Автор: Успасских Юлия Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№19 Снежинка
Населённый пункт: Северодвинск
Наименование материала: конспекты игр для детей младшего дошкольного возраста
Тема: "Путешествие в страну Неболейка"
Раздел: дошкольное образование
Путешествие в страну «Неболейка»
(конспекты игр – путешествий для детей младшего дошкольного возраста
Пояснительная записка
Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и
социальной
среды,
а
также
ведет
к
физическим,
психическим,
культурным,
нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной
проблемой
на
сегодняшний
день
является
укрепление
здоровья
детей.
В.А.Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье
ребенка - это важнейший труд воспитателя".
Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное
благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть
активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.
Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться
заботится о своем здоровье с детства.
Очень
важным
на
сегодняшний
день
является
формирование
у
детей
дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения
своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
И начинать эту работу надо как можно раньше. Детям 4 года жизни доступны
представления об органах чувств, об их роли в организме и о том, как их беречь и
ухаживать за ними. Под руководством взрослого у детей могут быть сформированы
представления о ценности здоровья, желание вести здоровый образ жизни, иметь
представления
о полезной и вредной пище, потребность в соблюдении навыков
гигиены.
Цель- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Данная цель реализуется посредством следующих задач:
- дать детям представление о ценности здоровья;
-формировать потребность в соблюдении навыков гигиены;
- формировать представления о вредной и полезной пище; об овощах и фруктах, и
других продуктах полезных для человека;
-воспитывать интерес к физическим упражнениям.
В предлагаемой методической разработке представлены конспекты игр-
путешествий, которые помогут узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и
заботится о нем, помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни,
привитию стойких культурно - гигиенических навыков. Предложенные игры расширят
знания детей о правильном питании, его значимости, о роли витаминов.
Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Ожидаемый результат
1.Имеет элементарные представления о ценности здоровья, о вредной и полезной
пище, о роли витамин.
2.Проявляет положительные эмоции при физической активности
3.Имеет опыт оценки хороших и плохих действий.
4.Способен устанавливать простейшие связи, делать обобщения.
5.Формируются умения взаимодействия в сюжете с двумя действующими лицами
Первое путешествие в страну «Неболейка»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество»,
«Физкультура», «Здоровье».
Виды деятельности: двигательная, коммуникативная, продуктивная.
Содержание:
Расширять представление детей о диких животных (заяц)
Вовлекать детей в разговор, слушать и понимать вопрос, внятно отвечать на него
Развивать умение раскатывать комочки прямым движение рук.
Закрепить навыки ходьбы с высоким подниманием колена, по прямой дорожке,
прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
Формировать начальные представления о здорово образе жизни.
Материал и оборудование: игрушка зайца, Айболита, обручи, две веревки, кубики,
пластилин, доски.
Ход:
Воспитатель загадывает загадки:
Кусочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку
Зимой беленький, а летом серенький.
(Заяц)
Ответы детей.
Воспитатель проводит беседу:
- Дети, а где живет зайка? Каким цветом у него шубка? Почему зимой она белая? Чем
питается зайка?
Раздается стук в дверь, воспитатель вносит игрушку зайца (на шее у зайца шарф, на
лапках варежки, на голове шапка).
Воспитатель и дети здороваются с зайкой.
Воспитатель обращается к зайке:
-Зайчик, почему ты такой грустный, что с тобой случилось и вид у тебя больной?
Зайчик:
- Я наверно заболел, сил нет у меня.
Воспитатель:
-А что ты, зайка, делаешь, чтобы не заболеть?
Зайка:
-Сижу дома, не куда не хожу, не с кем не играю.
Воспитатель:
-Ребята, а давайте вместе с зайчиком отправимся в страну «Неболейка». Там мы
узнаем, что нужно делать, чтобы не болеть. Дорога в эту страну длинная, пройти нам
надо будет по узкой тропинке, перепрыгнуть с кочки на кочку, перешагнуть через
канавки, так, что дети нам нужно быть очень внимательными. Готовы отправиться в
путешествие?. Тогда вперед.
