Автор: Цыкунова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ" Детский сад №35 компенсирующего вида"
Населённый пункт: г.Печора
Наименование материала: статья
Тема: Арт-терапия для работы с детьми с ОВЗ.
Раздел: дошкольное образование
Арт-терапия для работы с детьми с ОВЗ.
В настоящее время в силу социально-экономических преобразований, происходящих в
обществе, а также постоянно увеличивающегося количества детей с ограниченными
возможностями здоровья, особо актуальной становится проблема поиска новых,
эффективных направлений оказания коррекционной психолого-педагогической помощи
названной категории детей.
В настоящее время, в качестве инструмента для обеспечения эмоционального
благополучия у детей с ограниченными возможностями здоровья, многие педагоги и
психологи такие, как Копытин А.И., Бурно М.Е., Лебедева Л.Д., Макарова Е.Г. и др.
рассматривают искусство и художественнотворческую деятельность, а именно арт-
терапию. Искусство рассматривается не как путь к отражению действительности в
художественных образах, а как средство самовыражения, снижения
психоэмоционального напряжения и коррекции эмоциональной сферы.
Следовательно, проблема развития эмоциональной сферы у детей с ограниченными
возможностями здоровья с использованием арт-терапии в коррекционно-
педагогической работе является в настоящее время актуальной и представляет
значительный интерес для коррекционной педагогики и специальной психологии на
сегодняшний день.
Арт-терапия (от англ. art — «искусство» + терапия) — направление в психотерапии и
психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и
творчества.
Цель арт-терапевтических занятий с детьми не научить рисовать или писать стихи, а
«разбудить эмоции».
Применяется арт-терапия при проблемах эмоционально-личностного развития, в т.ч.
аутизме, задержке умственного развития, нарушениях речи, слуха, зрения,
двигательных функций.
Арт-терапия выполняет такие важные функции в работе с детьми,
имеющими ограниченные возможности здоровья, как:
- освобождает от негативных состояний;
- снимает нервно – психическое напряжение;
- формирует адекватное межличностное поведение, самооценку.
Возможности арт-терапии:
- Помогает устанавливать отношения между детьми; посредствам
искусства ребенок не только выражает себя, но и больше узнает о других
детях.
- Позволяет познавать себя и окружающий мир; в художественном
творчестве ребенок воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи,
сомнения и конфликты; все это происходит на бессознательном уровне, и
ребенок узнает о себе много нового.
- Развивает творческие возможности: во время занятий арт-терапией
ребенок может открыть в себе неизвестные ранее таланты.
- Является хорошим способом социальной адаптации детей с ОВЗ. Они
чаще всего очень сильно социально дезадаптированы.
- В основном использует средства невербального общения, это очень важно
для детей, которым сложно выразить свои мысли в словах.
«В арт-терапии нет понятия „правильно“ и „неправильно“. Здесь не важно уметь
рисовать. Важно только то, как человек проживает свои эмоции во время сеанса, как
он передает их в своей работе».
Методы арт-терапевтического процесса
Изотерапия — рисование красками, карандашами, пальчиковыми красками.
Цветотерапия (хромотерапия) — направление, при котором используется воздействие
цветовой гаммы.
Библиотерапия (сказкотерапия) — чтение сказок, пересказ, сочинение собственных
историй, в которых главный герой — сам ребенок.
Песочная терапия.
Терапия водой.
Игротерапия.
Драматерапия — отыгрывание с помощью постановок негативных ситуаций, которые
могут появляться в жизни детей.
Танцевально-двигательная терапия.
Куклотерапия — использование театра, пальчиковых кукол.
Фототерапия — относительно новое направление, берет свое начало в 1970-х годах.
Вызывает целую гамму эмоций, особенно у детей с ОВЗ.
Техника арт-терапии «Мандала».
Мандала – слово из санскрита, означающее «круг, диск, кольцо, область, общество,
совокупность» и являющееся символом постоянного круговорота жизни.
Цель: расшифровка (диагностика) и коррекция эмоционального состояния ребенка.
Материалы: листы А4 или А3, средства рисования, заготовки в виде круга, ноутбук или
ПК.
