Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Авторы: Хохлова Светлана Анатольевна, Светлана Анатольевна Хохлова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №101
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Просодическая сторона речи играет большую роль в речевом развитии

ребенка. Просодическая сторона речи — это означает ее выразительность.

Просодика - сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм,

интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне

предложения,

для

выражения

различных

синтаксических

значений

и

категорий, а также экспрессии и эмоций.

Дикция - четкое, внятное выразительное произношение слов.

Пауза - знак, прерывающий звучание на определенный отрезок времени (в

речи, музыке).

Интонация - мелодический оборот, имеющий выразительное значение.

Ударение - акцент, выделение тех или иных единиц в речи с помощью

фонетических средств.

Мимика - (греч.) искусство путем жестов, поз и различных выражений лица,

это язык инстинкта и телодвижений, являющихся, отголоском известного

настроения, аффекта и вообще психической работы.

Мелодика речи - совокупность тональных средств, характерных для данного

языка; модуляция высоты, тона при произнесении фразы.

Ритм речи - упорядоченность звукового, словесного и синтаксического

состава речи, определенная ее смысловым значением.

Темп речи - скорость протекания речи во времени, ее ускорение или

замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой

напряженности.

Тембр голоса - окраска, качество звука.

Речевое

дыхание -

дыхание

в

процессе

речи.

Речевое

дыхание

непосредственно сопровождает процесс порождения речи, являясь основой

голосообразования, формирования звуков, мелодики.

Речевое дыхание отличается от обычного дыхания: более быстрым вдохом и

замедленным выдохом значительным увеличением дыхательного объема

преимущественно ротовым типом дыхания максимальным расхождением

голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на

выдохе.

Логическое ударение - интонационное средство; выделение какого-либо

слова в предложении интонацией, слова произносятся более членораздельно,

длительно, громко.

Просодическая сторона речи формируется у дошкольников в разных

направлениях:

- в специально организованных формах работы: занятиях (фронтальных и

индивидуальных),

различные

видах

гимнастики(артикуляционной,

пальчиковой,

дыхательной,

гимнастики

для

глаз).

На

данном

этапе

происходит формирование речевого дыхания и компонентов просодической

стороны речи, таких как: речевое дыхание, ритм речи, модуляции голоса по

силе и высоте, темп речи, тембр голоса, паузы. Вся работа проводится при

помощи различных тренировочных упражнений.

повседневной

жизни.

На

данном

этапе

происходит

применение,

закрепление на речевом материале умений, знаний и навыков, отработанных

на подготовительном этапе.

- в игровой деятельности.

На данном этапе закрепляются полученные

знания, умения и навыки и обыгрываются непосредственно в играх.

Я хочу подробнее остановиться на игровой деятельности, т.к. игра — самое

главное занятие в жизни ребёнка. Играя, дети уточняют свои представления

о действительности, заново переживают события, о которых слышали или в

которых участвовали или были их свидетелями, перевоплощаются. Так,

например, куклы становятся их детьми, которых надо воспитывать, лечить,

водить в школу. С детской наблюдательностью и непосредственностью,

изображая мир взрослых, ребенок копирует их слова, интонацию и жесты.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В

ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. В сюжетно-ролевой игре «Больница» для развития тембра голоса и умения изменять

интонацию можно применить интонационную речевую игру «Доктор» и упражнение на

развитие тембра голоса «Кто боится прививки?»

«Кто боится прививки?» Педагог произносит фразу: «Я прививок не боюсь, если надо –

уколюсь» с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица

каждого изображенного персонажа. Дети по голосу педагога определяют, какие чувства

испытывает персонаж, и отвечают на вопрос «Кто боится прививки?».

Игра «Доктор»

Доктор, доктор,

Как мне быть?

Уши мыть или не мыть?

Отвечает доктор гневно:

"Надо мыть их ежедневно!

Если уши мыли вы,

Если уши мыли мы,

Если уши вымыл ты,

Значит, уши вы-мы-ты!"

С обращением

Вопросительно

Вопросительно

Сердито

Восклицательно

Назидательно

Назидательно

Назидательно

Восклицательно

Цель: научить изменять интонацию, развитие

тембра голоса.

Ход игры: разыгрываем с детьми приход к врачу. Распределяем роли врача и пациента,

где дети, изменяя интонацию должны произнести свои слова по роли. После игры дети

обмениваются впечатлениями и обсуждают успехи и неудачи друг друга.

2. В сюжетно- ролевой игре «День рождение друга» можно применить упражнения на

развитие речевого дыхания «Задуй свечу» или «Цветок», упражнение на формирование

тембра голоса «Голос», упражнение на формирование плавного ротового выдоха

«Горячий

чай»,

игру

на

формирование

интонационной

выразительности

речи

«Необычный букет».