Дети проходят полосу препятствия (перепрыгивают из обруча в обруч -воспитатель
обращает внимание на технику выполнения прыжков, осуществляет индивидуальную
работу; далее дети проходят по ограниченной площади поверхности, сохраняя
равновесие и в конце пути перешагивают через кубики, высоко поднимая колени)
В стране «Неболейка» детей встречает Айболит.
Дети, зайчик и воспитатель здороваются с Айболитом, рассказывают, зачем они
пришли.
Айболит:
-Ну что же дети помогу вам, научу, что нужно делать, для того чтобы не заболеть. Вот
ты зайка и вы дети делаете по утрам зарядку? (дети: да, зайка: нет). Очень плохо зайка,
что ты не делаешь зарядку, мы с ребятами сейчас тебя научим.
Дети вместе с Айболитом делают зарядку:
Рассчитайся по порядку,
Снова солнцу, улыбнись.
На зарядку на зарядку, на зарядку становись
Мы зарядкой занимались:
На носочки поднимались
И тянули ручки ввысь,
Ну-ка, солнышка коснись!
А потом мы приседали,
Меньше мышки в норке стали.
Ну-ка, спрячемся от кошки:
Носик прижимаем к ножке.( повторяют 2 раза)
Зайчик:
-Мне понравилась, я теперь обязательно каждое утро буду делать зарядку.
Айболит:
- А еще, чтоб не болеть витамины надо есть. А где находятся витамины, мы сейчас с
вами узнаем.
Айболит проводит игру «Чудесный мешочек», в мешочке фрукты и овощи. Дети
достают из мешочка и называют, что это, раскладывают фрукты и овощи по разным
тарелкам. Айболит обращает внимание детей, что фрукты и овощи надо кушать, так как
там много витаминов.
-От простуды и ангины помогают витамины.
Воспитатель:
-Спасибо тебе Айболит. Зайка, ты понял, что надо делать, чтобы не болеть?
Зайка:
-Надо делать зарядку и кушать витамины, которые находятся в фруктах и овощах.
Айболит:
-Но это еще не все, в следующий раз я вам расскажу, что надо еще делать. Вы придете
ко мне еще раз?
Воспитатель, дети и зайка обещают прийти еще раз, прощаются с Айболитом,
возвращаются в детский сад.
-Вот дети мы с вами и вернулись из страны «Неболейка», узнали от Айболита, что надо
делать, чтобы всегда быть здоровыми. Но не забывайте, что доктор пригласил нас еще
к нему в гости. Мы с вами обязательно сходим в следующий раз и тебя зайка возьмем с
собой. А сейчас давайте угостим нашего зайку. Чем мы с вами можем угостить зайку?
(Предлагает слепить морковку).
Дети
лепят
морковку
(воспитатель
лепит
вместе
с
детьми,
осуществляет
индивидуальную работу). Зайка благодарит детей прощается и уходит.
Второе путешествие в страну «Неболейка» (2 игра-путешествие)
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Здоровье» «Коммуникация»,
«Социализация».
Виды деятельности: двигательная, коммуникативная, игровая.
Содержание
Закрепить знания детей о значении витаминов для здоровья человека.
Формировать умение вести диалог с педагогом слушать и понимать вопрос,
понятно отвечать на него.
Совершенствовать умение детей внятно произносить гласный звук у.
Ввести в активный словарь детей слова: витамины, обобщающие слова овощи,
фрукты.
Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими
лицами (доктор-пациент).
Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.
Ход:
В гости к ребятам приходит заяц.
(Воспитатель вносит зайку, у которого на глазах очки. Дети здороваются).
Воспитатель:
- Зайка, а почему ты в очках?
Заяц:
-У меня плохо видят глазки, и я подумал, что очки мне помогут.
Воспитатель:
-Почему у тебя стали плохо видеть глаза?
Заяц:
-Не знаю. Наверно, что-то я делал не правильно.
