Напоминание

"Применение методики альтернативной коммуникации с детьми с диагнозом ДЦП в работе учителя класса " Особый ребенок".


Автор: Горбачева Ольга Юрьевна
Должность: учитель класса "особый ребенок"
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат № 16 Пушкинского района
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Применение методики альтернативной коммуникации с детьми с диагнозом ДЦП в работе учителя класса " Особый ребенок".
Раздел: начальное образование





Назад




Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального

обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №5»

Статья

«Применение методики альтернативной коммуникации с детьми с

диагнозом ДЦП в логопедической работе»

(из опыта работы)

ДИ № 5

Санкт-Петербург

2020 г.

Применение методики альтернативной коммуникации с детьми

с диагнозом ДЦП в логопедической работе.

( Практический опыт работы.)

В соответствие с «Конвенцией о правах ребенка» (1989) и «Всемирной

декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993)

каждому ребенку должна быть предоставлена возможность в развитии,

воспитании и образовании в соответствии с его индивидуальными

возможностями. Концепция Международной классификации

функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ ВОЗ,

2001), ставит нас перед необходимостью оценивать не только нарушения, но

и активность человека и его участие в жизни общества, а также

анализировать барьеры, личностные и средовые факторы, которые мешают

или помогают человеку быть включенным в социальную жизнь.

В основе философии АК лежит утверждение, что «каждый человек,

независимо от степени нарушения развития, имеет фундаментальное право

влиять, посредством коммуникации, на условия собственной жизни» (Билль

о коммуникативных правах, 1992)

В данном докладе мы бы хотели рассказать, как подбирались и применялись

средства Альтернативной Коммуникации для детей нашего интерната с

диагнозом ДЦП на примере Насти Ч. Девочка 10 лет, себя не обслуживает,

передвигается в коляске, действия с предметами не производит, вследствие

сильного тонуса в руках и ногах. Мышцы артикуляционного аппарата мало

подконтрольны, дизартрия, гиперсаливация. В экспрессивной речи:

отдельные звуки - А, Э, слово «да», слоги «ма», «ба», «ки», обозначающие

слова «мама», «бабушка», «киса».

Коммуникативные возможности ребенка:

пытается мимикой, движением тела понятно выражать чувства

(радость, удовольствие, грусть, злость, страх);

мимическая реакция соответствует ситуации;

сознательно изменяет и пытается контролировать мимическую

реакцию;

отвечает мимикой, жестом на вопросы или ситуацию общения;

пытается общаться как посредством мимики, так и движений языка,

глаз с другими людьми в соответствии с коммуникативной ситуацией;

пытается доступными движениями тела, рук обратить на себя

внимание, выразить свое эмоциональное состояние;

знает собственное имя, имена близких взрослых и детей;

в пассивном словаре показывала знание предметов обихода и игрушек,

соотнести предмет с изображением с помощью слова « да».

Таким образом, можно говорить о готовности к овладению альтернативной

коммуникацией.

В обыденных, простых бытовых ситуациях родители и педагоги практически

без труда понимали потребности Насти, но самой Насте не хватало

собственного активного участия.

Целью подбора способа коммуникации было дать ребенку возможность:

1.

Осуществлять выбор.

2.

Выражать просьбу адекватным и понятным окружающим способом.

3.

Проявлять инициативу.

4.

Выражать свои мысли.

5.

Полноценно участвовать в процессе общения и на занятиях.

6.

Использовать потенциальные возможности развития ребенка.

Начали мы с карточек «да» и «нет» круглой формы, т.к. ребенок ездит с

мамой в машине, и эти цвета знает, они ассоциируются со светофором:

«Красный цвет-хода нет,

А зеленый когда, значит - «да!»

Для расширения возможности выбора, чтоб видеть направление взгляда

ребенка с ДЦП, и удобства общения решено было использовать не полоску

картона с липучкой, а

коммуникативный экран.

На нем можно крепить 8 карточек, его можно использовать и как полоску.

Делается он из прозрачного материала, мы сделали из крышки контейнер -

легкий и безопасный.

Использование экрана:

Диагностика уровня понимания и восприятия обращенной речи.

Для этого предлагается поиграть в игру «Правильно - неправильно»,

«Четвертый - лишний» с помощью карточек «да» и «нет».

Исследование пассивного словаря существительных.

Для исследования словаря существительных использовались листы с

изображением картинок.

Пример:

Логопед: «Настя, на картинке изображены животные?»

Настя выбирает взглядом, кивком, словом карточку «да».

Логопед: «Тут только домашние животные?»

Настя выбирает карточку «нет».

Логопед: «На картинке есть корова?»

Настя выбирает карточку «да».

Используя коммуникативную доску с карточками «да» и «нет», мы

смогли исследовать не только словарь существительных Насти, но и

словарь прилагательных, уровень сформированности сенсорных

эталонов (цвета, формы), а также знание предлогов.

Понимание предлогов.

Правильное понимание предлогов мы обследовали следующим образом.

