Напоминание

"Путешествие в старину"


Автор: Янченко Валентина Тимофеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №1
Населённый пункт: г.Обоянь
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Путешествие в старину"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад№1»

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие

в старину»

Цель: Знакомство детей с традициями и обычаями русского народа, его

бытом и гостеприимством. Обогащать знания детей о русском народном

творчестве.

Задачи:

1.Формировать образную речь, употребляя в разговорной речи пословицы и

поговорки.

2. Расширять и активизировать словарь детей.

3.Активизировать и систематизировать имеющиеся знания детей о традициях

русского народа.

4.Развивать внимание и зрительное восприятие, артикуляционную и мелкую

моторику, творческое воображение.

5. Развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую

форму речи.

6.Формировать навык сотрудничества и доброжелательности.

Воспитывать у детей любовь к ближнему, трудолюбие, верность, доброту,

чувство гордости за свою Родину, свой край. Продолжать воспитывать

внимание и аккуратность.

Словарная работа: лапти, печь, каравай,

Оборудование:

Проектор,

ноутбук,

музыкальный

центр.

Полотенца

вышитые, горшки, прялка, самовар, ухват, рубель, деревянные ложки.

Лоскутки ткани, нитки и тесьма.

Предварительная работа: Создание мини музея «Русская изба», беседа с

детьми на тему: «Русский народный быт». Рассматривание иллюстраций

«Предметы быта русской избы», слушание народных мелодий. Чтение

стихотворений, загадок, пословиц и поговорок, русских народных сказок:

«По щучьему велению», «Гуси лебеди», Маша и медведь».

Ход НОД:

Вводная часть

Слайд №1

(Дети входят в зал под русскую народную мелодию)

Собралось ко мне гостей, со всех волостей.

На Руси уж так идет,

Что талантливый народ,

Сам себе и жнец и швец,

И на дудочке игрец.

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

- Здравствуйте, гости дорогие! Низкий поклон вам. Собрались мы сегодня,

чтобы вспомнить старинные мудрые традиции земли Русской, ее обычаи,

красивые праздники светлые!

-Давайте вспомним, а что же такое обычаи? (Привычка, порядок которые

передаются из поколения в поколение.)

Ребята, вспомните, какие были обычаи в старину? (Ответы детей.)

Какие замечательные обычаи. Мы с вами постараемся им следовать и

поддерживать народные традиции?

Гостеприимство является, старинным русским обычаем и на правах

гостеприимной хозяйки я приглашаю вас к себе в русскую избу. Гость на

порог - хозяину радость. Сядем рядком, да поговорим ладком. Вот что

значит» сядем рядком» - я понимаю, а вот что означает» поговорим ладком»?

(Ответы детей)

2.Основная часть

Как вы думаете, как называлась комната в русской избе, где собиралась вся

семья, встречали гостей. (Ответы детей)

Слайд №2

Правильно - горница. При входе в горницу гость и хозяева здоровались,

кланялись, приветствовали друг друга.

Слайд №3

Посмотрите внимательно на экран, как вы думаете, что это за место в избе?

(Ответы детей) Главный угол в избе назывался красным. В красном углу

самом светлом и чистом, размещалась , божница – полочка с иконами. Иконы

украшали нарядным полотенцем «рушником». Входящий в избу обязательно

снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился и низко кланялся.А

что обозначает слово «здравствуйте»? (Ответы детей.)

Расскажите мне русские народные пословицы о гостеприимстве. (Дети

читают пословицы)

1.Для дорогого гостя и ворота настежь.

2.Много гостей - много новостей.

3.Гостю щей не жалей - погуще налей.

Гостей встречали, стол накрывали, во время народных праздников и

знаменательных дат в семье. А какие народные праздники вы знаете?

(Рождество, Масленица, Пасха, Покров, Троица.)

Стол покрывали чистыми, белыми скатертями - принимать пищу за голым

столом считалось большим грехом. Сегодня мы встречаем гостей пирогами и

блинами – они считаются национальным русским блюдом. Скажите, а с чем

на Руси пекли пироги? (Ответы детей)

А с чем ели блины? (Ответы детей)

А вы знаете, что в гостях попусту не сидели, а водили хороводы. Играли. А

хотите поиграть в самую настоящую старинную хороводную русскую игру?

«У Маланьи, у старушки» В эту игру мы с вами играли…..

У Маланьи, у старушки. (Идут по кругу)

Жили в маленькой избушке.

Семь сыновей.

Все без бровей. (Показывают)

С такими ушами,

С такими глазами,

С такой головой,

С такой бородой.

Ничего не ели (Мотают головой)

На нее глядели,

Делали вот так.

