Автор: Захарова Нина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 Выборгского района Санкт- Петербурга
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Особенности восприятия и взаимодействия ребенка с педагогом
Раздел: дошкольное образование
Особенности восприятия и взаимодействия ребенка с педагогом
«Ребенок - существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи
своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не
недоверчивый контроль, а тактичная договоренность, вера в опыт, сотрудничество и
совместная жизнь». (Я. Корчак)
Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим условием развития ребенка. В
практике организации образовательного процесса можно выделить два типа
взаимодействия взрослого с ребенком, характерных для авторитарной и личностно-
ориентированной педагогики.
В рамках авторитарной педагогики маленький ребенок рассматривается как объект ухода
и педагогических воздействий, направленных на формирование знаний, умений и
навыков. При этом он выступает в качестве воспитанника, функционирующего по
определенным правилам и соответствующего конкретным нормам.
Формирование базовых для этого возраста личностных качеств, таких, как положительное
самоощущение, доверие к другим, инициативность не выделяются в качестве
педагогической цели.
Педагогика раннего детства, построенная на принципах авторитарной модели воспитания,
не оперирует такими категориями, как личность, творчество, свобода выбора. Основной
целью в этом случае является воспитание послушного, исполнительного ребенка,
подчиняющегося авторитету взрослого.
Задачей педагога выступает реализация программы, удовлетворение требований
руководства и контролирующих инстанций.
Методические указания превращаются в этих условиях в закон, не допускающий каких-
либо исключений. Данную модель можно назвать моделью, центрированной на взрослом.
Для авторитарной педагогики характерны следующие способы воздействия взрослого на
ребенка:
• воздействие авторитетом;
• наставления, нотации;
• указания;
• контроль;
• наказание,
• окрик.
При данном стиле взаимодействия обращение взрослых к детям носит преимущественно
директивный характер, часто направлено на ограничение их активности, инициативности,
самостоятельности, любознательности.
Педагоги, как правило, обращаются не к отдельному ребенку, а к группе в целом.
Для такого стиля взаимодействия не характерно стремление следовать за интересами и
желаниями детей, учитывать их настроение, вкусы и предпочтения, устанавливать
доверительные отношения, оказывать каждому малышу эмоциональную поддержку.
Особое значение в рамках данной модели имеет формирование у детей навыков
«правильного поведения» (не кричать, не шуметь, не мешать взрослым, не ломать
игрушки, не пачкать одежду и т.п.). Центром педагогического процесса являются
фронтальные формы работы с детьми, и прежде всего занятия, строящиеся по типу
школьного урока. Активность детей подавляется в угоду внешнему порядку и формальной
дисциплине. Игра как основной вид детской деятельности ущемляется во времени и
жестко регламентируется взрослыми.
В рамках авторитарной педагогики идеальный ребенок раннего возраста — это такой
ребенок, который аккуратно ест и ходит в туалет, хорошо спит, не плачет, умеет себя
занять, и выполняет инструкции взрослых, обладает знаниями и умениями в заданных
взрослым рамках.
При этом такие важнейшие, с точки зрения личностно-ориентированной педагогики,
ценности, как развитие личности, гуманных чувств и положительных взаимоотношений с
окружающими, хотя и декларируются, но не воплощаются в конкретных методах и
технологиях.
Реализация авторитарной модели воспитания приводит к тому, что дети начинают:
1) полностью зависеть от взрослого в решении любых проблем, подчиняться чужим
влияниям. Привыкший подчиняться указаниям взрослых ребенок приучается к тому, что
за него все решают старшие, становится пассивным в выборе занятий, игр. Лишенный
собственной инициативы, привыкший безропотно подчиняться, он усваивает «истину»,
что всегда правы те, кто старше и сильнее;
2)зависеть от внешнего контроля. Под влиянием постоянных оценок и замечаний
взрослых, которых не интересует отношение ребенка к собственной деятельности, у него
не формируется собственная точка зрения на то, что он делает, он постоянно ищет оценки
взрослого, становится неуверенным в себе;
3)подавлять свои чувства, ведь они никого не интересуют. Ребенок не должен плакать,
иначе его назовут «плаксой», громко смеяться, потому что «он мешает другим». В период
адаптации к дошкольному учреждению он оказывается предоставленным самому себе, не
встречая у воспитателей понимания своих трудностей и эмоциональной поддержки;
4)вести себя по-разному в ситуациях наблюдения за ними взрослых и тогда, когда
наблюдения нет. Стремление педагога навязать детям свою волю чаще всего приводит к
тому, что мотивом деятельности ребенка становятся желания взрослого, а не собственные
интересы. Как только внешний контроль исчезает, поведение его может меняться, резко
отличаясь от ожидаемого; он приучается жить по «двойному стандарту»;
5)игнорировать наказания. Наблюдения показывают, что наказание — малоэффективный
способ воздействия, так как дети, которых часто наказывают, повторяют те поступки, за
которые были наказаны. Преодолев барьер страха перед наказанием, они могут стать
неуправляемыми;
6)быть таким, как все. Нестандартный ребенок только и слышит: «Посмотри, все уже
поели, а ты все сидишь», «Все уже нарисовали снежок, а у тебя, что на листочке? », «У
всех ребят сухие ноги, а ты все лужи измерил», «Делай, как все».
