Автор: Радышева Ольга Владимировна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №12
Населённый пункт: станицы Незлобной
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Рабочая программа по учебному курсу "География. Землеведение" для 5 класса
Раздел: среднее образование
Рабочая программа по учебному курсу «География. Землеведение» для 5 класса
Наименование курса: География
Класс: 5
Уровень общего образования: основная школа
Срок реализации программы: 2020-2021 учебный год
Количество часов по учебному плану: 35 ч; в неделю 1 час
Данная рабочая программа линии УМК «География. Землеведение. 5 класс» для основной школы составлена в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- на основе примерной программы по учебным предметам. География. 5-9 классы. - (Стандарты второго поколения).
- на основе рабочей программы к линии УМК под ред. О.А. Климановой, А.И. Алексеева.
Авторы программы А.И. Алексеев, О.А.
Климанова, В.В. Климанов, В.А. Низовцев.
(География. 5-9 классы: рабочая программа к линии УМК под ред. О.А. Климановой, А. И.
Алексеева/Э.В. Ким - М.: Дрофа, 2017. Автор Э.В. Ким.)
- с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в
образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (Учебник под редакцией О.А. Климановой, Авторы учебника О.А.
Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. География. Землеведение. 5-6 классы. М.: Дрофа, 2020).
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным
разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
В программу внесены следующие изменения:
- разделы «Как устроен наш мир» и «Развитие географических знаний о земной поверхности» увеличены на 1 час за счёт резерва и раздел
«Как устроена наша планета» увеличен на 2 час за счёт резерва;
- включён региональный компонент (17%);
- в КТП предусмотрено 5 оценочных практических работ, входной контроль и итоговое тестирование (промежуточная аттестация).
В соответствии с изменениями (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1578) содержание
рабочих
программ
учебных
предметов
должно
включать:
1)
планируемые
результаты
освоения
учебного
предмета,
курса;
2) содержание учебного предмета, курса; 3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты обучения:
- овладение опытом участия в социально значимом труде;
- обладание осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
- овладение коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно
полезной, творческой деятельности;
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в
том числе и человека.
Предметные результаты обучения:
- объяснять значение понятий;
- объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана
- приводить примеры географических следствий движения Земли;
- определять (измерять) направления и расстояния, работать с компасом; измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление,
направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных
источников информации;
- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности;
- читать план местности и карту;
- называть и показывать по карте основные географические объекты;
- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий
и путешествий; методы изучения земных недр и Мирового океана;
- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их;
- описывать погоду своей местности, вести простейшие наблюдения элементов погоды;
- обозначать на контурной карте географические объекты.
Метапредметные результаты обучения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей и предложенным планом;
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- участвовать в совместной деятельности, высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
- составлять описание объектов;
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
- оценивать работу одноклассников;
- выявлять причинно-следственные связи;
- анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
- составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста.
2
II. Содержание курса
Раздел I. Как устроен наш мир 9 ч
Тема 1. Земля во Вселенной 5 ч.
Представления об устройстве мира. Как менялись представления об устройстве мира? Как задолго до первого космического полета
ученые установили, что Земля вращается вокруг Солнца? Как устроен наш мир?
Звезды и галактики. Что такое звезда? Как определили расстояние до звезд? Какие бывают звезды? Сколько всего существует звезд?
Солнечная система. Какие две группы планет выделяют ученые? Стоит ли землянам бояться астероидов и комет? Как возникла
Солнечная система? Как человек исследует Солнечную систему?
Луна - спутник Земли.Похожа ли Луна на Землю? Почему вид Луны на небе меняется? Как Луна влияет на Землю?
Земля – планета Солнечной системы. Почему на Земле происходит смена дня и ночи? Как связаны продолжительность светового
дня и смена времен года?
Тема 2.Облик Земли 4 ч.
Облик земного шара. Как распределены по земному шару вода и суша? Сколько на Земле материков и океанов? Чем остров
отличается от полуострова?
Форма и размеры Земли. Глобус – модель Земли. Как изменялись представлениялюдей о форме Земли. Кто впервые измерил
Землю? Что такое глобус?
Параллели и меридианы. Градусная сеть. Зачем на глобус нанесены параллели и меридианы? Чем примечательны некоторые
параллели и меридианы Земли?
Практикум: Глобус как источник географической информации. Что изображено на глобусе? Как определить по глобусу расстояния? Как
определить по глобусу направления?
Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности. 8 ч.
Тема 3. Изображение Земли. 2 ч.
Способы изображения земной поверхности. Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?
История географической карты. Когда появились и какими были первые карты? Как изменялись карты на протяжении истории
человечества? Как делают карты на компьютере?
Тема 4. История открытия и освоения Земли. 6 ч.
Географические открытия древности и средневековья.Какие географические представления были у древних народов? Куда
путешествовали древние народы? Как звали самых известных географов древности?
3
Географические открытия Средневековья.Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Кто из европейцев составил первое
описание Востока?
Великие географические открытия. Почему наступила эпоха Великих географических открытий? Как был открыт путь в Индию?
Как вновь была открыта Америка? Кто первым обогнул земной шар?
В поисках Южной Земли.Как была открыта Австралия?Как была открыта Антарктидаи достигнут Южный полюс?Как началось
изучение арктических широт?
Исследования океана и внутренних частей материков. Как были открыты северные территории самого крупного материка Земли?
Кто исследовал внутренние пространства других материков? Как люди стали изучать глубины Мирового океана?
Практикум: записки путешественников и литературные произведения как источник географической информации.
Раздел III. Как устроена наша планета - 14 ч.
Тема 5. Литосфера. 5 ч.
Внутреннее строение Земли. Каково внутреннее устройство нашей планеты?
Горные породы и их значение для человека. Как образуются магматические горные породы? Что происходит с горными породами
на поверхности Земли? Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли?
Практикум: Работа с коллекцией горных пород и минералов. Как различаются минералы? Как различаются горные породы? Как и где
используют горные породы и минералы?
Рельеф и его значение для человека. Как образуется рельеф Земли? Какое значение имеет рельеф для человека?
Основные формы рельефа Земли. Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к океану? Как формы
рельефа есть на океанском дне?
Тема 6. Гидросфера. 3 ч.
Мировой круговорот воды. Почему на Земле не истощаются запасы пресной воды. Почему существует круговорот воды?
Мировой океан и его части.Какие бывают моря? Что такое заливы и проливы?
Гидросфера – кровеносная система Земли. Какую роль в природе и жизни человека играют реки? Какую роль в природе и жизни человека
играют озера? Какую роль в природе и жизни человека играют подземные воды и болота? Какую роль в природе и жизни человека играют
ледники?
Тема 7. Атмосфера. 3 ч.
Атмосфера Земли и ее значение для человека. Чем мы дышим?Как изменяются свойства воздуха с высотой? Различаются ли свойства
воздуха в разных районах земного шара?
Погода.Что такое погода? Почему погода такая разная? Что такое метеорология и как составляются прогнозы погоды?
Практикум: Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой .С помощью каких приборов измеряют значения
4
разных элементов погоды?
Тема 8. Биосфера. 2 ч
Биосфера - живая оболочка Земли. Когда и как на планете Землявозникла жизнь? Как связаны все живые организмы?Как живые
организмы изменяют нашу планету? Что такое биосфера?
Практикум: Экскурсия в природу. Что такое экскурсия? Что такое фенологические наблюдения? Зачем собирают гербарий? Как провести
гидрологические наблюдения? Что является итогом экскурсии?
Тема 9. Природа и человек. 1 ч.
Воздействие человека на природу Земли. Что человек берет из природы? Почему так опасно загрязнение природы? Каковы
масштабы воздействия человека на природу? Почему надо беречь и охранять природу? Как должны строиться взаимоотношения человека и
природы?
Практические работы:
1.
Урок-практикум «Глобус как источник географической информации».
2.
Урок-практикум «Записки путешественников и литературные произведения как источники географической информации».
3.
Урок-практикум «Работа с коллекцией горных пород и минералов».
4.
Урок-практикум «Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой».
5.
Урок-практикум. Экскурсия в природу.
Учебно-тематический план
№ п/п
Разделы
Количество
часов
Вид занятий
практические
экскурсии
1
Как устроен наш мир
10
1
2
Развитие географических знаний о земной поверхности
9
1
3
Как устроена наша планета
16
2
1
Итого
35
4
1
5
III. Календарно-тематическое планирование по учебному предмету
География. Землеведение. 5 класс 35 ч. (1 ч. в неделю)
№
п/
п
Раздел, тема
урока,
практическая
работа
Содержание,
понятия,
термины
Планируемые результаты
Домашн
ее
задание
Дата
Примечан
ие
Предметные УУД
Метапредметные
УУД:
Личностные
УУД
1
Раздел 1. Как
устроен наш
ми.(10 ч.) Тема
1. Земля во
Вселенной (5
ч)
Представление
об устройстве
мира.