Воспитатель:
- Дети, придётся снова, нам отправится в гости к Айболиту в страну «Неболейка». Там
мы узнаем, что нужно делать, чтобы глазки хорошо видели. Готовы отправится в путь?
На чем мы с вами можем отправиться в путешествие? (Дети называют, на чем можно
отправиться в путешествие)
Воспитатель:
-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на самолете. Заводим моторчик:р-р-р,
расправляем
крылья,
полетел
самолет
у-у-у
(воспитатель
осуществляет
индивидуальную работу, работая над четким произнесением звука у).
- Вот мы с вами и прилетели в страну, где нас встречает уже добрый доктор Айболит.
Дети, зайчик и воспитатель здороваются с Айболитом, рассказывают, зачем они
пришли.
Айболит:
- Так и быть, расскажу вам, что надо делать, чтоб глазки были здоровыми.
Айболит показывает детям картинки: ребенок близко смотрит телевизор, работает за
компьютером, читает книги лежа.
Воспитатель
- Посмотрите на картинку (показывает первую картинку).
-Кто изображен на картинке? Что делает мальчик? Можно близко смотреть телевизор?
Почему нельзя? (ответы детей, также проходит беседа и по другим картинкам).
Зайка:
-Я понял, понял, почему у меня стали плохо видеть глаза. Я могу целый день смотреть
телевизор и играть в компьютерные игры.
Айболит:
Айболит:
-Запомни зайка, чтобы были всегда зоркие здоровые глазки надо еще делать
гимнастику для глаз.
Дети и зайка вместе с Айболитом выполняют гимнастику для глаз:
Поведи глазами влево незаметно, невзначай.
Кто с тобою рядом слева громко, быстро отвечай?
А теперь глазами вправо ты внимательно смотри.
Кто с тобою рядом справа тихо-тихо говори.
А теперь посмотрим вверх – там высокий потолок.
А сейчас прикроем веки и посмотрим на носок. (выполняют 2-3 раза)
Зайка:
-Спасибо Айболит, теперь я знаю, как правильно следить за здоровьем своих глаз.
Айболит:
- А сейчас ребята я проверю ваши глазки (сюжетно-ролевая игра «Поликлиника», роль
врача выполняют по очереди дети. Врач - ребенок показывает картинку просит ребенка
закрыть правый глаз, потом левый ребенок называет картинку).
Айболит:
-Вот видишь, зайка у детей хорошее зрение, потому что они выполняют все правила.
Зайка:
- Спасибо тебе Доктор и вам ребята, теперь я понял, что надо делать.
Айболит:
- А еще, чтобы наши глаза хорошо видели, надо есть витамины. Где живут витамины,
вы уже знаете, и мне назовете (дети перечисляют). А витамины для глаз живут в
морковке, апельсине.
Воспитатель, дети и заяц благодарят Айболта и возвращаются в детский сад.
Воспитатель предлагает детям и зайке
порадовать свой организм витамином,
который живёт в апельсине.
- Но прежде чем приступить к еде, что необходимо сделать? Конечно, помыть руки,
чтобы микробы с наших немытых рук не попали на пищу, а оттуда к нам в организм.
(Дети и воспитатель идут мыть руки).
Третье путешествие в страну «Неболейка»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Здоровье» «Коммуникация»,
«Социализация».
Виды деятельности: двигательная, коммуникативная, игровая.
Содержание
Познакомить детей с предметами личной гигиены.
Закрепить представления детей о полезной пище.
Продолжать учить детей узнавать и называть геометрические фигуры: круг,
квадрат, треугольник.
Закрепить знание цветов: красный, синий, зеленый, белый, черный.
Формировать желание вести здоровый образ жизни.
Ход:
Воспитатель
-Ребята, я сегодня получила письмо. Это письмо нам прислал доктор Айболит. Он
приглашает нас к нему в гости. Мы уже были у него в гостях, Айболит рассказывал
нам, как сохранить свое здоровье. Что надо делать, чтобы сохранить свое здоровье?
