Автор: Беспалова Анастасия Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Сказка" г.Белоярский"
Населённый пункт: ХМАО-Югра, г. Белоярский
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в логопедической и педагогической практике.
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение Белоярского района
«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г. Белоярский»
Здоровьесберегающие технологии в
логопедической и педагогической
практике
Учитель-логопед Беспалова А.А.
2020 – 2021 учебный год
Здоровьесберегающие технологии в логопедической и
педагогической практике
Понятие «здоровье» очень обширно и сложно. В современной медицине
его принято определять как такое состояние организма, когда функции всех
его органов и систем уравновешенны с внешней средой, и отсутствуют
какие-либо болезненные изменения. К основным показателям здоровья
детей-дошкольников относятся:
- уровень физического и нервно-психического развития;
- степень сопротивляемости организма к болезнетворным влияниям;
- состояние основных функций организма, наличие или отсутствие
хронических заболеваний, отклонений в раннем периоде развития (в течение
беременности и родов, в период новорожденности).
К сожалению, в логопедической практике редко встречаются дети,
которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми
недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило,
отличаются от своих сверстников по показателям физического, нервно-
психического и социально-личностного развития.
Особенности физического развития:
- нарушения общей и мелкой моторики;
- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
- повышенная утомляемость;
- заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы,
скорости, ловкости;
- нарушение темпоритмической организации движений.
Особенности психического развития:
- нарушение оптико-пространственного праксиса;
- неустойчивость внимания;
- расстройство памяти (особенно слуховой);
- несформированность мышления;
- задержка развития воображения.
Особенности социально-личностного развития:
- пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к
спонтанному поведению;
- недостаточная критичность или переоценка своих возможностей;
- низкая социальная адаптация;
- нарушение коммуникативной сферы.
Иными словами, детям, имеющим речевые проблемы, свойственны
эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и
истощаемость нервных процессов, лёгкая возбудимость, отсутствие
длительных волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы,
особенно на фоне остаточных проявлений органического поражения ЦНС в
виде стёртых парезов, приводящих к двигательной неловкости, малому
объёму движений, недостаточному их темпу и переключаемости. По
состоянию двигательной сферы они бывают возбудимые (легко отвлекаются
и нетерпеливы) и заторможенные. Скованные и нескоординированные
движения при выполнении упражнений, недостаточная координация пальцев
рук особенно заметна у детей с дизартрическим компонентом, поэтому
логопеду, а вслед за ним и педагогу приходится исправлять и контролировать
не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое
состояние ребёнка. Решению этих задач поможет использование
здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику
называют ещё и лечебной.
Оздоровительные приёмы (массаж и самомассаж, упражнения на
снятие чрезмерного мышечного и эмоционального напряжения, на
формирование правильной осанки, гимнастика для глаз) на
логопедических и других занятиях целесообразно применять параллельно с
артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастикой,
физкультминутками и динамическими паузами.
Коррекция особенностей моторного развития проводится как на
групповых, так и на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Она
направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных
поз, развитие статической выносливости, запоминание серии двигательных
актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Это
достигается путём использования специальных упражнений и общепринятых
способов физического воспитания.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней
развивается его речь. Однако формирование движений происходит при
участии речи, поэтому сочетание речи с определёнными движениями даёт
ряд преимуществ для детей логопедических групп и групп, в которых
педагоги уделяют решению этой проблемы достаточно внимания и времени.
На подобных занятиях сама речь как бы ритмизуется движениями, делается
более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно
влияет на слуховое восприятие. В то же время ритм речи, особенно стихов,
поговорок, чистоговорок, способствует развитию координации, общей и
тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными,
выразительными и ритмичными. Стихотворная форма всегда привлекает
детей своей живостью, без специальных установок настраивая детей на игру,
создавая благоприятный эмоциональный фон.
Например, для весёлой зарядки можно использовать стихи
Е.Григорьевой и В.Ланцетти.
Не боимся мы пороши, ловим снег – (хлопок в ладоши)
Руки в стороны, по швам – Снега хватит нам и вам!
