Автор: Костовская Мария Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАУО СОШ №33
Населённый пункт: Калининград
Наименование материала: Урок окружающего мира.
Тема: "Как помочь птицам зимой"
Раздел: начальное образование
Урок окружающего мира в 1- г классе.
Учитель: Костовская М .В.
Тема: «Как помочь птицам зимой»
Цели урока.
Предметные:
-формировать умение самостоятельно добывать знания;
-обобщить жизненные наблюдения детей о зимующих птицах;
-рассмотреть виды корма для зимующих птиц.
Метапредметные:
-Формировать умение ставить и решать учебные задачи на материале темы
урока.
-Продолжить формирование обще учебных умений коммуникации (слушать
учителя, друг друга).
Личностные:
-Воспитывать ответственное отношение к природе на примере посильной
помощи детей птицам.
Тип урока: открытие новых знаний на основе жизненного опыта.
Методы и формы работы: частично-поисковой, практический, фронтальная и
индивидуальная.
Оборудование:
рисунки с птицами;
рисунки корма для птиц.
различные виды кормушек
карточки для самооценки
Планируемые достижения учащихся:
Усвоить зимующих и перелётных птиц, узнать как помочь птицам в зимнее
время года.
Ход урока:
Этап урока
Содержание урока
Примечание
I.
Орг. момент
Сегодня на урок к нам пришли гости, встаньте
ровненько и поприветствуйте гостей.
-Раз, два, три, четыре, пять -
Урок пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
II.
Сообщение
темы и целей
урока.
Актуализация
знаний
- Ребята! Сегодня вы попробуете сами
определить тему нашего урока.
А для этого давайте прогуляемся по зимнему
лесу.
-Зима навела строгий порядок в лесах и на
полях. Все у нее прибрано, подметено, сверкает
белизной, раздала она деревьям теплые шубы,
укрыла поля теплым одеялом.
Что мы слышим? ( пение птиц)
-А часто ли зимой можно услышать пение птиц?
Почему?
Кто догадался, о ком будем говорить на уроке?
Тема урока: «Как помочь птицам зимой»
-Как живётся птицам зимой?
-Чем мы можем помочь птицам зимой ?
- В течение урока мы постараемся ответить на
эти вопросы.
-Ребята! На какие группы вы разделили бы
птиц?
(Есть перелетные и зимующие птицы.)
-Каких птиц называют перелётными?
-Каких перелётных птиц вы знаете?
Ласточки, скворцы, жаворонки, утки,
журавли, грачи, соловьи, иволга
Проблемная
ситуация.
-Каких птиц называют зимующими?
-Каких зимующих птиц знаете?
Ворона, сорока, галка, воробей,
поползень, дятел, синичка.
О каких птицах будем говорить на уроке?
Работа в группах склеить картинки зимующих
птиц.
Отгадайте загадки о птицах:
1.
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает.
2.
Спинкою зеленовато,
Животиком желтовато.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
3.
Угадайте, что за птичка –
Чёрненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
4.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
(Воробей)
(Синица)
(Ласточка)
(Снегирь)
III. Введение
в
тему
Он появится опять.
5.
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая
Птица говорливая
Самая болтливая.
6.
Он прилетает каждый год,
Туда, где её домик ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет.
7.
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней
Кто же это ?...
8.
Всё стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит
А что для птиц зимой страшнее - голод или
холод?
- Действительно, для птиц страшнее голод. За
кроткий зимний день птицы едва успевают
утолить голод. Особенно когда после оттепелей
наступают морозы и деревья, кустарники,
остатки сухой травы и даже снег покрываются
ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает
укрытия, где прячутся личинки насекомых. Не
помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв.
Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие
из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут
.
Сорока
Скворец
Соловей
Дятел
IV. Физминутка.
Поэтому мы должны помогать им пережить
зиму.
А как мы это можем сделать?
Какие кормушки нравятся птицам?
Давайте послушаем диалог птиц.
Воробей:
Безобразие!
Прилетел
перекусить, а корм снегом засыпало. Хоть бы
на кормушку навес сделали, что ли!
Синица: Могли бы и сальца несоленого
вывесить, у нас от соленого животы болят.
Клест: Я вообще голодным остался!
Обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без
бортиков? Ветер у него в голове!
Снегирь:
А где семена сорняков? Где
рябина, калина, где арбузные и дынные
семечки?
Учитель: Успокойтесь птицы! Все будет
в порядке!
Как видите мало сделать кормушку – она
должна быть удобной для птиц.
Какие кормушки понравятся птицам?
Ещё необходимо знать, что положить в
кормушку?
Сейчас поработаем в группах. Каждой паре
надо составить меню на обед для птиц. У вас на
партах
изображение
еды
для
птиц.
Раскрашиваем.
Физминутка.
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
V.
Закрепление
материала
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки, на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.
Вешаем на доску.
Угощение для птиц
1.Рябина.
2.Макароны
3.Семечки.
4.Ягоды шиповника
5.Ржаной хлеб.
6.Белый хлеб
7.Шоколадные конфеты
8.Яблоко
9.Пшено (крупа)
10.Гречневая каша
11.Сало соленое
12.Кусочки сырого мяса и др.
Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята,
около дома, у окна будет висеть своя кормушка.
Птицы быстро привыкают к такой столовой и
станут частыми гостями в ней. А вы сможете
наблюдать за ними, делать рисунки и
записывать, что удалось заметить. Конечно,
птицы не умеют разговаривать. Но они
обязательно отблагодарят вас и красивой
весенней песней и богатым урожаем,
спасённым птицами, от вредителей вашего
огорода. Но самое главное, как я считаю, вы
станете добрее, и бережнее будете относиться ко
всему живому.
Сообщения
детей
Воробей
Ворона
Синица
Снегирь
Сорока
Дятел
VI. Итог урока.
VII.
Рефлексия
- Ребята! Чем же мы можем помочь птицам
зимой?
Что нового вы узнали на уроке?
Что понравилось?
Что бы вы посоветовали всем людям?
VIII.
Самооценк
а
У вас на столах лежат цветные кружочки,
выберите тот, который отражает вашу
деятельность на уроке. (Дети выбирают
соответствующие кружочки и поднимают их .
- Кто для себя сделал открытие? (Красный)
- Кому на уроке было интересно? (Зелёный)
- Кому урок подарил хорошее настроение?
(Жёлтый)
Смастерить кормушку и помогать птицам
перезимовать .