"Формирование самостоятельной оценочной деятельности у младших школьников"
Автор: Михайлова Марина Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №5 Населённый пункт: город Чернушка, Пермский край Наименование материала: статья Тема: "Формирование самостоятельной оценочной деятельности у младших школьников" Раздел: начальное образование
Михайлова Марина Александровна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ№5» г. Чернушка
Формирование самостоятельной оценочной деятельности
у младших школьников.
В достижении учебной самостоятельности, инициативности иответственности
младшего школьника особое значение имеет умение контролировать свою дея-
тельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей.
Очень важным компонентом учебной деятельности является действие само-
контроля, когда результаты, которые получает ученик, выявляются и оценива-
ются им самим.
Оценочная самостоятельность – самостоятельное установление качества сво-
ей работы, ее оценивание без посторонних влияний или чужой помощи, на
основе собственных знаний и умений. в отличие от контроля, осуществляемого
учителем, действие самоконтроля должно осуществляться на протяжении всей
учебной деятельности.
Безотметочная система оценивания строится на основе следующих принципов:
- ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ .
Когда контроль и оценка исключают стресс и эмоциональную тревожность.
- САМООЦЕНКА ,
Учительской оценке должна всегда предшествовать самооценка ученика.
- КРИТЕРИАЛЬНОСТЬ .
Выбор совместно с детьми четких критериев , на основе которых дети оценива-
ют свои работы.
- ЛИЧНОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ .
Когда обязательно фиксируется личностный рост ребенка, оцениваются проме-
жуточные результаты, но не допускаются сравнения учащихся друг с другом.
-СИСТЕМАТИЧНОСТЬ ОЦЕНИВАНИЯ .
Через мониторинг выявляются общиеинтересы, направленность, готовность к
сотрудничеству и направления игровой деятельности, вырабатываютсякрите-
рииуспешности любой деятельности.
Таким образом, учащиеся учатся не только ставить перед собой цели, добивать-
ся результата, но и еще оценивать свою деятельность и сравнивать с эталоном.
Одним из принципов безотметочной системы оценивания является прин-
цип «ситуации успеха». Поэтому на оценку выноситься только то, что дети
считают для себя возможным, для публичной оценки.
С действием контроля и самооценки ребята встречаются с самых первых уро-
ков.
Формирование оценочной самостоятельности происходит и при работе с этало-
нами и со шкалами.
Работа с эталонами – это основа оценки ученика. Приучив детей работать с
эталонами позднее они сами вырабатывают собственные эталоны, которые по-
могают им объективно оценивать свои работы.
Начиная с первого класса, для самооценки используются оценочные шкалы.
Количество шкал зависит от количества критериев, вырабатываемых учителем
и учеником в ходе совместной деятельности на каждом уроке.
Данный способ позволяет оценить действия учащихся не только в письменных
работах, но и при выполнении заданий в парах или группах. Оценивать можно
не только знания, но аккуратность, внимание, умение слушать и слышать.
В первом классе предлагается ученикам две линеечки, на которых оценивается
правильность выполненной работы (по общему количеству допущенных оши-
бок) и красота. С помощью этих «волшебных линеечек» можно измерить всё,
что угодно. Перед началом измерения объясняется первоклассникам, что на
самом верху «линеечки» может поставить крестик тот ребёнок, который все
слова написал правильно, в самом низу этой «линеечки» – тот, кто все слова на-
писал с ошибками. Таким образом, ребёнок ставит крестик на условной шкале в
соответствии с тем местом, которое занимает данный результат между самым
лучшим и самым худшим результатом по выбранному критерию. Проверяя ра-
боту учащегося, учитель ставит свой крестик на той же «линеечке». Такая фор-
ма оценивания удобна для письменных работ учащихся. Для первоклассника,
учащегося писать, эти параметры оценки своей работы (правильность и красо-
та) очень важны. Поэтому ведется достаточно долгая и кропотливая работа не
только над тем, чтобы дети достаточно точно определили для себя важность
обоих параметров, но и не путали содержательную оценку с эмоциональной.
Поскольку для детей 6-7 лет эмоциональная окрашенность деятельности оказы-
вает сильное влияние на саму деятельность, и первоклассник может в парамет-
ре правильности или красоты оценить на самом деле своё настроение.
Несоответствие оценки ученика и учителя – повод для рефлексии, которая вле-
чет за собой вывод, какое умение у ребёнка требует доработки. Не секрет, что
многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую
самооценку и завышают свои учебные достижения. В этом случае используется
работа в парах:
1-ый способ оценивания: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика
сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оцен-
ку, указывает на недочеты.
2-ой способ оценивания: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тет-
радями и оценивание в паре.
Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несовпадение оце-
нок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок.
Прогностическая оценка, которая тоже используется в первом классе («+» —
знаю, «-» — не знаю, «?» — сомневаюсь), дает возможность видеть, все ли по-
нял ученик во время объяснения и закрепления учебного материала. Ученикам
даётся небольшое задание на изученную тему. После того, как ученики позна-
комились с работой, им предлагается оценить свои возможности в её выполне-
нии: поставить на полях тетради (слева от заданий) знаки «+», «?» или «-», ко-
торые отражают его прогностическую оценку. Затем учащиеся проверяют ра-
боту и сверяют с образцом. Если ученик оценил себя знаком «+», и действи-
тельно не допустил ошибок, он обводит его кружком, он правильно оценил
свою готовность к решению новой учебной задачи.
Прогностическая оценка может использоваться и при выполнении отдельно взя-
того задания в проверочной или контрольной работе.
В письменных работах можно использовать знаки «!» – «Молодец!» или «?» –
«Есть проблемы».
К концу первого года обучения уже третья часть учащихся, выполнив задание,
пытается оценивать свою работу и эта оценка часто совпадает с оценкой учите-
ля.
Во втором классе учащиеся уже способны самостоятельно определять крите-
рии учебной деятельности, готовы предъявлять результат своей деятельности.
Ученик может определить границу своих возможностей, границу своего «зна-
ния – незнания», используя прогностическую оценку.
В 3 классе планируется чтобы учащиеся совместно с учителем разрабатывали
критерии оценивания умений, пытались учиться анализировать результаты
своих образовательных достижений.
К концу 4 класса учащиеся должны научиться использовать готовые критерии и
корректировать их для другой ситуации. У них должна быть сформирована
прогностическая самооценка, уверенность в своих силах и способность учить-
ся.