Игра «Необычный букет».

Подари имениннику необычный букет – из ласковых слов. Придумай столько ласковых

слов, сколько цветов ты видишь в вазе

Например: Именинник (ца)– добрый (ая), хороший (ая), красивый (ая).

Продолжи восклицательное предложение об имениннике.

Например: Он (Она) самый (ая)…!

Важно: закрепить навык использования в речи восклицательной интонации, произнести

громко, с повышением голоса на логически выделенном слове во фразе.

Цель:

развивать

речевое

дыхание,

умение

регулировать

силу

голоса

и

тембр;

формирование

плавного

ротового

выдоха;

формирование

интонационной

выразительности речи. развивать игровые действия по сюжету.

«Задуй упрямую свечу». Дети держат в правой руке цветные полоски бумаги в форме

свечи. Левая ладонь лежит на животе для контроля правильного речевого дыхания.

Спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот. Затем

сразу же начинать медленно, постепенно выдыхать, «гасить свечу», произнося Ф.

«Цветок». Дети стоят в кругу. У педагога искусственный цветок, который он передает по

кругу. Ребенок нюхает цветок и на выдохе произносит фразу «Ах, как пахнет цветок» или

«Очень приятный запах» и т. д.

«Горячий чай» Дуть на цветные картонные круги (блюдца). Позже дуем на блюдца с

водой, не расплескав ее.

Упражнение «Голос»

Детям необходимо догадаться, как подают голос, если:

Упала тарелка – ОЙ!(Испуганно)

Вынесли торт – Ура!(радостно)

Ход игры: сначала рассматриваем иллюстрации по теме, обсуждаем

тему дня рождения, разучиваем поздравительные стихотворения, раздаём

роли (мальчики, девочки, взрослые, ведущий)

Разыгрываем с детьми сюжет прихода гостей, рассаживание за стол и

проигрываем поздравления в стихах (важно, чтобы дети попробовали на себе

разные роли, чтобы поздравления прозвучали разным по силе и высоте

голосом). Ведущему отводиться главенствующая роль, так как он ведёт

праздник и должен постоянно говорить громко и чётко.

После игры дети обмениваются впечатлениями и обсуждают успехи и

неудачи друг друга.

3. В сюжетно-ролевой игре «Дочки-матери» можно применить упражнение на развитие

силы голоса «Успокой куклу», упражнение на развитие речевого дыхания «Покачаем

куклу», а также упражнение для развития плавного ротового выдоха «Покачай игрушку на

свое животике».

«Успокой куклу» Дети сидят на стульях полукругом. На руках у них куклы. Воспитатель

говорит: «Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я укладываю куклу спать

(укачивает куклу, негромко напевая на звуке а, мотив знакомой колыбельной песни). А

теперь вы покачайте». Дети по очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося

звук а.

«Покачаем куклу» Дети стоят, спины прямые; на руках держат кукол. Взрослый

показывает, как нужно укачивать куклу, протяжно распевая: «А-а-а».

«Покачай игрушку на своем животике»

Лечь на спину, на живот положить небольшую игрушку. Сделать глубокий, но не

слишком, длинный вдох через нос и ЖИВОТОМ ( игрушка при этом должна слегка

приподняться), затем длительный выдох через рот (игрушка опускается).

Цель игры: развитие силы голоса, речевого дыхания, плавного ротового выдоха.

Ход игры: Дети распределяют роли, при этом включают в игру и кукол. «Мамы»

укладывают «Детей» спать, применяя данные упражнения.

4. Игра «В библиотеке».

Цель: научить изменять интонацию; формировать положительное

отношение к нормам и правилам.

Можно взять упражнения или игры на отработку вопросительной и восклицательной

интонаций: «Например, У вас есть книга русских народных сказок? Или книга сказок

Шарля Перро? Какую книгу о животных Вы могли бы мне предложить. Мне очень

понравилась предложенная вами книга! Приходите еще! и т.д.

Ход игры: сначала обсуждение по теме с детьми, затем раздача ролей.

Выбирается библиотекарь. Приходящие читатели должны попросить

нужную книгу или возвратить прочитанную, выделяя логическим ударением

главное слово. Библиотекарь подбирает книги, читатель благодарит за

помощь.

5. В сюжетно-ролевой игре «У бабушки в деревне» можно использовать упражнение на

формирование модуляции голоса по силе и высоте «Кто как голос подает»

Упражнение «Кто как голос подает».

На картинке изображены волк, лиса, мышь.

Мышка пищит «Пи - пи» (с повышением голоса, жалобно).

Кошка: «Мяу - мяу» (голосом средней высоты).

Котенок: «Му - мяу» (со значительным повышением голоса).

Собака: «Гав - гав - гав» (голосом средней высоты).