Мы теперь метатели – бьём по неприятелю!
Размахнись рукой – бросок! Прямо в цель летит снежок!
Можно использовать ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ:
«Зимние забавы»
1) Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы!
«
Разминка
»
2)Мы устали, засиделись, нам размяться захотелось. (Дети
поднимают одну руку, другую опускают)
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Поворачиваются)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп.
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик.
Раз – сюда, два – туда, (Наклоняются)
Повернись вокруг себя. (Поворачиваются)
Сели-встали, сели-встали,
Ванькой-встанькой словно стали,
А потом пустились вскачь, будто мой упругий мяч. (Прыгают)
Дружно вышли на парад, раз – два, раз – два, (Шагают на месте)
Заниматься нам пора!
«
Снегири
»:
Вот на ветках, посмотри, в красных майках снегири. (Дети хлопают
4 раза по бокам, наклоняя голову в сторону на каждую строку.)
Распушили пёрышки, греются на солнышке. (На первое слово каждой
строки часто потряхивают руками, на второе – хлопают ими по бокам.)
Головою вертят, Улететь хотят. (Поворачивают 2 раза голову на
каждую строку.)
- Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью! (Разбегаются по группе, взмахивая руками,
как крыльями.)
«
Цветы
»:
На лугу растут цветы небывалой красоты. (Дети потягиваются и
разводят руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы, с ними потянись и ты. (Потягиваются,
руки поднимают вверх)
Ветер дует иногда, только это не беда. (Машут руками)
Наклоняются цветочки, опускают лепесточки. (Наклоняются)
А потом опять встают, и по-прежнему цветут.
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали. (Шагают на месте)
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА:
Не следует забывать о профилактике зрительных расстройств у детей,
ведь около 90% всей получаемой нами информации поступает через
зрительный анализатор.
При организации педагогического процесса логопеду и воспитателю
необходимо учитывать тот факт, что своевременная смена различных видов
деятельности поможет снять губительное напряжение на глаза ребёнка.
Избежать зрительных расстройств помогут выполняемые ежедневно в
перерывах между занятиями несложные упражнения:
- дети смотрят сначала на сделанную на окне метку (чёрную точку,
маленькую бабочку, цветок или что-либо подобное) и затем вдаль. Все
упражнение проходит в течение 2-3 минут;
- дети смотрят на свой указательный палец, удалённый от глаз на расстояние
25-30 см., и на счёт «1 – 4» приближают его к кончику носа, затем переводят
взор вдаль на счёт «1 – 6». Повторяют 4-5 раз;
- в групповой комнате и кабинете логопеда можно разместить высоко на
стенах буквы или рисунки и периодически рекомендовать детям посмотреть
вверх на них;
- тренировке глазодвигательных мышц хорошо помогает слежение взглядом
за ярким небольшим предметом, находящимся в руках педагога. Предмет
нужно двигать медленно, чтобы ребёнок до конца проследил его движение.
Предмет показывается чуть выше глаз впередисидящих детей. По цвету он не
должен сливаться с окружающей обстановкой. Можно сопровождать показ
предмета с каким-нибудь игровым сюжетом. Например, Колобок покатился
вправо (встретился с волком), затем вверх (встретился с зайцем), вниз
(повстречал медведя)… . Или: самолёт летит вверх, затем вниз, опять вверх,
вниз, влево, вверх, вправо, вниз и идёт на посадку.
Технология массажа в работе с детьми, имеющими речевые
нарушения
Массаж – совокупность приёмов механического, дозированного
воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых
непосредственно на поверхности тела человека, как руками, так и
специальными аппаратами через воздушную или водную среду.
Методика массажа и самомассажа, построенная с учётом клинико-
физиологических принципов – эффективное средство лечения,
восстановления работоспособности, снятия усталости, предупреждения и
профилактики заболеваний, активное средство оздоровления детского
организма.
Рассмотрим один из видов массажа – самомассаж, который активизирует
движение лицевой мускулатуры, улучшает тонус мышц лица и всего тела,
можно проводить одновременно с несколькими детьми в любое время дня.
