Напоминание

"Романтик русского пейзажа" А.И. Куинджи


Автор: Кривенко Мария Александровна
Должность: преподаватель художественного отделения
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ №8 им. А.В. Воробьёва г. Владивостока"
Населённый пункт: город Владивосток, Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Романтик русского пейзажа" А.И. Куинджи
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Детская школа искусств №8 им. А.В. Воробьёва г. Владивостока»

РОМАНТИК РУССКОГО ПЕЙЗАЖА

А.И. КУИНДЖИ

Кривенко Мария Александровна

преподаватель художественного отделения

МБУДО «ДШИ №8 им. А.В. Воробьёва г. Владивостока»

«Все пейзажисты говорят,

что эффект

Куинджи – дело не хитрое,

а сами сделать его не могут».

П. П. Чистяков

Архип Иванович был глубокий философ и гуманист, затворник и

общественный деятель, бунтарь и хитрый дипломат, покровитель

художников и художественного образования.

Казалось, что свой уникальный художественный дар он получил

от бога. Воспользовавшись им, он преодолел традиции и

выработал свою систему творчества, до сих пор не исчерпанную

последователями.

В истории русского искусства 19 века имя Архипа Ивановича Куинджи

сопровождалось множеством легенд и загадок. Прежде всего, это происхождение.

Обучение и становление художника еще мало изучены. Загадки биографии

начинаются с даты его рождения, все имеющиеся документы противоречивы. В

Центральном государственном архиве хранится три паспорта с разными датами

рождения, но искусствоведы сходятся во мнении, что 1842 год является наиболее

верным.

Архип Иванович родился в семье грека – сапожника Ивана

Христофоровича в Мариуполе Украина. Но Иван

Христофорович был не только сапожником. В метрике

Куинжди значится под фамилией Еменджи. Обе фамилии –

Еменджи и Куинджи – турецкого происхождения. Куинджи –

по – турецки ювелир, мастер изготавливающий изделия из

золота и серебра.

У будущего художника рано умирают родители, он

воспитывается у родственников Ивана Христофоровича.

Образование давалось Архипу Ивановичу тяжело, зато

рисовал он постоянно.

Тяга к искусству привела его в мастерскую ученика Айвазовского, А. И. Фесслеру где

молодой Куинджи получил начальные уроки живописной грамоты. Далее сведения о

биографии художника более отрывочные.

А. И. Фесслер

Переехав из Мариуполя в Одессу а затем в Санкт – Петербург несколько лет

работает ретушером. Ретушерами в то время работали многие художники такие

как И. Н. Крамской, В. М. Васнецов, И. Е. Репин.

Будущие передвижники во многом определили его художественные интересы.

Искусство Куинджи развивалось волнами. Первое увлечение пейзажем проходило под

влиянием искусства Айвазовского.

И. Н. Крамской В. М. Васнецов И. Е. Репин

«Осенняя распутица»

Картина «Осенняя распутица» одно из ранних произведений художника,

сохранившееся и дошедшее до зрителя. Произведение уныло и беспросветно

отразило мрак российского бытия. В нем звучат социальные интонации,

свойственные мировоззрению академических «протестантов», вышедших из

Академии художеств из – за нежелания писать картины на библейские темы и

стремящихся сблизить искусство с жизнью.

На переломе 1870 – х годов Куинджи пишет картины «Север» и «Днепр утром».

Импрессионистические «пробы пера» свидетельствуют о том, что Куинджи желает

ввести в обиход живописи новые выразительные средства, связанные с фиксацией

воздушной среды, выйти к новому пейзажному образу. Художник добивается

цветовой вибрации воздушной среды. Достигается это полутонами, тончайшей

нюансировкой бледного розового и перламутрового цвета.

«Север»

«Днепр утром»

Самым важным открытием художника, надолго определившим облик его искусства,

стал романтичный образ, начатый картиной «Украинская ночь». Картина удивила

почитателей искусства мастера, ясно обозначив народные корни куинджиевского

миросозерцания. Незамысловатый мотив хутора, замершего в тихом ночном сне,

типичен и характерен для Украины.