Как менялись
представления об
устройстве мира.
Как задолго до
первого
космического
полета ученые
установили, что
Земля вращается
вокруг Солнца.
Как устроен наш
мир.
Объяснять значение
понятий «
геоцентрическая
модель»,
«гелиоцентрическая
модель», «Вселенная»
Уметь отображать
информацию в
графической форме.
Работать с текстом,
схемами,
рисунками,
таблицами.
Сравнивать две
модели устройства
мира.
Привести свои
примеры,
доказывающие
вращение
Земли вокруг
Солнца. Поиск
информации
об ученых,
упомянутых в
параграфе.
§1, с. 10-
14
2
Звёзды и
галактики.
Входной
контроль.
Что такое звезда.
Как определить
расстояние до
звезд. Какие
бывают звезды.
Сколько всего
существует звезд.
Объяснять значение
понятий «звезда»,
«световой год»,
«галактика».
Выделять главную
мысль в тексте
параграфа
(смысловое чтение).
Работать с текстами
и таблицами.
Формирование
коммуникатив
ной
компетентност
и в общении и
сотрудничеств
е со
сверстниками
§2, с. 14-
20
3
Солнечная
система.
Группы планет.
Астероиды и
кометы. Как
возникла
Солнечная
Называть и показывать
планеты Солнечной
системы, приводить
примеры планет земной
группы и планет –
Работать с текстом,
таблицами и фото.
Регулятивные:
Выдвижение версий
на проблему
Формирование
целостного
мировоззрения
,
ответственное
§3, с. 20-
26
6
система. Почему
Земля – обитаемая
планета. Как
человек исследует
Солнечную
систему.
гигантов. Объяснять
значение понятий
«астероид», «метеор»,
«метеорный кратер»,
«комета». Научиться
находить особенности
небесных тел по
иллюстрациям учебника
и электронного
приложения.
"Почему Земля -
обитаемая планета?"
и " "Как человек
исследует
Солнечную
систему?"
отношение к
учёбе.
Развитие
личностной
рефлексии.
4
Луна-спутник
Земли.
Похожа ли Луна на
Землю. Почему
вид Луны
меняется. Как Луна
влияет на Землю.
Объяснять значение
понятий «фаза Луны»,
«отлив», «прилив». По
результатам наблюдения
за Луной находить и
сформулировать
зависимость фазы Луны
от освещения Солнцем.
Регулятивные:
самостоятельно
обнаружить и
сформировать
вопросы к тексту
параграфа
(учебн.проблема
стр.30 в.3)
Коммуникативные:
продолжить
обучение в
эвристической
беседе.
Формирование
целостного
мировоззрения
,
ответственное
отношение к
учёбе.
§4, с. 26-
30
5
Земля-планета
Солнечной
системы.
Смена дня и ночи.
Продолжительност
ь светового дня и
смена времен года
Выявлять зависимость
продолжительности
суток от скорости
вращения Земли вокруг
оси. Составлять и
анализировать схему
"Географические
следствия вращения
Земли". Объяснять
значение новых слов и
выражений: северный
полюс, южный полюс,
экватор, северное и
Познавательные
УУД: выявление
причин и следствий
простых явлений,
решение
практических и
познавательных
задач.
Формирование
коммуникатив
ной
компетентност
и в общении и
сотрудничеств
е со
сверстниками.
§5, с. 30-
34
7
южное полушарие, ось
вращения Земли, день
летнего солнцестояния,
день зимнего
солнцестояния, дни
весеннего и осеннего
равноденствия.
6
Тема 2 Облик
Земли (5 часа)
Облик земного
шара
Как распределены
по земному шару
вода и суша.
Материки и
океаны. Острова и
полуострова.
Объяснять значение
ключевых слов:
"Мировой океан,
материк, полуостров,
остров, архипелаг".
Показ географических
объектов на карте.
Регулятивные:
Способность к
самостоятельному
приобретению
новых знаний и
практических
умений, умение
управлять своей
познавательной
деятельностью
(практ. зад-е стр.36).
К: добывать
недостающую
информацию из
карт атласа и
электронного
приложения.
Формирование
целостного
мировоззрения
.
§6, с. 35-
38.
Практичес
кая работа
Обозначен
ие на
контурной
карте
материков,
океанов,
островов,
полуостров
ов.
