Автор: Алексеева Маргарита Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Киселевского городского округа " Детский сад № 48"
Населённый пункт: г. Киселевск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: " Успешная адаптация ребёнка в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Успешная адаптация ребёнка
в детском саду.
Адаптация ребенка- это очень сложно,
Что бы было хорошо -это невозможно,
Что б родители у нас не переживали
Делаем мы все для вас, что б вы это знали.
Любим ваших мы детей, холим и лелеем,
Так же как и вы за них тоже мы болеем,
И хотим как вы для них быть намного ближе,
Что бы плакали они с каждым днем все реже .
Привыкали бы быстрей- это вам желаем ,
Что бы детские сердца меньше бы страдали,
Нужно просто пережить нам все это время,
И тогда мы все поймем как мы повзрослели!
М.В Алексеева
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни
все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся
жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются
следующие изменения:
четкий режим дня;
отсутствие родных рядом;
длительный контакт со сверстниками;
необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;
резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
особенности нового пространственно-предметного окружения.
Что же такое адаптация ?
Адаптация – это приспособление организма к новым или к изменившимся
условиям жизни. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым,
еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми
отношениями. Что бы адаптация у ребенка проходила безболезненно нужно
знать возрастные особенности детей этого возраста.
Возрастные особенности детей 2–3 лет.
Раннее детство – это период от 1 года до 3
лет.
В
этом
возрасте
происходят
важные
изменения в личностном развитии детей, их
познавательной сфере.
Словарь
ребёнка
в
этом
возрасте
увеличивается в три-четыре раза, изменяясь
не
только количественно, но и качественно.
Почти исчезают облегчённые формы слов;
дети начинают употреблять все части речи,
появляются сложные предложения, задают
много вопросов: почему? где? когда? зачем?
Т.е. воспринимают предметы, явления окружающей действительности
не изолированно, пытаются установить между ними связи, улавливают
свойства предметов и явлений, сравнивают, сопоставляют. Развитие речи и
мыслительного процесса идёт одновременно.
Существенные изменения происходят и в понимании речи окружающих.
С ребёнком можно говорить уже не только о данном моменте, но и о
прошлом, и в какой-то мере о будущем, например о том, куда он пойдёт; что
будет делать на прогулке; что произошло вчера в садике. Появляются более
сложные обобщения («игрушки», «одежда» и т.п.).
В раннем детстве ведущей становится предметная деятельность. У
ребенка
формируются
разнообразные представления
и
понятия
об
окружающем его мире.
Ребенок старается овладеть все новыми действиями с предметами
повседневного обихода, а роль взрослого заключается в наставничестве,
сотрудничестве, помощи в затруднительных ситуациях.
Усвоение назначения предмета не гарантирует, что ребенок станет
употреблять его только по назначению, но важно то, что он будет знать, как,
когда и где это следует делать. Например, узнав, что карандаши нужны для
письма и рисования, ребенок, тем не менее, может катать их по столу или
что-нибудь строить из них.
Сначала действие и предмет в понимании ребенка тесно связаны между
собой. Пример: он не может причесаться палочкой или попить из кубика. Но
со временем происходит отделение предмета от действия.
Выделяют три фазы развития связи действия с предметом:
1) с предметом могут выполняться любые действия;
2) предмет употребляется только по назначению;
3) свободное употребление предмета возможно, но только в том случае,
когда известно его истинное назначение.
Деятельность ребёнка становится сложной и разнообразной. Это,
повторю, предметная деятельность (занятия с пирамидками, матрёшками,
мозаикой); сюжетные игры (игра с куклой); наблюдения; рассматривание
картинок, книг; элементы трудовой деятельности (самостоятельная еда,
одевание, уборка игрушек); игры со строительным материалом; начала
изобразительной деятельности (лепка и рисование).
Особое место занимают сюжетные игры. Ребёнок, играя, отображает
уже многие действия окружающих («готовит обед», «ухаживает за больным»
и др.). При этом он отражает не только последовательность и взаимосвязь
действий, но и человеческие отношения. Например, бережно, ласково
обращается с куклой или сердится на неё, делает ей замечания, наказывает.
Появляются элементы ролевой игры. Мы помогаем ребенку, прежде чем
начать то или иное действие, заранее определяет его цель: «Будем строить
дом, лечить куклу». Появление элементов планирования - важное качество в
деятельности ребёнка.
Итак, мышление ребенка 2-3 лет носит наглядно-действенный
характер.
Познание окружающего мира происходит в процессе реальных
предметных действий.
Ребенок не только различает, но и может называть цвет, форму, размер
предметов; ориентируется в основных пространственных и временных
соотношениях. Формируются начальные представления о количестве (один,
много, мало). Представления и понятия детей пока ещё не совершенны, и
поэтому нередки неправильные заключения.
