Автор: Трепезаева Юлия Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Нововознесенская ООШ"
Населённый пункт: Пермский край,Очёрский район,с.Нововознесенск
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Умники и умницы"
Раздел: дополнительное образование
«Умники и умницы»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДО
по интегрированному курсу информатика, математика, логика
«Юным умникам и умницам»
для учащихся 4 класса
2021
1
Содержание
2
стр.
1.
Пояснительная записка к программе курса «Умники и умницы»
3
2.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
6
3.
Учебно–тематический план дополнительной образовательной программы «Умники и
умницы» 4 класс
8
4.
Содержание программы 4 класс
8
5.
Учебно-методическая литература
9
6.
Приложение
10
3
Пояснительная записка к программе курса «Умники и умницы»
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе
программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным
умникам и умницам».
Главной задачей обучения детей достижение оптимального общего психологического развития
каждого ребенка. Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы
детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную
активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в
значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей
познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления.
Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение,
абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое —
лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с
которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием
развития такого мышления.
Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче
делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже
если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено
зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности
— умение управлять собой в проблемных ситуациях.
Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным
правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка.
Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить
и кого-то с кем-то рассудить.
Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную
поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический
курс как «Умники и умницы» создает условия для развития у детей познавательных интересов,
формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих
силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает
учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных
задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети
усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу
движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики
первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при
подходе к каждой частной задаче. Появление курса связано с тем, что:
в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;
анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании
обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и
другими навыками;
конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является
некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.
Актуальность данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной
программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов
второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний,
умений, навыков, способностей.
Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при
целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных
возможностей детей.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие
познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных
знаний и умений, что является актуальной задачей современного образования.
Практическая значимость программы состоит в развитии познавательных способностей и
общеучебных умений и навыков учащихся.
4
Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов,
формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих
силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит
становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных
шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому
научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у
кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.
Связь с другими программами.
Элементы данной программы присутствуют в таких разделах государственной программы, как
«Окружающий мир», «Математика», «Литературное чтение», «Русский язык».
Вид программы.
Модифицированная
Цель программы.
Развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной
школы.
Расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный
актив, то есть в зону актуального развития.
Задачи программы.
1.
Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления
ребенка к размышлению и поиску.
2.
Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
3.
Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
4.
Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
5.
Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего
мира.
Принципы построения программы.
1) системность: задания располагаются в определённом порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объёма материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
определение
видов
организации
деятельности
учащихся,
направленные
на
достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки:
педагогом, администрацией, психологом.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в
возрасте от 9 до 11 лет.
Состав группы постоянный
Сроки реализации.
Программа рассчитана на 1 год. Курс включает 36 занятия на учебный год. Эти занятия отличаются тем,
что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и
заинтересовывает младших школьников.
Режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий:45 минут.
Формы занятий:
по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и
деловая игра;
5
по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия,
комбинированные формы занятий.
На занятиях предлагаются задания не учебного характера. Так серьёзная работа принимает форму
игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых
заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать,
принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач.
Главное здесь не в том, чтобы выделить тех, кто выполнил задание верно, и конечно, никак не в том,
чтобы указать на детей, допустивших ошибки. А в том, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно
и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Поэтому, выясняя с детьми правильность
выполнения задания, не следует ограничиваться лишь упоминанием, что «так неверно», а нужно
пояснить: «...задание надо было выполнить так потому, что...». Такой формой работы создаются условия
для нормализации самооценки у разных детей, а именно: у детей, у которых хорошо развиты
мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет слабо развитых психических
процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается. У детей же чьи учебные успехи
продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной
самооценки.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет
сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям
с одного вида мыслительной деятельности на другой.
Занятие - интеллектуальная игра, занятие - соревнование, беседа- диалог, практические работы,
словотворчество, тренинг, решение логически-поисковых заданий.
Виды деятельности
:
игровая, познавательная.
Рекомендуемая модель занятия по РПС в 4 классе аналогична модели занятия в третьем классе.
Мозговая гимнастика (2 минуты).
Разминка (3-5 минут).
Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти,
внимания, воображения (10 минут).
Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты).
Логически-поисковые задания (10 минут).
Весёлая переменка (2-3 минуты).
Решение нестандартных задач (10-15 минут).
