Работа с детьми с ЗПР в условиях дифференцированных нагрузок.
Автор: Косова Наталья Ивановна Должность: учитель-дефектолог Учебное заведение: МБДОУ д/с № 92 Населённый пункт: г. Таганрог, Ростовская область Наименование материала: статья Тема: Работа с детьми с ЗПР в условиях дифференцированных нагрузок. Раздел: дошкольное образование
дифференцированных нагрузок.
(из опыта работы МБДОУ д/ с № 92)
На
современном
этапе
развития
системы
дошкольного
образования
направление
работы
по
оздоровлению
приобретает
главенствующее значение.
Особое внимание уделяется умственной и физической нагрузке
дошкольников,
поскольку
такая
перегрузка
вызывает
у
детей
переутомление,
невротизацию,
отражается
на
состоянии
их
здоровья
и
эмоциональном
благополучии,
а
в
дальнейшем
становится причиной школьной дезадаптации.
При
этом
перегрузка
детей
обуславливается
содержанием
образования, формами организации обучения, а также режимом
пребывания
воспитанников
в
детском
саду,
неадекватными
их
возрастным и индивидуальным особенностям, состоянию здоровья.
Проблема
часто
заключается
также
и
в
ориентации
образовательного
процесса
на
умственное
(интеллектуальное)
развитие
детей,
что
часто
оставляет
за
рамками
интересов
педагогов
физическое
и
социально-личностное
развитие
дошкольника.
Создание оптимальных условий функционирования всех систем
организма
является
центральной
проблемой
для
всех,
кто
принимает
участие
в
воспитании,
образовании
и
обеспечении
здоровья дошкольников.
Особую сложность вопрос определения оптимальных условий
для
психического, физического и личностного развития ребёнка
приобретает в работе с детьми с отклонениями (психическими,
физическими, соматическими) в развитии. Эти дети, как правило,
имеют
сложные
структуры
дефекта,
вторичные
нарушения
состояния
психики
и
физиологии,
поэтому
образовательный
процесс
с дошкольниками данной категории включает
в себя
помимо
работы
по
решению
традиционных
общеразвивающих
целей
и
задач,
значительный
объём
коррекционно-развивающей
помощи
дошкольникам.
В
этих
условиях
особенно
актуальной
становится проблема учебной и физической нагрузки.
Педагоги нашего детского сада понимали важность и сложность
данной
проблемы,
поэтому
серьёзно
подошли
к
организации
образовательного
процесса
в
группах
компенсирующей
направленности.
Мы
пришли
к
выводу,
что
скоординированная
комплексная целенаправленная работа всех педагогов в условиях
целостного образовательного процесса позволяет скоррегировать
учебную
и
физическую
нагрузку,
исключить
перегрузку,
что
является существенным звеном в коррекции психических функций,
оздоровлении
и
развитии
личности
дошкольника
с
задержкой
психического развития.
Мы столкнулись с тем, что в специальной литературе проблема
дифференцированных
нагрузок
для
детей
с
определёнными
психофизическими
и
соматическими
отклонениями
в
развитии
практически
отсутствует:
нет
данных
по
предельной
учебной,
статической,
двигательной
нагрузке
для
дошкольников
данной
категории, мы не нашли также сведений и о проведении подобных
исследований.
Поэтому,
работая
в
нашем
детском
саду
над
проблемой
дифференциации учебной и физической нагрузки, мы использовали
лишь косвенную изученность данного вопроса: психофизические,
физиологические,
возрастные
особенности
дошкольников
в
онтогенезе, и уже изученные и известные особенности развития
дошкольников с задержкой психического развития, с сенсорными
нарушениями, с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Научным
ориентиром
в
данной
работе
стали
теоретические
положения о взаимосвязи физического и психического развития в
онтогенезе,
о
значении
моторики
в
психическом
и
личностном
развитии
ребёнка,
учёте
сензитивных
периодов,
а
также
деятельностном подходе в развитии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев,
А.Р.Лурия).
Практическим
ориентиром
явились
разработанные
и
рекомендованные нормативные документы и рекомендации.
Таким
образом,
изучив
состояние
вопроса
учебной
и
физической нагрузки, проанализировав имеющийся опыт работы
педагогического
коллектива
нашего
детского
сада
по
данной
проблеме, мы выделили в качестве общих следующие принципы
(условия) организации работы специалистов в условиях целостного
образовательного процесса.
1.Соблюдение
рационального
режима
деятельности
и
отдыха
при
целесообразном
сочетании
различных
видов
занятий.
Режим дня – это чёткий распорядок жизни в течение суток,
предусматривающий
чередование
бодрствования
и
сна,
а
также
рациональную
организацию
различных
видов
деятельности.