Длительность одного сеанса 5 – 10 минут. Каждое упражнение
выполняется 4 – 6 раз. Дети могут сидеть или лежать (после сна).
Для самомассажа мышц головы и шеи
можно
рекомендовать следующие упражнения:
«Я ХОРОШИЙ» - поставить ладони обеих рук на голове ближе ко лбу,
соединить пальцы в центре, провести ладонями по волосам, опускаясь вниз
через уши и боковую поверхность к плечам (Движения медленные,
поглаживающие).
«НАДЕНЕМ ШАПОЧКУ» - исходное положение (и.п.) рук то же, двигать
ладони вниз к ушам, затем по передней боковой части к подбородку.
ДЛЯ ЛИЦЕВОЙ МУСКУЛАТУРЫ
«РИСУЕМ ДОРОЖКИ» - двигать пальцами от середины лба к вискам.
«РИСУЕМ ЁЛОЧКИ» - двигать пальцами ото лба к вискам.
«ПАЛЬЦЕВЫЙ ДУШ» - легко постукивать пальцами по лбу.
«ГЛАЗКИ СПЯТ» - закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки,
удерживать 3-5 секунд.
«НАРИСУЕМ УСЫ» - двигать указательными и средними пальцами от
середины верхней губы к углам рта.
ВЕСЁЛЫЙ КЛОУН» - двигать указательными и средними пальцами от
середины нижней губы к углам рта, затем вверх к скуловой кости.
«ИСПЕЧЁМ БЛИНЧИКИ» - похлопать ладошками по щекам.
«УМЫЛИ ЛИЧИКО» - лёгкие поглаживающие движения ладонями обеих
рук от середины лба вниз по щекам к подбородку.
ДЛЯ МЫШЦ ЯЗЫКА
«НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК» - пошлёпать губами язык, произнося «пя-
пя-пя».
«ПОКУСЫВАНИЕ» - легко покусывать язык, высовывая и убирая его назад.
«ПОГЛАЖИВАНИЕ ЯЗЫКА ГУБАМИ» - просунуть язык как можно
дальше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы
боковые края языка касались углов рта.
РАССЛАБЛЯЮЩИЙ САМОМАССАЖ КИСТЕЙ И
ПАЛЬЦЕВ РУК
- надавливать сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание
большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем
положение рук изменить;
- растирать ладонями шестигранный карандаш с постепенным увеличением
усилий;
- растирать ладони движениями вверх-вниз;
- боковые поверхности сцепленных пальцев;
- разминать, затем растирать каждый палец вдоль, затем поперёк;
- делать круговые движения положенным между ладонями грецким орехом,
постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с
двумя орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой;
Особое внимание следует обратить на применение оздоровительных
приёмов, оказывающих психотерапевтическое воздействие.
Наблюдения за детьми во время логопедических и общеучебных занятий
выявляют большое количество обучающихся с неустойчивой эмоционально-
волевой сферой: им трудно сосредоточиться на задании, они очень
отвлекаются и быстро устают, двигательно беспокойны. Возрастает число
эмоционально лабильных детей, даже незначительные затруднения
вызывают у них смену настроения, раздражительность, плаксивость. Многие
дети испытывают мышечное напряжение, особенно в процессе ответов на
поставленные педагогом вопросы. Решению вышеозначенных проблем
может способствовать использование специальных упражнений,
позволяющих успокоить детей и снять с них чрезмерное мышечное и
эмоциональное напряжение. Установлено, что эмоциональное возбуждение
ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц, снижении степени
бодрствования головного мозга, когда человек становится наиболее
внушаемым. Поэтому применение релаксационных упражнений актуально в
работе с детьми с неустойчивой эмоционально-волевой сферой, у которых
достаточно часто встречаются такие речевые нарушения, как ФФНР, ОНР,
стёртая дизартрия.
Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим
– сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы.
Релаксация помогает создать спокойное настроение, радостную и свободную
обстановку на занятиях.