7
Форма и
размеры
Земли.
Глобус-модель
Земли
Как изменялись
представления
людей о форме
Земли. Кто
впервые измерил
Землю. Глобус –
модель Земли.
Объяснять значение
ключевого слова
«глобус». Называть
недостатки и
достоинства глобуса,
начать формирование
навыков работы с
глобусом.
Коммуникативные:
выделять главную
мысль в тексте
параграфа
(смысловое чтение).
Формирование
целостного
мировоззрения
,
соответствую
щего
современному
уровню
развития
науки и
общественной
практики.
§7, с. 38-
43
8
8
Параллели и
меридианы.
Градусная
сеть.
Зачем на глобус
нанесены
параллели и
меридианы. Чем
примечательны
некоторые
параллели и
меридианы Земли.
Показывать на глобусе и
карте экватор,
параллели, меридианы,
начальный меридиан,
географические полюсы;
объяснять значение
ключевых слов и
выражений из параграфа:
«градусная сеть,
меридиан, параллель,
нулевой (Гринвичский)
меридиан».
Коммуникативные:
организовывать и
планировать
учебное
сотрудничество с
учителем и
одноклассниками.
Формирование
целостного
мировоззрения
,
соответствую
щего
современному
уровню
развития
науки и
общественной
практики.
§8, с. 43-
45
9
РК№1
Урок-
практикум.
Пр.р. №1
«Глобус как
источник
географическо
й
информации».
Что изображено на
глобусе. Как
определить по
глобусу расстояния
и направления.
Выявлять на глобусе и
карте элементы
градусной сетки.
Определение расстояний
и направлений по
глобусу. Выполнение
практических задач.
Регулятивные:
самостоятельно
искать и выделять
необходимую
информацию.
Формирование
ответственного
отношения к
учению,
готовности и
способности к
саморазвитию
и
самообразован
ию.
§9, с. 45-
48
10
Обобщение
знаний по
разделу «Как
устроен наш
мир».
Обобщение и
практическая
отработка знаний и
умений по разделу.
Тестовый контроль
по разделу «Как
устроен наш мир».
Научиться извлекать
информацию из карт
атласа, выделять
признаки понятий.
К: организовывать и
планировать
учебное
сотрудничество с
учителем и
одноклассниками.
Р: самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную
цель, искать и
выделять
необходимую
информацию.
Формирование
познавательно
го интереса к
предмету
исследования.
Вопросы
1-3 с. 34;
вопросы
1-3 с. 48
9
П: устанавливать
«космический
адрес» Солнечной
системы по картам
атласа.
11
Раздел 2.
Развитие
географически
х знаний о
земной
поверхности
(9 ч). Тема 3
Изображение
Земли (2 ч)
Способы
изображения
земной
поверхности.
Как показать на
листе бумаги
большие участки
земной
поверхности.
Истоки
современной
картографии. План
местности,
аэрофотоснимок.
Объяснять значение
ключевых слов и
выражений: «план
местности,
географическая карта,
атлас, аэрофотоснимок,
космический снимок».
Использовать различные
источники информации
для поиска и извлечения
информации,
необходимой для
решения задач.
Регулятивные:
применять методы
информационного
поиска.
Познавательные:
показывать
ценность
географической
информации для
человечества
Формирование
навыков
работы по
образцу с
помощью
учителя.
§10, с.
50-52
12
История
географически
х карт.
Как появились и
какими были
первые карты. Как
изменялись карты
на протяжении
истории
человечества. Как
делают карты на
компьютере.
Объяснять значение
слова«геонформационна
я система (ГИС)».
Классифицировать карты
по назначению,
масштабу и охвату
территории работать с
компасом, картой
ориентироваться на
местности при помощи
компаса, карты и
местных предметов.
Р: самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную
цель, искать и
выделять
необходимую
информацию.
Коммуникатив
ная
компетентност
ь в общении и
сотрудничеств
е со
сверстниками.
§11, с.
52-56
13
Тема 4
История
открытия и
освоения
Земли (7ч)
Географически
Географические
представления у
древних народов.
Как
путешествовали
древние народы.
Знать вклад в изучении
географии финикийцев,
Пифея, Геродота,
Эратосфена, Клавдия
Птолемея. Называть
основные способы
К: организовывать и
планировать
учебное
сотрудничество с
учителем и
одноклассниками.
Формирование
осознанного,
уважительного
отношения к
другому
человеку, его
§12, с.