Щенок: «Тяв - тяв - тяв» (со значительным повышением голоса).

Корова: «Му» (голосом средней высоты).

Теленок: «Му - у, му -у» (со значительным повышением голоса).

Ход игры: Дети в игре употребляют звукоподражания животным, используя различные

варианты высоты и силы голоса.

6. Игра-инсценировка по мотивам русской народной сказки «Репка».

Цель: Формирование интонационной выразительности экспрессивной речи.

Используются картинки, изображающие сцены из русской народной сказки «Репка»:

Дед сажает репку.

Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка тянут репку.

Все персонажи с мышкой вытягивают репку.

Взрослый предлагает ребенку выполнить задания по ходу рассказа.

- Посадил дед репку. (Дети выполняют действия, имитируя посадку репки.)

Выросла репка большая – пребольшая! Стал дед тянуть репку: тянет-потянет, вытянуть не

может…(Взрослый качает головой, демонстрируя жест отрицания, ребенок повторяет этот

жест.)

Позвал дед бабку.

Упражнения:

Встать прямо, сделать вдох. Приподнять подбородок, руки сложить «рупором» и

произнести на выдохе: - Бабка-а-а-а-! Помоги репку тянуть!

По мере включения в действие других героев сказки произносить фразы от лица

бабки (голосом средней высоты), внучки (с повышением голоса), Жучки (с

понижением голоса), кошки (негромко, более протяжно, напевно).

В финале сказки изобразить подражательными действиями вытаскивание репки и

произнести громко, с радостной, победной интонацией:

- Вытянули репку!!!

7. «Детский сад» (вариант «Школа») можно использовать упражнения на развитие

интонационной выразительности «Настроение», «Найди важное слово» и игру на

изменение силы голоса «Передай соседу».

«Передай соседу»

Цель: развитие силы голоса, обучение детей говорить шепотом и громко.

Ход: Дети сидят перед столом, на котором разложены игрушки или картинки. Взрослый

шепотом называет одну из них рядом сидящему ребенку, тот же шепотом передает

следующему и т. д. по цепочке. Последний ребенок подходит к столу, берет названную

игрушку (картинку) и громко произносит ее название.

«Настроение» Произнесите заданные слова, выражая голосом разные чувства и

настроения. А ребята попробуют определить эти чувства. «Молодец!»

«Найди важное слово» Педагог произносит фразу, выделяя голосом одно слово. Ребенок

должен найти его.

«Скороговорки» (пословицы, поговорки, четверостишья, фразы…)

Поочередное выделение интонацией слова в начале, середине и в конце предложения.

Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при

этом каждое слово. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы ребенок

сохранял четкость, ясность произнесения и сохранял необходимую интонацию.

Цель: научить изменять голос по высоте и силе, а также интонацию, в

зависимости от роли; расширить и закрепить представления детей о

содержании трудовых действий сотрудников учреждения.

Ход игры: сначала обсуждение по теме и распределение ролей.

Воспитатель принимает детей, беседует с родителями, организует

работу, следит за порядком и с разной интонацией реагирует на

происходящее в группе. Дети играют, а на занятиях отвечают на вопросы и

рассказывают стихи к предстоящему празднику.

1. В сюжетно-ролевой игре «Больница» для развития тембра голоса и умения изменять

интонацию можно применить интонационную речевую игру «Доктор» и упражнение на

развитие тембра голоса «Кто боится прививки?»

2. В сюжетно- ролевой игре «День рождение друга» можно применить упражнения на

развитие речевого дыхания «Задуй свечу» или «Цветок», упражнение на формирование

тембра голоса «Голос», упражнение на формирование плавного ротового выдоха

«Горячий

чай»,

игру

на

формирование

интонационной

выразительности

речи

«Необычный букет».

3. В сюжетно-ролевой игре «Дочки-матери» можно применить упражнение на развитие

силы голоса «Успокой куклу», упражнение на развитие речевого дыхания «Покачаем

куклу», а также упражнение для развития плавного ротового выдоха «Покачай игрушку на

свое животике».

4. В сюжетно-ролевой игре «В библиотеке». Можно взять упражнения или игры на

отработку вопросительной и восклицательной интонаций: Например: У вас есть книга

русских народных сказок? Или книга сказок Шарля Перро? Какую книгу о животных Вы

могли бы мне предложить. Мне очень понравилась предложенная вами книга! Приходите

еще! и т.д.

5. В сюжетно-ролевой игре «У бабушки в деревне» можно использовать упражнение на

формирование модуляции голоса по силе и высоте «Кто как голос подает».

7. «Детский сад» (вариант «Школа») можно использовать упражнения на развитие

интонационной выразительности «Настроение», «Найди важное слово» и игру на

изменение силы голоса «Передай соседу».



В раздел образования