Автор: Попова Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Структурное подразделение Детский сад комбинированного вида "Огонек"МБОУ "Змеиногорская СОШ №3"
Населённый пункт: г. Змеиногорск
Наименование материала: Статья
Тема: "Влияние экспериментальной деятельности на познавательное развитие детей"
Раздел: дошкольное образование
«Влияние экспериментальной деятельности
на познавательное развитие детей»
Влияние экспериментальной деятельности на познавательное развитие детей
меня интересует уже давно. Данная проблема связана с вопросами охраны и
укрепления здоровья дошкольников.
Факт, что дошкольники прирожденные исследователи. Природа их щедро
наградила познавательной активностью. Исследовательская деятельность
вызывает огромный интерес у детей, она позволяет ребенку моделировать
картину
мира,
основываясь
на
собственных
наблюдениях,
ответах,
установлении взаимосвязи. Экспериментирование носит творческий характер,
развивает
мыслительные
операции,
любознательность,
стимулирует
познавательную активность. Как подтверждает практика, знания, полученные
во
время
опытов,
запоминаются
прочно
и
надолго.
Удовлетворение
потребности
ребенка
в
экспериментировании,
в
ярких
умственных
впечатлениях
благотворно
влияет
на
психологическое
здоровье
дошкольников.
В настоящее время изучаю вопросы организации экспериментальной
деятельности дошкольников. И определяю свою цель: создание оптимальных
условий для развития экспериментальной деятельности детей дошкольного
возраста.
Создание оптимальных условий возможно в двух направлениях:
- обогащения развивающей предметно- пространственной среды;
-
использование
актуальных
методов
и
приемов
для
развития
экспериментальной деятельности.
Первое направление опирается на активность самого ребенка. Ребенок сам
находит объекты для исследования в окружающей его среде, планирует свою
деятельность: ставит цель, ищет пути и способы ее достижения. В этом
случаи,
взрослый
должен
обеспечить
ребенку
доступ
к
объектам
исследования.
В группе оформлен центр «Науки», где в свободном доступе находятся
различные материалы для исследований. Постоянно формируются мини музей
«хлеба», «Новогодние игрушки» и т.д. В уголке природы фиксируются
результаты наблюдений «Как растет лук», «Веточка с листочками», «
Травянчики»,
используются
при
планировании
ухода
за
комнатными
растениями, действует стенд «О чем хочу узнать».
Самостоятельная исследовательская деятельность без руководства
взрослого может потерять весь свой потенциал.
Поэтому, второе направление тесно связано с педагогическим мастерством
воспитателя. Педагог обучает детей выделять существенные элементы,
определять алгоритм действия, оценивать результат и делать выводы. Для
работы
с
детьми
в
данном
направлении
использую
методические
рекомендации
Н.Н.Подъякова,
Ф.А.Сохина,
С.Н.Николаевой,
Л.А.Паромоновой.
Обучение детей экспериментированию в утренний и вечерний отрезок
времени. Элементы используются в ходе непосредственной образовательной
деятельности.
Элементы
используются
и
в
ходе
непосредственной
образовательной деятельности. Рисование: получение различных цветов из
основных цветов. Ознакомление с окружающим: опыты с водой, снегом,
льдом, воздухом.
Продолжение этой работы - детские исследовательские проекты, которые
разрабатываются совместно педагог-ребенок- родители. Затем исследование
ребенок представляется в группе.
Вывод: Опыт по теме «Влияние экспериментальной на познавательное
развитие детей актуален и в условиях введения ФГОС ДО. Стандарт
рассматривает исследовательскую деятельность, как важную культурную
практику ребенка дошкольного возраста.