Автор: Марышева Елена Васильевна
Должность: учительначальных классов
Учебное заведение: МБОУ Красноармейская СОШ
Населённый пункт: Ростовская область, п. Красноармейский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Переместительное свойство умножения"
Раздел: начальное образование
Урок разработан учителем начальных классов высшей категории
Марышевой Еленой Васильевной
Ростовская область , Орловский район
МБОУ Красноармейская СОШ
Тема урока. Переместительное свойство умножения. Закрепление.
Цель - закреплять умение применять переместительное и другие свойства умножения,
совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.
Предметные УУД:
формировать умения применять переместительное и другие свойства умножения на практике;
закреплять навыки устных и письменных вычислений, а также названия компонентов при
умножении; развивать критическое мышление.
формировать умение решать задачи.
Метапредметные:
Регулятивные: под руководством учителя учиться определять цель учебной деятельности;
работать по заданному плану, соотносить выполненное задание с образцом;
развивать умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя,
находить и исправлять собственные ошибки.
Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и
сведения, полученные от учителя.
Коммуникативные : использовать простые речевые средства для общения на уроке; читать
вслух и про себя текст учебника, участвовать в диалоге и коллективном обсуждении;
сотрудничать в совместном решении задачи на выяснение переместительного свойства
умножения; отвечать на вопросы учителя.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (УКПЗиУ) –
(урок закрепления с использование АМО)
Формы: коллективная работа, самостоятельная работа, индивидуальная работа, работа в парах,
группах
Оборудование: Magico, разноуровневый дидактический материал, компьютер, экран,
мультимедийный проектор, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Самоопределение к учебной деятельности.
Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости.
Назад повернемся,
Гостям улыбнемся.
Обратно вернемся
Друг другу улыбнемся.
И с положительным настроем
Уроком математики займемся.
2. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний.
Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
-Начну урок с цитаты «Всё исследуй, давай разуму первое место».
- Кому принадлежат эти слова узнаем чуть позже.
Работа в паре. АМО «Магико» (В14)
-Настроем наш разум и исследуем В14.
-Представьте число 10 в виде суммы одинаковых слагаемых (слайд)
-Что такое умножение?
- Замените сложение умножением.
-Какое свойство умножения мы наблюдаем? (переместительное) –на доску
формулу a ∙ b= b ∙ a
-А какое ещё переместительное свойство мы знаем?
- a+b=b+a Прочитать.
3. Постановка темы и цели урока.
- Прочитайте слова и назовите лишнее слово.
Множитель, вычитаемое, слагаемое, произведение, сумма.
-Почему? (названия компонентов при умножении и сложении)
- Распределим эти термины на две группы .
a+b=b+a a ∙ b= b ∙ a
сумма, множители,
слагаемые произведение
- Назовите тему нашего урока. Добавим название нашему кластеру.(слайд)
Переместительное свойство умножения
-Как вы считаете, мы всё уже знаем об умножении? Хотели бы узнать больше?
-А что нужно делать для того, чтобы наши знания никуда не убежали?
-Какие цели перед собой поставим? (слайд)
ПОВТОРИМ…
УЗНАЕМ …
ПРИМЕНИМ …
4. Минута чистописания. АМО «Мерка»
- Запишем дату.
Запишите слово - Свойство.
- Давайте «измерим» слово разными мерками. .(слайд)
С
Б
З
Д
- 2 слога, 8 букв, 8 звуков, …мм
-Запишите с красной строки красиво число, которое получили при «измерении
длины» слова в мм. (н-р: 30,…)
- Продолжите запись, увеличивая каждое следующее число на 4.( ПРОВЕРКА)
- Ребята. Девиз нашего урока.(слайд)
Снова
Будем
Знания
Добывать!
5. Закрепление. Знакомство с таблицей Пифагора. Знак «х».
-Сегодня я предлагаю вам исследовать переместительное свойство умножения с
помощью вот такой таблицы. (на доске и Слайд)
.
- Что это такое? (Таблица Пифагора.)
- Кто такой Пифагор? (Древнегреческий учёный, математик. Год его рождения
датируется 580 годом до н. э. Пифагор с раннего детства начал увлекаться
точными науками и отличался незаурядным умом.)
- По таблице можно узнать, чему равно произведение двух множителей.)
-Как по ней работать? (Слева , по вертикали – первый множитель. Сверху, по
горизонтали – второй множитель. На пересечении – произведение.) Например, 7
х 4
Игра «Найди произведение».
-У вас на столах лежат листочки с таблицей Пифагора . Мне нужен
помощник. ( на доске мелком)
-Я называю множители, а вы находите произведение и закрашиваете его зелёным
цветом.
4х4 5х3 3х3 5х5 3х5
- Какой символ, знак у вас получился ? На что похоже? (крестик, буква ха, икс).
Ребята, а вы знаете этот символ обозначает ещё математический знак
«умножить». Оказывается, знак умножить можем обозначать не только точкой, но
ещё и крестиком.
