Напоминание

Общие рекомендации по подготовке к концертному выступлению


Автор: Пискун Ирина Михайловна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: КГБ ПОУ "Норильский колледж искусств"
Населённый пункт: город Норильск
Наименование материала: статья
Тема: Общие рекомендации по подготовке к концертному выступлению
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Общие рекомендации по подготовке к концертному выступлению

Пискун И.М.,

преподаватель КГБ ПОУ Норильский колледж искусств

Большинство музыкантов в течение своей творческой деятельности сталкиваются с

необходимостью

преодоления

негативного

сценического

состояния.

Конечно,

предконцертная

подготовка

не

ограничивается

одним

днем.

И

от

стратегии,

последовательно выстраиваемой педагогом с самого начала обучения зависит результат.

Как сказал Н. А, Римский-Корсаков, сценическое волнение обратно пропорционально

степени подготовки, и следует иметь в виду не только работу непосредственно над

произведением, но и достижение психологической готовности (грамотная предконцертная

работа создает устойчивый барьер стрессовым ситуациям, являясь основным методом их

преодоления).

В методической литературе содержится достаточное количество рекомендаций по

работе в предконцертный период, но, как правило, они разрознены. Данный же вопрос

актуален не только для музыкантов – исполнителей, но и для преподавателей, в

особенности тех, кто только начинает педагогическую деятельность, так как, основываясь

на личном опыте, можно утверждать, что именно молодые педагоги часто сталкиваются с

проблемой несоразмерного распределения времени в процессе подготовки ученика к

выступлению.

Обобщая

высказывания

выдающихся

музыкантов

-

исполнителей

и

преподавателей, можно разделить процесс предконцертной подготовки на три основных

периода:

1) длительный период предконцертной подготовки;

2) период, охватывающий последние дни перед выступлением;

3) самый короткий период – непосредственно день концерта.

К перечисленным периодам добавим 4-й – «послеконцертную» работу, которая

будет «проектировкой» следующего выступления. Рассмотрим их подробнее.

1) Длительный

период

предконцертной

подготовки: основная

задача

подготовка произведения к исполнению.

Выделим несколько этапов в процессе подготовки музыкального произведения к

исполнению:

1) Этап предварительного ознакомления.

2) Этап работы «по кускам».

3) Этап целостного оформления.

4) Этап достижения эстрадной готовности.

Последний является как бы заключительной стадией предыдущего, третьего этапа.

Для него характерны: проигрывания в том порядке и с теми промежутками, которые

должны быть на концерте; проигрывания, носящие характер не пробы, а репетиции перед

воображаемой аудиторией – с полной мобилизацией душевных сил; репетиции перед

специально

приглашенными

или

случайными

слушателями.

Часто

наибольший

промежуток времени отводится второму этапу. Незначительный – третьему. Четвертый

этап порой вообще отсутствует, хотя именно в этот период происходит основная

психологическая подготовка к предстоящему выступлению.

2) Период, охватывающий последние дни перед выступлением: основная задача

– достижение психофизиологической готовности.

В течение этого периода происходит завершение этапа достижения эстрадной

готовности, изменяется содержание занятий, большое значение приобретает порядок и

характер репетиций.

В

процессе

работы

непосредственно

над

произведением

желательно

доминирование тенденции к единичности исполнения, что требует концентрации и

постепенного

расходования

определенной,

довольно

значительной

энергии.

Не

рекомендуется разрыв единства музыкальной ткани («работа по кускам»).

Степень нагрузки в данный период регулируется педагогом в зависимости от

индивидуальных

психофизиологических

особенностей

ученика.

Нежелательны

физические, умственные и эмоциональные перегрузки.

Выбор часа репетиций на этом этапе играет не последнюю роль: время их

проведения должно соответствовать предположительному времени выступления, что

позволяет

в

наибольшей

степени

учитывать

в

процессе

игры

особенности

психофизиологического состояния исполнителя, а оно различно в каждое время суток.