Внимание детей очень своеобразно. Его устойчивость зависит от
интереса
к
объекту.
Довольно
долго
и
увлеченно
малыши
могут
рассматривать картинки или предметы, делать еще что-либо только при
условии, что эта деятельность им интересна! Направить внимание на что-
либо путём словесного указания «посмотри» или «послушай» очень трудно.
Память в этом возрасте проявляется главным образом в узнавании
воспринимаемых раньше вещей и событий. Дети 2-3 лет хорошо запоминают
то, что им интересно, или то, что им понравилось: песенку, стихотворение,
какой-нибудь разговор, событие. В то же время попытки давать детям
несложные поручения, например, принести предметы из другого помещения,
пойти и попросить что-то у другого человека, очень часто оканчиваются тем,
что, придя на место, ребенок забывает, зачем он пришел.
Эмоциональное поведение малыша имеет ряд особенностей:
эмоции яркие и часто противоречивые, очень неустойчивые (улыбка
моментально может
смениться слезами),
ребенок
еще не
умеет
их
контролировать, ведет себя импульсивно;
эмоции привязаны к ситуациям. Ребенок может сильно переживать по
поводу ухода мамы, но потом легко заинтересоваться новой игрушкой;
особый источник как положительных, так и отрицательных эмоций -
общение со сверстниками. К 3 годам дети могут заражаться эмоциями друг
друга: прыгать, визжать, хохотать и пр.
Третий
год
жизни
- период
интенсивного
развития
у
ребёнка
самостоятельности. Она проявляется во всех сферах жизни и деятельности
ребёнка:
совершенствуются
навыки
самообслуживания,
игры,
организованной познавательной деятельности.
Если именно в этом возрасте вы научите детей правильно мыть и
вытирать руки, чистить зубы, полоскать рот после еды, складывать одежду в
шкафу, в дальнейшем они будут педантично придерживаться заведенного
порядка.
Под влиянием возрастающей практической самостоятельности малыш
начинает осознавать своё «Я» и хочет быть похожим на взрослых, обладать
такой же независимостью, самостоятельностью.
Так называемый кризис трех лет может сопровождаться следующими
проявлениями:
негативизм – ребенок категорически отказывается делать то, о чем
просят, делает наоборот;
упрямство и строптивость – категорически настаивает на чем-то,
недоволен всем, что ему предлагают;
своеволие – хочет делать все сам, стремится к самостоятельности, к
которой часто еще не готов;
обесценивание – обесценивается то, что было привычно, интересно,
дорого раньше;
протест-бунт и деспотизм – проявляются в частых ссорах с
родителями; стремится диктовать всем свою волю.
Общаться с ребенком в этот период трудно, но кризисы, как движущая
сила развития, необходимы!
Без психологической отделения от родителей ребенку будет сложно
найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации
и гибкого поведения.
Как поддержать ребенка?
Проявляйте терпимость, позвольте малышу в большей мере стать
самостоятельным.
Расширьте права и обязанности ребенка.
Придерживайтесь одной линии воспитания в семье.
Проявляйте твердость и постоянство в требованиях к ребенку.
Используйте игру и приемы отвлечения для сглаживания кризисных
вспышек.
Следите за своими словами и поведением в присутствии ребенка.
Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже
заплаканный, упрямый, капризный!
Формы адаптации ребенка к условиям детского сада:
легкая – к двадцатому дню пребывания ребенка в д/с нормализуется
сон, ребенок ест, не отказывается от контактов со взрослыми и детьми, сам
идет на контакт;
средняя – поведенческие реакции восстанавливаются к тридцатому
дню;
тяжелая – характеризуется тяжестью проявлений и длительным
периодом от 2 до 6 месяцев.
Признаки дезадаптации:
нарушение сна и аппетита; поведения ребенка:
беспокойство, страх, повышенная возбудимость, раздражительность,
негативизм
и
упрямство,
нежелание
общаться
с
окружающими,
депрессивные реакции и т.п.;
частые
респираторные
заболевания
и
обострение
хронических
заболеваний.
Как помочь ребенку?
создавайте положительные ожидания;
подчеркивайте важность и значимость нового периода;
приучайте к самообслуживанию и самостоятельности;
формируйте предметную, игровую деятельность, навыки общения со
взрослыми и сверстниками;
создайте спокойный климат для ребенка в семье
Таким образом:
Основные новообразования раннего детства:
развитие целеполагания, предметной деятельности и сотрудничества, «Я
сам!»;
внимание, мышление, память непроизвольны;
способ познания – методы проб и ошибок, инсайта (догадки);
речь в стадии формирования;
эмоции неустойчивы, часто противоречивы.
Главное
условие
уверенности
и
спокойствия
ребенка
–
систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни.