Напоминание

Арт-терапия для работы с детьми с ОВЗ.


Автор: Цыкунова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ" Детский сад №35 компенсирующего вида"
Населённый пункт: г.Печора
Наименование материала: статья
Тема: Арт-терапия для работы с детьми с ОВЗ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Арт-терапия для работы с детьми с ОВЗ.

В настоящее время в силу социально-экономических преобразований, происходящих в

обществе, а также постоянно увеличивающегося количества детей с ограниченными

возможностями здоровья, особо актуальной становится проблема поиска новых,

эффективных направлений оказания коррекционной психолого-педагогической помощи

названной категории детей.

В настоящее время, в качестве инструмента для обеспечения эмоционального

благополучия у детей с ограниченными возможностями здоровья, многие педагоги и

психологи такие, как Копытин А.И., Бурно М.Е., Лебедева Л.Д., Макарова Е.Г. и др.

рассматривают искусство и художественнотворческую деятельность, а именно арт-

терапию. Искусство рассматривается не как путь к отражению действительности в

художественных образах, а как средство самовыражения, снижения

психоэмоционального напряжения и коррекции эмоциональной сферы.

Следовательно, проблема развития эмоциональной сферы у детей с ограниченными

возможностями здоровья с использованием арт-терапии в коррекционно-

педагогической работе является в настоящее время актуальной и представляет

значительный интерес для коррекционной педагогики и специальной психологии на

сегодняшний день.

Арт-терапия (от англ. art — «искусство» + терапия) — направление в психотерапии и

психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и

творчества.

Цель арт-терапевтических занятий с детьми не научить рисовать или писать стихи, а

«разбудить эмоции».

Применяется арт-терапия при проблемах эмоционально-личностного развития, в т.ч.

аутизме, задержке умственного развития, нарушениях речи, слуха, зрения,

двигательных функций.

Арт-терапия выполняет такие важные функции в работе с детьми,

имеющими ограниченные возможности здоровья, как:

- освобождает от негативных состояний;

- снимает нервно – психическое напряжение;

- формирует адекватное межличностное поведение, самооценку.

Возможности арт-терапии:

- Помогает устанавливать отношения между детьми; посредствам

искусства ребенок не только выражает себя, но и больше узнает о других

детях.

- Позволяет познавать себя и окружающий мир; в художественном

творчестве ребенок воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи,

сомнения и конфликты; все это происходит на бессознательном уровне, и

ребенок узнает о себе много нового.

- Развивает творческие возможности: во время занятий арт-терапией

ребенок может открыть в себе неизвестные ранее таланты.

- Является хорошим способом социальной адаптации детей с ОВЗ. Они

чаще всего очень сильно социально дезадаптированы.

- В основном использует средства невербального общения, это очень важно

для детей, которым сложно выразить свои мысли в словах.

«В арт-терапии нет понятия „правильно“ и „неправильно“. Здесь не важно уметь

рисовать. Важно только то, как человек проживает свои эмоции во время сеанса, как

он передает их в своей работе».

Методы арт-терапевтического процесса

Изотерапия — рисование красками, карандашами, пальчиковыми красками.

Цветотерапия (хромотерапия) — направление, при котором используется воздействие

цветовой гаммы.

Библиотерапия (сказкотерапия) — чтение сказок, пересказ, сочинение собственных

историй, в которых главный герой — сам ребенок.

Песочная терапия.

Терапия водой.

Игротерапия.

Драматерапия — отыгрывание с помощью постановок негативных ситуаций, которые

могут появляться в жизни детей.

Танцевально-двигательная терапия.

Куклотерапия — использование театра, пальчиковых кукол.

Фототерапия — относительно новое направление, берет свое начало в 1970-х годах.

Вызывает целую гамму эмоций, особенно у детей с ОВЗ.

Техника арт-терапии «Мандала».

Мандала – слово из санскрита, означающее «круг, диск, кольцо, область, общество,

совокупность» и являющееся символом постоянного круговорота жизни.

Цель: расшифровка (диагностика) и коррекция эмоционального состояния ребенка.

Материалы: листы А4 или А3, средства рисования, заготовки в виде круга, ноутбук или

ПК.

