Напоминание

" Успешная адаптация ребёнка в детском саду"


Автор: Алексеева Маргарита Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Киселевского городского округа " Детский сад № 48"
Населённый пункт: г. Киселевск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: " Успешная адаптация ребёнка в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Успешная адаптация ребёнка

в детском саду.

Адаптация ребенка- это очень сложно,

Что бы было хорошо -это невозможно,

Что б родители у нас не переживали

Делаем мы все для вас, что б вы это знали.

Любим ваших мы детей, холим и лелеем,

Так же как и вы за них тоже мы болеем,

И хотим как вы для них быть намного ближе,

Что бы плакали они с каждым днем все реже .

Привыкали бы быстрей- это вам желаем ,

Что бы детские сердца меньше бы страдали,

Нужно просто пережить нам все это время,

И тогда мы все поймем как мы повзрослели!

М.В Алексеева

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни

все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся

жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются

следующие изменения:

четкий режим дня;

отсутствие родных рядом;

длительный контакт со сверстниками;

необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;

резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;

особенности нового пространственно-предметного окружения.

Что же такое адаптация ?

Адаптация – это приспособление организма к новым или к изменившимся

условиям жизни. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым,

еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми

отношениями. Что бы адаптация у ребенка проходила безболезненно нужно

знать возрастные особенности детей этого возраста.

Возрастные особенности детей 2–3 лет.

Раннее детство – это период от 1 года до 3

лет.

В

этом

возрасте

происходят

важные

изменения в личностном развитии детей, их

познавательной сфере.

Словарь

ребёнка

в

этом

возрасте

увеличивается в три-четыре раза, изменяясь

не

только количественно, но и качественно.

Почти исчезают облегчённые формы слов;

дети начинают употреблять все части речи,

появляются сложные предложения, задают

много вопросов: почему? где? когда? зачем?

Т.е. воспринимают предметы, явления окружающей действительности

не изолированно, пытаются установить между ними связи, улавливают

свойства предметов и явлений, сравнивают, сопоставляют. Развитие речи и

мыслительного процесса идёт одновременно.

Существенные изменения происходят и в понимании речи окружающих.

С ребёнком можно говорить уже не только о данном моменте, но и о

прошлом, и в какой-то мере о будущем, например о том, куда он пойдёт; что

будет делать на прогулке; что произошло вчера в садике. Появляются более

сложные обобщения («игрушки», «одежда» и т.п.).

В раннем детстве ведущей становится предметная деятельность. У

ребенка

формируются

разнообразные представления

и

понятия

об

окружающем его мире.

Ребенок старается овладеть все новыми действиями с предметами

повседневного обихода, а роль взрослого заключается в наставничестве,

сотрудничестве, помощи в затруднительных ситуациях.

Усвоение назначения предмета не гарантирует, что ребенок станет

употреблять его только по назначению, но важно то, что он будет знать, как,

когда и где это следует делать. Например, узнав, что карандаши нужны для

письма и рисования, ребенок, тем не менее, может катать их по столу или

что-нибудь строить из них.

Сначала действие и предмет в понимании ребенка тесно связаны между

собой. Пример: он не может причесаться палочкой или попить из кубика. Но

со временем происходит отделение предмета от действия.

Выделяют три фазы развития связи действия с предметом:

1) с предметом могут выполняться любые действия;

2) предмет употребляется только по назначению;

3) свободное употребление предмета возможно, но только в том случае,

когда известно его истинное назначение.

Деятельность ребёнка становится сложной и разнообразной. Это,

повторю, предметная деятельность (занятия с пирамидками, матрёшками,

мозаикой); сюжетные игры (игра с куклой); наблюдения; рассматривание

картинок, книг; элементы трудовой деятельности (самостоятельная еда,

одевание, уборка игрушек); игры со строительным материалом; начала

изобразительной деятельности (лепка и рисование).

Особое место занимают сюжетные игры. Ребёнок, играя, отображает

уже многие действия окружающих («готовит обед», «ухаживает за больным»

и др.). При этом он отражает не только последовательность и взаимосвязь

действий, но и человеческие отношения. Например, бережно, ласково

обращается с куклой или сердится на неё, делает ей замечания, наказывает.

Появляются элементы ролевой игры. Мы помогаем ребенку, прежде чем

начать то или иное действие, заранее определяет его цель: «Будем строить

дом, лечить куклу». Появление элементов планирования - важное качество в

деятельности ребёнка.

Итак, мышление ребенка 2-3 лет носит наглядно-действенный

характер.

Познание окружающего мира происходит в процессе реальных

предметных действий.

Ребенок не только различает, но и может называть цвет, форму, размер

предметов; ориентируется в основных пространственных и временных

соотношениях. Формируются начальные представления о количестве (один,

много, мало). Представления и понятия детей пока ещё не совершенны, и

поэтому нередки неправильные заключения.

