Напоминание

Диагностическая работа по теме "Пищеварение"


Автор: Харазова Людмила Васильевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ школа №1133
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Диагностическая работа по теме "Пищеварение"
Раздел: среднее образование





Назад




Диагностическая работа по биологии

по теме Питание и пищеварение

8 класс

Автор Харазова Л.В.

1.Назначение работы – определение уровня подготовки обучающихся 8

классов общеобразовательных по биологии в рамках внутришкольного

мониторинга

Цель работы:

1.Выявить

наиболее

трудные

для

учащихся

элементы

содержания

при

изучении раздела «Питание. Пищеварение».

2.Оценить

уровень

освоения

основных

формируемых

предметом

видов

деятельности при изучении раздела «Пищеварение».

3.

Составить

самостоятельную

работу

для

компенсации

дефицитов,

выявленных в при проверки диагностической работы.

2. Характеристика структуры и содержания работы

Диагностическая работа по биологии для 8 классов содержит 15 заданий,

которые различаются как формой представления, так и уровнем сложности.

Работа включает следующие типы заданий:

1) Задания с выбором ответа, к каждому из которых приводится четыре

варианта ответа, из которых верен только один.

2) Задание с выбором трех верных ответов из шести

3)Задания на соответствие биологических объектов

4) Задания на установление последовательности

5) Задания, требующие развернутого ответа на вопрос

В работу включаются 15 заданий. Работа охватывает учебный материал,

изученный по теме «Питание и Пищеварение». В рамках данного варианта

работы проверяется уровень подготовки школьников по всем элементам

содержания. Соотношение числа заданий по разным элементам содержания

опирается на программу по биологии и отражает учебное время, отводимое в

процессе изучения предмета на тот или иной вопрос темы.

Работа по биологии состоит из 3-х частей:

часть

1

(№1-11)

содержит

задания

с

выбором

ответа

базового

уровня

сложности;

часть 2 (№1–3) содержит задания с кратким ответом повышенного уровня

сложности.

часть

3

(№1)

содержит

задания

с

развернутым

кратким

ответом

повышенного уровня сложности.

3. Время выполнения работы – 35 минут

4. Дополнительные материалы и оборудование: не предусмотрены

зад

ани

я

Проверяемы

е элементы

содержания

Планируемый

результат

(знать/уметь)

Уровен

ь

сложно

сти

Ма

кс.

бал

л

Вре

мя,

мин

.

Примеры тестовых

заданий по

биологии

(по обучающей

презентации)

1

Питание.

Система

пищеварени

я.

Умение применять

знания строения и

функционирования

в практических

ситуациях

Базовы

й

1

1-2

Тестовые заданий

на контроль

причинно-

следственных

знаний стр 25

Закрытые тестовые задания на выбор одного правильного ответа

2

Питание.

Система

пищеварени

я.

Знание процессов,

входящих в процесс

питания

Базовы

й

1

1-2

Тестовые задания на

контроль

репродуктивного

уровня усвоения

знаний стр 28

3

Питание.

Система

пищеварени

я.

Знание процессов,

входящих в процесс

питания

Базовы

й

1

1-2

Тестовые задания на

контроль

фактуальных знаний

4

Питание.

Система

пищеварени

я.

Знание процессов,

входящих в процесс

питания

Базовы

й

1

1-2

Тестовые задания на

контроль

репродуктивного

уровня усвоения

знаний стр 28

5

Питание.

Система

пищеварени

я.

Знание процессов,

входящих в процесс

питания

Базовы

й

1

1-2

Тестовые задания на

контроль

фактуальных знаний

6

Питание.

Система

пищеварени

я.

Знание строения

пищеварительной

системы

Базовы

й

1

1-2

Закрытые тестовые

задания

множественного

выбора одного

правильного ответа

на установление

последовательности

стр 15

7

Роль

ферментов в

пищеварени

и

Умение определять

функции объектов

Базовы

й

1

1-2

Тестовые задания на

контроль

фактуальных знаний

8

Питание.

Система

пищеварени

я.

Знать строение м

функции

пищеварительной

системы

Базовы

й

1

1-2

Тестовые задания на

контроль

фактуальных знаний

9

Питание.

Система

пищеварени

я.

Распознавать на

рисунках

(фотографиях)

органы и

системы органов

человека

Базовы

й

1

1-2

Тестовые задания на

контроль

классификационных

знаний стр23

10

Питание.