А как? ( Все спрашивают у Маланьи)

Вот так (Маланья в кругу показывает движения)

А вы так можете? (Спрашивает Маланья)

Можем (Отвечают дети и повторяют движение, которое показала Маланья)

Понравившегося ребенка Маланья выбирает на свое место.

(Игру повторить 3 - 4 раза)

Весело поиграли! Отдохнули. Понравилась игра. Отдохнули, а сейчас

отгадайте мою загадку.

Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает. (Ответы детей)

Слайд №4

Конечно же, это печь. Печь – это сердце дома. Печь кормила семью,

обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и

даже мылись. Не случайно о ней говорили как? – «Печь всему голова»

Голова – значит самая главная. Давайте подумаем: почему самая главная?

(Греет, сушит, лечит, накормит.)

Правильно, «без печи изба - не изба». Очень часто мы встречаем образ

русской печи в русских народных сказках. Вспомните, в каких сказках

встречается печь? (Ответы детей)

Чем же могла печь накормить своих хозяев? (Ответы детей)

Какие же предметы еще находились в русской избе? Без них в хозяйстве не

обойтись. Хватит молча гостевать – пора загадки отгадывать.

1. Выпускает жаркий пар,

Древний чайник (Ответы детей)

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай.

С чем пили чай? ( Ответы детей)

Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

2.Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает? (Ответы детей)

Зимними долгими вечерами хозяйки за ней пряли нитки. А из ниток затем

вязали или ткали полотно и шили одежду.

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая. (Ответы детей)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, ее вырезали

из дерева. В гости всегда ходили со своей ложкой. Даже сложили поговорку

«Запасливый гость без ложки не ходит» А еще в старину ложки на Руси были

музыкальным инструментом. ( Звучит музыка «Ах, вы сени мои сени» Дети

и воспитатель играют на ложках)

Как хорошо мы поиграли. Ребята, а во что же играли ребятишки? Вы знаете,

какие были игрушки? ( Ответы детей)

Слайд №4

Сначала кукол вырезали из деревянного полена. Какую куклу наши предки

придумали позже? (Ответы детей)

Слайд №5

Прошло еще много лет и люди придумали тряпичную куклу.

Слайд №6

Раньше изготавливали различных кукол. Например, были куклы свадебные.

Слайд №7

Таких кукол дарили на свадьбу жениху и невесте на счастье, и они хранили

их всю жизнь.

Слайд №8

Когда рождался ребенок, делали куклу – погремушку. Куклу – погремушку

подвешивали на веревочке над люлькой младенца или клали ее к нему в

колыбельку. Кукла – погремушка развлекала и оберегала малыша.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие

сестры. С пяти лет, такую потешку уже могла делать любая девочка. У

тряпичных кукол лицо не изображалось. Такая «безликая» кукла, выполняла,

роль «оберега»

Слайд №9

Вот эта кукла оберег – пеленашка. Как вы думаете, почему эту куклу

называли Пеленашка? (Ответы детей)

Правильно, а вы хотите научиться их делать своими руками? (Ответы

детей)

Тогда подходите к вот этому столу, и я научу вас делать куклу пеленашку.

А чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте

разомнем их, поиграем с ними.

(Звучит народная музыка)

Физкультминутка:

Вот помощники мои,

Их, как хочешь, поверни.

Хочешь эдак, хочешь так

Не обидятся никак. (Руки вперед, пальцы выпрямить и разжать. Ладони

повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха)

Отдохнули наши пальчики и готовы к работе.

Берем цветной лоскуток. Какой он формы? (Ответы детей)

Это платок Пеленашки. Надеваем платочек на голову Пеленашке, подогнув

кромку треугольного лоскутка. Делаем складки с боков. Концы платочка

заворачиваем назад, на спину кукле. Чтобы нашей Пеленашке было тепло,

мы заворачиваем, пеленаем ее в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут?

(Ответы детей)

Кладем Пеленашку на одеяло и заворачиваем вот так: сначала с боков, потом

ноги.

Что можно сделать, чтобы одеяло не развернулось? (Ответы детей)

У нас есть еще полоска ткани, которой я завязываю одеяло кукле. Вы можете

завязать, как вам нравиться: перекрещивая, бантом, узелком и помочь друг

другу.

3. Заключительная часть

А сейчас давайте возьмем наших замечательных кукол и присядем вместе с

ними. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую

куклу тепло своих рук

Ребята интересно вам было на занятии?

Что вы узнали сегодня нового?

Что узнали о русской избе?

Какие игрушки были у детей в старину?

Как называется кукла, которую мы сделали?

Молодцы, запомнили. ( звучит музыка)

Умный сильный наш народ

Свою землю бережет

А преданья старины

Забывать мы не должны.

(Вынести пироги)

А сейчас я приглашаю вас к столу на чаепитие.



В раздел образования