Автор: Меньшикова Елена Семеновна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СШ № 68
Населённый пункт: Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: Система подготовки к ОГЭ по географии
Раздел: среднее образование
Меньшикова Елена Семеновна
Учитель географии первой квалификационной категории
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального
образования «Город Архангельск» «Средняя школа № 68».
Наряду с другими учебными дисциплинами, предметом по выбору для многих учеников
является география. В современной системе образования на урок географии выделяется в 5-6
классах - 1 час в неделю, а в 7- 9 – по 2 часа. Но при этом учащиеся всё равно выбирают
данный предмет для аттестации в 9 классе. В задачи учителя входит правильно подготовить
ученика к ГИА.
Работу по подготовке к ГИА по географию строю следующим образом:
1) знакомство учащихся со спецификацией, кодификатором и демонстрационным вариантом в 8
классе (май).
2) занятие «Знакомство с бланками ОТВЕТОВ».
3) Проведение входной работы - сентябрь. (Эта работа дает возможность определить уровень
знаний ученика, понять, что умеет учащийся, какие пробелы в знаниях есть, на какие задания
обратить особенное внимание).
4) создание индивидуальной карты ученика «Лист контроля »
5) в течение всего учебного года провожу уроки повторения, обобщения и систематизации
изучаемого материала в форме заданий ОГЭ (вопросы тестового характера с выбором одного и
более ответов; задания, требующее записать ответ в виде слова (числа), вписать в текст на месте
пропусков ответы из предложенного списка др.)
6) провожу тематические тестовые задания с ограничением по времени с использованием
методики «спирального движения по тесту»: обучающийся сразу просматривает тест с начала и
до конца и отмечает для себя задания, которые ему кажутся простыми, понятными. Эти задания
они выполняют первыми: «Начинайте с того, что можете сделать с ходу, без особых усилий.
Если на чем-то застряли, заметьте время и не тратьте на это больше двух минут. Оставьте и
перейдите к следующему заданию, Сделайте так несколько раз, «двигаясь по спирали» и
выбирайте, то, что созрело к данному моменту», - советую я своим ученикам.
В) Курс по выбору «Подготовка к ОГЭ по географии»
разработан на основе модульного курса
«Я сдам ОГЭ. География» авторов: Баранова В.В., Амбарцумовой Э.М., Доковой С.Е. и на
основе учебно – методического пособия «География. Подготовка к ОГЭ 2021» Эртель А.Б.
Программа составлена с целью повышения уровня предметной и психологической подготовки
учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов по географии
(знакомства школьников с особенностями аттестации, отработки ими навыков заполнения
аттестационных документов и бланков ответов).
Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания
географических знаний в соответствии с разделами кодификатора.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению.
Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических
работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к
консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем.
Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения
электронных и Интернет-ресурсов (ФИПИ «ОГЭ - ГЕОГРАФИЯ»).
Распределение тем занятий соответствует разделам обязательного минимума содержания
основного общего образования по географии:
1. Источники географической информации
2. Природа Земли и человек
3. Материки, океаны, народы и страны
4. Природопользование и геоэкология
5. География России
Также большое внимание уделяется таким темам, как:
1. Географические особенности природы и народов Земли
2. Географическое положение России
3. Особенности природы России
4. Геоэкологические проблемы
5. Отрасли хозяйства России, особенности размещение
6. Природные ресурсы, их использование и охрана
7. Особенности населения России
8. Территориальная обеспеченность ресурсами
9. Разные территории Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами
10. Географические явления и процессы в геосферах
11. Разные территории Земли: анализ карты
12. Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем
13. Существенные признаки географических объектов и явлений
14. Географические координаты
15. Географические явления и процессы в геосферах
16. Географические объекты и явления
17. Разные территории Земли: анализ карт
18. Расстояние на карте
19. Направление на карте
20. Чтение карт различного содержания
21. Чтение и анализ карт
22. Географические объекты и явления
23. Разные территории Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами
24. Определение поясного времени
25. Особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных
зон и районов России
26. Географические явления и процессы в геосферах
27. Анализ информации о разных территориях Земли
28. Выявление эмпирических зависимостей
29. Географические следствия движений Земли
30. Выявление существенных признаков географических объектов и явлений
Распечатываю в папку ученикам справочный и дополнительный материал в схемах и таблицах
по разделам и темам курса географии 6-9 классов с тестовыми заданиями.