Авторитарная модель воспитания порождает иллюзорную уверенность взрослых в
эффективности воспитательных воздействий.
Она приводит к взаимному отчуждению, к появлению детского негативизма.
Альтернативу авторитарной модели воспитания
представляет личностно-ориентированная педагогика, целью которой, является развитие
личности ребенка; поэтому ее можно назвать центрированной на ребенке.
Основные принципы личностно-ориентированной педагогики — принятие ребенка таким,
какой он есть, и вера в его способности.
Задача взрослых — создать условия для раскрытия потенциальных возможностей каждого
малыша, формирования положительного самоощущения, уверенности в себе, доверия к
миру и людям, инициативности и любознательности.
Умения и навыки в рамках данной модели рассматриваются не как цели, а как средства
развития ребенка, что ни в какой мере не предполагает отмены систематического
обучения и воспитания детей, проведения с ними планомерной педагогической работы.
Однако основное значение в педагогическом процессе придается не занятиям школьного
типа, а игре, которая становится основной формой организации детской жизни.
Основанная на свободном взаимодействии взрослого с детьми и самих детей друг с
другом, она позволяет им проявить собственную активность, наиболее полно реализовать
себя.
В рамках личностно-ориентированной педагогики взрослый — не непререкаемый
авторитет, а доброжелательный партнер и наставник.
Взгляд на ребенка как полноправного участника совместной деятельности создает условия
для его личностного роста, развития творческой активности, снижения эмоциональной
напряженности и конфликтности.
Для личностно-ориентированной модели воспитания характерны следующие способы
взаимодействия взрослых с детьми:
1)признание прав и свобод ребенка,
2)сотрудничество (в игре и общении),
3)сопереживание и поддержка,
4)обсуждение,
5)гибкое введение ограничений.
Все эти способы направлены на то, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической
защищенности, развивать в нем индивидуальность, гуманное отношение к окружающему
миру, положительные взаимосвязи со взрослыми и сверстниками.
Взрослый выстраивает свои действия так, чтобы не подавлять инициативность и
самостоятельность детей.
Личностно-ориентированное взаимодействие способствует тому, что ребенок учится:
•уважать себя и других. К ним самим относятся с уважением, а отношение ребенка к себе
и другим отражает характер отношения к нему окружающих взрослых;
•чувствовать себя уверенно, не бояться ошибок. Когда взрослые предоставляют ему
самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в свои силы, он не пасует перед
трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления;
•быть искренним. Если взрослые поддерживают индивидуальность ребенка, принимают
его таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений и наказаний, он не боится
быть самим собой, признавать свои ошибки. Взаимное доверие между взрослыми и
детьми способствует истинному принятию ими моральных норм, предотвращает
формирование двуличия;
•брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Взрослый везде, где
возможно, предоставляет ребенку право выбора того или действия. Признание за ним
права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров по игре способствует
формированию личностной зрелости ребенка и как следствие — формированию чувства
ответственности за свой выбор;
•думать самостоятельно, так как взрослый не навязывает ребенку своего решения, а
помогает сделать это самому. Уважение его точки зрения способствует самостоятельности
мышления;
•адекватно выражать свои чувства. Эти чувства не отвергаются, а принимаются взрослым,
который стремится разделить или облегчить их. Помогая ребенку осознать свои
переживания, выразить их словами, взрослый способствует формированию у него умения
проявлять чувства социально приемлемым способом;
•понимать других и сочувствовать им. Ребенок получает этот опыт из общения с взрослым
и переносит его на других людей.
Задачей воспитателя является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его
внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и
смыслов, в построении собственной личности. Такие взаимоотношения требуют от
взрослого больших внутренних усилий, а подчас и перестройки своих взглядов на процесс
воспитания и свою роль в нем.
Опираясь на индивидуальные способности детей, в процессе личностно –
ориентированного взаимодействия преследуется цель формирования и развития
жизненных умений и навыков. Для этого предлагаются следующие формы работы:
*проведение занятий по подгруппам;
*проведение индивидуальной работы с каждым ребенком.
Этой проблеме посвящены труды ученых, методистов, педагогов-практиков –
В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.И. Зыковой, Ш.А. Амонашвили,
А.В. Белошистой, М.М. Безруких, Л.И. Божович, З.И. Калмыковой, Е.Н. Кабановой-
Меллер, А.В. Запорожца, И.С. Якиманской и др.
Именно личностно – ориентированный образовательный процесс обеспечивает развитие и
саморазвитие личности дошкольника, опираясь на его индивидуальные особенности,
способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, дает
возможность каждому ребенку реализовывать себя в познавательной деятельности.