Логопед: «Настя, мишка сидит рядом с корзиной?»

Настя выбирает карточку

Логопед: «Настя, мишка сидит в корзине?»

Настя выбирает карточку.

Обследование знания сенсорных эталонов.

Используя разноцветные карточки, мы смогли поиграть и обследовать

знание цветов, форм.

Игра «Помоги собрать пирамидку».

Логопед: «Настя, какого цвета колечко наденем?»

Настя может не только показать «да», «нет», но и выбрать взглядом ответ из

4-6 цветов.

Обследование фонематического восприятия.

Для того чтобы проверить способность ребенка различать слова близкие по

звучанию, были предложены следующие задания:

Логопед: «Настя, мы снова поиграем в игру «Путаница». Посмотри,- это

мышка? А,- это мишка?».

Настя выбирает взглядом нужный ответ.

Хочется отметить, что при диагностике и на занятиях, мы ребенка

побуждаем к оречевлению выбора, для активизации собственной речи.

Использование коммуникативного экрана со словами «да» и «нет» позволяет

обследовать у детей с ДЦП уровень развития импрессивной речи, знание

существительных, прилагательных, предлогов, сенсорные эталоны,

фонематическое восприятие.

Пополнение пассивного словаря.

Кроме обследования мы смогли использовать экран при пополнении

пассивного словаря по лексическим темам программы. Ребенок с

помощью взрослого соотносит реальный предмет и картинку, а затем, с

помощью взгляда, слов «да», «нет» осуществляет выбор при помощи

игровых приемов.

После обучения теме «Человек» Настя научилась распознавать свои чувства,

может в начале занятия или в течение дня поделиться, какое у нее настроение

с помощью картинок. Ребенок знает названия частей тела, пиктограмму

«больно» и сможет рассказать, что у нее болит.

Перед прогулкой может сама «рассказать», во что нужно одеться. При этом

Насте очень нравится игра « Путаница», она приходит в восторг когда,

например, осенью предлагают пойти гулять в босоножках (картинки одежды

прикрепляют на полоску).

Социально-бытовая ориентация.

С помощью экрана и пиктограмм «Нравится», «Не нравится», «Я хочу», «Я

не хочу» мы разыгрываем сюжетно-ролевые игры:

«Кафе»

«Магазин одежды»

Каждая игра может дополняться новыми карточками, поскольку это не

только простые изображения, для ребёнка - это обогащение словарного

запаса, это выражение его эмоций, точность определения его желаний.

Например, разыгрывая ситуацию покупки предмета одежды, мы

использовали карточки цвета, размера, длины, фасона.

Обучение чтению.

После логопедического обследования и в процессе занятий выяснилось, что

у ребенка есть предпосылки и огромное желание обучаться чтению.

Обучение проводится по методу глобального чтения с использованием

аналитико-синтетического. Для того чтобы понять усвоение Настей

материала, мы продолжали использовать коммуникативный экран со словами

«да», «нет» и с отслеживанием взгляда при поиске нужной буквы, слова.

Мы используем способ, при котором можно показать букву, обозначенную

определенным цветом в верхнем-нижнем, правом-левом углу. Способ

предполагает впоследствии 6 цветов, мы используем 4 основных цвета, и

буквы, которые ребенок усвоил.

Составление рассказа, «рассказывание» сказки.

Воспитатель группы, в которой находится Настя, на своих занятиях широко

применяет сказкотерапию. Совместно с воспитателем мы рассказываем и

проигрываем сказку, которую читают в группе. Благодаря возможности

выбора ребенок может активно участвовать в занятиях, проявлять

инициативу, быть услышанным, высказывать свое мнение, повлиять на

ситуацию, а не только быть слушателем и наблюдателем.

Использование альтернативных средств невербальной коммуникации

содействовало формированию и развитию экспрессивной речи, навыков

общения - за полгода у Насти у Насти появились слова «нет», «Настя»,

«мама», «бабушка», «дедушка», «куда», звукоподражания «гав-гав», «мяу»,

«му», «ко-ко».

Выбранная система альтернативной коммуникации улучшает и облегчает

повседневную жизнь, позволяет ребенку больше управлять собственной

жизнью.

Создание поля взаимопонимания с таким ребенком, - это направленность в

правильное русло огромного количества энергии, которая в случае

отсутствия такого понимания, всегда будет носить деструктивный характер.

Мы надеемся, нам удалось с помощью альтернативной коммуникации дать

ребенку инструмент, с помощью которого можно вести диалог, общаться,

выражать желания, развиваться, комментировать окружающую среду. А

коммуникативный экран найдет практическое применение в логопедической

работе с детьми с ДЦП.

Список, используемой литературы:

Тимофеева И.В. Специфика адаптации детей с детским церебральным параличом //

Сибирский психологический журнал. - 2009. - № 33.

Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с

нарушением интеллекта. - СПб.: Дидактика Плюс, 2002.

Яговкина Л. Как помочь родителям дать образование детям с ограниченными

возможностями // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2009. -

№1.



В раздел образования