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам
В результате изучения курса в четвертом классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
формировать личностный смысл учения;
формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметных результатов.
Регулятивные УДД:
осваивать способы решения проблем поискового характера;
определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
познавательные УУД;
осознанно строить речевое высказывание;
овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в
соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
формировать мотивацию к работе на результат;
6
учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих
умений:
определять виды отношений между понятиями;
решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
устанавливать ситуативную связь между понятиями;
рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Для проведения занятий в каждом классе разработан учебно-методический комплект, состоящий из:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с
заданиями, помещёнными в тетрадях.
В рабочие тетради включены специально подобранные логически-поисковые задачи,
направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их
математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их
примерами.
Учитель, работающий по данным тетрадям, может вносить необходимые изменения в то или иное
задание, исключать что-либо, исходя из возможностей класса и своих, оценивать эффективность занятия
и степень помощи, которую следует оказать тому или иному ребёнку.
Остановимся подробнее на заданиях, включённых в рабочие тетради. В процессе выполнения
каждого из них происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент
делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько
направлений:
задания на развитие внимания;
задания на развитие памяти;
задания на совершенствование воображения;
задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на
развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и
распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений,
как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и
возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной
памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные
приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно
сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём
зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность,
закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического
характера:
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего
конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги
и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
7
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей,
выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами,
расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами
(предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью
в рабочих тетрадях приведены упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их
жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного
теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений
дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать
связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на
формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели:
познавательный, развивающий и воспитывающий.
Формы подведения итогов реализации программы.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый,
позволяющий
определить
исходный
уровень
развития
обучающихся
(результаты
фиксируются в зачетном листе учителя);
Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
Итоговый контроль в формах:
тестирование;
практические работы;
творческие работы;
самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение
детей
на
занятиях:
живость,
активность,
заинтересованность
обеспечивают
положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении
которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по
математике, русскому языку, окружающему миру.
Критерии оценки результатов тестов.
80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
60-80% - уровень выше среднего;
50-60% - средний уровень;
30-50% - уровень ниже среднего;
меньше 30% - низкий уровень.
Учебно – тематический план программы «Умники и умниц
ы»
8
Тема
Общее количество
часов
В том числе
Теоретические
Практические
I.Введение. Инструктаж по ТБ.
Входная диагностика(тест).
2
1
1
II. Сравнение
3
-
3
III. Комбинаторика
3
-
3
IV.Элементы логики
11
-
11
V. Развитие творческого
воображения
11
-
11
VI. Практический материал
4
-
4
VII Обобщающее занятие
«Конкурс эрудитов»
1
-
1
VIII.Итоговый контроль(тест).
1
-
1
Итого
36
1
35
Календарно-тематическое планирование
программы «Умники и умницы»
№ П/П
Тема занятия
Кол-во
часов
1-2
Введение. Инструктаж по ТБ. Входная диагностика(тест).
2
3
Повторение основных мыслительных операций.
1
4
Причинно-следственные цепочки.
1
5
Интегрированный: логика в окружающем мире.
1
6
Интегрированный: логика в русском языке.
1
7
Виды отношений между понятиями.
1
8
Комбинаторика. Решение задач с помощью таблиц.
1
9
Понятие о графах.
1
10
Рефлексивность отношений.
1
11
Симметричность отношений.
1
12
Тест «Отношения между понятиями».
1
13
Классификация.
1
14
Язык и логика. Фразеологизмы.
1
15
Язык и логика. Образность и меткость речи.
1
16
Язык и логика. Речевые ошибки.
1
17
Язык и логика. Пословицы.
1
18
Тест «Язык и логика».
1
19
Работа над ошибками.
1
20
Логические связки «или», «и».
1
21
Логическая связка «если …, то».
1
22
Логические возможности.
1
23
Ситуативная связь между понятиями.
1
24
Оценка ситуации с разных сторон.
1
25
Образное сравнение.
1
26
Синонимы. Многозначность.
1
27
Антонимы.
1
28
Тест «Языковая логика».
1
29
Работа над ошибками.
1
30
Комбинаторика. Решение задач с помощью графов.
1
31
Рассуждения.
1
32
Выводы в рассуждениях.
1
33
Юмор и логика.
1
34
Юмор и логика.