Внимание детей очень своеобразно. Его устойчивость зависит от

интереса

к

объекту.

Довольно

долго

и

увлеченно

малыши

могут

рассматривать картинки или предметы, делать еще что-либо только при

условии, что эта деятельность им интересна! Направить внимание на что-

либо путём словесного указания «посмотри» или «послушай» очень трудно.

Память в этом возрасте проявляется главным образом в узнавании

воспринимаемых раньше вещей и событий. Дети 2-3 лет хорошо запоминают

то, что им интересно, или то, что им понравилось: песенку, стихотворение,

какой-нибудь разговор, событие. В то же время попытки давать детям

несложные поручения, например, принести предметы из другого помещения,

пойти и попросить что-то у другого человека, очень часто оканчиваются тем,

что, придя на место, ребенок забывает, зачем он пришел.

Эмоциональное поведение малыша имеет ряд особенностей:

эмоции яркие и часто противоречивые, очень неустойчивые (улыбка

моментально может

смениться слезами),

ребенок

еще не

умеет

их

контролировать, ведет себя импульсивно;

эмоции привязаны к ситуациям. Ребенок может сильно переживать по

поводу ухода мамы, но потом легко заинтересоваться новой игрушкой;

особый источник как положительных, так и отрицательных эмоций -

общение со сверстниками. К 3 годам дети могут заражаться эмоциями друг

друга: прыгать, визжать, хохотать и пр.

Третий

год

жизни

- период

интенсивного

развития

у

ребёнка

самостоятельности. Она проявляется во всех сферах жизни и деятельности

ребёнка:

совершенствуются

навыки

самообслуживания,

игры,

организованной познавательной деятельности.

Если именно в этом возрасте вы научите детей правильно мыть и

вытирать руки, чистить зубы, полоскать рот после еды, складывать одежду в

шкафу, в дальнейшем они будут педантично придерживаться заведенного

порядка.

Под влиянием возрастающей практической самостоятельности малыш

начинает осознавать своё «Я» и хочет быть похожим на взрослых, обладать

такой же независимостью, самостоятельностью.

Так называемый кризис трех лет может сопровождаться следующими

проявлениями:

негативизм – ребенок категорически отказывается делать то, о чем

просят, делает наоборот;

упрямство и строптивость – категорически настаивает на чем-то,

недоволен всем, что ему предлагают;

своеволие – хочет делать все сам, стремится к самостоятельности, к

которой часто еще не готов;

обесценивание – обесценивается то, что было привычно, интересно,

дорого раньше;

протест-бунт и деспотизм – проявляются в частых ссорах с

родителями; стремится диктовать всем свою волю.

Общаться с ребенком в этот период трудно, но кризисы, как движущая

сила развития, необходимы!

Без психологической отделения от родителей ребенку будет сложно

найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации

и гибкого поведения.

Как поддержать ребенка?

Проявляйте терпимость, позвольте малышу в большей мере стать

самостоятельным.

Расширьте права и обязанности ребенка.

Придерживайтесь одной линии воспитания в семье.

Проявляйте твердость и постоянство в требованиях к ребенку.

Используйте игру и приемы отвлечения для сглаживания кризисных

вспышек.

Следите за своими словами и поведением в присутствии ребенка.

Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже

заплаканный, упрямый, капризный!

Формы адаптации ребенка к условиям детского сада:

легкая – к двадцатому дню пребывания ребенка в д/с нормализуется

сон, ребенок ест, не отказывается от контактов со взрослыми и детьми, сам

идет на контакт;

средняя – поведенческие реакции восстанавливаются к тридцатому

дню;

тяжелая – характеризуется тяжестью проявлений и длительным

периодом от 2 до 6 месяцев.

Признаки дезадаптации:

нарушение сна и аппетита; поведения ребенка:

беспокойство, страх, повышенная возбудимость, раздражительность,

негативизм

и

упрямство,

нежелание

общаться

с

окружающими,

депрессивные реакции и т.п.;

частые

респираторные

заболевания

и

обострение

хронических

заболеваний.

Как помочь ребенку?

создавайте положительные ожидания;

подчеркивайте важность и значимость нового периода;

приучайте к самообслуживанию и самостоятельности;

формируйте предметную, игровую деятельность, навыки общения со

взрослыми и сверстниками;

создайте спокойный климат для ребенка в семье

Таким образом:

Основные новообразования раннего детства:

развитие целеполагания, предметной деятельности и сотрудничества, «Я

сам!»;

внимание, мышление, память непроизвольны;

способ познания – методы проб и ошибок, инсайта (догадки);

речь в стадии формирования;

эмоции неустойчивы, часто противоречивы.

Главное

условие

уверенности

и

спокойствия

ребенка

систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни.



В раздел образования