Напоминание

"Развитие правильного звукопроизношения"


Автор: Молчанова-Полевая Любовь Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №56 "Искорка"
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО, Тюменская область.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие правильного звукопроизношения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ

ПРАВИЛЬНОГО

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Сказка «Поспешили - насмешили»

Цель:

р

азвивать речевой слух и речевую активность

детей, побуждать произносить звуки по подражанию.

Предшествующая

работа:

проводить

артикуляционную гимнастику, а также игры на развитие

слухового внимания.

Подготовительная работа: приготовить для показа на

фланелеграфе дом, в окно которого выглядывает медведь;

лягушку,

мышку,

курицу,

гуся,

корову.

Продумать

вопросы по тексту сказки.

Описание:

Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под

окном:

«Ква-ква-ква

к

вам

в

гости

пришла!»

Прибежала мышка. Запищала: «Пи-пи-пи — пироги у вас

вкусны, говорят!» Курочка пришла. Заквохтала: «Ко-ко-

ко — корочки, говорят, рассыпчаты!» Гусь приковылял.

Гогочет: «Го-го-ro — горошку бы поклевать!» Корова

пришла. Мычит: «Му-му-му — мучного поилица попить

бы!» Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Р-р- р-р-

р-р-р-р-р!»

Все

и

разбежались.

Да

зря

трусишки

поспешили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел.

Вот что: «Р-р-р-р-р- рад гостям. Заходите, пожалуйста!»

Методические

указания:

следует

сопровождать

рассказывание

сказки

показом

ее

персонажей

на

фланелеграфе.

Звукоподражания

нужно

произносить

четко, выделяя гласные звуки.

Стихотворение А. Барто «Кто как кричит?»

Цель:

добиваться

правильного

воспроизведения

детьми различных звукоподражаний.

Предшествующая работа:

проводиться работа по

уточнению произнесения различных звукоподражаний.

Подготовительная работа:

приготовить игрушки:

петуха, курицу, кошку, собаку, утку, корову. Продумать

вопросы к тексту стихотворения, чтобы в ответах дети

активно использовали звукоподражания.

А. Барто «Кто как кричит?»

Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу.

Кудах-тах-тах!

Снеслась в кустах.

Мур-муррр!

Пугаю кур.

Ам-ам!

Кто там?

Кря-кря-кря!

Завтра дождь с утра!

Му-му-у!

Молока кому?

Методические указания: читать стихотворение надо

выразительно,

во

время

чтения

показывать

детям

соответствующие игрушки.

Рассказ «Песня-песенка»

Цель: развивать речевой слух и речевую активность,

побуждать детей произносить звуки и звукосочетания по

подражанию.

Предшествующая работа: детей учились произносить

простые звукоподражания.

Подготовительная работа:

подобрать следующие

игрушки: большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя,

лягушку. Продумать вопросы по рассказу так, чтобы в

ответах детей были звукоподражания, которые в нем

даны.

Рассказ «Песня-песенка»

Запела девочка песенку. Пела-пела и допела.

— Теперь ты, петушок, пой!

— Ку-ка-ре-ку! — пропел петушок.

— Ты спой, Мурка!

— Мяу, мяу,— спела кошка.

— Твоя очередь, уточка!

— Кря-кря-кря,— затянула утка.

— И ты, Мишка!

—Ряв-ряв-р-я-яв! — зарычал медведь.

— Ты, лягушка, спой!

— Ква-ква-квак-к-к! — проквакала квакушка.

— А ты, кукла, что споешь?

— Ма-а-ма-а-ма! Ма-ма! Складная песенка!

Методические

указания:

логопеду

следует

сопровождать свой рассказ показом игрушек-персонажей;

звукоподражания произносить четко, того же добиваться

от детей при ответах на вопросы по рассказу.

Стихотворение «Гав – гав»

Цель:

добиваться от детей четкого произношения

звуков в различных звукоподражаниях.

Предшествующая работа: детей учат произносить

различные звукоподражания.

Подготовительная работа:

подобрать картинки с

изображениями щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка,

сороки,

гуся.

Продумать

вопросы

по

тексту

стихотворения, с тем чтобы в ответах дети использовали

звукоподражания.

Стихотворение «Гав – гав»

«Гав! Гав!» «Гав! Гав!»

На заре. На заре.

«Гав! Гав!» «Гав! Гав!»

На дворе. На дворе.

На дворе щенок бежал, И сказал цыплёнок:

«Пи!»

А в конюшне конь заржал. Ты, щенок, еще

поспи!»

Он сердился: «Ты чего А сороки зарядили:

Спать мешаешь?.. Иго-го!» «Разбудили!

Разбудили!»

«Гав! Гав!» А козленок: «Ме!» да

«Ме!»—

На заре. Подремать не дали

мне!»

«Гав! Гав!» «Гав! Гав!»

На дворе. На заре.

И сказал теленок: «Му!» «Гав! Гав!»

Почему сказал он «Му?» На дворе.

«Му» сказал он потому,

Что мешают спать ему.

И сказал гусак, Что просто всем

мешшшшшаете!»

И сказал вот так. А щенок всё: «Гав!» да

«Гав!»

Он сказал: «Вы знаете, У него весёлый нрав.

Вы так сильно знаете, И весёлый этот нрав

Вы так страшшшно лаете, Называется Гав! Гав!

Методические

указания:

сопровождать

чтение

стихотворения

показом

картинок

с

изображениями

животных и птиц.

Упражнение «Укачаем куклу».

Цели: преодоление твёрдой атаки гласных.

Подготовительная

работа:

приготовить

по

количеству детей куклы.

Описание:

Дети стоят, спины прямые; на руках держат кукол.

Логопед

показывает,

как

нужно

укачивать

куклу,

протяжно, на мягкой атаке распевая: «А-а-а». (Повторяем

3-5 раз).

Упражнение «Живые буквы».

Цель: развитие слухового внимания, фонематического

слуха, навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

Описание:

Детям на шею вешаются карточки с «пройденными»

буквами. Логопед произносит слияния гласных или

обратные слоги, дети встают парами, чтобы получались

соответствующие слияния или слоги.

Упражнение «Поезд».

Цель: преодоление твёрдой атаки гласных

Подготовительная работа:

подготовить картинку

поезда.

Описание:

Логопед показывает картинку, на которой изображен

поезд, идущий вдалеке. Логопед показывает, как тихо и

протяжно гудит поезд: «У-у-у...». Дети повторяют 3 — 5

раз.

Упражнение «Лесенка»

Цель: преодоление твёрдой атаки гласных.

Описание:

Пропевание гласных А, У с повышением и понижением

тона. Логопед показывает детям, как «голос поднимается

и опускается по лесенке».



В раздел образования