Правильный,
соответствующий
возрастным
возможностям
дошкольника
и
учитывающий
его
индивидуальные
особенности
режим
укрепляет
здоровье,
обеспечивает
работоспособность,
успешное
осуществление
разнообразной
де яте льно с ти,
предохраняет дошкольника от переутомления.
У ребёнка, приученного к определённому режиму, организм
как
бы
заблаговременно
настраивается
на
предстоящую
деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно,
без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного
утомления.
Очень важно, чтобы режим дня соответствовал гигиеническим
нормам
длительности
сна,
бодрствования
детей
различных
возрастных
групп,
предусматривал
достаточное
пребывание
на
с ве же м
во зд у хе ,
о су щ е с твле н и е
о зд о р о в и те ль н ы х
и
профилактических
мероприятий,
проведение
организованных
занятий,
включающих
рациональное
сочетание
различных
по
характеру видов деятельности, умственных и физических нагрузок.
2. Создание условий для рациональной, скоординированной
двигательной
активности. Ведущее
место
в
работе
по
оздоровлению
подрастающего
поколения
принадлежит
оптимальной
двигательной
активности
человека
(Сухарев,
1988),так
как
недостаток
её
приводит
к
снижению
иммунных
свойств организма, к функциональным нарушениям в деятельности
сердца, уменьшению объёма циркулирующей крови, понижению
умственной
и
физической
работоспособности
и
развитию
состояния детренированности систем организма.
Для
дошкольников
характерны
недостаточная
устойчивость
тела
и
ограниченные
двигательные
возможности.
Детскому
организму очень вредно длительное сохранение одной и той же
позы
и
выполнение
однотипных
движений,
вызывающих
повышенную утомляемость, поэтому во всех возрастных группах в
течение занятий 1 раз, а иногда и больше, наши педагоги проводят
физкультминутки
длительностью
1,5
–
2
минуты.
Мы
следим,
чтобы продолжительность перерывов между занятиями была не
менее
10
–
12
минут.
Мы
считаем
целесообразным,
во
время
перерывов
организовывать
подвижные
игры
умеренной
интенсивности.
Особое
внимание
мы
уделяем
двигательной
активности
дошкольников в течение всего дня, начиная с утренней гимнастики,
которая
не
только
приводит
в
порядок
опорно-двигательный
аппарат
и мышцы ребёнка, но и способствует снятию сонного
торможения.
Педагоги
продумывают
подбор
подвижных
и
дидактических игр на весь день, интенсивность которых зависит от
запланированных
видов
деятельности,
форм
и
способов
их
реализации на этот конкретный день. Материал по использованию
дидактических игр в коррекционно-развивающей работе с детьми с
ЗПР опубликован в пособии «Организация коррекционной работы с
детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития».
3. Строгая регламентация длительности занятий и учёт их
суммарной
нагрузки
возрастным
психофизиологическим
возможностям
детского
организма.
В
с о о т в е т с т в и и
с
нормативными документами и рекомендациями, при организации
регламентированной деятельности мы придерживаемся следующих
положений:
продолжительность одного занятия:
младшая группа – не более 10 – 15 минут;
средняя группа – до 20 минут;
старшая группа – 20 – 25 минут;
подготовительная группа – 25 – 30 минут;
максимально допустимое количество учебных занятий в первой
половине дня:
младшая и средняя группы – 2 занятия;
старшая и подготовительная группы – 3 занятия;
количество учебных занятий в неделю:
младшая и средняя группы – 10 занятий;
старшая группа – 15 занятий;
подготовительная группа – 19 занятий.
Мы допускаем проведение занятий детей старшего дошкольного
возраста во второй половине дня после дневного сна, но не более 2
–3 раз в неделю. Это коррекционно-развивающие индивидуальные
и
подгрупповые
занятия
с
психологом,
музыка льным
руководителем,
инструктором
по
физическому
воспитанию
и
инструктором по лечебной физкультуре.
Непродолжительные
индивидуальные
и
подгрупповые
коррекеционно-развивающие занятия (10 – 15 минут) с учителем-
дефектологом и учителем-логопедом
проводятся
в первой и во
второй половинах дня, при этом расписание составляем так, чтобы
перед занятием ребёнок отдыхал не менее 20 минут.
Занятия
по
дополнительному
образованию
(студии,
кружки,
секции) проводим во второй половине дня. Их продолжительность
составляет 20 – 25 минут. Один и тот же ребёнок участвует не
более, чем в двух дополнительных занятиях.
4. Индивидуально-дифференцированный подход. Ослабленные
дети
нуждаются
в
щадящем
режиме.