1
35
Обобщающее занятие «Конкурс эрудитов».
1
36
Итоговый контроль(тест).
1
36
9
Учебно-методическая литература для учителя
1.
Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и
науки РФ от 17 декабря2010г. №1897].
2.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для
учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго
поколения).
3.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли:
пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. –
152 с. – (Стандарты второго поколения).
4.
Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград.
2004г.
5.
Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.
6.
Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону.2008г.
7.
Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2019г.
Литература для учащихся
Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2019г.
10
Приложение
Входной тест
4 класс
1.
Логика – это наука о том, как нужно …, …, … .
2.
Назови одним словом, исключив лишнее.
Злость, радость, восторг - … .
Пингвин, журавль, верблюд - … .
Тюмень, Киев, Москва - … .
Желудок, позвоночник, череп - … .
3.
Сравнение.
Сравнить – это значит найти признаки … и … .
4.
Классификация.
Сходство
Различие
Книга
Тетрадь
5.
Аналогия.
Продолжи по аналогии:
Побежал, подарок, походка;
701, 6002, 50003, … .
Маленький, умненький, кисленький, … .
6.
Расшифруй слова:
А Г И К Л О - … Е М А В И Н И Н - …
П Т А Я М Ь - … Ш Л Ы М Е Е Н И - …
4 класс
Тест «Отношения между понятиями»
1.
Определи вид отношений между понятиями и продолжи по аналогии.
____________
Дятел – птица
Учитель – …
Часы – …
_____________
Улыбнулся – нахмурился
Упрямый – …
Заболел – …
______________
Книга – страница
Здание – …
Рассказ – …
________________
Чай – кофе
Ручка – …
Землетрясение – …
_________________
Кровь – кислород
Яблоко - …
Овца - …
__________________
Ноябрь – декабрь
Утро - …
1/7 - …
11
__________________
Грубость – обида
Шутка - …
Дождь - …
2.
Напиши аналогичную пару:
Стол – мебель
Китай - …
Машина – кузов
Паровоз - …
Глаза – картина
Уши - …
Широкий – бескрайний
Безымянный - …
Лето – июль
Рубашка - …
3.
Выполни аналогичное задание.
А) Лук – связка лука.
сыр - … чай - …
бензин - … песок - …
суп - … клей - …
молоко - …
Б) Лиса – хищный зверь – зверь – животное – живая природа.
Ель - … - … - … - … .
Апельсин - … - … - … - … .
В) Подчеркни две фразы, наиболее близкие по смыслу.
Вымыть посуду.
Передохнуть.
Справиться с напряжением.
Находиться в отпуске.
Тянуть лямку.
Гнуть спину.
Испытывать судьбу.
Потерять почву под ногами.
4 класс
Тест «Язык и логика»
1.
Задание на внимание. Исправь ошибки там, где они есть.
Старые лебеди склонила над ним горые шеи.
Зимой в саду расцвели яблони.
Внизу над ними расстилалась пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ними.
Сорняки шипучи и плодовиты.
Настоле лежала карта нашего города.
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Кораблю медленно подплывал к берегу, на котором везли обезьянку.
Дети страдали от недоедания пищи.
2.
Закончи фразеологизмы:
Ни к селу, … .
В час по … .
Как снег … .
Совать нос … .
… из мухи … .
3.
Продолжи пословицы.
12
Январь – году начало, зиме … .
… всякий молод.
Красна птица пером, а человек … .
Крепкую дружбу … .
Мал золотник, да … .
4.
Подчеркни фразы, наиболее близкие по смыслу.
Вести честную игру.
Играть со смертью.
Быть хозяином своей судьбы.
Играть по правилам.
5.
Объясни смысл следующих фразеологизмов:
с минуты на минуту;
утереть нос;
перемывать кости;
говорить в глаза.
6.
Вспомни и запиши фразеологизмы, которые мы говорим о :
полной темноте;
том, кто сам не пользуется т и другим не дает;
делах, которые идут успешно, удачно;
том, что одно плохое портит много хорошего.
7.
У шпиона обнаружена шифровка. В ней зашифрована секретная информация, Расшифруй
ее.
Верные друзья обещали мне ежедневно брать около магазина большие арбузы.
8.
Для рифмовки поэты иногда используют слова созвучные, но с разным ударением,
например:
Я под синим пулогом
На холме полугом.
Найди такие слова для стихотворения Я Козловского:
На двери замка ни … .