Значительное содействие овладению благоприятным психическим состоянием

оказывает тщательная отработка на репетиции элементов эстрадного ритуала - выхода и

поклона, выхода на аплодисменты и поклона после игры.

Одной из главных задач педагога в этот период является сохранение привычного

режима, физической и психической свежести, бодрости ученика.

3) День

концерта:

основные

задачи

преподавателя

правильный

психоэмоциональный

настрой,

оптимальное

распределение

энергии.

Этот

период

разделим на две составляющие – подготовку в течение дня и подготовку непосредственно

перед выходом на сцену.

Подготовка в течение дня

- на данном этапе должна преобладать работа с нотами.

Проверка нот и указаний от автора способствует освежению восприятия и освобождению

произведения от «заигранности». Важно беречь эмоциональные силы ребенка. Но резкое

снижение жизненной активности в день концерта не всегда положительно влияет на тонус

во время выступления.

Подготовка перед выходом на сцену

– до концерта необходимо ознакомиться с

акустикой в зале, разыграться, найти наилучшую точку на сцене.

Практика показывает, что нецелесообразно разыгрывать руки на упражнениях и

гаммах: во-первых, в них нет выразительных интонаций, во-вторых, при игре сугубо

технического материала исполнитель психологически включается в привычное состояние

неразыгранных, малопослушных рук, не готовых еще к эстрадным действиям.

Возбудимого

типа

музыкант

должен

перед

выступлением

оберегаться

от

волнующих, даже положительных эмоций, инертный же, тормозной тип требует перед

выступлением «разгона». Ему необходимо долго разыгрываться, могут оказаться

полезными поощрительные слова, радостные известия о том, что в зале присутствует

желанное лицо.

Для достижения оптимального сценического состояния можно использовать

дыхательную гимнастику: медленный, глубокий вдох через нос, небольшая задержка

дыхания и спокойный выдох через рот, отдых и повторение цикла. Паузу между циклами

каждый раз следует удлинять. Проделывать такую гимнастику рекомендуется перед

выходом на эстраду, на самой эстраде до начала исполнения и в перерывах между

пьесами.

Можно рекомендовать следующее упражнение по снятию нервного стресса:

потереть круговыми движениями левое, затем правое запястье до появления тепла, затем

производить полукруглые массирующие движения одновременно над обеими бровями

(также до появления тепла); то же самое – с двух сторон носа; напоследок натирать мочки,

а затем и полностью уши до появления тепла. Подобные действия помогут успокоиться,

настроиться на позитивный лад.

Немаловажное значение имеет работа над произведением после концерта.

Повторное проигрывание произведения после концерта может выполнять несколько

функций:

1) закрепление «по горячим следам» интересных находок, удачных решений

масштабных построений либо отдельных деталей;

2) анализ того, что в концертном состоянии не получилось;

3) утверждение, при наличии остатка волнения, наиболее перспективных путей

развития виртуозности, а также специфическое стремление как бы «доиграть» сочинение,

дать ему «дозреть» в сохраняющемся актуальном поле творческого воодушевления.

Состояние послеэстрадного волнения продолжается в несколько сниженном виде и

на

следующий

день

после

выступления,

что

открывает

особую

возможность

целесообразного его использования не только для закрепления исполненной программы,

но и для «примеривания» к игре на эстраде других, подготавливаемых произведений.

Формирование положительного психического состояния в период подготовки к

публичному выступлению и, что весьма важно, после него, активизация реакции

музыканта на внешние и внутренние раздражители во время концерта, стремление к

достижению предельной концентрации внимания во время работы (а, следовательно, и

выступления) позволяют достичь оптимального сценического состояния.

Список используемой литературы:

1.

Тарасова В.Ю. - Психолого - педагогические условия формирования успешности

концертного выступления учащихся дмш / Вестник Чувашского государственного

института культуры и искусств - 2015г. №10

2.

Цагарелли, Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности : учебное

пособие / Ю.А. Цагарелли. — Санкт-Петербург : Композитор, 2008. — 368 с.



В раздел образования