Автор: Шибанова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №17 "Ласточка"
Населённый пункт: Нижегородская область, г. Богородск
Наименование материала: статья
Тема: "Роль взаимодействия воспитателя, музыкального руководителя и родителей в организации музыкальной деятельности детей в группе"
Раздел: дошкольное образование
Тема: Роль взаимодействия воспитателя, музыкального руководителя
и родителей в организации музыкальной деятельности детей в группе.
В начале учебного года проводится мониторинг детской деятельности по
музыкальному воспитанию, анализ среды в группах, составляется план
совместной работы с детьми, педагогами и родителями. В детском саду в
соответствии с ФГОС ДО организована работа по ведению тетрадей
взаимодействия воспитателя со специалистами, в т.ч. с музыкальным
руководителем. В тетради указан список детей с группами здоровья,
мониторинг активности детей в самостоятельной музыкальной деятельности,
мониторинг деятельности взрослых, список музыкальных произведений для
слушания детьми в группе, праздники и развлечения, даны рекомендации по
изготовлению музыкально-дидактических игр и пособий, прописана
индивидуальная работа с детьми группы.
На музыкальных занятиях дети получают новые знания (знакомятся с
песнями, танцами, новыми играми, схемами-алгоритмами и т.д.). Я как
воспитатель всегда знаю ход предстоящего занятия, музыкальный репертуар,
который мы обговариваем с музыкальным руководителем. Поэтому на
занятиях не бывает пауз, я включаюсь в необходимый момент, активизирую
детей. После занятия музыкальный руководитель прописывает
индивидуальную работу с детьми (по отработке движений танца, пению
попевок и т.д.).
В группе я закрепляю пройденный материал, провожу индивидуальную
работу с детьми. Для этого необходима развивающая музыкальная среда. Вся
развивающая предметно-пространственная среда группы в соответствии с
ФГОС делится на 3 сектора. В активный сектор входит центр музыкально-
театрализованной деятельности. В музыкальном центре представлены
портреты композиторов, дидактические игры на развитие высотного,
тембрового, ритмического и динамического слуха, алгоритмы - схемы
движения танцев, дыхательных упражнений, музыкальные узоры для пения,
пиктограммы и пособия к ручным знакам, большое разнообразие
нетрадиционных музыкальных инструментов. В центре театрализованной
деятельности представлены разные виды театров, предметы ряженья, по
ФГОС ДО в группе имеются ширмы, модули, которые используются в
разных видах деятельности.
Перед музыкальными занятиями воспитатель создает мотивацию (в виде
интереса к подготовке предстоящего праздника, поздравлению сотрудников
и т.д.) или музыкальный руководитель обращается к детям с просьбой о
помощи.
Особое внимание я уделяю самостоятельной музыкальной деятельности
детей. Создаю ситуации, в которых побуждаю детей к пению, танцам,
разыгрыванию сценок, организации концертов. Организую музыкальные
игры ( «Куда спрятался мячик?», «Бубенчики», «Музыкальный
конструктор» и другие), подвижные игры, хороводы, организую игру на
музыкальных инструментах, повторяю упражнения со схемами-
алгоритмами.
В нашей группе есть такая традиция исполнять песенку «День добрый!», а
также чествовать именинников (дети дарят имениннику музыкальные
подарки: каравай, песни, хороводы и т.д.).
Большое значение в группе имеет музыка. Использую музыку в разных
режимных моментах (в утренний приём, на гимнастике, в организованной
деятельности, при укладывании спать, при подъёме и закаливающей
гимнастике, при одевании на прогулку). Хочу отметить, что используется
разная музыка по характеру (укладывание на сон – включаю колыбельные
мелодии, для утренней гимнастики используем сборку в соответствии с
нашими комплексами упражнений, которую нам сделала музыкальный
руководитель, или проводим гимнастику под бубен или пианино). Любят мои
воспитанники и с удовольствием слушают классическую музыку, народные и
современные детские песни. В нашей группе есть фонотека. Имеются диски
с классической музыкой, народными песнями, колыбельными песнями,
современными детскими песнями, песнями о войне, о маме, об армии и
другие.
Организуем вместе с музыкальным руководителем вечера классической
музыки, например, на тему «Сказка в музыке». Используем проектор для
просмотра музыкальных детских сказок. Очень заинтересовал детей
мультфильм «Щелкунчик», так как они услышали знакомые мелодии, под
которые танцевали на новогоднем празднике. Потом с удовольствием
делились впечатлениями. Было проведено открытое тематическое занятие по
музыке из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского. Музыкальный
руководитель записала диск с произведениями из балета, который мы
включали в свободной деятельности в группе. На занятии дети с восторгом
рассказывали музыкальному руководителю, как они рисовали сказку под
музыку Чайковского, придумывали свой танец снежинок и цветов. У детей
появилось желание показать концерт детям из других групп.
Огромное влияние на мировоззрение детей оказали многочисленные песни о
войне. Во время их прослушивания дети становились серьёзнее, взрослее.
Большая работа в группе и в детском саду была проведена к концерту,
посвящённому 70-летию Великой Победы, организован музей, приглашена
прабабушка одного из воспитанников - труженица тыла, рассказавшая о
жизни детей во время войны.
Особая роль в музыкальном воспитании детей принадлежит родителям.
Большую помощь оказывают они в организации музыкальной среды группы:
изготовили нетрадиционные музыкальные инструменты (бубны, маракасы,
трещотки, барабаны, шумовые инструменты), сшили костюмы, шапочки для
театрализованной деятельности. Для выполнения танцевальных движений –
платочки, ленточки, султанчики. Помогли в изготовлении музыкальных
дидактических игр и пособий. С использованием музыки прошли
мероприятия: конкурс чтецов стихотворений о лете, праздник « Таланты
группы «Пчёлка» ( где родители представили музыкальные номера), затем
дети и родители представляли нашу группу на общем празднике в детском
саду; мероприятие к Дню матери, праздник в бассейне, драматизация сказки
«Репка» (была подобрана русская народная музыка, разучены танцевальные
движения с детьми – героями сказки). Родители активно участвуют в
утренниках, соревнованиях, викторинах.
При подготовке к праздникам музыкальный руководитель предлагает
сценарий, мы его обсуждаем, вносим свои предложения, вместе
распределяем для детей стихи, роли в танцах, индивидуальных номерах,
сценках. Стараемся, чтобы каждый ребенок участвовал в каком-то номере,
учитываем индивидуальные способности детей.
Вывод: благодаря совместной работе воспитателя, родителей, музыкального
руководителя дети стали более раскрепощёнными, с интересом и желанием
самостоятельно организовывают концерты, спектакли, играют в
музыкальные игры, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах.
Автор-разработчик: Шибанова Наталья Владимировна,
воспитатель МБДОУ "Детский сад №5 "Золотая рыбка"
г.Богородска Нижегородской области