Напоминание

"Волонтерский отряд в детском саду"


Автор: Бердникова Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 29"
Населённый пункт: город Иваново, Ивановская область
Наименование материала: статья
Тема: "Волонтерский отряд в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ВОЛОНТЕРСКИЙ ОТРЯД В ДЕТСКОМ САДУ

Национальный проект «Образование», федеральный проект

«Социальная активность» ставят своей задачей «Создание условий для

развития

наставничества,

поддержки

общественных

инициатив

и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства)».

Включившись в реализацию этих проектов, мы стали искать новые

педагогические технологии, способствующие воспитанию гармонично

развитой и социально ответственной личности на основе духовно-

нравственных ценностей. Такой формой эффективной социализации

дошкольников стали технологии «Дети-волонтеры», «Социальная акция»,

автором которых является Наталия Петровна Гришаева. Эти технологии

направлены, прежде всего, на объединение усилий педагогов и родителей

по развитию гражданской позиции у дошкольников, реальное включение

родителей в процесс социализации детей в дошкольном учреждении.

Так в нашей старшей логопедической группе был организован

волонтерский отряд «Хорошие помощники».

Сначала творческая группа педагогов изучила нормативную и

методическую литературу по данному вопросу, познакомились с опытом

работы волонтерских отрядов других ДОО. Нами были определены цель

и задачи отряда - воспитание человечности, доброты и отзывчивости у

детей.

Это

возможно

только

тогда,

когда

дети

непосредственно

участвуют в ситуации помощи и понимают, что им по силам сделать

жизнь других лучше, радостнее и счастливее. Мы разработали план

действий на учебный год, было утверждено положение о создании

волонтерского отряда в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №

29».

Для организации и реализации технологии мы познакомили детей с

понятием «волонтер», «волонтерское движение», показали видеоролики,

в которых представлены примеры волонтерской деятельности у детей и

взрослых.

Были

организованы

встречи

с

волонтерами

поисково-

спасательного отряда «Лиза Алерт», с волонтерами приюта по спасению

животных «Проект Майский день», со школьниками, которые имеют

опыт участия в волонтерских проектах. Проведен опрос детей «Что я

хочу сделать как волонтер?». Опросили родителей на тему: «Моё

отношение к волонтерству». Совместно с родителями, педагогами,

волонтерами был проведен круглый стол на тему: «Что мне известно о

волонтерстве?».

Чтобы

команда

действительно

была

сплоченная,

проводились игры, направленные на объединение детского коллектива и

развитие

коммуникативных

способностей:

"Овации", "Снежный

ком", "Передай свое настроение", "Как сказать, чтоб не обидеть";

использовали метод игрового моделирования проблемных ситуаций,

помогающий детям принять правильное решение в различных жизненных

ситуациях.

Ребята волонтерское движение приняли с большим интересом. В

состав

отряда

«Хорошие

помощники»

вошли

воспитанники

логопедической

группы,

педагоги,

родители

воспитанников.

Дети

самостоятельно придумали название отряда. В создание эмблемы и

девиза отряда вовлекли своих родителей. Эмблема получилась в виде

множества цветных ладошек, что означает: «Мы все разные, но ведем

совместную работу и связаны одним делом». Девиз наших юных

волонтеров: «Делай добрые дела!». Также ребятами были разработаны

заповеди и правила деятельности волонтера. У каждого ребенка есть

Паспорт волонтера, в котором фиксируются все его достижения, «добрые

дела».

Для

реализации

проекта

мы

используем

форму

различных

социальных акций, поскольку:

участие в этих акциях дает детям возможность самореализации, т.к.

они оказывают помощь тем, кто в ней нуждается;

для участия в акциях дети, педагоги и родители объединяются в

единый коллектив, у детей рождается доверие к миру, желание

сотрудничать со взрослыми и сверстниками, появляется принятие себя,

таким образом происходит их успешная социализация;

формируется

активная

жизненная

позиция.

Ребенок

начинает

понимать, что даже он способен изменить окружающий мир в лучшую

сторону;

участвуя в акциях, дети не механически запоминают правила

поведения, а происходит трансформация знаний в опыт, отношения, а это

способствует развитию эмоциональной сферы дошкольника;

участие в акциях всегда имеет для ребенка результат с «обратной

связью», что очень важно для позитивной социализации дошкольников.

