Автор: Янченко Валентина Тимофеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №1
Населённый пункт: г.Обоянь
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Путешествие в старину"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№1»
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие
в старину»
Цель: Знакомство детей с традициями и обычаями русского народа, его
бытом и гостеприимством. Обогащать знания детей о русском народном
творчестве.
Задачи:
1.Формировать образную речь, употребляя в разговорной речи пословицы и
поговорки.
2. Расширять и активизировать словарь детей.
3.Активизировать и систематизировать имеющиеся знания детей о традициях
русского народа.
4.Развивать внимание и зрительное восприятие, артикуляционную и мелкую
моторику, творческое воображение.
5. Развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую
форму речи.
6.Формировать навык сотрудничества и доброжелательности.
Воспитывать у детей любовь к ближнему, трудолюбие, верность, доброту,
чувство гордости за свою Родину, свой край. Продолжать воспитывать
внимание и аккуратность.
Словарная работа: лапти, печь, каравай,
Оборудование:
Проектор,
ноутбук,
музыкальный
центр.
Полотенца
вышитые, горшки, прялка, самовар, ухват, рубель, деревянные ложки.
Лоскутки ткани, нитки и тесьма.
Предварительная работа: Создание мини музея «Русская изба», беседа с
детьми на тему: «Русский народный быт». Рассматривание иллюстраций
«Предметы быта русской избы», слушание народных мелодий. Чтение
стихотворений, загадок, пословиц и поговорок, русских народных сказок:
«По щучьему велению», «Гуси лебеди», Маша и медведь».
Ход НОД:
Вводная часть
Слайд №1
(Дети входят в зал под русскую народную мелодию)
Собралось ко мне гостей, со всех волостей.
На Руси уж так идет,
Что талантливый народ,
Сам себе и жнец и швец,
И на дудочке игрец.
На завалинках, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
- Здравствуйте, гости дорогие! Низкий поклон вам. Собрались мы сегодня,
чтобы вспомнить старинные мудрые традиции земли Русской, ее обычаи,
красивые праздники светлые!
-Давайте вспомним, а что же такое обычаи? (Привычка, порядок которые
передаются из поколения в поколение.)
Ребята, вспомните, какие были обычаи в старину? (Ответы детей.)
Какие замечательные обычаи. Мы с вами постараемся им следовать и
поддерживать народные традиции?
Гостеприимство является, старинным русским обычаем и на правах
гостеприимной хозяйки я приглашаю вас к себе в русскую избу. Гость на
порог - хозяину радость. Сядем рядком, да поговорим ладком. Вот что
значит» сядем рядком» - я понимаю, а вот что означает» поговорим ладком»?
(Ответы детей)
2.Основная часть
Как вы думаете, как называлась комната в русской избе, где собиралась вся
семья, встречали гостей. (Ответы детей)
Слайд №2
Правильно - горница. При входе в горницу гость и хозяева здоровались,
кланялись, приветствовали друг друга.
Слайд №3
Посмотрите внимательно на экран, как вы думаете, что это за место в избе?
(Ответы детей) Главный угол в избе назывался красным. В красном углу
самом светлом и чистом, размещалась , божница – полочка с иконами. Иконы
украшали нарядным полотенцем «рушником». Входящий в избу обязательно
снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился и низко кланялся.А
что обозначает слово «здравствуйте»? (Ответы детей.)
Расскажите мне русские народные пословицы о гостеприимстве. (Дети
читают пословицы)
1.Для дорогого гостя и ворота настежь.
2.Много гостей - много новостей.
3.Гостю щей не жалей - погуще налей.
Гостей встречали, стол накрывали, во время народных праздников и
знаменательных дат в семье. А какие народные праздники вы знаете?
(Рождество, Масленица, Пасха, Покров, Троица.)
Стол покрывали чистыми, белыми скатертями - принимать пищу за голым
столом считалось большим грехом. Сегодня мы встречаем гостей пирогами и
блинами – они считаются национальным русским блюдом. Скажите, а с чем
на Руси пекли пироги? (Ответы детей)
А с чем ели блины? (Ответы детей)
А вы знаете, что в гостях попусту не сидели, а водили хороводы. Играли. А
хотите поиграть в самую настоящую старинную хороводную русскую игру?
«У Маланьи, у старушки» В эту игру мы с вами играли…..
У Маланьи, у старушки. (Идут по кругу)
Жили в маленькой избушке.
Семь сыновей.
Все без бровей. (Показывают)
С такими ушами,
С такими глазами,
С такой головой,
С такой бородой.
Ничего не ели (Мотают головой)
На нее глядели,
Делали вот так.
