укрепляет веру в собственные силы.



В раздел образования