Авторы: Пряникова Алла Сергеевна, Яшуткин Вячеслав Анатольевич
Должность: кандидат педагогических наук, доцент общей педагогики и образовательных технологий
Учебное заведение: СГПИ
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: Диагностика уровня сформированности уровня нравственных ценностей у младших школьников
Раздел: начальное образование
Диагностика уровня сформированности уровня нравственных
ценностей у младших школьников
Цель исследования – определить методы диагностики уровня
сформированности нравственных ценностей у детей младшего школьного
возраста. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме
формирования нравственных навыков у учеников начальной школы. В ней
раскрывается понятие нравственности и его формирования у детей
младшего школьного возраста. Научная новизна работы заключается в
методах диагностики уровня сформированности нравственных ценностей у
младших школьников.
В результате
сделаны выводы о важной роли
нравственного
воспитания
в
школе
и
методах
диагностики
уровня
сформированности нравственных навыков у учеников начальной школы.
Ключевые слова: нравственность, диагностика, младший школьник,
воспитание.
Образовательный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В
условиях
современной
школы
роль
образовательного
процесса
в
нравственном воспитании возрастает по мере увеличения содержания
образования и усложнения его внутренней структуры.
Когда ребенок приходит в школу под влиянием обучения, начинается
перестройка всех его познавательных процессов, приобретение которой
является характеристиками, присущими взрослым. Это связано с тем, что
дети вовлекаются в новые виды деятельности и системы межличностных
отношений
и
требуют
новых
психологических
качеств.
Общими
характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны быть их
произвольность, продуктивность и устойчивость. В классе, например,
ребенку нужно с первых дней обучения надолго привлекать к себе больше
внимания, быть достаточно прилежным, знать все, что говорит учитель, и
хорошо это запоминать.
Формирование нравственной личности - сложный и разнообразный
процесс, который осуществляется под влиянием различных факторов и
условий. Подрастающее поколение развивается под влиянием внешних и
внутренних воздействий. Все, с чем соприкасаются дети - люди, вещи,
явления жизни вокруг них - оставляет след в их поведении, в их
нравственности.
Нравственное воспитание в школе должно быть сосредоточено на
требованиях нашей жизни не только в настоящем, но и в будущем. Важный
раздел - воспитание нравственных и произвольных черт характера: честности
и
правдивости,
нравственной
чистоты,
простоты
и
скромности
в
общественной и личной жизни, уважения к старшим.
Основные процессы формирования нравственных качеств:
1. Формирование нравственного сознания.
Уровень нравственного сознания человека определяет его поведение и
деятельность. Процесс повышения осведомленности долгий и сложный. Он
начинается задолго до того, как ребенок пойдет в школу, с формирования
первых представлений об обществе и отношениях между близкими людьми.
2. Формирование навыков и поведенческих привычек.
Эффективность преподавателя во многом зависит от того, насколько
школа заботится о формировании полезных навыков и поведенческих
привычек.
Навыки и привычки можно выработать с помощью механических
тренировок. Однако этот путь менее эффективен. Ребенок не хочет видеть
себя просто образовательным феноменом, зная, что его воспитывают
взрослые. Кроме того, он выступает против образования, когда оно состоит
только из обучения и подготовки.
Гораздо более эффективный способ развития привычек - образованная
жизнь ребенка. В школьной жизни, целесообразно организованной учителем,
многие полезные поведенческие привычки формируются незаметно для
самих учеников.
3. Формирование внутреннего идеала.
Формирование идеала тесно связано с развитием особых моральных
чувств, таких как чувство собственного достоинства и чувство собственного
достоинства,
которые
становятся
важными
мотивами
поведения
и
средствами
самоконтроля.
Суть
этого
этапа
нравственного
развития
заключается в том, что моральная модель, которая ранее была дана ребенку
извне, а теперь представлена в виде идеала, становится внутренней.
4. Формирование нравственных чувств.
Чувства имеют огромное влияние на поведение учеников. Уверенность
в своих чувствах к воспитанию повышает эффективность. Воздействие на
детские чувства неизмеримо и представляет собой наиболее сложную
область нравственного воспитания.
Для
того,
чтобы
процесс
формирования
нравственных
качеств
младших
школьников
проходил
наиболее
эффективно,
необходимо
диагностировать
уровень
сформированности
нравственных
ценностей
учеников.