Техника очень информативная, ресурсная. Это мягкий способ диагностики состояния
ребенка. Своеобразный автопортрет личности, который расскажет об отношении
к самому себе, к миру и к окружающим.
Правила работы с детьми
- Предоставьте ребенку право выбрать из набора заготовок ту мандалу, которая ближе
ему по настроению.
- Предложите ребенку самостоятельно выбрать материалы для работы и цветовую
гамму.
- Практикуйте использование музыкального сопровождения — тихую медитативную
музыку для фона.
- Не вмешивайтесь в работу ребенка без его согласия. Помните: мы следуем
за ребенком, находимся чуть в стороне и наблюдаем за ним. Мы можем вести с ним
диалог, спрашивать: что сейчас происходит? что ты чувствуешь?
-Не высказывайте оценочные комментарии по поводу работы. То, что сделал ребенок
самостоятельно — это та информация, которая поможет вам увидеть его состояние
и проблемы.
Задачи, которые можно решить с помощью техники «Мандала»
- Обогащение эмоционально-образной сферы детей.
- Снижение тревожности, преодоление страха и неуверенности, повышение
самооценки.
- Развитие художественного мышления, фантазии и воображения.
- Овладение изобразительными навыками.
- Развитие художественно-творческой активности.
Возрастные особенности
- 1–2 года. Рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисуем
вместе с мамой безопасными пальчиковыми красками (три основных цвета: красный,
желтый, синий).
-3–5 лет. Раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных.
Необходим набор карандашей (не менее 12 цветов), гуашь, цветная пастель, сангина
и уголь, работа с цветным песком.
-6–7 лет. Раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных.
Можно уже использовать в работе более сложные акварельные краски.
Ход занятия
«Посмотри, какой волшебный круг! Ты можешь его раскрасить так, как тебе нравится».
Звучит медитативная музыка, и ребенок работает в спокойной обстановке. Дети, как
правило, раскрашивают мандалу от центра к периферии, это и есть способ расслабления
(взрослые и подростки в идеале должны раскрашивать мандалу от периферии к центру).
Здесь нет четких правил, работа с мандалой — это творчество и интуиция.
По окончании работы попросите малыша придумать название своего волшебного круга,
которое будет являться кодом к пониманию изображения. По желанию можно
раскрасить фон, вырезать получившееся изображение.
«А теперь покрути волшебный круг, посмотри на него издалека, полюбуйся им. Найди
ему место в комнате».
Во время занятия спрашивайте малыша, нравится ли ему то, что он нарисовал. Если
да — то это ресурсное состояние, в котором ребенку комфортно пребывать. Значит,
он черпает вдохновение и новые позитивные эмоции из своей работы, ему нравится, что
появилась такая возможность — творить.
А если малыша не устраивает его творение, ккруг можно изменить, разрезать или
порвать. В конце не забудьте поблагодарить ребенка за хорошую работу. Если есть
желание, можно написать рассказ к получившейся картинке. Какое чувство больше,
какое — меньше? Почему тебе не нравится твой рисунок?
«Наблюдайте за всеми изменениями ребенка, фиксируйте информацию в тетрадь. Эти
данные помогут понять, какую психо-коррекционную программу использовать
с малышом в дальнейшем».
Важно, что для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки.
Взаимодействие с детьми при помощи арт-терапии проходит очень плодотворно и
интересно. Учебные занятия в основном строим на игровом сюжете, где дети
выполняют определенные задания педагога. Эта замечательная форма позволяет нам
включить в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию речи. Кроме
того позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс
позитивного самочувствия и психологического комфорта, создать ситуацию успеха для
вех детей группы.
Список литературы
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / учеб. для студ. сред. и
высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская –
М.: Академия, 2001.
2. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов,
врачей и специалистов, работающих с детьми./ Киселева М.В. - СПб.: Речь, 2007.
3. Башкирова Е. Н. Развитие детей с ОВЗ приемами арт-терапии [Текст] // Психология в
России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь
2013г.). - СПб.: Реноме, 2013. - С. 85-90.
4. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., Искусство, 2006.
5. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. - М., 2001.
6. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. - СПб, 2002.
7. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, системы занятий. - СПб:
Речь, 2003.