"Игра в бассейне как средство повышения физической и умственной активности детей дошкольного возраста."
Автор: Котова Алла Андреевна Должность: инструктор по физической работе Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида "Родничок" Населённый пункт: город Лянтор, Тюменская область, ХМАО Наименование материала: статья Тема: "Игра в бассейне как средство повышения физической и умственной активности детей дошкольного возраста." Раздел: дошкольное образование
МБДОУ комбинированного вида детский сад «Родничок» г.Лянтор.
Котова Алла Андреевна
Инструктор по физической культуре
Игра в бассейне как средство повышения физической и умственной
активности детей дошкольного возраста.
В нашем детском саду созданы все условия для занятия плаванием. За
последние годы было приобретен новый инвентарь, игрушки, которые
повышают активность детей на занятиях в бассейне.
Играя, ребёнок незаметно привыкает к свойствам водной среды
настолько, что потребность в умении плавать возникает сама собой.
При обучении детей плаванию используются различные пособия, игровой
материал, инвентарь. Вспомогательные средства обучения позволяют
стимулировать функциональные возможности детского организма, повышают
интерес детей к занятиям в бассейне. Это позволяет сделать занятие
интереснее, придумывать новые игры (старший возраст - как элемент
творчества и воображения).
На занятиях по плаванию так же используется нетрадиционное
оборудование: тонущие игрушки при обучении погружения в воду с головой;
яркие и привлекательные игрушки для быстрого нахождения их под водой;
плавающие игрушки, сшитые из обычных надувных игрушек, вышедших из
строя; резиновые экспандеры, добавляются к ним «клешни» и «глазки»,
которые превращаются в веселых «крабов». Эти «игрушки» используются в
играх «Водолазы», «Ныряльщики», а также в эстафетах во время праздников
и развлечений. Дети быстро входят в образ, особенно если используется
такой атрибут, как маски (которые сделаны из надувных игрушек).
Игра - вид деятельности ребенка, который представляет сознательную,
инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели,
добровольно установленной играющим. В игре удовлетворяются физические
и духовные потребности ребенка, в ней формируются его ум, волевые
качества. В игре ребенок ищет и часто находит как бы рабочую площадку для
воспитания своих нравственных и физических качеств, его организм требует
выхода в деятельности, соответствующей его внутреннему состоянию.
Игра создаёт атмосферу здорового соревнования, заставляющего не просто
механически выполнять известные движения, а мобилизовать свою память.
Двигательный опыт, осмысливать происходящее, сопоставлять ситуацию,
оценивать свои действия. В процессе игры решаются образовательные,
воспитательные и двигательные задачи. В зависимости от вида деятельности
и нагрузок игры могут быть творческие, познавательные, подвижные,
спортивные.
Подвижные игры оказывают большое влияние на умственное развитие
дошкольника. Действуя с предметами, ребенок начинает оперировать в
мыслимом, условном пространстве. Постепенно игровые действия
сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном
плане. Ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях.
Игры вызывают большие эмоции, повышают активность детей,
способствуют появлению инициативы, воспитанию чувства товарищества и т.
д.
Одним из средств повышения двигательной активности является
музыкальное сопровождение некоторых игр. Музыка дисциплинирует
занимающихся, повышает их внимание и работоспособность. В воде
невозможно быстро передвигаться, поэтому музыка звучит плавная,
мелодичная по темпу, что дает возможность детям непринуждённо и
свободно строить рисунки на воде.
Игры в воде проводятся индивидуальным и групповым методом (с
разделением на группы).
Проводятся:
* сюжетные игры
(основаны на определённой тематике: например, «Караси и карпы», «Рыбаки
и карпы» .
* бессюжетные игры
(основаны на выполнении упражнений в соревновательной форме: «Кто
выше?», «Кто дольше?», «Кто первый?»).
Осуществляется взаимосвязь с другими направлениями, такими как:
познавательно- речевое, художественно- эстетическая и социально-
личностное.
В игре «Собери колечки» мы смотрим, какие колечки и из какого материала,
а в игре «Найди свой домик» дети не только ныряют, ориентируются в
пространстве, но и закрепляют цвета, размеры (длинный, короткий).
Используются игровые приёмы: «Надуй шар» и «Лопнул шар» (мы
закрепляем размеры – большой, маленький), «Крокодил», «Цапли»,
развиваем воображение и т.д. В играх мы знакомимся с предметным миром,
со свойствами предметов (тяжёлый, лёгкий, прозрачный и т.д.).
Правила проводимых игр постепенно усложняются, например, в игре
«Море волнуется» дети, вместо обычных фигур, изображают морских
животных или силуэты любых букв и проговаривают речёвки. В игру
«Водолазы» внесли элемент математики, дети, после того, как соберут
рыбок со дна бассейна, считают их. Кто больше собрал, тот и выиграл. В игре
«Весёлый мяч» я рассказываю детям «о выталкивающей силе воды» и о
свойствах предметов, а игры «Ловкие стрелы», «Торпеда» - направление на
обучение скольжению, также развивает воображение, мышление (мы
представляем какие «стрелы», «торпеды» - быстрые, прямые, ровные, лёгкие
и т.д.).
Все игры развивают воображение, мышление, внимание, повышают
активность детей их общительность, воспитывают чувства товарищества,
уверенность в себе, помогают совершенствовать такие качества как ловкость,
быстроту, силу, координацию и т.д.
Для повышения интереса к плаванию и воображения детей используется
фигурное (художественное) плавание, которое представляет собой различные
комплексы движений, составленные из элементов хореографии с
использованием акробатических и гимнастических комбинаций для
построения различных фигур в воде.
Все фигуры выполняются под музыку.
В результате педагогической деятельности у детей дошкольного возраста
повышается не только физическая, но и умственная активность, повышается
интерес к занятиям плаванию. Дети дают положительную динамику по всем
направлениям образовательного процесса.
Список использованной литературы
Булгакова Н.Ж. Плавание. - М.: ФиС, 1999
Булгакова Н.Ж. Учить детей плавать. Учебное пособие. - М. 1977
Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном
образовательном учреждении: Метод. Пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
Маханева М.Д. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и
начальной школе: метод. Пособие. - М.: Физкультура и спорт, 1980.
Осокина Т.И. Как научить детей плавать - М. 1985
Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плавания в детском
саду. - М.: Просвещение, 1991
Спок Б. Ребенок и уход за ним. - М.: Знание, 1990
Шебек В.Н. Ермак Н.Н. Шишкина В.А. Физическое воспитание
дошкольника. М.: Просвещение, 2000