Умение распознавать отдельные группы мышц, выделять их среди всех
остальных начинается с расслабления наиболее знакомых, крупных мышц
ног, рук, корпуса, шеи. Сначала вызывается расслабление мышц рук, потом
остальных. Ещё больше помогает сопоставление напряженности мышц рук с
их расслаблением. При этом не следует забывать, что напряжение должно
быть кратковременным, а расслабление длительным.
Формула общего покоя произносится педагогом тихим голосом, в
замедленном темпе, с длительными паузами. Используется всякий раз перед
выполнением упражнения.
Есть у нас игра такая - Исчезает напряженье…
Очень лёгкая, простая: И становится понятно:
Замедляется движенье, Расслабление – приятно!
РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ РУК
«УПРАЖНЕНИЕ «Кулачки» - дети сидят на стуле, опираясь на спинку.
Руки свободно лежат на коленях, ноги слегка расставлены (поза покоя). Для
расслабления мышц рук детям предлагается с силой сжать пальцы в кулачки,
чтобы косточки побелели. Сильно напрячь кисти рук! Ещё сильнее! Руки
устали! Перестаём сжимать пальцы, распрямляем их. Руки расслабились,
отдыхают. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. (Упражнение
выполняется 3 раза)
Руки на столе, Расслабляем, разжимаем.
Кулачки сжаты, Знайте, девочки. Знайте, мальчики:
Крепко, с напряжением Отдыхают ваши пальчики!
Пальчики прижаты. Дышится легко… ровно… глубоко…
Пальчики сильней сжимаем –
«УПРАЖНЕНИЕ «Олени» - дети сидят на стуле, опираясь на спинку. Поза
покоя. Детям предлагается представить, что они олени, поднять над головой
скрещённые руки с широко расставленными пальцами (Вот такие рога у
оленя) Напрягите руки! Руки стали твёрдыми, как рога у оленя. Степень
напряженности мышц каждого ребёнка проверяется, затем обращается его
внимание на то, как неприятно это
напряжение,
поэтому нужно
расслабить руки, уронить их на колени. Руки отдыхают. (Упражнение
выполняется 3 раза)
Посмотрите: мы – олени, Руки не напряжены
Рвётся ветер нам навстречу! И рас-слаб-ле-ны…
Ветер стих, Знайте, девочки. Знайте, мальчики:
Опустим плечи, Отдыхают ваши пальчики!
Руки снова на колени. Дышится легко… ровно… глубоко…
А теперь немного лени…
РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ НОГ
«УПРАЖНЕНИЕ «Пружинки» - дети сидят на стуле, опираясь на спинку.
Поза покоя. Руки – на коленях. Для расслабления мышц ног детям
предлагается представить, что они поставили ноги на пружинки. Эти
пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки их ног так, что стопы
отрываются от пола и поднимаются кверху, а пятки продолжают упираться в
пол. Снова надо прижать стопы к полу. Крепче! Сильнее! Ох, как тяжело!
Ноги напряжены. Перестаём нажимать на пружинки. Ноги расслабились! Как
приятно! Отдыхаем…(Упражнение выполняется 3 раза)
Что за странные пружинки, Руки не напряжены,
Упираются в ботинки. Ноги не напряжены
Ты носочки опускай, И рас-слаб-ле-ны…
На пружинки нажимай, Знайте, девочки. Знайте, мальчики:
Крепче, крепче нажимай, Отдыхают ваши пальчики!
Нет пружинок – отдыхай! Дышится легко… ровно… глубоко…
«УПРАЖНЕНИЕ «Загораем» - детям, сидящим на стуле, предлагается
представить, что их ноги загорают. Надо поднять ноги, держать… держать…
Ноги напряглись! Степень напряженности мышц ног каждого ребёнка
проверяется. Опустите ноги. Повторим упражнение. (Упражнение
выполняется 3 раза) Уставшие ноги отдыхают, расслабились,
ненапряжённые. Как хорошо, приятно стало!
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим… Держим… Напрягаем…
Загорели! Опускаем! (Ноги резко опустить на пол.)