57-61
10
е открытия
древности.
Известные
географы
древности.
изучения Земли в
прошлом. Показывать по
карте маршруты
путешествий.
Р: самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную
цель, искать и
выделять
необходимую
информацию.
мировоззрени
ю, культуре,
ценностям.
14
Географически
е открытия
Средневековья
.
Как дошли до нас
сведения о первых
путешествиях.
Первые описания
Востока.
Знать путешественников
Средневековья: Марко
Поло и Афанасия
Никитина. Изучать по
картам маршруты
путешествий арабских
мореплавателей,
Афанасия Никитина,
Марко Поло. Обозначать
маршруты путешествий
на контурной карте
П: анализировать,
сравнивать,
классифицировать
факты и явления;
выявлять причины и
следствия простых
явлений;
составлять тезисы,
различные виды
планов
Формирование
познавательно
го интереса к
предмету
исследования.
§13, с.
62-64
15
Великие
географически
е открытия.
Почему наступила
эпоха Великих
географических
открытий.
Открытие пути в
Индию. Открытие
Америки. Первое
кругосветное
путешествие.
Знать вклад в изучении
географии
путешественников:
Васко да Гама,
Христофора Колумба,
Америго Веспучи,
Фернана Магеллана.
Показывать на карте
маршруты путешествий.
Объяснять значение
понятий: Новый Свет,
Старый Свет.
П: анализировать,
сравнивать,
классифицировать
факты и явления;
преобразовывать
информацию из од-
ного вида в другой
(таблицу в текст и т.
д.);
К: организовывать и
планировать
учебное
сотрудничество с
учителем и
одноклассниками.
Р: самостоятельно
выделять и
Формирование
осознанного,
уважительного
отношения к
другому
человеку, его
мировоззрени
ю, культуре,
ценностям.
§14, с.
65-70
11
формулировать
познавательную
цель, искать и
выделять
необходимую
информацию.
16
В поисках
Южной Земли.
Открытие
Австралии и
Антарктиды. Как
был достигнут
Южный полюс.
Изучение
арктических
широт.
Знать путешествия
Абеля Тасмана, Джеймса
Кука, ФФ
Беллинсгаузена и МП
Лазарева, Р.Амундсена,
Р Скотта, Фритьофа
Нансена, ИД Папанина,
Роберта Пири.
Показывать на карте
маршруты путешествий.
Р: самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную
цель, искать и
выделять
необходимую
информацию.
П: анализировать,
сравнивать,
классифицировать
факты и явления;
выявлять причины и
следствия простых
явлений;
составлять тезисы,
различные виды
планов.
Воспитание
российской
гражданской
идентичности:
патриотизма,
уважения к
Отечеству,
осознанному
отношению к
прошлому
и настоящему
многонациона
льного народа
России.
§15, с.
71-75
17
Исследования
океана и
внутренних
частей
материков.
Как были открыты
северные
территории
Евразии.
Исследования
внутренних
пространств
материков.
Изучение глубин
Мирового океана.
Знать путешествия
поморов, В Беринга, А
Гумбольта, Д
Ливингстона, НМ
Пржевальского, ПП
Семёнова-Тян-
Шанского. Показывать
на карте маршруты
путешествий.
К: организовывать и
планировать
учебное
сотрудничество с
учителем и
одноклассниками.
Р: самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную
цель, искать и
выделять
Воспитание
российской
гражданской
идентичности:
патриотизма,
уважения к
Отечеству,
осознанному
отношению к
прошлому
и настоящему
многонациона
§16, с.
75-81
12
необходимую
информацию.
льного народа
России
18
Урок-
практикум.
Пр.р.№2
«Записки
путешественн
иков,
литературные
произведения,
как источники
географическо
й
информации».
Записки
путешественников
и литературные
произведения –
источники
географической
информации
Изучать по картам
маршруты путешествий
разного времени и
периодов; работать с
записками, отчётами,
дневниками. Приводить
примеры собственных
путешествий,
иллюстрировать их.
К: организовывать и
планировать
учебное
сотрудничество с
учителем и
одноклассниками.
Р: работать с
текстом и
нетекстовыми
компонентами.
Воспитание
патриотизма и
уважения к
Отечеству, к
прошлому
России.
§17, с.
82-84
19
Обобщение
знаний по
разделу
«Развитие
географически
х знаний о
земной
поверхности».
Обобщение и
практическая
отработка знаний и
умений по разделу.
