Автор: Маничева Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад № 79 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: город Вологда
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Лэпбук - как современное средство обучения детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Детский сад № 79 ОАО «РЖД»
Методическая разработка:
«Лэпбук - как современное средство обучения детей
дошкольного возраста».
Воспитатель : Маничева С.Н.
Вологда 2021г.
В связи с внедрением ФГОС ДО, перед педагогами стоит задача поиска
новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. Педагог
должен проявлять мобильность, вариативность и креативность в выборе
образовательных технологий, которые помогут каждому ребенку проявить
свои интересы, потребности, а также вовлекут в образовательный процесс
его родителей.
Я уверена, что следует не заменять традиционные образовательные
технологии новыми, а расширять их возможности, поэтому решила
использовать в своей работе совершенно новое, интересное, незаменимое, на
мой взгляд, методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в
детском саду, так и дома.
Лэпбук (lapbook) в дословном переводе с английского языка значит
«наколенная книга». Он представляет собой книжку-раскладушку с
кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в
которую помещены материалы на одну тему. Лэпбук помогает ребенку по
своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше
понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения
пройденного. При создании лэпбука, ребенок учится самостоятельно
собирать и систематизировать познавательную информацию. Создание
лэпбука является одним из видов совместной интерактивной деятельности
взрослых и детей. Интерес детей к папке объясняется не только
красочностью и необычностью, но и знакомым содержанием. Рассматривая
книжки-малышки, конвертики и картинки, дети с удовольствием убеждаются
в том, как много они знают.
Лэпбук может стать творческим продуктом детской исследовательской или
проектной деятельности. Такой подход будет способствовать реализации
принципа индивидуализации, на что ориентирует нас стандарт дошкольного
образования.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:
– информативен;
– полифункционален;
– способствует развитию речи, творчества, воображения, исследовательской
деятельности;
– пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с
участием взрослого, как играющего партнера);
– обладает дидактическими свойствами;
– является средством художественно-эстетического развития ребенка,
приобщает его к миру искусства;
– вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
– структура и содержание его доступны детям дошкольного возраста;
– обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность всех воспитанников.
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс,
лэпбук дает педагогу:
– возможность построить деятельность на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка;
– создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе
содержания своего образования.
Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное
развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола,
национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с
особыми образовательными потребностями.
Ожидаемые результаты внедрения лэпбука в образовательную деятельность
– повышения познавательной активности детей;
– формирования устойчивого интереса к «исследованию» материала,
желания делать что-то своими руками;
– повышения уровня развития словаря, грамматически правильной речи;
– повышения творческой инициативности, развития общей ручной умелости
и мелкой моторики, нравственно-эстетического восприятия,
пространственного мышления;
– повышения творческой активности педагогов, родителей;
– пополнения предметно-пространственной развивающей среды в группе.
Одним из плюсов данной работы является тот факт, что работа над
созданием лэпбука может носить как индивидуальный характер, так и
парный или групповой, так и с привлечением родителей.
Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, кроме того, роль
воспитателя в такой работе сводится не к тому, чтобы быть источником
информации, а как раз наоборот, педагог является тем фактором, который
подталкивает детей к совершению, пусть незначительных на первый взгляд,
но открытий. Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет
правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от
того, как ребенок воспринимает заданную тему, какими средствами он
пользуется для достижения своих целей.
Для работы над лэпбуком подходит все: и цветная бумага; как вырезанные,
так и нарисованные самостоятельно картинки; рукописные или
распечатанные тексты.
Лепбук помогает:
- наглядно систематизировать найденную информацию;
- развивать познавательный интерес и творческое мышление;
- заинтересовать даже самой скучной темой;
- научить детей простому способу запоминания;
- объединить всю группу детей в детском саду для увлекательного и
полезного занятия.
Необходимо отметить, что работая над одним лэпбуком, дети часто
открывают для себя темы следующих своих исследований. Ведь чем чаще
ребята сталкиваются с необходимостью узнавать что-то новое, тем чаще
неизученное и непонятное, привлекает их внимание.
Лэпбук — это конкретный аспект более глобальной темы, поэтому при
правильном построении работы, педагог может создать с детьми целую
серию лэпбуков на одну тему, которая будет более полно отображать
проблемы, связанные с этой темой.
Наполнение и раскрытие конкретных вопросов и тем, будет зависеть от
воспитанников, от того, как они видят проблему и от того, как они захотят ее
решить.
Одним из минусов данной работы является время, необходимое на создание
лэпбука. Одного занятия будет недостаточно, тем более, учитывая тот факт,
что перед созданием конечного продукта, необходимо тщательно продумать
его структуру и найти нужную информацию.
Большую часть работы (планирование и поиск информации) воспитанникам
можно осуществлять дома совместно с родителями, но при консультации
педагога.
Также от воспитателя, как от старшего наставника и помощника, требуется
дополнительная подготовка, ведь у детей будут вопросы, у них будет
информация, которую он, возможно, не знает и к этому нужно быть готовым.
Воспитатель в рамках современного образования в первую очередь не
источник знания, а опытный проводник к поиску, восприятию и усвоению
знаний.
Для того, чтобы изготовить лэпбук, необходимо:
1.Определиться с темой. Тема для папки может быть совершенно любой.
Как и ее сложность. Для детей младшего возраста можно брать
обобщающие темы - зима, осень, транспорт и т.п.
Это подойдет для совсем маленьких детей, для которых и эти знания
являются новыми.
Для детей старшего возраста - темы берут более узкие, несущие конкретную
информацию - это будет более продуктивнее, допустим тема «Ежели вы
вежливы», например: поведение в общественных местах.
2.После того, как вы избрали тему, вам надо взять бумагу и ручку и написать
план.
Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками - это учебное пособие.
Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы
полностью раскрыть тему (программное содержание). А для этого нужен
план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
3. Следующий этап самый интересный: Теперь надо придумать, как в
лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать
макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть
любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И
все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-
книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных.
Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.
Лэпбук — это не просто метод, это исследование, а задача педагога лишь
придавать детям уверенности в своих силах.
Вывод : Результаты наблюдения педагогического процесса с помощью
лэпбуков показали, что дети стали активно взаимодействовать со
сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной
деятельности. Значительно вырос познавательный интерес,
любознательность, самостоятельность и инициативность в решении
поставленных задач. Изучаемый материал успешно используется детьми в
повседневной жизни.
Лэпбук актуален и очень эффективен. В использовании данного метода
происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его
индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь
способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует
социальному заказу на современном этапе.
В моей методической копилке пока два лэпбука.
Лэпбук «Железная дорога» .
Содержание: кармашки со стихотворениями, физкультминутками,
подвижными играми, скороговорками на железнодорожную тематику,
книжка - малышка с загадками, диск с песнями, различные задания, пазлы,
раскраски, лабиринт, познавательная информация в картинках и многое
другое.
Лэпбук «Лето»
Содержание:
Теневое лото, загадки, блокнот с правилами безопасного
поведения летом, игра «Поиграй со мной», «Четвертый лишний», раскраски,
лабиринт, книжка - раскладушка с играми с песком и водой, стихи о лете и
т.д.
Список литературы:
1.
. Блохина Е., Лиханова Т. «Лэпбук – «наколенная книга» / [Текст]/
Журнал "Обруч "№ 4 2015 год
2.
Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС
[Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы
VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Меркурий,
2015.
3.
Горбунова Ю. Мастер-класс для педагогов. Лэпбук как форма
совместной деятельности взрослого и детей/ [Электронный ресурс]