Ноги не напряжены
И рас-слаб-ле-ны…
Дышится легко… ровно… глубоко…
РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ НОГ, РУК И КОРПУСА
«УПРАЖНЕНИЕ «Штанга» - детям предлагается представить, что они
будут поднимать тяжёлую штангу. Нужно наклониться, взять её (сжать
кулачки). Медленно поднять руки. Они напряжены. Тяжело! Подержали
штангу… Устали руки и бросили штангу (руки резко опускаются и свободно
повисают вдоль туловища). Руки расслабились, не напряжены, отдыхают,
легко дышится! (Упражнение выполняется 3 раза)
Мы готовимся к рекорду, И бросаем!
Будем заниматься спортом. Наши мышцы не устали –
(Наклониться вперёд) И ещё послушней стали!
Штангу с пола поднимаем… Нам становится понятно:
(Распрямиться) Расслабление - приятно
Крепко держим… Дышится легко… ровно… глубоко…
«УПРАЖНЕНИЕ «Кораблик» - детям предлагается представить, что они на
корабле. Качает. Чтобы не упасть, надо расставить ноги пошире и прижать
их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу вправо – нужно прижать
к полу правую ногу. (правая нога напряжена. Левая – расслабилась, немного
согнулась в колене, носком касается пола.) Выпрямились! Расслабились!
Качнуло в другую сторону – прижимаем левую ногу. (Напряжена левая нога.
Правая нога расслаблена.) Выпрямились!
Стало палубу качать, Крепче ногу прижимаем,
Ногу к палубе прижать! А другую – расслабляем!
Детям предлагается сесть на стулья
Снова руки на колени. Наши мышцы не устали
А теперь – немного лени… И ещё послушней стали.
Напряженье улетело - Дышится легко…ровно…глубоко…
И расс-слаб-ле-но всё тело…
РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ ШЕИ
«УПРАЖНЕНИЕ»Любопытная Варвара» - дети поднимают голову, затем
опускают, поворачивают вправо, ощущая напряжение и расслабление
шейных мышц. (Упражнение выполняется 2 раза)
Любопытная Варвара
Смотрит влево, Расслабление приятно!
Смотрит вправо. Шея не напряжена
А потом опять вперёд – И рас-слаб-ле-на…
Тут немного отдохнёт. А теперь посмотрит вниз -
Шея не напряжена Мышцы шеи напряглись!
И рас-слаб-ле-на… Возвращается обратно -
А Варвара смотрит вверх! Расслабление приятно!
Выше всех, дальше вверх! Шея не напряжена
Возвращается обратно - И рас-слаб-ле-на.
РАССЛАБЛЕНИЕ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ
«УПРАЖНЕНИ «Волшебный сон». Когда дети в достаточной мере
научатся общему мышечному расслаблению, появится возможность перейти
к снятию эмоциональной напряжённости внушением. Это упражнение
удобно использовать во время занятий в период нарастания усталости у
детей. Дети находятся в позе покоя, внимательно слушают педагога и про
себя повторяют «особые» команды. Педагог говорит тихим голосом,
медленно, с длительными паузами.
Реснички опускаются, Хорошо нам отдыхать!
Глазки закрываются. Но пора уже вставать!
Мы спокойно отдыхаем, Крепче кулачки сжимаем,
Сном волшебным засыпаем. Их повыше поднимаем.
Наши руки отдыхают, Потянуться! Улыбнуться!
Ноги тоже отдыхают, Всем открыть глаза и встать!
Шея не напряжена
И рас-слаб-ле-на.
К психотерапевтическим методам относится и так называемое
внушение формул правильной речи. Ежедневное повторение формулы на
логопедических занятиях, в группе и дома с родителями настраивает ребёнка
на преодоление речевого дефекта, стимулирует его мотивационную сферу,
создаёт потребность в деятельности. У него появляется желание преодолеть
речевой дефект. Вначале формулу следует выучить дома, а затем повторять в
группе во время общеучебных и логопедических занятиях.
Каждый день, всегда, везде – Вспоминаем обязательно,
На занятиях, в игре – Что учили на занятиях!
Громко, чётко говорим, Говорим всегда красиво,
Никогда мы не спешим, Ясно и неторопливо.
ЖЕЛАЮ ВСЕМ УСПЕХОВ И ЗДОРОВЬЯ!