Напоминание

ОСОБЕННОСТИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ


Авторы: Гизатуллина Диана Илгизовна, Егорова Наталья Леонидовна
Должность: студент
Учебное заведение: Курганский Государственный Университет
Населённый пункт: Курган
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Д.И.Гизатуллина Н.Л.Егорова

ОСОБЕННОСТИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ РЕЧИ У СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Аннотация:

В

статье

рассмотрены научные

основы

формирования

монологической формы речи у дошкольников. Компонентный состав

монологической формы речи. Особенности монологической формы речи у

детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в сравнении с нормой.

Ключевые слова: монологическая форма речи, общее недоразвитие речи,

старшие дошкольники, развитие речи.

В настоящее время проблема обучения и воспитания детей дошкольного

возраста становится особенно значимой. На сегодняшний день абсолютно

здоровых новорожденных рождается крайне мало. Остальные дети имеют

микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную

категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением

речи,

что

влечет

и

отставания

в

развитии.

Развитие связной монологической речи является центральной задачей

речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная,

коммуникативная, функция языка и речи. Это отмечают такие авторы, как Л.

С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин.

В. П. Глухов под монологической речью понимает как связную речь одного

лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах,

явлениях реальной действительности. Монолог представляет собой наиболее

сложную

форму

речи,

служащую

для

целенаправленной

передачи

информации. К основным свойствам монологической речи относятся:

односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность,

развернутость,

логическая

последовательность

изложения

сообщения,

обусловленность его содержания ориентацией на слушателя, ограниченное

употребление невербальных средств передачи информации. Особенность

этой формы речи состоит в том, что ее содержание, как правило, заранее

задано и предварительно планируется [1, с.184].

Монологическая

речь

имеет

следующие

коммуникативные

функции:

информативная,

воздейственная,

эмоционально-оценочная.

Существуют

различные типы монологических высказываний: описание, повествование,

рассуждение [2, c.23].

Всякое

связное

монологическое

высказывание

характеризуется

рядом

признаков. Выделяются такие основные признаки: целостность (единство

темы, соответствие всех микротем главной мысли); структурное оформление

(начало,

середина,

конец);

связность

(логические

связи

между

предложениями и частями монолога); объем высказывания; плавность

(отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания) (М. М. Алексеева В.

И. Яшина) [4, с.263].

Основными структурными компонентами речи являются звуковой состав,

словари и грамматический строй. Изучением звукового состава речи

занимается фонетика; словаря – лексикология, а грамматического строя –

грамматика. Лексика, грамматика и фонетика входят в единую систему

языка. Академик В. В. Виноградов отмечал, что в структуре языка,

образующего единое целое, все составные части, или элементы ее, находятся

в закономерных отношениях, что они закономерно связаны друг с другом.

Так, например, взаимосвязаны и взаимообусловлены звуковой строй,

грамматика, словарный состав.

К

языковым

средствам

относятся:

лексика,

грамматика

и

звукопроизношение. Данные языковые средства играют главную роль в

построении грамотного, правильного связного высказывания с соблюдением

всех норм и правил русского языка (О. В. Правдина).

В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в

процессе

непосредственно-эмоционального

общения

со

взрослым

закладываются основы будущей связной речи.

К концу первого – началу второго года жизни появляются первые

осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и

потребности ребенка. Только во второй половине второго года жизни слова

начинают служить для малыша обозначениями предметов.

На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи,

так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется

структура предложений.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного

практического опыта. Главной особенностью этого возраста является

возникновение планирующей функции речи.

Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д. Б. Эльконина,

происходит к 4-5 годам. Вместе с тем элементы связной монологической

речи появляются уже в 2-3 года. Переход к контекстной речи тесно связан с

освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с

развитием умения произвольно использовать средства языка.

Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной

беседе,

пересказывают

сказки

и

короткие

рассказы,

самостоятельно

рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь еще

несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять

и поправлять ответы товарищей.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется и монологическая речь:

дети

осваивают

разные

типы

связных

высказываний

(описание,

повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без

опоры.