А как? ( Все спрашивают у Маланьи)
Вот так (Маланья в кругу показывает движения)
А вы так можете? (Спрашивает Маланья)
Можем (Отвечают дети и повторяют движение, которое показала Маланья)
Понравившегося ребенка Маланья выбирает на свое место.
(Игру повторить 3 - 4 раза)
Весело поиграли! Отдохнули. Понравилась игра. Отдохнули, а сейчас
отгадайте мою загадку.
Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает. (Ответы детей)
Слайд №4
Конечно же, это печь. Печь – это сердце дома. Печь кормила семью,
обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и
даже мылись. Не случайно о ней говорили как? – «Печь всему голова»
Голова – значит самая главная. Давайте подумаем: почему самая главная?
(Греет, сушит, лечит, накормит.)
Правильно, «без печи изба - не изба». Очень часто мы встречаем образ
русской печи в русских народных сказках. Вспомните, в каких сказках
встречается печь? (Ответы детей)
Чем же могла печь накормить своих хозяев? (Ответы детей)
Какие же предметы еще находились в русской избе? Без них в хозяйстве не
обойтись. Хватит молча гостевать – пора загадки отгадывать.
1. Выпускает жаркий пар,
Древний чайник (Ответы детей)
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай.
С чем пили чай? ( Ответы детей)
Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
2.Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает? (Ответы детей)
Зимними долгими вечерами хозяйки за ней пряли нитки. А из ниток затем
вязали или ткали полотно и шили одежду.
Всех кормлю с охотою,
А сама безротая. (Ответы детей)
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, ее вырезали
из дерева. В гости всегда ходили со своей ложкой. Даже сложили поговорку
«Запасливый гость без ложки не ходит» А еще в старину ложки на Руси были
музыкальным инструментом. ( Звучит музыка «Ах, вы сени мои сени» Дети
и воспитатель играют на ложках)
Как хорошо мы поиграли. Ребята, а во что же играли ребятишки? Вы знаете,
какие были игрушки? ( Ответы детей)
Слайд №4
Сначала кукол вырезали из деревянного полена. Какую куклу наши предки
придумали позже? (Ответы детей)
Слайд №5
Прошло еще много лет и люди придумали тряпичную куклу.
Слайд №6
Раньше изготавливали различных кукол. Например, были куклы свадебные.
Слайд №7
Таких кукол дарили на свадьбу жениху и невесте на счастье, и они хранили
их всю жизнь.
Слайд №8
Когда рождался ребенок, делали куклу – погремушку. Куклу – погремушку
подвешивали на веревочке над люлькой младенца или клали ее к нему в
колыбельку. Кукла – погремушка развлекала и оберегала малыша.
Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие
сестры. С пяти лет, такую потешку уже могла делать любая девочка. У
тряпичных кукол лицо не изображалось. Такая «безликая» кукла, выполняла,
роль «оберега»
Слайд №9
Вот эта кукла оберег – пеленашка. Как вы думаете, почему эту куклу
называли Пеленашка? (Ответы детей)
Правильно, а вы хотите научиться их делать своими руками? (Ответы
детей)
Тогда подходите к вот этому столу, и я научу вас делать куклу пеленашку.
А чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте
разомнем их, поиграем с ними.
(Звучит народная музыка)
Физкультминутка:
Вот помощники мои,
Их, как хочешь, поверни.
Хочешь эдак, хочешь так
Не обидятся никак. (Руки вперед, пальцы выпрямить и разжать. Ладони
повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха)
Отдохнули наши пальчики и готовы к работе.
Берем цветной лоскуток. Какой он формы? (Ответы детей)
Это платок Пеленашки. Надеваем платочек на голову Пеленашке, подогнув
кромку треугольного лоскутка. Делаем складки с боков. Концы платочка
заворачиваем назад, на спину кукле. Чтобы нашей Пеленашке было тепло,
мы заворачиваем, пеленаем ее в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут?
(Ответы детей)
Кладем Пеленашку на одеяло и заворачиваем вот так: сначала с боков, потом
ноги.
Что можно сделать, чтобы одеяло не развернулось? (Ответы детей)
У нас есть еще полоска ткани, которой я завязываю одеяло кукле. Вы можете
завязать, как вам нравиться: перекрещивая, бантом, узелком и помочь друг
другу.
3. Заключительная часть
А сейчас давайте возьмем наших замечательных кукол и присядем вместе с
ними. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую
куклу тепло своих рук
Ребята интересно вам было на занятии?
Что вы узнали сегодня нового?
Что узнали о русской избе?
Какие игрушки были у детей в старину?
Как называется кукла, которую мы сделали?
Молодцы, запомнили. ( звучит музыка)
Умный сильный наш народ
Свою землю бережет
А преданья старины
Забывать мы не должны.
(Вынести пироги)
А сейчас я приглашаю вас к столу на чаепитие.