Автор: Ющенко Лидия Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "КДШИ"
Населённый пункт: Свердловская область, город Карпинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Работа над фразировкой и выразительностью исполнения произведений. Технические средства в работе над произведениями в младших классах домры"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное
учреждение дополнительного образования
«Карпинская детская школа искусств»
Методическая разработка открытого урока на тему: «Работа
над фразировкой и выразительностью исполнения
произведений. Технические средства в работе над
произведениями в младших классах домры»
Методическая работа
преподавателя МБУ ДО «КДШИ»
Ющенко Л.С.
2020 г.
Цель урока – развивать художественный вкус обучающегося, добиться
цельности художественного впечатления, донести до слушателя содержание
произведения. Развить и закрепить навыки подбора упражнений в ходе
работы над музыкальными произведениями в младших классах.
Задачи урока:
- Заинтересовать обучающегося и пробудить его творческие возможности.
- Способствовать развитию углублённого восприятия и передачи настроения
в исполняемых музыкальных произведениях.
- Развить у учащегося исполнительское мастерство, музыкальное мышление.
- Выработать поэтапное, последовательное разучивание музыкальных
произведений.
- Обучить учащегося навыкам и умению правильного разбора, отработки и
исполнения музыкальных произведений.
- Развить интерес к детальной работе над произведениями и устранению
технических трудностей.
- Добиваться слаженной игры в ансамбле с концертмейстером.
Форма работы: занятие проводится в форме урока с учащейся 3 класса
Можериной Алиной, обучающейся по ДПОП в области музыкального
искусства «Народные инструменты» (домра).
План урока:
I. Вступительная часть.
II. Основная часть, включающая в себя исполнение произведений.
1.
Показ поэтапной работы над произведениями: определение формы,
тонального плана, характера.
2.
Подбор упражнений для успешного овладения технических трудностей.
3.
Работа над образным исполнением при помощи всех доступных средств:
динамических оттенков, штрихов, красочных приёмов.
III. Заключение. Подведение итогов.
I.Вступительная часть
Общеизвестно, что профессиональная музыкально-исполнительская культура
– это целый комплекс знаний, умений и способностей музыканта. Раскрыть
содержание произведения – это значит не только исполнить записанное в
нотном тексте, но и узнать, «угадать» то, что «таится за нотным текстом».
Целью урока является развитие художественного вкуса учащегося. Как
показывает практика, работа по раскрытию художественного образа
являются одним из главных в процессе обучения игре на домре, как на
начальных этапах, когда знакомство с инструментом только начинается, так
и на всех последующих этапах. Но также надо не забывать и отдельный
тренировочный этап технической работы. Правильно подобранные
упражнения помогут ребёнку справиться с возникшей трудностью и быстро
выучить текст, позволит накопить некоторый опыт и поднимет уровень его
мастерства.
Успех обучения во многом будет зависеть от правильно выбранного
репертуара. При его выборе должен преобладать индивидуальный подход к
каждому учащемуся, нужно учитывать его возраст, физические особенности,
уровень овладения инструмента, музыкальные данные.
II.Основная часть
На уроках в моём классе, с момента разбора произведений ведётся работа по
раскрытию содержательно-смысловой основы произведений, замысла
авторов сочинений. Приступая к разучиванию художественного
произведения, следует, как отдельный тренировочный этап выделить и чисто
техническую работу. Разделы этапов:
- знакомство и разбор произведения;
- рассказ о данном произведении и его авторе;
- форма произведения
- выразительные средства исполнения;
-конкретные технические трудности;
- прослушивание исполнения этого произведения (в записи);
- использование дополнительного материала (упражнения, гаммы, этюды);
- работа над ансамблевым исполнением совместно с концертмейстером;
- достижение готовности пьесы, подготовки к сценическому воплощению.
Работая над р.н.п. в переложении О. Моисеевой «На улице дождик», в
первую очередь надо сказать, что это колыбельная песня. Русская народная
песня это неотъемлемая часть души русского человека той величественной
эпохи, с её радостями и бедами. Колыбельная песня – песня, исполняемая
кем либо, при укачивании ребёнка, особый лирический жанр в народной
поэзии. Работая над этим произведением, необходимо направить работу,
прежде всего, к мелодии, звуку. Очень важно, чтобы ученик слышал
интонацию музыкальной речи, её смысл, выразительность, характер. Форма
произведения – куплетная, характер – кантилена. Пьеса написана в
тональности ля минор, что подчёркивает весь лиризм и печаль мелодии.
