Напоминание

Особенности восприятия и взаимодействия ребенка с педагогом


Автор: Захарова Нина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 Выборгского района Санкт- Петербурга
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Особенности восприятия и взаимодействия ребенка с педагогом
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности восприятия и взаимодействия ребенка с педагогом

«Ребенок - существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи

своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не

недоверчивый контроль, а тактичная договоренность, вера в опыт, сотрудничество и

совместная жизнь». (Я. Корчак)

Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим условием развития ребенка. В

практике организации образовательного процесса можно выделить два типа

взаимодействия взрослого с ребенком, характерных для авторитарной и личностно-

ориентированной педагогики.

В рамках авторитарной педагогики маленький ребенок рассматривается как объект ухода

и педагогических воздействий, направленных на формирование знаний, умений и

навыков. При этом он выступает в качестве воспитанника, функционирующего по

определенным правилам и соответствующего конкретным нормам.

Формирование базовых для этого возраста личностных качеств, таких, как положительное

самоощущение, доверие к другим, инициативность не выделяются в качестве

педагогической цели.

Педагогика раннего детства, построенная на принципах авторитарной модели воспитания,

не оперирует такими категориями, как личность, творчество, свобода выбора. Основной

целью в этом случае является воспитание послушного, исполнительного ребенка,

подчиняющегося авторитету взрослого.

Задачей педагога выступает реализация программы, удовлетворение требований

руководства и контролирующих инстанций.

Методические указания превращаются в этих условиях в закон, не допускающий каких-

либо исключений. Данную модель можно назвать моделью, центрированной на взрослом.

Для авторитарной педагогики характерны следующие способы воздействия взрослого на

ребенка:

• воздействие авторитетом;

• наставления, нотации;

• указания;

• контроль;

• наказание,

• окрик.

При данном стиле взаимодействия обращение взрослых к детям носит преимущественно

директивный характер, часто направлено на ограничение их активности, инициативности,

самостоятельности, любознательности.

Педагоги, как правило, обращаются не к отдельному ребенку, а к группе в целом.

Для такого стиля взаимодействия не характерно стремление следовать за интересами и

желаниями детей, учитывать их настроение, вкусы и предпочтения, устанавливать

доверительные отношения, оказывать каждому малышу эмоциональную поддержку.

Особое значение в рамках данной модели имеет формирование у детей навыков

«правильного поведения» (не кричать, не шуметь, не мешать взрослым, не ломать

игрушки, не пачкать одежду и т.п.). Центром педагогического процесса являются

фронтальные формы работы с детьми, и прежде всего занятия, строящиеся по типу

школьного урока. Активность детей подавляется в угоду внешнему порядку и формальной

дисциплине. Игра как основной вид детской деятельности ущемляется во времени и

жестко регламентируется взрослыми.

В рамках авторитарной педагогики идеальный ребенок раннего возраста — это такой

ребенок, который аккуратно ест и ходит в туалет, хорошо спит, не плачет, умеет себя

занять, и выполняет инструкции взрослых, обладает знаниями и умениями в заданных

взрослым рамках.

При этом такие важнейшие, с точки зрения личностно-ориентированной педагогики,

ценности, как развитие личности, гуманных чувств и положительных взаимоотношений с

окружающими, хотя и декларируются, но не воплощаются в конкретных методах и

технологиях.

Реализация авторитарной модели воспитания приводит к тому, что дети начинают:

1) полностью зависеть от взрослого в решении любых проблем, подчиняться чужим

влияниям. Привыкший подчиняться указаниям взрослых ребенок приучается к тому, что

за него все решают старшие, становится пассивным в выборе занятий, игр. Лишенный

собственной инициативы, привыкший безропотно подчиняться, он усваивает «истину»,

что всегда правы те, кто старше и сильнее;

2)зависеть от внешнего контроля. Под влиянием постоянных оценок и замечаний

взрослых, которых не интересует отношение ребенка к собственной деятельности, у него

не формируется собственная точка зрения на то, что он делает, он постоянно ищет оценки

взрослого, становится неуверенным в себе;

3)подавлять свои чувства, ведь они никого не интересуют. Ребенок не должен плакать,

иначе его назовут «плаксой», громко смеяться, потому что «он мешает другим». В период

адаптации к дошкольному учреждению он оказывается предоставленным самому себе, не

встречая у воспитателей понимания своих трудностей и эмоциональной поддержки;

4)вести себя по-разному в ситуациях наблюдения за ними взрослых и тогда, когда

наблюдения нет. Стремление педагога навязать детям свою волю чаще всего приводит к

тому, что мотивом деятельности ребенка становятся желания взрослого, а не собственные

интересы. Как только внешний контроль исчезает, поведение его может меняться, резко

отличаясь от ожидаемого; он приучается жить по «двойному стандарту»;

5)игнорировать наказания. Наблюдения показывают, что наказание — малоэффективный

способ воздействия, так как дети, которых часто наказывают, повторяют те поступки, за

которые были наказаны. Преодолев барьер страха перед наказанием, они могут стать

неуправляемыми;

6)быть таким, как все. Нестандартный ребенок только и слышит: «Посмотри, все уже

поели, а ты все сидишь», «Все уже нарисовали снежок, а у тебя, что на листочке? », «У

всех ребят сухие ноги, а ты все лужи измерил», «Делай, как все».