Живет щегол здесь – первый … .
И утром белка из …
Ему готовит гоголь-моголь.
4 класс
Тест «Языковая логика»
1.
Внимательно прочитай прилагательные, запомни их и запиши рядом с данными
существительными:
дом бабочка
книга лекарство
класс дорога
аппетит взгляд
лето кресло
2.
Составь как можно больше вопросов, соединив два понятия ситуативной связью.
Хлеб – ручка.
а) …
б) …
Вымыть посуду. В мгновение ока.
Передохнуть. Пока еще не поздно.
Справиться с напряжением. Лучше поздно, чем никогда.
Находиться в отпуске. В два счета.
3.
Оцени событие с положительной и отрицательной сторон.
Учитель поставил «двойку» за плохое поведение на уроке.
4.
Объясни смысл следующих сравнений:
13
Медвежья услуга - … .
Заячья душа - … .
Волчьи законы - … .
5.
Найди синонимы и подчеркни их.
Больной, необычный, усталый, странный, далекий.
Шалить, играть, драться, баловаться, кричать.
Бежать, сидеть, лететь, мчаться, гнаться.
6.
Угадай многозначное слово.
Помещение в гостинице ( … ) один выпуск газеты или журнала.
Часть книги ( … ) часть дерева.
Древнее оружие ( … ) овощ.
Сфера общения ( … ) геометрическая фигура.
Часть литературного произведения ( … ) руководитель учреждения.
7.
Подбери антонимы к данным словосочетаниям:
Свежая газета - …
Свежая рубашка - …
Свежий воздух - …
Свежие новости - …
8.
К каждой паре существительных подбери такое прилагательное, которое с одним словом
употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном.
____________________________ хвост, холод.
____________________________ характер, перстень.
____________________________ нервы, труба.
____________________________ жизнь, конфета.
9.
Реши анаграммы и исключи лишнее слово.
К О Х Й Е К
СНИНЕТ
ОЖИВТ
Л У Ф О Б Т
4 класс
Конкурс эрудитов
1.
Закончи фразеологизмы.
Ни в зуб … .
Как снег … .
Ждать у моря … .
Язык … .
2.
Вставь в скобки слово из трех букв, которое служило бы окончанием первого и началом
второго.
Например: ВОК ( ЗАЛ) ПЫ.
ГОР ( … ) ОЛАД.
КАБ ( … ) ОШКО.
ЗА ( … ) ЕЦ.
3.
За 15 минут автомат упаковывает 40 коробок. Сколько коробок он упакует за час?
4.
В русских народных сказках часто встречаются постоянные эпитеты( определения): красна
девица, добрый молодец и др.
Какие эпитеты употребляются со словами:
Ночь Сокол
Вода Леса
Горы Поле
Солнышко Реки
5.
Пятеро друзей обменялись между собой фотографиями. Сколько всего было роздано
фотографий7 Ответ поясни.
14
6.
Вокруг клумбы квадратной формы надо разместить 14 камешков так, чтобы вдоль каждой
стороны было одинаковое количество камешков.
7.
Вставь на свое место ( изменяя где нужно форму падежа, рода и числа) слова-синонимы
старинный, давний, старый, ветхий, в отрывок текста:
… человек обыкновенно любит вспоминать … происшествия и рассказывать о … обычаях; а если он
скуп и жаден, то в сундуке его найдешь много … вещей.
8.
В стихотворении А.А.Фета «Береза» две соседние строки противоречат одна другой, так как
в них употребляются контрастные слова (антонимы). Найди и подчеркни эти слова.
Печальная береза
У моего окна.
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят.
И радостен для глаза
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы (заря)
Я наблюдать за ней.
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
9.
Исключи лишнее слово, предварительно решив анаграммы.
Ю К И Л Т
Л Ю Т А Н Ь П
ОЗАР
А Л И Ф К А
10. Вставь пропущенное слово в паре по аналогии с первой парой:
Квадрат – куб; d) Жара – зной;
Треугольник - …; Смелый - …;
Дуб – дерево; e) Дерево – ствол;
Стакан - …; Человек - …;
Река – озеро; f) Молоко – сыр;
Яблоко - …; … - печенье.
11. Какие из двух приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?
Куй железо, пока горячо.
Один в поле не воин.
Лес рубят – щепки летят.
Не все золото, что блестит.
Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.
15
16