Работая над фразировкой, осмыслением содержания произведения,
необходимо больше рассказывать ученику, что происходит в произведении,
развивать его фантазию поэтическими образами.
Для определения возникающих технических трудностей, послушаем
исполнение пьесы ученицей.
Итак, в первом куплете - 8 тактов, после 2-ух тактов паузы (вступление у
фортепиано).
Трудность заключается в исполнении темы на тремоло, а мастерство
домриста в значительной степени определяется гибкостью тремолирования
при исполнении пьесы на легато. Предложение поделено на маленькие фразы
по 2 такта и перед началом следующей лиги нужна маленькая пауза, «вдох» -
цезура. В конце фраз всегда уменьшается глубина погружения медиатора.
Для достижения плавности кантилены на домре нужно активизировать
внимание на частоту и ровность тремолирования. Следить за мягкостью
постановки пальцев на лады и подъём с ладов. Независимо от того,
исполняется мелодия на одной струне или на разных – звучание должно быть
абсолютно ровным. Чтобы добиться красивого исполнения,
беспрепятственного перехода с одной струны на другую, необходимо
исполнять гаммы на тремоло, начиная с очень медленного темпа, постепенно
ускорять темп, очень важно при этом соблюдать правильную аппликатуру.
Ученик должен ощущать тремолирование, как результат нажима на струну, а
не удара. Различная степень сжимания медиатора, даёт определённую силу
звука. Если увеличить силу нажима и опустить медиатор глубже в струну, то
это даёт более усиленное, глубокое звучание. И наоборот, погружение в
струну только кончика медиатора – создаёт лёгкое, полётное звучание. Также
нужно добиваться активного кистевого тремолирования у ученика, но только
тогда, когда у него сформируются достаточно сильные руки. При этом
важно, чтобы кистевой сустав не был зажат, а свободно вибрировал.
Во втором куплете, средний раздел, тема идёт у фортепиано, а у солиста
идёт гармонический подголосок на пиццикато. Работа над пьесой
предусматривает не только отделку своей партии, но и знание
аккомпанемента. Партия аккомпанемента неотделима от сольной, так как
композиционно связана с ней. Солист и аккомпаниатор – ансамбль. Чувство
ансамбля надо развивать всеми способами, так как оно предусматривает, в
основном, подготовку оркестрового музыканта.
И в заключительной части пьесы идёт общее форте, как кульминационный
момент. У солиста тема играется на тремоло, в аккомпанементе аккордовая
фактура. В последних тактах трудность заключается в отработке чистого и
красивого извлечения флажолетов. Работа над красочными приёмами очень
увлекает ученика, а главное – развивает гибкость игрового аппарата. Работа
над этими приёмами следует начинать после того, как постановка рук и
основные приёмы игры стали устойчивыми навыками. Флажолеты бывают
натуральные (от открытой струны) и искусственные – извлекается от
прижатой пальцем струны. В нашем случае флажолеты практически все
искусственные. Способ их выполнения следующий:
- пальцем левой руки зажимаем лад, соответствующий указанной ноте;
- пальцем правой руки извлекаем флажолет.
Сначала мы выучиваем мелодию левой руки. Затем находим место
извлечения флажолета (на октаву выше основного звука). Флажолеты
извлекаем следующим образом: подушечка среднего пальца прикладывается
к струне с противоположной стороны нежели совершающий удар вниз
медиатор, весь средний палец активен, собран, плотно прикасается
подушечкой к струне точно над нужным, металлическим ладом,
одновременно с прикосновением среднего пальца извлекаем флажолет
ударом медиатора по струне. Медиатор активно сжимается, глубоко
погружается в струну, после извлечения флажолета подушечку тотчас же
отрываем от струны. Флажолеты отрабатываем в медленном темпе с
постепенным ускорением по мере выучивания.
Вторая пьеса «Танго», нотный текст написан Сергеем Воронцовым для
гитары в переложении для домры Ольги Моисеевой.
