Автор: Карпейчик Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 8 СП д/с " Тополёк"
Населённый пункт: п.г.т. Алексеевка г.о.Кинель Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА, КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА, КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ
ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ
К ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В дошкольный период игра является основным видом деятельности ребенка.
Театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности, оказывает существенное
влияние на ход развития личности ребенка. Она всесторонне обобщает опыт ребенка,
активизирует его интерес к искусству, общению с ним, развивает способности.
Ввиду особого значения театрализованной режиссерской игры в развитии
всесторонней личности дошкольника, представляется актуальной проблема повышения
интереса к ней.
Интерес
может
поддерживаться
разными
условиями:
эмоциональными,
познавательными и материальными.
Одним из материальных условий в контексте театрализованной игры являются
новые атрибуты (декорации, герои, игрушки), а,
следовательно, вся предметно-
развивающая
среда,
как
условие
развития
интереса
детей
к
театрализованной
деятельности.
Под
развивающей
предметно-пространственной
средой
следует
понимать
естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и
времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.
Среда
является
одним
из
основных
средств
развития
личности
ребенка,
источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-
пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную
деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка,
своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-
пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует
учитывать основные принципы предметно-развивающей среды ДОУ
Учитывая принцип уважения к проблемам и нуждам ребенка театрализованная
зона должна обязательно присутствовать в группе детского сада, т.к. театрализованная
деятельность оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка. Данная
зона должна быть доступна ребенку, а материалы уголка соответствовать возрасту детей.
Необходимо учитывать принцип гибкого зонирования, т.е уголок театрализованной
деятельности не должен быть изолирован от уголка художественной деятельности. Он
должен быть интегративен с читательским уголком, музыкальным, изобразительным
уголками.
Для
того
чтобы
отделить режиссерскую (спокойную)
игру
и
игру-
драматизацию (более динамичную) при одномоментной игре детей, можно использовать
для трансформации помещения разнообразные ширмы, подвижные перегородки, модули.
Когда ребенок сам может расставить материалы в театральном уголке, предложить
сюжет, костюм, атрибут для театрализованной игры, принести игру или какой-либо
атрибут для театрализованной игры из дома, отказаться от роли или, наоборот, сыграть
задуманного им героя, это является принципом уважения мнения ребёнка.
Нельзя обойтись без принципа динамичности среды. В театрализованном уголке,
помимо сцены, которая остается неизменной, должны присутствовать различные
переносные ширмы, пуфики, модули, вешалки, мебель на колесиках (например, столик),
которые ребенок может расположить по своему усмотрению в пространстве группы. И,
конечно, материалы не должны залеживаться на полках, а меняться с течением времени,
расти с малышом.
С точки зрения принципа дистанции, позиции при взаимодействии театральный
уголок должен располагаться ближе к шумным уголкам (например, к музыкальному
уголку), но режиссерская игра требует близости спокойной зоны (читательского уголка).
Поэтому ребенок может взять игру и поиграть в нее в том месте, где ему удобнее и
комфортнее. Равенство позиций детей и взрослых («глаза в глаза») достигается в данной
зоне наличием сцены, которая возвышается над остальной площадью.
Чтобы
соответствовать
принципу
детской
активности,
самостоятельности,
творчества, пособия театрального уголка должны постоянно меняться. Они могут быть
изготовляться детьми самостоятельно или вариативно использоваться. Материалы
должны быть разнообразными (разные виды театра). Содержать стимулы для ребенка,
которые способствуют знакомству детей с музыкальным театром, кукольным театром,
пантомимой, драматическим театром и пр.
Пособия, костюмы, атрибуты, реквизит, игры в театральном уголке должны быть
эстетичными, прочными, красивыми, вызывать у детей положительные эмоции, интерес
и желание поиграть с ними. Театральный уголок требует уюта, чистоты и комфорта.
Чтобы ребенок формировал образ «Я», необходимо в уголке иметь зеркала и
разнообразные альбомы, в которых были фотографии ребенка и его родителей, его
рисунки, рассказы и т.д. Это принцип индивидуальной комфортности и эмоционального
благополучия каждого ребенка и взрослого.
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической
организации среды, это принцип, когда
театральный уголок может сочетать в себе
классические игрушки или самодельные игрушки, где герои сказок выполнены в разных
техниках и жанрах:
из природного, бросового материала, оригами, бисера и пр.
Принцип открытости-закрытости среды несёт в себе во - первых открытость культуре,
когда в театральном уголке группы могут быть представлены
– национальные народные костюмы, народная игрушка России и разных стран
мира, образцы театрального мастерства (книги о выдающихся театрах города, страны,
мира), иллюстрации к сказкам знаменитых художников, рисунки (эскизы) костюмов.
Литературная основа игр и постановок может быть разнообразной, но должна являться
культурным образцом той или иной страны.
Во – вторых - открытость обществу.
В постановке спектакля могут принимать участие не только дети,
воспитатели, педагоги , но и родители, и другие родственники детей. Они могут принять
на себя не только роль зрителей, но и артистов, декораторов, костюмеров, режиссера и пр.
- открытость своего «Я»
В театральном уголке могут лежать альбомы с фотографиями детей и
родителей, афиши, билеты или программки спектаклей, на которые ребенок ходил с
семьей, рисунки детей, высказывания о постановках, что важно для самого ребенка.
Учитывая принцип учета половых и возрастных различий детей в театральном
уголке можно вывесить костюмы по половому признаку (сарафаны - девочкам,
косоворотки – мальчикам), подобрать атрибуты (платочки – девочкам, кепки –
мальчикам), подобрать игрушки (солдатики – мальчикам, матрешки – девочкам) и т.д.
Сказки и книжки тоже могут различаться для девочек и мальчиков.
Таким образом, театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для
детей вид деятельности. Поэтому даже самые робкие, неуверенные в себе дети принимают
в них участие.
Театрально – игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями,
знаниями, развивает интерес к литературе, а также активизирует словарь, совершенствует
связную речь и её выразительность. А самое главное, благодаря театрализованной
деятельности дети становятся более раскрепощёнными.