Усложняется

синтаксическая

структура

детских

рассказов,

увеличивается

количество

сложносочиненных

и

сложноподчиненных

предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения

неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в

логически

последовательном

их

расположении,

в

структурировании

высказываний, в их языковом оформлении [4, с.257-260].

На основании сказанного М. М. Алексеевой и В. И. Яшиной нами был

определен

компонентный

состав

монологической

формы

речи.

Он

выражается в следующих параметрах: целостность, структурное оформление,

связность, объем высказывания, плавность. Так же хотелось бы выделить

непосредственно языковой параметр-компонент, в который входят лексика,

грамматика и звукопроизношение (О. В. Правдина).

Овладение связной монологической речью возможно только при наличии

определенного

уровня

сформированности

словарного

запаса

и

грамматического строя речи. Увеличение словарного запаса находится в

зависимости от условий жизни и воспитания. Обычно к 5 годам количество

слов доходит до 2000-2500, а в 6-7 лет до 3000-4000 слов [4, с.68].

Словарный запас может быть неодинаков у детей. В. В. Гербова отмечает,

что словарный запас зависит от условий жизни и воспитания. В 5-6 лет –

формируются слова так называемых житейских понятий, но в которых по-

прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.

На шестом году ребенок овладевает грамматическим строем и пользуется им

достаточно

свободно.

Однако

в

речи

детей

все

еще

встречаются

грамматические ошибки.

К шести годам происходит завершение системы родного языка. Дети усвоили

основные закономерности изменения и соединения слов в предложения,

согласование в роде, числе и падеже. В этот период у детей вызывают

затруднения сочетание существительных с числительными, местоимениями,

употребление причастий, глаголов. Поэтому освоение грамматических форм

продолжается.

В старшем дошкольном возрасте в звуковой речи наблюдается противоречие.

У детей развит фонематический слух, но не достаточно развит артикулярный

аппарат. Формируется в этом возрасте произносительные умения. Дети могут

в этом возрасте оценивать произношение товарищей и свое собственное.

К старшему дошкольному возрасту при правильной постановке работы дети

овладевают произношением всех звуков родного языка. Дети должны уметь

произносить слова с интонацией.

В

старшем

дошкольном

возрасте

дети

могут

осуществлять

связные

высказывания. Выделяются основные признаки монологической речи у детей

старшего дошкольного возраста: единство темы, соответствие высказывания

главной мысли. Структурное оформление речи имеет правильную форму:

начало, середина, конец. Связность речи характеризуется логической связью

между предложениями и частями монолога.

Таким

образом, дети

5-6

лет

могут

составлять

связные

рассказы,

пересказывать

литературные

произведения,

строить

самостоятельные

высказывания разных типов.

Нарушение связной речи – один из симптомов общего недоразвития речи.

Третий уровень речевого развития предполагает наличие развернутой фразы,

однако связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный

запас, одинаково звучащие слова, которым придается то или иное значение в

зависимости от ситуации, делает речь детей бедной и стереотипной.

При пересказе текстов дети с ОНР ошибаются в передаче логической

последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют»

действующих лиц.

Рассказ-описание малодоступен для них. Отмечаются

значительные трудности при описании игрушки или предмета по плану,

данному логопедом. Обычно дети подменяют рассказ перечислением

отдельных признаков или частей объекта, при этом нарушают всякую

связность: не завершают начатое, возвращаются к ранее сказанному.

Творческое рассказывание детям с ОНР дается с большим трудом. Дети

испытывают серьезные затруднения в определении замысла, выполнение

творческого

задания

подменяется

пересказом

знакомого

текста.

Экспрессивная речь детей может служить средством общения, если со

стороны взрослых оказывается помощь в виде вопросов, подсказок,

суждений.

В редких случаях дети бывают инициаторами общения, они не обращаются с

вопросами к взрослым, игровые ситуации не сопровождают рассказом. Все

это тормозит процесс развития связной речи и требует целенаправленной

коррекционно-педагогической работы [5, с.25].