- Посмотрите. А какой результат получился дважды?(15)
- При умножении каких чисел? (5х3 и 3 х5)
- Какое свойство подтверждает наше наблюдение ? переместительное свойство
умножения. – Можете ещё привести свои
примеры.
-Т.е. мы ещё раз убедились, что при перестановке …. .
6. Физ.мин. ( с анимашками)
Слайд
7х2=2х хлопнем
3х5=…х3 присядем
…х18=18х2 топнем
9х…=4х9 моргнём
7. Решение задач.
А) Учебнк стр. 57 №3.
Прочитайте задачу.
- О чём задача? (О тетрадях.)
- Кто покупал тетради? (Мальчики и девочки.)
- Посмотрите на схемы и определите. Где чьи тетради? (на доске)
- По сколько тетрадей покупали мальчики? (по 4)
- Сколько было мальчиков? (3)
- По сколько тетрадей покупали девочки? (по 3)
- Сколько было девочек? (4)
- Как найти, сколько тетрадей купили мальчики , девочки?
4х3=12 (т)
3х4=12 (т.)
- Сравните эти выражения. Что вы заметили? (Множители поменялись местами, а
ответы одинаковые.)
- Какое свойство умножения вы здесь наблюдаете? (Переместительное.)
- Как звучит это свойство? (От перестановки множителей произведение не
меняется.)
- Запишем ответ: 12 тетрадей купили мальчики, 12 тетрадей купили девочки.
- Как на схеме мы видим, что мальчики и девочки купили одинаковое количество
тетрадей? (мерки)
-А какой вопрос к задаче мы можем ещё поставить? ( Сколько всего тетрадей
купили дети?)
- Как узнать? (12+12=24 (т))
- Каким другим способом можем выполнить вычисления? (12х2=24(т))
Б) Работа в группах. - Задание. Детей угостили шоколадкой.
- Посчитайте и запишите, сколько было детей, если каждому достанется по 2
дольки? 4?6?1?
2 дольки- 12 детей
6 долек- 4 детей
4 дольки- 6 детей
Доп. 8 долек- 3 детей
3 дольки- 8 детей
- А если бы каждому ребёнку досталось по одной дольке. То сколько бы детей
получили шоколадку? слайд
- А как посчитать быстро, не пересчитывая каждую дольку? (6х4=4х6)
-Какой свойство мы опять наблюдаем?
-Ребята, а что мы делали с шоколадкой , чтобы раздать детям? (делили)
- Кто догадался с каким новым математическим действием мы познакомимся на
следующем уроке?
-
8. Самостоятельная работа. Применение и добывание знаний в новой
ситуации
1) Разноуровневые задания– ЗЕЛЁНЫЕ КАРТОЧКИ(повышенный уровень),
КРАСНЫЕ КАРТОЧКИ (базовый)
10 × 3 … 3 ×10
6 × 1 … 6 × 0
3 ∙ 8 …8 ∙ 3
6 ∙ 0 … 1 ∙ 6
5 × 3 … 5 × 4
8 × 2 … 2 + 8
4 × (10-1) … 9 × 4
5 ∙ 4 … 5 ∙ 3
9 +9 … 9 ∙ 2
6 × 4 …4 × 6
- На столе у вас 2 цвета карточек, зелёные – задания посложнее, красные –
немного легче.
Выберите себе карточку для выполнения самостоятельной работы.
- Хорошо. Кто выбрал зелёные, что означает «крестик»?
- Какое задание будем выполнять?( (сравнить выражения)
- Выполняем.
- Кто выполнял задания на зелёной карточке, всё ли было понятно или встретили
трудность?
4х(10-1)…9х4
Самопроверка
- Проверьте свою работу, сравнивая знаки в соответствии с цветом карточки.
9. Рефлексия (подведение итогов занятия)
- Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на уроке?
- Что нового узнали на уроке?
- Какие задания вам были интересны?
- Что было трудным на уроке?
Самооценка
- Оцените свою работу на уроке. Красным карандашом в таблице Пифагора
соедините линией числа, чтобы получилась отметка. Покажите. Отлично. Я вам
их и выставлю.
Д/з
-А дома запишите произведения чисел, с помощью которых получилась у вас
отметка.
- Кто желает может взять карточку другого цвета, и ещё раз проверить свои
знания.
ДОП. МАТЕРИАЛ
Игра (Верно – Неверно) СИГНАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ
- Умножение - это сумма любых слагаемых
- При умножении 0 на любое число получается то число, на которое мы
умножали
- Произведение чисел 3 и 2 равно произведению чисел 2 и 3
- От перестановки множителей произведение не изменяется
- При умножении 1 на любое число получается 1
- Сумма чисел 15 и 2 равна произведению чисел 2 и 15
- Умножение - это сумма одинаковых слагаемых
- При умножении любого числа на 0 получаем 0