Если
учитель
получает
достаточные
знания
об
особенностях
нравственных качеств современных учеников начальной школы, то ему
следует опираться на определение критериев и уровень их образованности
среди учеников. Интегральный аналитический подход - это оптимальный
подход
для
определения
критериев
формирования
этих
личностных
характеристик.
С одной стороны, это функциональное, поэлементное исследование
знаний о моральных ценностях, отношении к ним, поведенческих мотивах и
реальных действиях. С другой стороны, этот подход включает выбор
главного критерия.
Для определения степени формирования у младших школьников
нравственных качеств диагностируют основные критерии - когнитивные,
оценочно-эмоциональные, мотивационные и поведенческие.
В современных педагогико-научных теориях выделяют три основных
уровня
усвоения
младшего
школьниками
нравственных
ценностей:
достаточное, удовлетворительное и неудовлетворительное.
1. Четкое представление о степени сформированности когнитивного
(познавательного) компонента можно получить с помощью методики Л.С.
Колмогоровой "Определение моральных понятий".
Достаточный
- определенный объем представлений о нравственных
ценностях и их проявлениях на практике, способность выделить их
существенный признак.
Удовлетворительный - имеются
разрозненные
представления
о
нравственных ценностях, их проявлениях, не устойчиво сформированное
положительное отношения к нравственным нормам и правилам.
Неудовлетворительный
- у ребенка представления о нравственных
ценностях отрывочны, при их характеристике ребенок опирается на
несущественные признаки, у ребенка отсутствует положительное отношение
к нравственным категориям.
Цель данной методики - изучение представлений младших школьников
об определенном наборе нравственных качеств, а также выявление их
отношения к данным категориям. Педагог задает учащимся вопросы,
которые имеют отношение к проявлению нравственных качеств в поведении
людей.
Ученики,
участвующие
в
эксперименте,
должны
письменно
зафиксировать свои представления о ценностях и собственное отношение
отношение к каждому из них и то, насколько у ребенка сформировано
желание (нежелание) обладать данной нравственной ценностью. Например:
«1. а) Как ты понимаешь выражение быть добрым? б) Ты считаешь, что это
хорошее качество? в) Ты бы хотел быть таким?».
Обработка
результатов:
за
каждый
правильный
ответ,
который
раскрывает
сущность
ценности
и
положительное
отношение
к
ней
выставляется 1 балл. Максимальное количество баллов (7) соответствует
достаточному
уровню,
4-5
баллов
характеризует
удовлетворительный
уровень, менее 4-х баллов – показывают неудовлетворительный результат.
2. Помимо существующих моральных качеств, учащиеся могут
пользоваться другими человеческими качествами и социальными явлениями.
Следующая методика способствует их эффективному изучению. Речь идет о
методике Л.С. Колмогоровой «Идеальный человек».
Характеристика
уровней
оценочно-эмоционального
компонента
(%учащихся)
Достаточный
-
переживание
нравственных
категорий
как
личностных качеств; устойчивая эмоциональная окраска нравственных
представлений.
Удовлетворительный
- переживание положительного отношения к
нравственным категориям; эмоциональная окраска нравственных знаний
недостаточно устойчива.
Неудовлетворительный
- переживание отрицательного отношения
к нравственным категориям;
эмоции
по отношению
к
нравственным
категориям и
их антиподам слабо дифференцированы.
Цель
методики
«Идеальный
человек»
-
выявить
ценностные
представления о том, каким должен быть человек, чтобы определить образ
идеального человека.
Обработка результатов проводилась следующим
образом: за каждый указанный словесный признак ставился 1 балл,
соответствующее количество баллов заносилось в столбец протокола по
типам. Кроме того, каждой характеристике на рисунке был присвоен 1 балл.
В журнале указано общее количество баллов для каждого типа. Если общее
количество знаков для каждого типа не менее 5 баллов, то этот знак
считается произносимым, что является достаточным уровнем. Если есть
менее 5 признаков определенного типа, то это удовлетворительный уровень,
если менее 5 признаков в целом, плюс присутствуют отрицательные
признаки – это неудовлетворительный уровень. Обрабатывая результаты
экспериментаторы решили выделить новые типы «красавец» и «богач».