(ответы детей).
Дети:
-Делать гимнастику, заниматься физкультурой, кушать витамины и полезную пищу.
Воспитатель:
-Прежде чем отправиться к Айболиту, я посмотрю, что вы знаете о полезной пище.
Проводит игру «Полезно неполезно» У воспитателя карточки на которых изображены
различные продукты питания (овощи, конфеты, фрукты, чипсы, молоко, газированный
напиток в бутылке, рыба, мороженое, яйца, черный хлеб, чупа-чупс и т.д.) Дети
выбирают картинки что полезно. Воспитатель объясняет, почему нельзя есть чипсы и
прочую вредную еду, почему сладости нужно есть умеренно.
-Молодцы, хорошо запомнили о чем говорил вам Айболит. Теперь настала пора
отправляться в путешествие. В путешествие мы отправимся на автобусе. (Воспитатель
раздает детям билеты с условными номерами в виде геометрических фигур разного
цвета, а кому достался большой круг, тот будет шофером). Дети занимают места в
автобусе. Воспитатель объясняет шоферу, что ему надо быть очень внимательным,
смотреть на сигналы светофора. Как загорится красный свет, предложить пассажирам
выйти и сделать гимнастику.
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо, влево.
А теперь руками крутим
И для них разминка будет.
Наклоняемся легко,
Достаем руками пол.
Потянули плечи, спинки
А теперь конец разминке
Воспитатель:
-Вот мы и приехали, нас встречает Айболит. Дети и воспитатель здороваются с
Айболитом.
Айболит осматривает детей:
-Вижу все здоровы дети, значит, пользуетесь моими советами. Сегодня я расскажу вам
что поможет вам сохранить свое здоровье.
Айболит предлагает поиграть в игру «Чудесный мешочек». Дети на ощупь угадывают
предметы личной гигиены (мыло, расческа, носовой платок, полотенце, зеркало, зубная
паста и щетка).
Затем Айболит читает загадки и предлагает найти ответ среди
предметов, которые дети достали из чудесного мешочка и рассказывать, для чего они
предназначены и как ими пользоваться
Ускользает, как живое,
Но не выпущу, его я
Белой пеной пенится,
Руки мыть неленится. (Мыло)
Айболит:
Скажите, сколько раз в день вы должны мыть руки? Зачем надо мыть руки? Что есть на
грязных руках? (ответы детей).
Айболит:
-Правильно руки надо мыть для того, чтобы микробы, которые есть на грязных руках
не попали к нам в организм, а также мыть перед едой овощи и фрукты.
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.
Зубов много,
А ничего не ест. (Расческа)
Айболит
-Запомните дети, у каждого должна быть своя расческа. А кто может пользоваться
твоей расческой?
Пластмассовая спинка,
Жесткая щетинка,
С зубной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щетка)
-Зачем нужна зубная щетка? Сколько раз нужно чистить зубы? Для чего мы чистим
зубы?
Вытираю я, стараюсь,
После ванной паренька.
Все намокло, все измялось –
Нет сухого уголка. (Полотенце)
Лёг в карман и караулю –
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос. (Носовой платок)
Айболит:
-Запомните ребята, чтобы быть здоровыми мы должны следить за чистотой своего тела,
зубная щетка, полотенце, носовой платок, расческа у каждого должно быть свое.
Чтоб здоровье сохранить.
Научись его ценить!
- И на прощание ребята я вам дарю книгу К.И. Чуковского «Мойдодыр».
Воспитатель и дети благодарят Айболита за советы, за книгу и на автобусе
возвращаются в детский сад. (Воспитатель может начать читать книгу пока дети едут в
автобусе).
Литература:
1.Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского
сада.- М.: Мозаика – Синтез, 2009.-144с.
2. Программа воспитания и обучения в детском саду по редакцией М.А. Васильевой,
В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика - Синтез, 2005г.
3. Беседы о здоровье Шорыгина Т.А. Методическое пособие.–М.: ТЦ Сфера, 2005.-64 с.