Типичным для данного уровня является использование детьми простых

распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При

этом их структура может нарушаться, например, за счет отсутствия главных

или второстепенных членов предложения.

Словарный запас может показаться достаточным только в рамках бытовой

повседневной

ситуации,

однако при

подробном обследовании может

выясниться незнание детьми таких частей тела, как локоть, переносица,

ноздри, веки. Детальный анализ речевых возможностей детей позволяет

определить трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой

структуры.

Образцы связной речи свидетельствуют о нарушении логико-временных

связей в повествовании: дети могут переставлять местами части рассказа,

пропускать важные элементы сюжета и обеднять его содержательную

сторону.

Активный словарь детей с лексико-грамматическим недоразвитием речи

очень

ограничен,

в

нем

преобладают

существительные

и

глаголы.

Улучшаются произносительные возможности, воспроизведение слов разной

слоговой структуры, но у большинства детей продолжают встречаться

недостатки произношения отдельных звуков и нарушения структуры слова.

Обиходная речь становится более или менее развернутой, но в ней часто

наблюдается неточное знание и употребление многих слов. Свободное

общение сильно затруднено, и в контакт с окружающими дети обычно

вступают в присутствии родителей или воспитателей, дающих пояснения к

высказываниям ребенка. Между тем дети во многих случаях уже не

затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и

состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта [4, с.36].

Связная монологическая речь обеднена из-за редкого употребления наречий,

хотя многие из них детям знакомы. Довольно часто используются предлоги,

особенно для выражения пространственных отношений, но при этом

допускается большое количество ошибок, предлоги могут опускаться,

заменяться. Это свидетельствует о недостаточном понимании значений даже

наиболее простых предлогов. Между тем, дети часто предпринимают поиски

правильного применения предлогов в речи.

Остаются недостаточно сформированными грамматические формы языка.

Наиболее

типичны

следующие

ошибки:

неправильное

согласование

прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, неправильное

согласование числительных с существительными, ошибки в употреблении

падежных форм множественного числа, ошибки в использовании предлогов.

В словаре ребёнка рано появляются слова конкретного значения, позднее –

слова обобщающего характера. Развитие лексики в онтогенезе обусловлено

развитием представлений ребёнка об окружающей действительности.

Отмечается, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются

трудности усвоения лексических закономерностей родного языка [3, с.293].

Таким образом, третий уровень общего недоразвития речи характеризуется

развернутой

фразовой

речью

с

элементами

недоразвития

лексики,

грамматики и фонетики. Связная монологическая речь детей с ОНР третьего

уровня характеризуется редким употреблением наречий, ограниченностью

активного словаря, что приводит к нарушению следующих параметров

связной монологической речи: целостности, структурного оформления,

связности, объема высказывания, плавности (М. М. Алексеева, В. И. Яшина).

Таким образом, монологическая речь – это логически последовательное

высказывание,

протекающее

относительно

долго

во

времени,

не

рассчитанное на немедленную реакцию слушателей.

В ходе исследования работ М. М. Алексеева, В. И. Яшина был выявлен

компонентный состав монологической формы речи, включающий в себя

следующие параметры: целостность, структурное оформление, связность,

объем высказывания, плавность. На основании работ О. В. Правдиной мы

выделили

языковой

параметр-компонент,

в

который

входят

лексика,

грамматика и звукопроизношение.

Список литературы:

1.

Глухов В. П. Основы психолингвистики: пособие для студентов

педвузов. – М.: АСТ; Астрель, 2008. – 351 с.

2.

Калинина С. В. К

концепции обучения монологическому высказыванию / С. В.Калинина//

Иностранные языки в школе. – 2007.

3.

Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и

грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПБ,

2003.

4.

Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений

высш. проф. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева ; под общ. ред. В.

И. Яшиной. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр

«Академия», 2013 – 448 с. – (Сер. Бакалавриат).

5.

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание

детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. – М., 1991. – 44 с.



В раздел образования