Прежде
всего,
им
нужно
увеличить продолжительность сна, укладывая первыми и поднимая
последними.
При
организации
занятий
для
предупреждения
утомления необходимо дозировать учебную нагрузку, освобождая
от
некоторых трудных заданий, использовать индивидуальную
помощь при выполнении различных заданий.
Двигательные
разрядки
можно
проводить
не
только
со
всей
группой, но и индивидуально.
В
методике
занятий
с
различными
возрастными
группами
главное заключается в дозировании учебной нагрузки с учётом
индивидуального развития и состояния здоровья каждого ребёнка.
Это
можно
делать
только
при
условии
чётко
организованного
систематического наблюдения и выявления признаков утомления у
того или иного ребёнка, его эмоционального состояния.
5.
Игровая
мотивация. Игра
-
ведущая
деятельность
дошкольного детства, она обеспечивает эмоциональную окраску
бодрствования, вызывает интерес, активность, что благоприятно
сказывается
на
работоспособности
и
снижает
утомляемость
ребёнка.
6.
Вариативность
форм,
методов,
приёмов
и
содержания
образовательного процесса. Разнообразие форм, методов, приёмов
и видов деятельности и их чередование обеспечивают высокую
работоспособность. С физиологических позиций это объясняется
способностью
коры
головного
мозга
одновременно
работать
и
отдыхать:
в
каждый
отдельный
момент
работает
не
вся
её
поверхность,
а
отдельные
участки,
именно
те,
которые
ведают
данной
деятельностью
(так
называемые
поля
оптимальной
возбудимости).
При
изменении
характера
занятия
поле
оптимальной возбудимости
перемещается, и создаются условия
для отдыха ранее функционировавших участков коры головного
мозга.
7.
Распределение
учебной
нагрузки .
Работоспособность
дошкольников на протяжении дня, недели, года неоднозначна. Она
во
многом
зависит
от
возрастных
биоритмов,
адаптационных
периодов
и
так
далее.
Так
в
понедельник
работоспособность
невысока, потому что ребёнок адаптируется к детскому саду после
двух выходных проведённых в домашних условиях. Наилучшие
показатели
работоспособности
отмечаются
во
вторник
и
среду,
начиная с четверга, она вновь ухудшается, достигая самых низких
характеристик в пятницу и субботу. К концу недели происходит
постепенное и неуклонное нарастание утомления. Учитывая эти
данные, при составлении расписания
в начале и конце учебной
недели мы отдаём предпочтение более лёгким по содержанию и
сложности программного материала занятиям.
Для
предупреждения
утомления
и
сохранения
оптимального
уровня
работоспособности,
при
составлении
расписания
мы
руководствуемся принципом чередования в течение дня занятий
динамических
(физкультурных
и
музыкальных)
и
занятий,
требующих
значительной
статической
нагрузки
на
организм
дошкольника.
В
соответствии
с
нормативными
документами,
мы
вводим
каникулы,
начиная
со
средней
возрастной
группы.
Во
время
каникул учебные занятия (кроме музыкальных, физкультурных и
индивидуальных
коррекционно-развивающих)
не
проводятся.
Организуются различные спартакиады, праздники, развлечения.
8.
Взаимодействие
всех
специалистов,
п ед а г о г о в
с о г л а с о в а н н о с т ь
и х
д е й с т в и й
в
р а м к а х
е д и н о г о
образовательного
пространства.
Преемственность в работе
всех педагогов, участвующих в образовательном процессе с одной
стороны,
и
исключение
необоснованного
дублирования
программного материала и содержания образовательного процесса
с другой стороны, помогает нам обеспечивать комплексный подход
в
решении
задач
коррекционно-развивающей
помощи
дошкольникам с ЗПР и дифференцировать учебную нагрузку.
Ведущим специалистом, координатором всего образовательного
процесса и коррекционно-развивающей работы, в частности, у нас в
детском саду является учитель-дефектолог. Это обусловлено нашей
специализацией: мы работаем с детьми с задержкой психического
развития.
Для отслеживания учебной и физической нагрузки мы считаем
целесообразным
составление,
так
называемой,
сетки
занятости
дошкольников на индивидуальных занятиях. (Приложение 1)
9.
Система
дозированных
систематических
домашних
заданий. В соответствии с нормативными документами, домашние
задания
во
всех
группах
не
задаются.
Специальные
же
коррекционно-развивающие
программы
предусматривают
такую
форму
работы.
В
нашем
детском
саду
мы
используем
систему
индивидуализированных
домашних
заданий
и
считаем,
что
она
очень
эффективна.
