Автор: Ведерникова Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 582 Приморского района
Населённый пункт: город Санкт- Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Беседа с детьми о правилах поведения в лесу"
Раздел: дошкольное образование
«Беседа с детьми о правилах поведения в лесу»
Ребята, сегодня мы отправимся в очень интересное путешествие по лесу. Летом
мы очень любим ходить в лес. А там свои правила.
- Какие правила поведения в лесу вы уже знаете? Правила:
• Не рви зря цветы.
• Не обижай животных.
• Убирай за собой весь мусор.
• Не шуми.
• Никогда не пробуй на вкус грибы, ягоды и растения.
• Не собирай неизвестные тебе растения и грибы - они могут быть ядовиты.
Обсуждение рассказа
Перед соловушкой стыдно
Оля и Лида пошли в лес. После долгой дороги они сели обедать. Вынули из сумки
хлеб с маслом, яйца. Только закончили обед - рядом запел соловей. Девочки не
шевелились, слушали прекрасную песню.
Соловей кончил петь. Оля собрала остатки своей еды, бросила под куст. Лида же
завернула в газету яичные скорлупки, хлебные крошки и положила в сумку.
Оля спросила Лиду, зачем она берет с собой мусор. Ведь они в лесу. Их никто не
видит.
- Стыдно... перед соловушкой, - ответила Лида.
По В. Сухомлинскому
Учитель. Как вела себя Оля? А что сделала Лида? (Дети отвечаю)
-Ребята, глазки закрыли и один круг вокруг себя покружились.
- Вот мы и в лесу. На лесной полянке воздух свежий, кругом высокие деревья и
кусты, поют птицы. Дети, а каких птиц вы знаете? (Синичку, воробья, скворца…)
- А какие здесь красивые цветы! Что мы будем делать? (Полюбуемся). Почему не
будем срывать цветы?
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты
Если мы сорвём цветы
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
- Цветок, выросший на поляне, находится у себя дома. К нему прилетают бабочки,
пчёлы, шмели. Они питаются нектаром и опыляют растения. После цветения
появятся семена, попадут в землю и из них вырастут новые цветы. Можем ли мы
сорвать цветок только для того, чтобы полюбоваться им? Конечно, нет! Для букетов
люди специально выращивают садовые цветы.
- Постояли мы на лесной поляне, полюбовались цветами и дальше пошли. Вдруг.
Увидели гриб – мухомор, а вы знаете – он ядовитый. Как поступить? – Пройдёте
мимо или собьёте ногой, растопчите?
Объясните, почему нельзя сбивать в лесу несъедобные грибы?
- Правильно, грибы служат для зверей – лекарством и пищей, грибы украшают лес.
- Прошли мы мимо мухомора, идём дальше и вдруг видим на земле у старых ёлочек
чей-то домик из иголок. Что это за колючий домик и кто в нём живёт?
- Верно. Ребята, это ёжик, а кто же с ним по соседству?
- Интересно посмотреть, что делают муравьи в своём муравейнике?
- Рядом с муравейником лежит палка. Может, возьмём её и разворошим муравейник?
Обойдём муравейник, чтобы его не разрушить и подумаем, для чего нужны муравьи в
лесу?
- Дети, вспомните, а кто на Земле сильнее всех? Конечно, это обычный маленький
муравей. Он переносит тяжести в 10 раз больше своего веса. И вообще, муравьи
удивительные создания. Живут они, как видим, большой семьей в муравейнике,
который растёт вместе с семьёй и строится всегда с запасом.
Но муравейник – это только небольшая видимая часть муравьиного дома. Большая
часть его под землёй на глубине. Здесь есть и вентиляция, и хранилища, и детские
комнаты, и даже кухни! У каждого муравья свои обязанности. Есть муравьи –
строители, муравьи – солдаты. Муравьи – няньки. Есть даже муравьи – «живые
бочки» для хранения корма, которые ничего не делают и даже не двигаются. Прожить
муравей может до 25 лет. А любимое их лакомство – семена различных деревьев и
трав.
В лес пошли мы за грибами,
Очень весело с друзьями.
Тут грибок и там грибок,
Положили в кузовок.
Мы и не заметили, как заблудились. Оглянулись - кругом лес, и мы стоим
посередине поляны. Ау! - закричали мы. Но никто не отозвался. Что делать?
(Собираясь в лес, можно взять с собой надежного помощника - компас.)
Но компаса может не оказаться, или он потерялся. Что тогда?
Грибная поляна
. Какие грибы вы знаете? (Дети перечисляют известные им грибы.)
Загадки о грибах
Белка к елке подбежала,
Лапкой веточку достала
И на веточный изгиб
Положила белый... (гриб).
Кто стоит на белой ножке
В красной шапке у дорожки
Грибникам наперекор?
Отгадайте! (Мухомор.)
На пнях в лесу грибы растут,
Да вот забыл, как их зовут.
Помогите мне, ребята!
А вы в ответ - это... (опята).
В толстой шапке он стоит.
Из-под елочки глядит.
Пусть и ростом невелик –
Лучший гриб здесь... (боровик).
Вырос раннею весной
Этот первый гриб лесной.
Вон забрался под сучок
Весь в извилинах... (сморчок).
Дети хворост собирали
И случайно увидали:
Под кустом, как две сестрички,
Выросли грибы... (лисички).
- Какой гриб в загадках «лишний» и почему? (Это мухомор, потому что он
несъедобный, а все остальные съедобные.)
- А какие есть еще несъедобные грибы? (Дети отвечают.).
Подведение итогов