Система

пищеварени

я.

Ферменты, роль

ферментов

в пищеварении

Базовы

й

1

1-2

Тестовые задания на

контроль

фактуальных знаний

стр 22

11

Питание.

Система

пищеварени

я.

Знание мест

синтеза секретов,

ферментов

пищеварительной

системы

Базовы

й

1

1-2

Тестовые задания на

контроль

фактуальных знаний

стр 22

12

Пищеварите

льная

система:

строение и

функции.

Умение определять

последовательности

биологических

процессов, явлений,

объектов

Повыш

енный

2

2-3

Открытые тестовые

задания дополнения

на установление

последовательности

стр 20 в

презентации

13

Система

пищеварени

я. Роль

ферментов в

пищеварени

и

Знание строения и

функций

поджелудочной

железы

Повыш

енный

2

2-3

Закрытые тестовые

задания

множественного

выбора нескольких

правильных ответов

из предложенных

вариантов стр 17

14

Пищеварите

льная

система:

строение и

функции

Умение соотносить

орган и его

функцию. Знание

строения и

функционирования

Пищеварительной

системы

Повыш

енный

2

2-3

Открытые тестовые

задания дополнения

на установление

соответствия стр19

15

Пищеварите

льная

система:

строение и

функции.

Знание функций

симбиотических

бактерий организма

человека

Повыш

енный

3

3-4

Открытые задания

свободного

изложения (со

свободным ответом)

5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

За

верное

выполнение

задания 1

части работы

обучающийся

получает 1 балла.

За

неверный

ответ

или

его

отсутствие

выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может

набрать

обучающийся,

правильно

выполнивший

задания

первой

части

работы, — 11 баллов.

За

верное

выполнение

каждого

задания 2

части работы

обучающийся получает 2 балла.

Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся,

правильно выполнивший задания второй части работы, — 6 баллов.

Часть2

Задание №1 Выставляется 2 балла, если указана верная последовательность

цифр, 1 балл, если в последовательности цифр допущена одна ошибка

(переставлены местами любые две цифры), 0 баллов во всех остальных

случаях.

Задание №2 За выполнение задания выставляется 2 балла, если указана

верная последовательность цифр, 1 балл, если допущена одна ошибка, 0

баллов во всех остальных случаях.

Задание №3 За выполнение задания выставляется 2 балла, если указана верная

последовательность цифр, 1 балл, если допущена одна ошибка, 0 баллов во

всех остальных случаях.

За верное выполнение задания 3 части работы обучающийся получает 3

балла.

Максимальное

количество

баллов,

которое

может

набрать

обучающийся, правильно выполнивший задания третьей части работы, — 3

балла.

Часть 3

Задание №1

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит

биологических ошибок

3

Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не

содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три

названных выше элемента, но содержит биологические ошибки

2

Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не

содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два

из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальное количество баллов, которое

может получить

ученик за

выполнение всей работы, — Всего 20 баллов

6.Критерии оценки работы

Если учащийся получает за выполнение всей работы 10 баллов и менее, то

он имеет недостаточную предметную подготовку по проверяемой теме и

нуждается в дополнительном изучении материала и повторной диагностике.

Результат учащегося, лежащий в пределах от 11 до 14 баллов, говорит об

усвоении

им

лишь

наиболее

важных

элементов

проверяемой

темы,

недостаточном владении формируемыми способами деятельности. Учащийся

нуждается в серьёзной коррекционной работе по проверяемой теме. Данный

уровень усвоения соответствует отметке «удовлетворительно».

При

получении

15-17

баллов

учащийся

показывает

усвоение

всех

содержательных элементов проверяемой темы и оперирования ими на уровне

выполнения

стандартных

учебных

задач.

Данный

уровень

усвоения

соответствует отметке «хорошо».

При получении 18-20 баллов учащийся демонстрирует освоение предметных

знаний на уровне овладения достаточно сложными учебными действиями,

умениями применять полученные знания при решении образовательных задач.

Данный уровень усвоения соответствует отметке «отлично».