Тестовый контроль
по разделу.
Научиться извлекать
информацию из карт
атласа, выделять
признаки понятий.
К: организовывать и
планировать
учебное
сотрудничество с
учителем и
одноклассниками.
Р: самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную
цель, искать и
выделять
необходимую
информацию.
П: устанавливать
«космический
адрес» Солнечной
системы по картам
атласа.
Формирование
познавательно
го интереса к
предмету
исследования.
Вопросы
1-5 с. 84
Раздел 3. Как
устроена
Каково внутреннее
устройство нашей
Объяснять
ключевые .слова:
К: устанавливать
рабочие отношения,
Формирование
устойчивой
§18, с.
86-88
13
20
наша планета
(16 ч)
Тема 5
Литосфера
(5ч)
Внутреннее
строение
Земли.
планеты?
"земная кора",
"литосфера", "мантия",
"ядро". Описывать
модели строения Земли.
Выявлять особенности
внутренних оболочек
Земли, сравнивать между
собой.
эффективно
сотрудничать и
способствовать
продуктивной
кооперации.
Р: проектировать
маршрут
преодоления
затруднений в
обучении через
включение в новые
виды деятельности.
П: уметь
характеризовать
внутреннее
строение Земли,
особенности её
оболочек.
мотивации к
исследова-
тельской
деятельности,
конструирован
ию.
21
Горные
породы и их
значение для
человека.
Как образуются
магматические
горные породы?
Что происходит с
горными породами
на поверхности
Земли? Как
преобразуются
горные породы,
попадая в недра
Земли?
Объяснять ключевые
слова "литосфера, магма,
горные породы,
полезные ископаемые".
Научиться устанавливать
связь между строением
Земли и горными
породами.
Познавательные
анализировать,
сравнивать,
классифицировать
факты и явления
• выявлять причины
и следствия простых
явлений
• составлять тезисы,
различные виды
планов
• преобразовывать
информацию из
одного вида в
другой (таблицу в
текст и т. д.);
Формирование
ответственного
отношенияк
учению,
готовности и
способности
обучающихся
к
саморазвитию
и
самообразован
ию на основе
мотивации к
обучению и
познанию,
осознанному
выбору и
построению
§19, с.
89-93
14
дальнейшей
индивидуально
й траектории
образования на
базе
ориентировки
в мире
профессий и
профессиональ
ных
предпочтений.
(зад-е 5 стр.93)
22
Р.К.2
Урок-
практикум.
Пр.р. №3
«Работа с
коллекцией
горных пород
и минералов».
Как различаются
минералы? Как
различаются
горные породы?
Как и где
используются
горные породы и
минералы?
Объяснять значение
ключевых слов
«минерал, полезные
ископаемые».
Изучать горные пород в
ходе выполнения
практической работы.
Выполнение
практической работы.
Сравнение свойств
горных пород. Описание
по плану образцов
горных пород из
коллекции.
К: формировать
навыки учебного
сотрудничества в
ходе
индивидуальной и
групповой работы.
Р: самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную
цель, искать и
выделять
необходимую
информацию.
Формирование
ответственного
отношенияк
учению,
готовности и
способности
обучающихся
к
саморазвитию
и
самообразован
ию на основе
мотивации к
обучению и
познанию,
осознанному
выбору и
построению
дальнейшей
индивидуально
й траектории
образования на
базе
ориентировки
§20, с.
93-95
15
в мире
профессий и
профессиональ
ных
предпочтений.
23
Рельеф и его
значение для
человека.
Как образуется
рельеф Земли?
Какое значение
имеет рельеф для
человека?
Объяснять ключевые
слова и выражения:
«рельеф, форма рельефа,
внутренние и внешние
рельефообразующие
силы». Распознавать на
физических картах
различные формы
рельефа и составлять их
характеристику.
Выполнять практические
задачи по определению
на картах средней и
абсолютной высот.
К: организовывать и
планировать
учебное
сотрудничество с
учителем и
одноклассниками.
Р: осознавать себя
как движущую силу
своего научения,
свою способность к
преодолению
препятствий.
Формирование
познавательно
го интереса к
предмету
исследования.
§21, с.
95-98
24
РК №3
Основные
формы
рельефа
Земли. Горы и
равнины
Ставропольско
го края.
Каковы основные
формы рельефа
суши? Как
происходит
переход от
материка к океану?
Какие формы
рельефа есть на
океанском дне?