Помимо
закрепляющей
функции,
что
очень
важно для дошкольников с задержкой
психического развития,
выполнение домашних заданий предполагает активное включение
родителей в коррекционную работу, как полноправных субъектов
этой деятельности. При этом у родителей значительно повышается
уровень педагогических и психологических знаний. С этой целью
мы разработали индивидуальные памятки для родителей, в которых
изложены основные методические приёмы и формы выполнения
домашнего задания.
10. Детский сад и семья – единое пространство детского
развития.
Данный
принцип,
по
сути,
является
продолжением
предыдущего,
но
мы
считаем,
что
о
нём
необходимо
сказать
отдельно.
Заинтересованность родителей, понимание проблем
ребёнка – одно из самых важных определяющих условий успешной
коррекционно-развивающей
работы.
К
сожалению,
очень
часто
родители, раздражённые постоянной борьбой с низкими доходами
или увлечённые погоней за высокими доходами сами способствуют
ранней невротизации детей и ослаблению их здоровья. Одной из
самых
важных
задач
в
образовательном
процессе,
мы
считаем,
раскрытие перед родителями важных сторон психического развития
ребёнка, его проблем на каждой возрастной ступени дошкольного
детства, и умение порекомендовать им соответствующие приёмы
воспитания и развития.
11 .
П с и хол о г и ч ес ка я
ком ф о рт н о с т ь .
С о з д а н и е
доброжелательной психологической обстановки, укрепление веры в
собственные
возможности,
снятие
отрицательных
переживаний,
связанных
с
дефектом,
оказывают
положительное
влияние
практически
на
все
сферы
психического
развития
ребёнка:
регуляцию
поведения,
когнитивную
сферу,
овладение
ребёнком
средствами
и
способами
взаимодействия
с
другими
людьми,
поведение в группе сверстников, социализацию ребёнка.
12.
Соблюдение
санитарно
–
гигиенических
норм. Данное
условие
является
очень
важным
в
оздоровлении
дошкольников.
Существуют нормативные документы по санитарно-гигиеническим
требованиям
к
освещённости,
расстановке
и
размерам
мебели,
которые необходимо соблюдать.
При
рассаживании
детей
во
время
занятий
учитываем
их
состояние здоровья (зрение, слух, состояние опорно-двигательного
аппарата).
Таковы основные принципы в организации образовательного
процесса,
которые
позволяют
нам
контролировать
учебную
нагрузку
дошкольников,
дифференцировать
её
и
избегать
перегрузки.
Приложение 1.
Сетка занятости детей на индивидуальных занятиях
группы компенсирующей направленности
№
Дни недели
Ф.И. ребенка
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Условные обозначения:
учитель-дефектолог
учитель-логопед
педагог-психолог
инструктор физкультуры
музыкальный руководитель
Список литературы:
1.
Санитарно-эпидемиологические
правила
и
нормативы
(СанПиН
2.4.1.3049-13), Санкт-Петебург, Детсво-Пресс, 2013г.
2.
В.М.
Астапов
«Хрестоматия:
дети
с
нарушениями
развития»,
-
М.:
Международная педагогическая академия, 1995г.
3.
Ульенкова
У.В.
Актуальные
проблемы
развития
психики
раннего
онтегенеза: Учебное пособие. Н.Новгород: Издательство НГПУ, 2006.
4.
У.В. Ульенкова «Методические рекомендации по методике проведения
коррекционных занятий с детьми с ЗПР», - Н.Новгород, 1993г.
5.
Ульенкова
У.В.,
Стрекалова
Т.А.
«Методические
рекомендации
к
проведению
дидактических
игр
по
коррекции
мышления
старших
дошкольников с ЗПР».—Н.Новгород, 1994г.
6.
С.Г. Шевченко «Ознакомление учащихся с ЗПР с окружающим миром».
7.
«Программа
воспитания
и
обучения
в
детском
саду»
под
ред.
М.А.Васильевой, - М.: Просвещение, 1987г.
8.
Г.А. Афонькина, Ю.А. Урунтаева «Практикум по детской психологии», -
М., 1996г.
9.
У.В.
Ульенкова,
Е.Б.
Аксенова
«Формирование
саморегуляции
у
шестилетних детей с ЗПР на занятиях по развитию речи».
10. Е.Б.
Авсенова
«Методические
материалы
по
формированию
саморегуляции на учебных занятиях по развитию речи у детей шести лет
с ЗПР».
11. Е.Н. Васильева «Опыт изучения особенностей эмоционального развития в
отношении к близким взрослым у детей 5-6 лет с ЗПР и педагогического
влияния на них».
«Рекомендации по приему детей в дошкольные учреждения и группы
специального назначения», утвержденные Начальником Управления
дошкольного образования СССР А.С. Алексеевым от 22.10.90г