Авторитарная модель воспитания порождает иллюзорную уверенность взрослых в

эффективности воспитательных воздействий.

Она приводит к взаимному отчуждению, к появлению детского негативизма.

Альтернативу авторитарной модели воспитания

представляет личностно-ориентированная педагогика, целью которой, является развитие

личности ребенка; поэтому ее можно назвать центрированной на ребенке.

Основные принципы личностно-ориентированной педагогики — принятие ребенка таким,

какой он есть, и вера в его способности.

Задача взрослых — создать условия для раскрытия потенциальных возможностей каждого

малыша, формирования положительного самоощущения, уверенности в себе, доверия к

миру и людям, инициативности и любознательности.

Умения и навыки в рамках данной модели рассматриваются не как цели, а как средства

развития ребенка, что ни в какой мере не предполагает отмены систематического

обучения и воспитания детей, проведения с ними планомерной педагогической работы.

Однако основное значение в педагогическом процессе придается не занятиям школьного

типа, а игре, которая становится основной формой организации детской жизни.

Основанная на свободном взаимодействии взрослого с детьми и самих детей друг с

другом, она позволяет им проявить собственную активность, наиболее полно реализовать

себя.

В рамках личностно-ориентированной педагогики взрослый — не непререкаемый

авторитет, а доброжелательный партнер и наставник.

Взгляд на ребенка как полноправного участника совместной деятельности создает условия

для его личностного роста, развития творческой активности, снижения эмоциональной

напряженности и конфликтности.

Для личностно-ориентированной модели воспитания характерны следующие способы

взаимодействия взрослых с детьми:

1)признание прав и свобод ребенка,

2)сотрудничество (в игре и общении),

3)сопереживание и поддержка,

4)обсуждение,

5)гибкое введение ограничений.

Все эти способы направлены на то, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической

защищенности, развивать в нем индивидуальность, гуманное отношение к окружающему

миру, положительные взаимосвязи со взрослыми и сверстниками.

Взрослый выстраивает свои действия так, чтобы не подавлять инициативность и

самостоятельность детей.

Личностно-ориентированное взаимодействие способствует тому, что ребенок учится:

•уважать себя и других. К ним самим относятся с уважением, а отношение ребенка к себе

и другим отражает характер отношения к нему окружающих взрослых;

•чувствовать себя уверенно, не бояться ошибок. Когда взрослые предоставляют ему

самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в свои силы, он не пасует перед

трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления;

•быть искренним. Если взрослые поддерживают индивидуальность ребенка, принимают

его таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений и наказаний, он не боится

быть самим собой, признавать свои ошибки. Взаимное доверие между взрослыми и

детьми способствует истинному принятию ими моральных норм, предотвращает

формирование двуличия;

•брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Взрослый везде, где

возможно, предоставляет ребенку право выбора того или действия. Признание за ним

права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров по игре способствует

формированию личностной зрелости ребенка и как следствие — формированию чувства

ответственности за свой выбор;

•думать самостоятельно, так как взрослый не навязывает ребенку своего решения, а

помогает сделать это самому. Уважение его точки зрения способствует самостоятельности

мышления;

•адекватно выражать свои чувства. Эти чувства не отвергаются, а принимаются взрослым,

который стремится разделить или облегчить их. Помогая ребенку осознать свои

переживания, выразить их словами, взрослый способствует формированию у него умения

проявлять чувства социально приемлемым способом;

•понимать других и сочувствовать им. Ребенок получает этот опыт из общения с взрослым

и переносит его на других людей.

Задачей воспитателя является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его

внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и

смыслов, в построении собственной личности. Такие взаимоотношения требуют от

взрослого больших внутренних усилий, а подчас и перестройки своих взглядов на процесс

воспитания и свою роль в нем.

Опираясь на индивидуальные способности детей, в процессе личностно –

ориентированного взаимодействия преследуется цель формирования и развития

жизненных умений и навыков. Для этого предлагаются следующие формы работы:

*проведение занятий по подгруппам;

*проведение индивидуальной работы с каждым ребенком.

Этой проблеме посвящены труды ученых, методистов, педагогов-практиков –

В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.И. Зыковой, Ш.А. Амонашвили,

А.В. Белошистой, М.М. Безруких, Л.И. Божович, З.И. Калмыковой, Е.Н. Кабановой-

Меллер, А.В. Запорожца, И.С. Якиманской и др.

Именно личностно – ориентированный образовательный процесс обеспечивает развитие и

саморазвитие личности дошкольника, опираясь на его индивидуальные особенности,

способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, дает

возможность каждому ребенку реализовывать себя в познавательной деятельности.



В раздел образования