Танго – парный танец свободной композиции, исполняемый под
характерную музыку. Возник на Южно-Американском континенте в 1880-е
годы в Ла-Плата, на границе Уругвая и Аргентины. В начале 20 века танец,
изначально называвшийся «танго криольо», быстро приобрёл популярность и
видоизменяясь, распространился в Европе и США, а позже – завоевал весь
мир.
Произведение довольно яркое, с легко запоминающимся текстом,
характерным для танго ритмическим рисунком. Трёхчастная форма. Пьеса
написана в тональности ля минор.
Вступление начинается с постукивания медиатором по щитку. В первой
части (1-ая вольта) сложность заключается в исполнении и отработке мелких
длительностей- шестнадцатых нот, первая нота начинается с удара вверх,
потому как первая в такте шестнадцатая пауза. Шестнадцатые ноты играем
ударами вниз и вверх, половинные на тремоло. Учащийся должен слышать
первую долю у фортепиано и во время вступить. Важный момент –
подобрать удобную аппликатуру, по возможности каждую группу
шестнадцатых нот играть в одной позиции. Для отработки аппликатуры –
период делим на мелкие мотивы и отрабатываем каждый мотив отдельно.
Во второй вольте пьесы меняется ритм, появляется синкопированный
ритмический рисунок, а игра двойных нот (терциями) усложняет исполнение.
Проблема техники двойных нот и аккордов состоит в том, что она связана с
выбором аппликатуры и качеством звучания, которые, в свою очередь,
зависят от возрастных особенностей, анатомического строения рук и пальцев
каждого учащегося, его физической выносливости. Поэтому необходимо
развивать этот вид техники. Польза от освоения крупной техники большая:
во первых, корректируются постановочные моменты; во вторых идет
освоение более многообразных фактурных приемов письма, а значит, ученик
может осваивать более сложный репертуар; в третьих происходит
техническое развитие, освоение игровых позиций пальцев.
Упражнения для работы над двойными нотами, игра терций
Средняя часть пьесы написана совсем в другом характере, более лиричная
мелодия на тремоло с ровными длительностями. Темп становится более
сдержанным (Sostenuto. Cantabile), меняется тональность (Ля Мажор).
Особых трудностей в исполнении этой части не возникает, кроме того, что
она играется на тремоло. Сложностей в аппликатуре тоже нет.
И заключительная часть абсолютно повторяет вторую вольту первой части.
Заканчивается пьеса ярким f , ля минорным аккордом.
III. Заключение. Подведение итогов.
В заключение урока хочется отметить, что признавая важность работы над
фразировкой и выразительностью, начинать её нужно с самых первых
уроков, а затем уже закреплять необходимые навыки. Работа над звуком
тесно связана со слуховыми и душевными качествами самого исполнителя.
Поэтому на уроках нужно больше внимания уделять описанию качества
звука, давать сравнительные характеристики, действовать на восприятие
ребёнка через образ, находить интонации, помогая голосом, пением. Всё это
помогает в развитии ученика и тонком его понимании музыкальной речи,
что, несомненно, поможет раскрыть художественное содержание
произведения.
Рассмотрев художественный образ музыкального произведения, мы пришли
к выводу, что его раскрытие невозможно без использования определённых
технических средств, помогающих воплотить замысел композитора. Работа
выполненная грамотно, с пониманием изучаемого материала обогатит
арсенал исполнительских приёмов, а правильно подобранная техника даст
возможность уделять больше внимания эмоциональной составляющей
исполнения, что в итоге повысит профессиональный уровень учащегося.
Список использованных источников
1.
Вольская Т.И., Уляшкин М.И. Школа мастерства домриста. –
Свердловск: Диамант, 1995 г.
2.
Вольская Т.И., Гареева И.В. Технология использования красочных
приёмов. – Екатеринбург: АСБАУ, 1995 г.
3.
Вопросы методики музыкального воспитания детей. Музыка, 1975.
4.
Круглов В. Искусство игры на домре. – Информационный бюллетень
Народник. № 1. – М.: Музыка, 1997 г.
5.
Свиридов Н. Основы методики обучения игре на домре. Музыка, 1968.
6.
Гелис, М. Методика обучения игре на домре: методические
рекомендации / М. Гелис; Ред. Т. Вольская. – Свердловск, 1988.