«Украинская ночь»

В образе «Украинской ночи» угадываются фольклорные истоки, изобразительный

фольклор. «Невиданной силы эффект...» по словам Крамского. В иллюзии

лунного света художник применил дополнительные цвета и тем самым

невозвратно порвал с тональной живописью предшественников.

Плавные темные цветовые заливки неба и пригорка сочетаются с эскизными

прописями реки и зарослей травы по ее берегам. Художник смело оставляет цвет

грунтовки и так же решительно озвучивает синюю темень ночи феерическим

цветом мазанок.

«Совершенно я растерялся, был восхищен до истомы, до какого то забвения

всего живущего знаменитой «Украинской ночью» Куинджи. И что это было

за волшебное зрелище и как мало от этой дивной картины осталось сейчас!

Краски изменились чудовищно!» М. В. Нестеров.

В 1879 году на 7 выставке Товарищества передвижных

художественных выставок Куинджи экспонирует

ставшую знаменитой «Березовую рощу».

Реакция художников и зрителей была единодушной:

Куинджи удивил всех необычайностью картины.

В облике чистой и совершенной природы сквозит

желание полноты жизни.

Радостно – томительный солнечный день запечатлен в

картине в чистых, звучных красках, блеск которых

достигнут контрастом, сопоставлением цветов,

очищенных до белизны.

«Березовая роща»

В «Березовой роще» художник созерцает красоту. Поэтому реальные богатства

природы, ее многоликие прелести даны общим планом.

Изображение обобщено цветом: поляна представлена ровной, как стол,

плоскостью, небо – ровноокрашенным задником, роща – почти силуэтом, стволы

берез на переднем плане кажутся плоскими декорациями. В отсутствии

отвлекающих деталей, мелочных частностей рождается изумительно цельное

впечатление лика природы, редкостной, совершенной красоты.

В 1880 году Куинджи завершает картину «Лунная ночь на Днепре». Художник

экспонирует ее совместно с «Березовой рощей» в темном помещении, где

направленный луч электрического света эффектно высвечивает глубину

пространства. Куинджи использует свойство теплых цветов возгораться от

электрического света, а холодных – поглощаться им.

«Лунная ночь на Днепре»

Эффект от такого экспонирования получился необычайный. Публика ломилась на

выставку. Художник становится кумиром времени

Невиданный триумф Архипа Ивановича Куинджи порождал завистников,

распространявших о художнике нелепые слухи. Атмосферу зависти уловил П. П.

Чистяков: «Все пейзажисты говорят, что эффект Куинджи – дело не

хитрое, а сами сделать его не могут».

Романтическое искусство Куинджи создавало

впечатление одиночества. Ему еще долго предстояло

томиться в ожидании поддержки. Она пришла в начале

20 века вместе с творчеством его учеников.

Возможно, это обстоятельство отчасти послужило

уходу художника от активной творческой

деятельности, затворничеству в стенах мастерской.

В прощальном «Ночном» произведении Архипа

Ивановича воплотились воспоминания детства и

пристрастие к созерцанию неба.

Элегичность, лирическая грусть заставляют минорно

звучать бледные краски горизонта, томительно

светиться гладь реки.

«Ночное»

Начало 20 века ознаменовалось для Куинджи рядом благотворительных

деяний, он принял активное участие в подготовке реформы Академии

художеств. В своих общественных воззрениях мастер был идеалистом,

мечтал преобразовать жизнь на началах братства и взаимопомощи.

Все названные начинания великого мастера показывают, что он был

незаурядным общественным деятелем, стремящимся преобразовать

художественную жизнь.

Умер Куинджи 11 июля 1910 года в Петербурге от тяжелой сердечной

болезни, в присутствии своих учеников Н. К. Рериха, А. А. Рылова и других.

Н. К. Рерих

А. А. Рылов

Память о Куинджи долго жила не только в названии общества его имени, но в

сознании учеников и почитателей его творчества, для которых он оставался

великим примером преданности искусству.

«После дождя»



В раздел образования