Напоминание

"Формирование самостоятельной оценочной деятельности у младших школьников"


Автор: Михайлова Марина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: город Чернушка, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование самостоятельной оценочной деятельности у младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Михайлова Марина Александровна учитель начальных классов МБОУ «СОШ№5» г. Чернушка
Формирование самостоятельной оценочной деятельности

у младших школьников.
В достижении учебной самостоятельности, инициативности иответственности младшего школьника особое значение имеет умение контролировать свою дея- тельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. Очень важным компонентом учебной деятельности является действие само- контроля, когда результаты, которые получает ученик, выявляются и оценива- ются им самим.
Оценочная самостоятельность
– самостоятельное установление качества сво- ей работы, ее оценивание без посторонних влияний или чужой помощи, на основе собственных знаний и умений. в отличие от контроля, осуществляемого учителем, действие самоконтроля должно осуществляться на протяжении всей учебной деятельности. Безотметочная система оценивания строится на основе следующих принципов:
- ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ
. Когда контроль и оценка исключают стресс и эмоциональную тревожность. -
САМООЦЕНКА
, Учительской оценке должна всегда предшествовать самооценка ученика.
- КРИТЕРИАЛЬНОСТЬ
. Выбор совместно с детьми четких критериев , на основе которых дети оценива- ют свои работы.
- ЛИЧНОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
. Когда обязательно фиксируется личностный рост ребенка, оцениваются проме- жуточные результаты, но не допускаются сравнения учащихся друг с другом.
-СИСТЕМАТИЧНОСТЬ ОЦЕНИВАНИЯ
. Через
мониторинг
выявляются общиеинтересы, направленность, готовность к сотрудничеству и направления игровой деятельности, вырабатываютсякрите- рииуспешности любой деятельности. Таким образом, учащиеся учатся не только ставить перед собой цели, добивать- ся результата, но и еще оценивать свою деятельность и сравнивать с эталоном. Одним из принципов
безотметочной системы
оценивания является прин- цип
«ситуации успеха».
Поэтому на оценку выноситься только то, что дети считают для себя возможным, для публичной оценки. С действием контроля и самооценки ребята встречаются с самых первых уро- ков. Формирование оценочной самостоятельности происходит и при работе с этало- нами и со шкалами.
Работа с эталонами
– это основа оценки ученика. Приучив детей работать с эталонами позднее они сами вырабатывают собственные эталоны, которые по- могают им объективно оценивать свои работы.
Начиная с первого класса, для самооценки используются оценочные шкалы. Количество шкал зависит от количества критериев, вырабатываемых учителем и учеником в ходе совместной деятельности на каждом уроке. Данный способ позволяет оценить действия учащихся не только в письменных работах, но и при выполнении заданий в парах или группах. Оценивать можно не только знания, но аккуратность, внимание, умение слушать и слышать. В первом классе предлагается ученикам две линеечки, на которых оценивается правильность выполненной работы (по общему количеству допущенных оши- бок) и красота. С помощью этих «волшебных линеечек» можно измерить всё, что угодно. Перед началом измерения объясняется первоклассникам, что на самом верху «линеечки» может поставить крестик тот ребёнок, который все слова написал правильно, в самом низу этой «линеечки» – тот, кто все слова на- писал с ошибками. Таким образом, ребёнок ставит крестик на условной шкале в соответствии с тем местом, которое занимает данный результат между самым лучшим и самым худшим результатом по выбранному критерию. Проверяя ра- боту учащегося, учитель ставит свой крестик на той же «линеечке». Такая фор- ма оценивания удобна для письменных работ учащихся. Для первоклассника, учащегося писать, эти параметры оценки своей работы (правильность и красо- та) очень важны. Поэтому ведется достаточно долгая и кропотливая работа не только над тем, чтобы дети достаточно точно определили для себя важность обоих параметров, но и не путали содержательную оценку с эмоциональной. Поскольку для детей 6-7 лет эмоциональная окрашенность деятельности оказы- вает сильное влияние на саму деятельность, и первоклассник может в парамет- ре правильности или красоты оценить на самом деле своё настроение. Несоответствие оценки ученика и учителя – повод для рефлексии, которая вле- чет за собой вывод, какое умение у ребёнка требует доработки. Не секрет, что многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую самооценку и завышают свои учебные достижения. В этом случае используется работа в парах: 1-ый способ оценивания: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оцен- ку, указывает на недочеты. 2-ой способ оценивания: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тет- радями и оценивание в паре. Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несовпадение оце- нок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок. Прогностическая оценка, которая тоже используется в первом классе («+» — знаю, «-» — не знаю, «?» — сомневаюсь), дает возможность видеть, все ли по- нял ученик во время объяснения и закрепления учебного материала. Ученикам даётся небольшое задание на изученную тему. После того, как ученики позна- комились с работой, им предлагается оценить свои возможности в её выполне- нии: поставить на полях тетради (слева от заданий) знаки «+», «?» или «-», ко- торые отражают его прогностическую оценку. Затем учащиеся проверяют ра- боту и сверяют с образцом. Если ученик оценил себя знаком «+», и действи-
тельно не допустил ошибок, он обводит его кружком, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Прогностическая оценка может использоваться и при выполнении отдельно взя- того задания в проверочной или контрольной работе. В письменных работах можно использовать знаки «!» – «Молодец!» или «?» – «Есть проблемы». К концу первого года обучения уже третья часть учащихся, выполнив задание, пытается оценивать свою работу и эта оценка часто совпадает с оценкой учите- ля. Во втором классе учащиеся уже способны самостоятельно определять крите- рии учебной деятельности, готовы предъявлять результат своей деятельности. Ученик может определить границу своих возможностей, границу своего «зна- ния – незнания», используя прогностическую оценку. В 3 классе планируется чтобы учащиеся совместно с учителем разрабатывали критерии оценивания умений, пытались учиться анализировать результаты своих образовательных достижений. К концу 4 класса учащиеся должны научиться использовать готовые критерии и корректировать их для другой ситуации. У них должна быть сформирована прогностическая самооценка, уверенность в своих силах и способность учить- ся.


В раздел образования