Менее 11 баллов-«2»

11-14 баллов-«3»

15-17 балла-«4»

18-20 баллов-«5»

Диагностическая работа по биологии

по теме Питание и пищеварение

8 класс

1. Если регулярно пить горячий чай после мороженого, то может

1) усилиться выделение желудочного сока

2) уменьшиться количество выделяемой слюны

3) нарушиться ткань десен и расшатаются зубы

4) потрескаться эмаль зубов

Верный ответ: 4

2. В

процессе

всасывания

через

ворсинки

тонкой

кишки

поступают

непосредственно в кровь

1) глюкоза и аминокислоты

2) глицерин и жирные кислоты

3) белки и жиры

4) гликоген и крахмал

Верный ответ: 1

3. Пища передвигается по кишечнику благодаря

1) гладкой поверхности внутренней стенки кишечника

2) сокращению мышц стенок кишечника

3) полужидкому состоянию

4) смачиванию пищеварительными соками

Верный ответ: 2

4. В

пищеварительной

системе

человека

основные

химические

превращения пищи завершаются в

1) слепой кишке

2) тонкой кишке

3) желудке

4) печени

Верный ответ: 2

5. Функцию

всасывания

питательных

веществ

в

пищеварительной

системе человека выполняют

1) клетки рыхлой соединительной ткани

2) клетки гладкой мышечной ткани

3) железы различных отделов пищеварительной системы

4) ворсинки тонкого кишечника

Верный ответ: 4

6. В каком порядке расположены органы пищеварения

1) ротовая полость — желудок — пищевод — толстая кишка — тонкая кишка

— прямая кишка

2) ротовая полость — пищевод — желудок — толстая кишка — тонкая кишка

— прямая кишка

3) ротовая полость — пищевод — желудок — тонкий кишечник — толстая

кишка — прямая кишка

4) ротовая полость — желудок — пищевод — прямая кишка — толстая кишка

— тонкая кишка

Верный ответ: 3

7. Какую роль в пищеварении играет желчь?

1) расщепляет жиры на глицерин и жирные кислоты

2) активизирует ферменты, эмульгирует жиры

3) расщепляет углеводы до углекислого газа и воды

4) ускоряет процесс всасывания воды

Верный ответ: 2

8. В

каком

отделе

пищеварительного

канала

человека

всасывается

основная масса воды

1) желудке

2) пищеводе

3) тонкой кишке

4) толстой кишке

Верный ответ: 4

9. В каком, указанном на рисунке цифрой, отделе кишечника человека

происходит расщепление растительной клетчатки

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Верный ответ:3

10.

В

двенадцатиперстной

кишке

под

действием

ферментов

перевариваются:

1) углеводы

2) жиры

3) белки

4) белки, жиры, углеводы

Верный ответ: 4

11. Желчь образуется в

1) желчном пузыре

2) железах желудка

3) клетках печени

4) поджелудочной железе

Верный ответ: 3

Часть 2.

1. Установите верную последовательность при акте глотания. Запишите

соответствующую последовательность цифр.

1) Пищевой ком движется по пищеводу

2) Попадание пищи на корень языка, активация

рецепторов прикосновения

3)

Перекрывается

вход

в носовую

полость

и в гортань, и пища перемещается в пищевод

4) Расслабление нижнего сфинктера пищевода

5) Пища поступает в желудок

Верный ответ 23145

2. . Выберите три верных ответа из шести и

запишите цифры, под которыми они указаны

Поджелудочная

железа

в

организме

человека

1) участвует в иммунных реакциях

2) соединена с желудком

3) соединена с тонким кишечником

4) образует гормоны

5) выделяет желчь

6) выделяет пищеварительные ферменты

Верный ответ:346

3.

Установите

соответствие

между

процессами

пищеварения

и

отделами пищеварительного канала, в которых они протекают :

Процесс пищеварения

Отделы

пищеварительной

системы

А) обработка пищевой массы желчью

Б) всасывание основной части воды

В) расщепление белков и некоторых

видов жиров

Г)

интенсивное

всасывание

питательных веществ ворсинками

Д) расщепление клетчатки

Е) завершение расщепления белков,

углеводов, жиров

1.

Желудок

2.

Тонкая кишка

3.

Толстая кишка

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем

буквам:

Верный ответ: 231232

Часть 3

В толстом кишечнике человека обитает большое количество бактерий,

составляющих нормальную микрофлору. В чем значение этих бактерий

для нормальной жизнедеятельности организма?

Верный ответ должен содержать следующие элементы:

Бактерии кишечника:

1) способствуют расщеплению клетчатки;

2) синтезируют витамины (на пример, группы В, К, Н);

A Б

В

Г

Д Е

3) Подавляют деятельность патогенных микроорганизмов.

(Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла.)



В раздел образования