Напоминание

Архитектура модерна в СССР


Автор: Любимкина Ольга Борисовна
Должность: учитель мхк
Учебное заведение: КГБОУ "Алтайский краевой педагогический лицей-интернат"
Населённый пункт: город Барнаул
Наименование материала: презентация
Тема: Архитектура модерна в СССР
Раздел: полное образование





Назад




Архитектура модернизма

АРХИТЕКТУРА МОДЕРНИЗМА В

СССР

Автор: Любимкина

Ольга Борисовна

Советский архитектурный модернизм —

одно из трёх основных направлений

архитектуры СССР наряду с авангардом

и сталинским неоклассицизмом.

Выведен критиками в начале XXI века в

отдельное направление. Охватывает

период с 1955 по 1991 год. Переходом к

модернизму стало постановление ЦК

КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955

года «Об устранении излишеств в

проектировании и строительстве».

Архитектурный модернизм пришел в СССР с

Запада и трансформировался в советский. Во

время так называемой хрущевской оттепели в

СССР стали появляться в открытом доступе для

архитекторов специализированные

профессиональные журналы, также начал

происходить обмен опытом с архитекторами

стран Польши, Кубы и Венгрии.

Интернациональность модернизма, по сути,

является одной из главных его отличительных

черт. Если конкретизировать, то истоки

советского модернизма лежат непосредственно в

произведениях Ле Корбюзье, который к

пятидесятым годам XX столетия переработал

основы советского конструктивизма в новый,

собственный архитектурный стиль.

Кремлевский Дворец съездов и Троицкая башня

Московского Кремля, 1 июня 1959 года

Кремлёвский дворец съездов

выполнен в стиле советского

модернизма, который обозначил

отход от сталинской архитектуры.

Здание характеризуют

стилистическая целостность и

монументальность. Как отмечают

исследователи, его «объемно-

пространственная композиция,

архитектурное решение фасадов и

парадных интерьеров тесно связаны

между собой». Спокойная геометрия

сооружения, строгость его форм и

акцент на мелких членениях

подчёркивают важные общественно-

политические функции дворца.

Историко-этнографический музей на горе

Сулайман-Тоо (Киргизия, Ош)

Вход в музей оформлен в

виде металлической арки,

напоминающей ухо. Это

самый эффектный

элемент музея. Бетонная

арка с панорамным

остеклением, разделена

вертикальными ребрами.

Эта конструкция по сути и

закрывает природный

вход в пещеру.

Ресторан «Жемчужина»

(Азербайджан, Баку)

Форму конструкции советские

архитекторы В. Шульгин и Р.

Шарифов заимствовали у

испанского коллеги Феликса

Канделы. Четырьмя годами

ранее он построил в

пригороде Мехико ресторан

похожей конфигурации. По

обтекаемости формы с

«Жемчужиной» перекликается

современное здание Центра

Гейдара Алиева, которое

спроектировали по проекту

Захи Хадид.

Пансионат «Дружба»

(Россия, Ялта)

Пансионат в 1985 году открыли

для отдыхающих из СССР и

Чехословакии. Место под

проект на Золотом пляже

оказалось неудобным для

строительства из-за оползней

и постоянной сейсмической

активности. Здание

спроектировано по принципу

табурета на трех ногах. Фасад

в форме шестеренки придуман

таким образом, что из каждого

номера открывается вид на

море и при этом не видно

соседей.

Министерство

автомобильных дорог

Грузинской ССР (Грузия,

Тбилиси)

Это одно из самых известных

модернистских зданий в Грузии.

Конструкция в форме балок,

которые перпендикулярно лежат

друг на друге, придумана так,

чтобы компенсировать 30-

метровый перепад между двумя

улицами Тбилиси. Форма здания

отдаленно напоминает проекты

горизонтальных небоскребов Эля

Лисицкого.

Новгородский

академический

театр драмы имени

Ф. М. Достоевского

(Великий Новгород,

Россия)

Создавая футуристическое

здание, напоминающее

космический корабль, архитектор

Владимир Сомов вдохновлялся

древними новгородскими храмами

и церквями. Изначально по

проекту здание должно было быть

красного цвета, но из-за

отсутствия специального

материала стены оставили

белыми.

Кинотеатр «Россия»

(Армения, Ереван)

Изогнутая форма двух частей

здания выполняла функцию

естественного усиления звука. На

месте стыка двух корпусов

кинотеатра архитекторы

спроектировали прозрачный

потолок, сквозь который зрители

могли наблюдать звездное небо

после вечерних сеансов. Во время

распада Союза кинотеатр пришел

в запустение: в 1990-х здесь

работали торговые палатки, а в

середине нулевых «Россию»

планировали снести. К началу

2010-х часть здания

реконструировали, приспособив

под торговый центр.

ЦНИИ робототехники и

технической кибернетики

(Россия, Санкт-Петербург)

Так же как и Останкинская

телебашня в Москве, высотное

здание комплекса

исследовательского института в

Ленинграде символизировало

амбиции СССР по освоению

космоса. 77-метровая башня в виде

бетонного тюльпана в 1980-х

служила лабораторией для

испытания космической техники.

Примечательно, что в плане высотка

вместе с четырехэтажным длинным

зданием комплекса имеет форму

креста, немного искривленного в

западной части.

Государственный музей

истории космонавтики им.

К. Э. Циолковского (Россия,

Калуга)

Музей задумывался как

архитектурный памятник

достижениям советских

космонавтов, а в закладке

фундамента поучаствовал

Юрий Гагарин. Место

выбрано не случайно: в

Калуге прожил свои

последние годы пионер

космонавтики — Константин

Циолковский. Архитектурный

облик здания — это оммаж

первым космическим

конструктам 1920-х.

Вытянутое по горизонтали

здание «прорезает» купол

планетария, который

напоминает одновременно и

космический корабль, и

дирижабль.

Здание Фельдъегерской

службы

(Россия, Москва)



В раздел образования