Наши маленькие «Хорошие помощники» совместно с родителями

участвуют в социальных акциях с различной направленностью:

социальные акции (благотворительный марафон «Ты нам нужен!»,

«Доброе слово» и др.);

экологические акции («Поможем животным приюта «Майский

день»», «Покормите птиц зимой», «Сдай батарейку, спаси ежика»,

«Добрый пластик» и др.);

здоровьесберегающие акции («Я выбираю спорт», «Быть здоровым

здорово!» и др.);

акции, направленные на безопасное поведение, заботу и порядок в

быту («Стань заметней на дороге», «Добрая книга от доброго сердца» и

др.);

патриотические акции («Мы правнуки Победы», «Город родной, мы

гордимся тобой!» и др.).

При проведении любой социальной акций всегда учитываются

возрастные и индивидуальные особенности детей. Тема акции обычно

соответствует проекту, который реализуется в детском саду или в группе.

Мы проводим социальные акции, используя следующую схему:

1. Сначала выявляем социально значимую проблему. Обращаем на

нее внимание детей. На этом этапе задача воспитателя состоит в создании

ситуации, для решения которой необходимо совершать добрые дела.

Каждая акция начинается с информирования детей и родителей о цели,

этапах и времени её проведения. На «Рефлексивном круге» воспитатель

перед детьми ставит проблемную ситуацию, для решения которой

необходимо совершать добрые дела. Обычно фантазии детей нет предела.

Они предлагают различные способы решения сложившейся проблемы,

осуществляют

планирование

своей

деятельности

и

деятельности

родителей в реализации данной акции.

2. Подбираем социальных партнеров и взаимодействуем с ними на

протяжении всей акции.

3. Определяем масштаб участников акции. На этом этапе проводится

работа с детьми и родителями: знакомство с темой, проблемой; выход за

пределы детского сада для привлечения жителей микрорайона к

проблеме; мероприятия с социальными партнерами; участие в конкурсах,

флешмобах, праздниках и др.; изготовление итогового продукта.

4. Участие волонтерского отряда в социальной акции.

5. Рефлексия. Участники получают благодарности, подводят итоги

акции. По окончании акции показываем детям конечный результат, чтобы

они убедились, что все делали не зря.

Например, одна из реализованных нами социальных акций –

благотворительный марафон

«Ты нам нужен!».

Он направлен на

поддержку детей с ОВЗ от 0 до 18 лет.

Наш отряд решил открыть на один день в детском саду гипермаркет

«Нужных ненужностей». Юные волонтеры изготовили эмблемы с

символикой

марафона,

родители

помогли

подготовить

памятки

с

описанием акции и объявления о режиме работы магазина. Всем

предлагалось принести в детский сад вещи, которые дома уже не

пользуются: книги, одежда, конфеты, игрушки, поделки, конструкторы и

т.д. Эти вещи распределили по разделам. Ценников в нашем магазине не

было, покупатели выбирали товары и жертвовали любую сумму в Банк

«Добро» («Апельсинометр»). По окончании работы магазина было

собрано 31 561 рубль 20 копеек! Все средства были перечислены в фонд

средств городского марафона и направлены на лечение детей с ОВЗ.

По материалам акции был сделан видеоролик, вручены

благодарности детям и семьям воспитанников, которые приняли самое

активное

участие

в

акции.

По

окончании

акции

мы

провели

«Рефлексивный круг» и многие дети сделали вывод: «Делать добро - это

так просто и приятно!».

Результаты

проделанной

работы

позволяют

говорить

об

эффективности разработанного и реализованного проекта:

Для детей:

- у детей логопедической группы формируется активная жизненная

позиция маленького гражданина России, неравнодушного и желающего

оказать реальную помощь и поддержку тем, кто в ней нуждается;

- развивается чувство уверенности в себе, формируется адекватная

самооценка у детей;

-

появляется

ощущение

собственной

значимости

в

группе

сверстников, понимание своего вклада в общее дело, радость от своих

успехов.

- развиваются благоприятные межличностные отношения в группе;

-

повышается

мотивация

к

речевому

высказыванию,

активизировалась коммуникативная сторона речи, расширяется активный

словарь, усваиваются лексико-грамматические категории речи.

Для родителей:

- они испытали чувство сопричастности и удовлетворения от своих

успехов и успехов своего ребенка;

- установились доверительные, конструктивные отношения между

участниками образовательного процесса;

- повысился авторитет педагогов в глазах родителей.

Для педагогов:

-

сплотился

педагогический

коллектив,

выработался

алгоритм

действий для достижения поставленной цели и задач проекта;

-

изменилось

отношение

педагогов

к

нововведениям

в

образовательном процессе;

-

появились

условия

для

проявления

педагогами

творчества,

самореализации

личностного

потенциала,

достижения

профессионального успеха.



В раздел образования