Объяснять ключевые
слова и выражения:
«горы, равнины,
подводная окраина
материка, шельф,
материковый склон,
ложе океана, срединно-
океанический хребет,
глубоководный жёлоб».
Распознавать на
физических картах
различные формы
рельефа и составлять их
характеристику.
Выполнять практические
задачи по определению
на картах средней и
Р: работа по плану,
сверять свои
действия, и при
необходимости
исправлять ошибки.
П: строить
логические
рассуждения,
включающие
установление
причинно-
следственных
связей
Формирование
познавательно
го интереса к
предмету
исследования.
§22, с.
99-102
16
абсолютной высот.
25
Тема 6
Гидросфера
(3ч)
Мировой
круговорот
воды.
Почему на Земле
истощаются
запасы пресной
воды? Почему
существует
круговорот воды?
Объяснять ключевые
слова и выражения:
«гидросфера, мировой
круговорот воды».
Работать со схемой
мирового круговорота
воды и географической
картой.
К: формировать
навыки учебного
сотрудничества в
ходе
индивидуальной и
групповой работы.
Р: самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную
цель, искать и
выделять
необходимую
информацию.
Формирование
устойчивой
мотивации к
обучению на
основе
алгоритма
выполнения
задачи.
§23,
с.103-
105
26
Мировой
океан и его
части.
Какие бывают
моря? Что такое
заливы, проливы?
Знать и объяснять
значение новых слов:
«море, береговая линия,
залив, пролив, лиман,
фьорд».
Показ на карте частей
Мирового океана.
Работать с
географической картой с
целью находить
отличительные
особенности частей
Мирового океана.
Познавательные:
осуществлять
сравнение и
классификацию
морей, проливов.
Формирование
устойчивой
мотивации к
исследова-
тельской
деятельности,
конструирован
ию.
§24, с.
106-108
Практичес
кая работа
Обозначен
ие на
контурной
карте
морей,
заливов,
проливов.
27
РК№4
Гидросфера-
кровеносная
система
Земли.
Внутренние
воды края.
Какую роль в
природе и жизни
человека играют
реки? Какую роль
в природе и жизни
человека играют
озера? Какую роль
играют подземные
Знать и объяснять
значение ключевых слов:
"река, русло, исток,
устье, приток, речная
система, озёрные
котловины, болота,
ледники, подземные
воды, водопроницаемые
К: полно и точно
выражать свои
мысли в
соответствии с
задачами и
условиями
коммуникации.
Р: самостоятельно
Формирование
основ
экологической
культуры, на
примере
значения и
охраны
пресных вод.
§25, с.
108-112
Практичес
кая работа
Обозначен
ие на
контурной
карте реки,
озера.
17
воды, болота и
ледники?
и водоупорные породы".
Научиться обозначать
объекты на контурной
карте.
выделять и
формулировать
познавательную
цель, искать и
выделять
необходимую
информацию.
28
Тема 7
Атмосфера
(3ч)
Атмосфера
Земли и её
значение для
человека.
Чем мы дышим?
Как изменяются
свойства воздуха с
высотой?
Различаются ли
свойства воздуха в
разных районах
земного шара?
Объяснять значение
ключевых слов
«атмосфера, тропосфера,
стратосфера, воздушные
массы, полярное сияние»
Научиться извлекать
информацию из
электронного
приложения «Воздушная
одежда Земли».
К: самостоятельно
организовывать
учебное
взаимодействие в
группе.
Р: самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную
цель, искать и
выделять
необходимую
информацию.
Формирование
основ
экологической
культуры, на
примере
выяснения
причин
загрязнения
атмосфере в
дополнительно
й литературе.
Уметь вести
простейшие
наблюдения
элементов
погоды.
§26, с.
113-115
29
Погода.
Что такое погода?
Почему погода
такая разная? Что
такое
метеорология и как
составляются
прогнозы погоды?
Объяснять значение
ключевых слов «погода,
метеорология,
синоптическая карта».
Уметь вести простейшие
наблюдения элементов
погоды.
К: самостоятельно
организовывать
учебное
взаимодействие в
группе.
Р: самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную
цель, искать и
выделять
необходимую
информацию.
Формирование
основ
экологической
культуры, на
примере
выяснения
причин
загрязнения
атмосфере в
дополнительно
й литературе.
Уметь вести
простейшие
§27, с.
115-118
18
наблюдения
элементов
погоды.
30
РК№5
Урок -
практикум.
