Напоминание

Нравственно – патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников через активное взаимодействие педагогов и родителей


Автор: Азарова Валентина Васильевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №1"
Населённый пункт: г. Обоянь, Курская обл.
Наименование материала: доклад
Тема: Нравственно – патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников через активное взаимодействие педагогов и родителей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доклад на тему:

«Нравственно – патриотическое

воспитание и формирование

исторического сознания у

дошкольников через активное

взаимодействие педагогов и

родителей»

Старший воспитатель: Азарова В.В.

2021г.

1

Правильное

воспитание

это

наша

счастливая

старость,

плохое

воспитание

– это

наше будущее горе, это

наши

слезы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А. С.МАКАРЕНКО

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из

основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический

процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым

близким

людям

к

матери,

отцу,

бабушке,

дедушке.

Это

корни,

связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой

малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные

через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении

личности патриота.

Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к

отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой

живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно

акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с

уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению

нравственные

основные

ценности:

добро,

дружбу, взаимопомощь,

трудолюбие. “Это – первые и блестящие попытки русской народной

педагогики, - писал А.С.Макаренко , - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в

состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа”. Не

случайно подчеркивал, что “…воспитание, если оно не хочет быть

бессильным, должно быть народным”. Он ввёл в русскую педагогическую

литературу

термин

“народная

педагогика”,

видя

в

фольклорных

произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для

воспитания любви к Родине.

2

Таким образом, произведения устного народного творчества не только

формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию

личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю

имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским

садом, своей улицей, городом, а затем и страной, её столицей и символами.

Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком,

наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада,

родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причём

эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими,

образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу

по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать.

Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям,

особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного

края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте

своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала

позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен

родной край.

Родной город… Надо показать ребёнку, что родной город славен своей

историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими

людьми.

Диапазон

объектов,

с

которыми

знакомят

старших

дошкольников,

расширяется – это район и город в целом, его достопримечательности,

исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они

воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города,

своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы.

Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он

родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу,

наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать,

что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи,

знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей

с народными промыслами края, народными умельцами.

В нравственно – патриотическом воспитании огромное значение имеет

пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах

из жизни старших членов семьи необходимо привить детям такие важные

3

понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “трудовой

подвиг” и т. д. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили

потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших

жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц,

площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно –

патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от

конкретных условий.

Неверно полагать, что, воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым

прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда

преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а

иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно

раньше увидели “гражданское лицо” своей семьи.

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного

человека и жизнью всех людей – вот что важно для воспитания нравственно

– патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному

развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо

подвести к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех

местах, больших и маленьких, есть много общего:

Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои,

негативно сказывается на нравственной атмосфере. Когда представители

старшего и среднего поколений невнимательны, недоброжелательны друг к

другу, ребенок испытывает дискомфорт от такого поведения взрослых. Если

же при общении друг с другом все поколении семьи проявляют такт,

мудрость, не повышают тона, считаются с желаниями и мнениями других

членов семьи, сообща переживают и горе и радость, рождается настоящая

семейная сплоченность.

Продолжая тему важности благоприятной атмосферы в семье, мы пытаемся

донести до взрослых, что детям нужны не только еда и яркие игрушки, но и

ласковая мама, и заботливый папа. Детям нужна любящая дружная семья.

Для этого необходимо помочь взрослым понять, как сохранить семью и как

сделать, чтобы все члены семьи доверяли друг другу, оберегали друг друга. В

4

работе с детьми следует больше внимания уделять играм детей в «семью»,

которые воспитывают в них чувство родительской ответственности.

Игра в «семью» - самая любимая детская игра. Она уместна и для обычного

домашнего вечера, и для веселого времяпрепровождения с гостями. В

«семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии.

Кроме того, дети могут выбрать не только «настоящую» семью, но и

«кукольную», «звериную».

Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков –

одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего

семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных

качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности,

честности).

Специальные социологические и психолого-педагогические исследования

показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут

заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного

развития ребенка.

Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является

единственным

общественным

институтом,

регулярно

и

неформально

взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность

оказывать определенное влияние на семью. Как показывает практика, и

подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет

дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач,

но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе.

Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и

сознание

будущего

гражданина.

Первичность

контакта

родителей

с

ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган,

воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре,

языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям,

начинает формироваться личность.

Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств,

среди которых необходимо указать: художественные средства; природу;

собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку.

1.

Группа

художественных

средств:

художественная

литература,

изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень

важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует

5

эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные

средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных

представлений и воспитании чувств.

2. Средством нравственного воспитания дошкольников является природа.

Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех,

кто

слабее,

кто

нуждается

в

помощи,

защищать

их,

способствует

формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на

нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей

педагогической организации становится значимым средством воспитания

чувств и поведения ребенка. Чувство любви к родной природе – еще одно из

слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе,

можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь

природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет,

ближе

ему

и

легче

для

его

восприятия,

сильнее

воздействуют

на

эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными

средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через

восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные

эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, я

воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы.

3. Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная

деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность.

Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию

средства воспитания. Но данное средство - деятельность как таковая -

необходимо,

прежде

всего,

при

воспитании

практики

нравственного

поведения. Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как

средство

нравственного

воспитания,

лучше

всего

выполняет

задачи

корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

4. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в

которой

живет

ребенок,

атмосфера

может

быть

пропитана

доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью,

безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством

воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь

механизм

нравственною

воспитания

и

влияет

на

формирование

определенных нравственных качеств.

Выбор

средств

воспитания

зависит

от

ведущей

задачи,

возраста

воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа

развития нравственных качеств (только начинаем формировать нравственное

качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).

6

7



В раздел образования