Автор: Молчанова-Полевая Любовь Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №56 "Искорка"
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО, Тюменская область.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие правильного звукопроизношения"
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ
ПРАВИЛЬНОГО
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Сказка «Поспешили - насмешили»
Цель:
р
азвивать речевой слух и речевую активность
детей, побуждать произносить звуки по подражанию.
Предшествующая
работа:
проводить
артикуляционную гимнастику, а также игры на развитие
слухового внимания.
Подготовительная работа: приготовить для показа на
фланелеграфе дом, в окно которого выглядывает медведь;
лягушку,
мышку,
курицу,
гуся,
корову.
Продумать
вопросы по тексту сказки.
Описание:
Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под
окном:
«Ква-ква-ква
—
к
вам
в
гости
пришла!»
Прибежала мышка. Запищала: «Пи-пи-пи — пироги у вас
вкусны, говорят!» Курочка пришла. Заквохтала: «Ко-ко-
ко — корочки, говорят, рассыпчаты!» Гусь приковылял.
Гогочет: «Го-го-ro — горошку бы поклевать!» Корова
пришла. Мычит: «Му-му-му — мучного поилица попить
бы!» Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Р-р- р-р-
р-р-р-р-р!»
Все
и
разбежались.
Да
зря
трусишки
поспешили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел.
Вот что: «Р-р-р-р-р- рад гостям. Заходите, пожалуйста!»
Методические
указания:
следует
сопровождать
рассказывание
сказки
показом
ее
персонажей
на
фланелеграфе.
Звукоподражания
нужно
произносить
четко, выделяя гласные звуки.
Стихотворение А. Барто «Кто как кричит?»
Цель:
добиваться
правильного
воспроизведения
детьми различных звукоподражаний.
Предшествующая работа:
проводиться работа по
уточнению произнесения различных звукоподражаний.
Подготовительная работа:
приготовить игрушки:
петуха, курицу, кошку, собаку, утку, корову. Продумать
вопросы к тексту стихотворения, чтобы в ответах дети
активно использовали звукоподражания.
А. Барто «Кто как кричит?»
Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу.
Кудах-тах-тах!
Снеслась в кустах.
Мур-муррр!
Пугаю кур.
Ам-ам!
Кто там?
Кря-кря-кря!
Завтра дождь с утра!
Му-му-у!
Молока кому?
Методические указания: читать стихотворение надо
выразительно,
во
время
чтения
показывать
детям
соответствующие игрушки.
Рассказ «Песня-песенка»
Цель: развивать речевой слух и речевую активность,
побуждать детей произносить звуки и звукосочетания по
подражанию.
Предшествующая работа: детей учились произносить
простые звукоподражания.
Подготовительная работа:
подобрать следующие
игрушки: большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя,
лягушку. Продумать вопросы по рассказу так, чтобы в
ответах детей были звукоподражания, которые в нем
даны.
Рассказ «Песня-песенка»
Запела девочка песенку. Пела-пела и допела.
— Теперь ты, петушок, пой!
— Ку-ка-ре-ку! — пропел петушок.
— Ты спой, Мурка!
— Мяу, мяу,— спела кошка.
— Твоя очередь, уточка!
— Кря-кря-кря,— затянула утка.
— И ты, Мишка!
—Ряв-ряв-р-я-яв! — зарычал медведь.
— Ты, лягушка, спой!
— Ква-ква-квак-к-к! — проквакала квакушка.
— А ты, кукла, что споешь?
— Ма-а-ма-а-ма! Ма-ма! Складная песенка!
Методические
указания:
логопеду
следует
сопровождать свой рассказ показом игрушек-персонажей;
звукоподражания произносить четко, того же добиваться
от детей при ответах на вопросы по рассказу.
Стихотворение «Гав – гав»
Цель:
добиваться от детей четкого произношения
звуков в различных звукоподражаниях.
Предшествующая работа: детей учат произносить
различные звукоподражания.
Подготовительная работа:
подобрать картинки с
изображениями щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка,
сороки,
гуся.
Продумать
вопросы
по
тексту
стихотворения, с тем чтобы в ответах дети использовали
звукоподражания.
Стихотворение «Гав – гав»
«Гав! Гав!» «Гав! Гав!»
На заре. На заре.
«Гав! Гав!» «Гав! Гав!»
На дворе. На дворе.
На дворе щенок бежал, И сказал цыплёнок:
«Пи!»
А в конюшне конь заржал. Ты, щенок, еще
поспи!»
Он сердился: «Ты чего А сороки зарядили:
Спать мешаешь?.. Иго-го!» «Разбудили!
Разбудили!»
«Гав! Гав!» А козленок: «Ме!» да
«Ме!»—
На заре. Подремать не дали
мне!»
«Гав! Гав!» «Гав! Гав!»
На дворе. На заре.
И сказал теленок: «Му!» «Гав! Гав!»
Почему сказал он «Му?» На дворе.
«Му» сказал он потому,
Что мешают спать ему.
И сказал гусак, Что просто всем
мешшшшшаете!»
И сказал вот так. А щенок всё: «Гав!» да
«Гав!»
Он сказал: «Вы знаете, У него весёлый нрав.
Вы так сильно знаете, И весёлый этот нрав
Вы так страшшшно лаете, Называется Гав! Гав!
Методические
указания:
сопровождать
чтение
стихотворения
показом
картинок
с
изображениями
животных и птиц.
Упражнение «Укачаем куклу».
Цели: преодоление твёрдой атаки гласных.
Подготовительная
работа:
приготовить
по
количеству детей куклы.
Описание:
Дети стоят, спины прямые; на руках держат кукол.
Логопед
показывает,
как
нужно
укачивать
куклу,
протяжно, на мягкой атаке распевая: «А-а-а». (Повторяем
3-5 раз).
Упражнение «Живые буквы».
Цель: развитие слухового внимания, фонематического
слуха, навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
Описание:
Детям на шею вешаются карточки с «пройденными»
буквами. Логопед произносит слияния гласных или
обратные слоги, дети встают парами, чтобы получались
соответствующие слияния или слоги.
Упражнение «Поезд».
Цель: преодоление твёрдой атаки гласных
Подготовительная работа:
подготовить картинку
поезда.
Описание:
Логопед показывает картинку, на которой изображен
поезд, идущий вдалеке. Логопед показывает, как тихо и
протяжно гудит поезд: «У-у-у...». Дети повторяют 3 — 5
раз.
Упражнение «Лесенка»
Цель: преодоление твёрдой атаки гласных.
Описание:
Пропевание гласных А, У с повышением и понижением
тона. Логопед показывает детям, как «голос поднимается
и опускается по лесенке».