Пр.р.№4
«Знакомство с
метеорологиче
скими
приборами и
наблюдение за
погодой».
С помощью каких
приборов
измеряют значения
разных элементов
погоды?
Объяснять значение
ключевых слов
«термометр, барометр,
гигрометр, осадкомер,
флюгер, анемометр"
Формирование
практических навыков
работы с простейшими
метеорологическими
приборами.
Уметь вести простейшие
наблюдения элементов
погоды.
К:самостоятельно
организовывать
учебное
взаимодействие в
группе.
Р: самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную
цель, искать и
выделять
необходимую
информацию.
Формирование
устойчивой
мотивации к
обучению на
основе
алгоритма
выполнения
задачи.
§28, с.
118-121
31
Тема 8
Биосфера (3ч)
Биосфера-
живая
оболочка
Земли.
Когда и как на
планете Земля
возникла жизнь?
Как связаны все
живые организмы?
Как живые
организмы
изменяют нашу
планету? Что такое
биосфера?
Объяснять значение слов
«биосфера, реликт,
травоядные, хищники,
пищевая цепь,
биологический
круговорот, атолл».
Научиться сопоставлять
границы биосферы с
границами других
оболочек.
К: организовывать и
планировать
учебное
сотрудничество с
учителем и
одноклассниками.
Р: самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную
цель, искать и
выделять
необходимую
информацию.
П: выявлять
причины и
следствия простых
явлений.
Формирование
основ
экологической
культуры, на
примере
доказательств
на
утверждение
"Человек-часть
биосферы".
§29, с.
122-127
32
Итоговое
тестирование
Обобщение и
практическая
Научиться
самодиагностике
К: организовывать и
планировать
Формирование
навыков
19
(промежуточн
ая аттестация).
отработка знаний и
умений за курс 5
класса
учебное
сотрудничество с
учителем и
одноклассниками.
Р: осознавать себя
как движущую силу
своего научения,
свою способность к
преодолению
препятствий.
П: определять
новый уровень
отношения к самому
себе как субъекту
деятельности.
работы по
образцу при
консультативн
ой помощи
учителя.
33
Р.К.6
Урок -
практикум.
Пр.р. №5
«Экскурсия в
природу».
Что такое
экскурсия? Что
такое
фенологические
наблюдения?
Зачем собирают
гербарий? Как
провести
гидрологические
наблюдения? Что
является итогом
экскурсии?
Выполнение заданий по
предложенным типовым
планам работы на
местности.
Научиться высказывать
мнение о воздействии
человека на биосферу в
своей местности.
К: формировать
навыки учебного
сотрудничества в
ходе
индивидуальной и
групповой работы.
Р: проектировать
маршрут
преодоления
затруднений в
обучении через
включение в новые
виды деятельности.
Формирование
личного
отношения к
окружающему
миру.
§30, с.
127-130
34
Тема 9
Природа и
человек (2 ч)
Воздействие
человека на
природу
Земли.
Что человек берет
из природы?
Почему так опасно
загрязнение
природы? Каковы
масштабы
взаимодействия
человека на
Объяснять значение
ключевых слов и
выражений «загрязнение
природы, охрана
природы, ноосфера».
Прогнозировать
состояние окружающей
среды.
К: формировать
навыки учебного
сотрудничества в
ходе
индивидуальной и
групповой работы.
Р: проектировать
маршрут
Формирование
основ
экологической
культуры.
§31, с.
131-134
20
природу? Почему
надо беречь и
охранять природу?
Как должны
строиться
взаимоотношения
человека и
природы?
преодоления
затруднений в
обучении через
включение в новые
виды деятельности.
П: уметь объяснять
взаимосвязи в
природном
комплексе.
35
Обобщение
знаний по
разделу «Как
устроена наша
планета».
Обобщение и
практическая
отработка знаний и
умений по разделу
«Как устроена
наша планета».
Оценивать свои
достижения и
достижения
одноклассников по
усвоению учебного
материала.
Продемонстрировать
ЗУН по темам.
Научиться
самодиагностике и
самокоррекции.
К: умение
аргументировать
свою точку зрения,
связанно излагать
материал.
П: определять
новый уровень
отношения к самому
себе как субъекту
деятельности.
Формирование
интеллектуаль
ных умений
строить
рассуждения,
анализировать,
делать выводы
при
выполнении
заданий.
Итого часов -
Оценочных
практ. работ
-
Контрольных
работ -
Р.К.
35
5
2
6 (17%)
21