Техника очень информативная, ресурсная. Это мягкий способ диагностики состояния

ребенка. Своеобразный автопортрет личности, который расскажет об отношении

к самому себе, к миру и к окружающим.

Правила работы с детьми

- Предоставьте ребенку право выбрать из набора заготовок ту мандалу, которая ближе

ему по настроению.

- Предложите ребенку самостоятельно выбрать материалы для работы и цветовую

гамму.

- Практикуйте использование музыкального сопровождения — тихую медитативную

музыку для фона.

- Не вмешивайтесь в работу ребенка без его согласия. Помните: мы следуем

за ребенком, находимся чуть в стороне и наблюдаем за ним. Мы можем вести с ним

диалог, спрашивать: что сейчас происходит? что ты чувствуешь?

-Не высказывайте оценочные комментарии по поводу работы. То, что сделал ребенок

самостоятельно — это та информация, которая поможет вам увидеть его состояние

и проблемы.

Задачи, которые можно решить с помощью техники «Мандала»

- Обогащение эмоционально-образной сферы детей.

- Снижение тревожности, преодоление страха и неуверенности, повышение

самооценки.

- Развитие художественного мышления, фантазии и воображения.

- Овладение изобразительными навыками.

- Развитие художественно-творческой активности.

Возрастные особенности

- 1–2 года. Рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисуем

вместе с мамой безопасными пальчиковыми красками (три основных цвета: красный,

желтый, синий).

-3–5 лет. Раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных.

Необходим набор карандашей (не менее 12 цветов), гуашь, цветная пастель, сангина

и уголь, работа с цветным песком.

-6–7 лет. Раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных.

Можно уже использовать в работе более сложные акварельные краски.

Ход занятия

«Посмотри, какой волшебный круг! Ты можешь его раскрасить так, как тебе нравится».

Звучит медитативная музыка, и ребенок работает в спокойной обстановке. Дети, как

правило, раскрашивают мандалу от центра к периферии, это и есть способ расслабления

(взрослые и подростки в идеале должны раскрашивать мандалу от периферии к центру).

Здесь нет четких правил, работа с мандалой — это творчество и интуиция.

По окончании работы попросите малыша придумать название своего волшебного круга,

которое будет являться кодом к пониманию изображения. По желанию можно

раскрасить фон, вырезать получившееся изображение.

«А теперь покрути волшебный круг, посмотри на него издалека, полюбуйся им. Найди

ему место в комнате».

Во время занятия спрашивайте малыша, нравится ли ему то, что он нарисовал. Если

да — то это ресурсное состояние, в котором ребенку комфортно пребывать. Значит,

он черпает вдохновение и новые позитивные эмоции из своей работы, ему нравится, что

появилась такая возможность — творить.

А если малыша не устраивает его творение, ккруг можно изменить, разрезать или

порвать. В конце не забудьте поблагодарить ребенка за хорошую работу. Если есть

желание, можно написать рассказ к получившейся картинке. Какое чувство больше,

какое — меньше? Почему тебе не нравится твой рисунок?

«Наблюдайте за всеми изменениями ребенка, фиксируйте информацию в тетрадь. Эти

данные помогут понять, какую психо-коррекционную программу использовать

с малышом в дальнейшем».

Важно, что для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки.

Взаимодействие с детьми при помощи арт-терапии проходит очень плодотворно и

интересно. Учебные занятия в основном строим на игровом сюжете, где дети

выполняют определенные задания педагога. Эта замечательная форма позволяет нам

включить в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию речи. Кроме

того позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс

позитивного самочувствия и психологического комфорта, создать ситуацию успеха для

вех детей группы.

Список литературы

1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / учеб. для студ. сред. и

высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская –

М.: Академия, 2001.

2. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов,

врачей и специалистов, работающих с детьми./ Киселева М.В. - СПб.: Речь, 2007.

3. Башкирова Е. Н. Развитие детей с ОВЗ приемами арт-терапии [Текст] // Психология в

России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь

2013г.). - СПб.: Реноме, 2013. - С. 85-90.

4. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., Искусство, 2006.

5. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. - М., 2001.

6. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. - СПб, 2002.

7. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, системы занятий. - СПб:

Речь, 2003.



В раздел образования