3) Изучение оценочно-эмоциональной составляющей нравственных
качеств младших школьников позволяет предположить, что учащиеся как
экспериментальной,
так
и
контрольной
группы
демонстрируют
как
удовлетворительный, так и неудовлетворительный уровень развития. При
этом достоверных различий между группами не было. Определить степень
сформированности
мотивационного
компонента
можно
с
помощью
методики И.М. Витковской: «Цветик-семицветик».
Достаточный- ярко выражены нравственные потребности и мотивы;
развитость
сочувствия,
свидетельствующая
об
альтруистической
направленности.
Удовлетворительный
- отсутствие четко выраженных нравственных
потребностей и мотивов; переживание социальной необходимости помощи
другому человеку.
Неудовлетворительный- отсутствуют нравственные потребности и
мотивы; сочувствие не проявляется; эгоцентристская направленность.
Цель методики «Цветик - семицветик» - указать направление желаний
и интересов учеников начальной школы. Он основан на следующих
действиях: ученики получают цветы с семью лепестками, на этих лепестках
они пишут свои пожелания (желания должны быть пронумерованы), в
которых они должны позаботиться о собственном благополучии на благо
класса и одноклассников, школы, близких или всех людей в мире (на выбор).
Баллы начисляются следующим образом: 1-й запрос - 7 баллов, 2-й - 6 баллов
и т. Д. В порядке убывания. Самый высокий балл создает представление о
желаниях, содержании и направленности ребенка.
4)
Методика «Конвейер», Г.Ф. Гаврилычевой
по выявлению
поведенческого компонента. Именно этот критерий достаточно тесно связан
с поведенческим компонентом.
Достаточный
-
наличие
представлений
о
себе,
своих
положительных
и
отрицательных
качествах,
собственные
оценочные
уверенно-адекватные суждения; устойчивая тенденция положительного
поведения; ориентировка на известные нормы поведения.
Удовлетворительный
- отдельные разрозненные представления о
себе,
неадекватная
самооценка;
частично
выраженное
стремление
к
формированию качеств; неустойчивая тенденция положительного поведения,
абсолютная ориентировка на оценку взрослого.
Неудовлетворительный - представления о себе малочисленны и
поверхностны; собственные оценочные суждения отсутствуют, не выражено
стремление к формированию нравственных качеств; наблюдается тенденция
отрицательного поведения, абсолютная ориентировка на оценку взрослого.
Цель методики «Конвейер» - выявить поведенческие навыки детей в
ситуации
взаимодействия.
Для
нас
предпочтительно
было
провести
эксперимент в условиях обычной обстановки. Группа, состоящая из 5-6
человек должна была выполнить на уроке технологии определенную
операцию, из нескольких операций складывается общая работа
Например, одним ребятам надо было обводить трафарет флажка,
другим - вырезать флажок, третьим - приклеивать на обе стороны флажка
украшения, четвертой группе - делать загиб на флажке, а пятой - вдевать
нитку.
Третья
операция
-
самая
трудоемкая.
Она
потребовала
дополнительных сил. Взрослый контролирует весь процесс, постоянно
наблюдает за действиями учащихся, и особенно за реакцией остальных детей
на действия учеников из третьей группы (у которой самое сложное задание).
По итогам проведённых диагностик, получают данные о том, на каком
уровне сформированности нравственных качеств находятся дети младшего
школьного возраста. На основе этих данных разрабатывается комплекс
занятий по формированию нравственных качеств у младших школьников,
направленный на их повышение в соответствии с критериями диагностики.
Список используемой литературы
1.
Белоусова Т.Л. Духовно-нравственное развитие и воспитание
младших школьников. Методические рекомендации. М., 2017. С. 15–19.
2.
Духовно-нравственное воспитание учащихся в современных
социокультурных условиях: учебно-методическое пособие/ под редакцией
Матвеева Н.С., Гудкова Т.В., Алтыникова Н.В. Новосибирск: Изд-во НГПУ,
2014. 99 с.
3.
Иванова
И.
М.
Проектирование
воспитательной
системы
«Становление
личности
ребенка
в
начальной
школе»
//
Проблемы
современной науки и образования. 2016. № 1. С. 105-107.
4.
Концепция
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности гражданина России [Текст] // Вестник образования. 2019. № 17. С. 9
– 31.
5.
Матвеева Н.С. Условия повышения эффективности и качества
нравственного воспитания //Актуальные проблемы науки: сб. науч. тр. по
материалам Между. науч.-практ. конф. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес –наука
– Общество», 2018. С. 79-80.