Автор: Соковых Елена Ивановна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: кадетская школа 2 ДКК ДГТУ
Населённый пункт: г.Ростов-на-Дону, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ В соответствии с ФГОС на уроках географии
Раздел: среднее образование
Применение Интернет в работе учителя географии.
Необходимо отметить и роль телекоммуникационных сетей типа Интернет в
системе комплексного использования средств новых информационных техно-
логий в обучении географии.
Пользование Интернетом имеет свои плюсы и минусы. К плюсам можно
отнести использование самой современной информации, которая постоянно об-
новляется. Любую информацию можно передавать на большое расстояние, зна-
чительный охват аудитории, огромный объем сохраненной информации в сети
Интернет. К минусам можно отнести наличие большого числа рефератов и со-
общений, которые учащиеся зачастую бездумно скачивают без изменений и до-
полнений, что отражается на их низкой работоспособности.
Возможности Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы учи-
телем географии в своей работе по обучению основам географических знаний
школьников, включают в себя:
- образовательные ресурсы WWW (Всемирная паутина);
- Е-mail (электронная почта);
- Телеконференции.
Образовательные ресурсы Всемирной паутины могут быть полезны:
а) учителю для поиска дополнительной и обновленной информации в про-
цессе подготовки к урокам;
б) ученикам для поиска информации в процессе подготовки различного
рода творческих работ.
Электронную почту можно использовать для обмена информацией между
учителем и учеником в процессе реализации задач дистанционного обучения;
учителями для обмена информацией с коллегами; учениками для обмена твор-
ческими работами со своими сверстниками.
Телеконференции могут быть полезны при обсуждении в режиме on-
line наиболее актуальных вопросов содержания и методов обучения географии
и при участии в образовательных и познавательных телекоммуникационных
проектах.
Материал для географов в сети Интернет достаточно разнообразен:
1. Наглядные ресурсы (картинки, видео, web-камеры...),
2. Статистика.
3.Справочная информация.
4. Web-атласы.
5. Методика.
6. Авторские публикации.
7. Издательства учебных пособий.
8. Нормативные документы образования.
9. Периодические педагогические издания.
10. Игры.
11. Дистанционное обучение.
12. Сетевые проекты (конкурсы, олимпиады, исследования...).
Таким образом, на уроке и во внеклассной деятельности Интернет-ресурсы
можно использовать с различными целями:
- как одно из вспомогательных средств обучения;
- как основное средство обучения в виде Интернет – урока;
- как одно из средств индивидуальной проектной деятельности учащегося.
Хотелось бы сказать, что ни компьютер сам по себе, ни ИКТ, ни какое - либо
другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непо-
средственное общение. Цель, главным образом, состоит во включении компью-
терных технологий в процесс обучения путем организованной и педагогически
обоснованной учебной и внеурочной деятельности. С моей точки зрения, при-
менение ИКТ надо рассматривать как одну из возможных технологий препода-
вания предмета, разумно сочетая с другими современными формами обучения.
Использование ИКТ в большей степени говорит нам о единстве образователь-
ного процесса, поскольку их применение должно быть ориентировано на учеб-
ную нагрузку школьников и не нарушать здоровьесберегающих факторов раз-
вития ребенка, иначе результативность их использования будет невысокой.
При использовании ИКТ соблюдаю требования Рособрнадзора. По нормам
СанПина непрерывная работа за компьютером обучающихся школы не должна
превышать 20 минут за урок. Об этом нужно помнить при подготовке и плани-
ровании уроков.
2
Целесообразность использования информационных и информационно-комму-
никативных технологий в образовательном процессе вообще и на уроках геора-
фии в частности не вызывает сомнения. Инновационность данного метода на
современном этапе заключается в иных подходах, чем это было ранее, к орга-
низации учебной и внеурочной деятельности учителя и учащихся.
Традиционные методы и приёмы обучения на уроках географии имеют свои
определенные достоинства, но они не в полной мере способствуют развитию и
саморазвитию учащихся в условиях современного информационного общества.
Использование на уроках ИКТ способствует изменению методов и приемов
обучения, структурированию элементов урока, увеличению объема получаемой
в различных видах информации. Развивается творческая инициатива и самосто-
ятельная деятельность учащихся.
Использование компьютерной техники и информационных технологий значи-
тельно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуа-
лизации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозмож-
но сделать при помощи традиционных технологий на уроках географии, позво-
ляет во многом реализовать информационные технологии. Они позволяют опе-
рировать большим объемом информации и работают с большим быстродей-
ствием, реализовывая возможность лучшего усвоения материала, оптимизации
учебного процесса и усиления мотивации учащихся к учебной деятельности.
В заключении мне бы хотелось отметить, что применение в практике препода-
вания географии информационных методов обучения способствуют повыше-
нию интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности
урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с
огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального
мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.
Используя ИКТ на уроках географии в течение 9 лет, я получила подтвержде-
ние тому, что использование информационно-коммуникативной технологии на
уроке географии позволяет повысить качество знания учащихся.
Использование современных ИКТ на уроках и во внеурочное время – это не
дань моде, а необходимость, позволяющая обучающимся и учителю более эф-
фективно решать стоящие перед ними задачи.
3
4