Автор: Свиридова Анастасия Викторовна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ "СШ №33"
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: Рабочая учебная программа среднего общего образования, реализующая ФГОС ООО внеурочной деятельности
Тема: "Занимательное естествознание" 5 класс
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 33" ГОРОДА СМОЛЕНСКА
"Рассмотрено"
Руководитель кафедры или МО
___________________________
Протокол №_____
от "___" _______2020 г.
"Согласовано"
Заместитель директора МБОУ
"СШ № 33"________________
"Принято"
Решением
педагогического совета
Протокол № 1
от " " августа 2020 г
.
"Утверждаю"
Директор МБОУ "СШ № 33"
____________ Жойкин С.А.
Приказ №____
от "_____ " ________ 2020
г.
Рабочая учебная программа среднего общего образования,
реализующая ФГОС ООО внеурочной деятельности
"Занимательное естествознание"
5 класс
2020 - 2021 учебный год
Структура рабочей образовательной программы
внеурочной деятельности "Занимательное естествознание" в 5 классе,
реализующая ФГОС ООО
I. Пояснительная записка
II.
Содержание
учебного
материала
внеурочной
деятельности
"Занимательное естествознание"
III. Планируемые результаты освоения обучающимися программы
IV. Календарно-тематическое планирование
I. Пояснительная записка
Классы
Количество часов в
неделю
Общее кол-во часов в год
5
1
34
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и
одной из форм организации досуга учащихся.
Основным
преимуществом
внеурочной
деятельности
является
предоставление
обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и
осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в
школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальных особенностей ребёнка. В
школе учащиеся получают объем знаний, определенный рамками образовательной
программы, конкретной учебной дисциплины. Развитию интеллектуальной одаренности
учащихся могут способствовать занятия в системе внеурочной работы, организованной
при кабинетах биологии, химии, географии. Применение игровой методики для развития
интеллекта позволит школьникам самостоятельно получать более глубокие знания по
отдельным, интересным для них темам, демонстрировать их в интеллектуальных
соревнованиях.
Программа внеурочной
деятельности
разработана в соответствии с требованиями
федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. № 1897) и локальными актами образовательной организации
На
изучение
курса
внеурочной
деятельности
«Занимательное
естествознание»
предусмотрено в 5 классе – 34 часа.
Основная цель: всестороннее развитие познавательного интереса и организация досуга
учащихся 5 классов; освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, связи
мира живой и неживой природы, изменениях природной среды под воздействием
человека;
повышение
качества
естественнонаучного
образования,
углубление
и
расширение
знаний
и
умений
по
биологии,
географии,
развитие
навыков
экспериментальной
и
исследовательской
деятельности
учащихся,
работы
с
дополнительной литературой.
Задачи:
образовательная: освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы,
связи мира живой и неживой природы, изменениях природной среды под
воздействием человека; овладение начальными естественно-научными умениями
проводить
наблюдения,
опыты
и
измерения,
описывать
их
результаты,
формулировать
выводы;
развитие
интереса
к
изучению
природы,
интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных
задач;
развивающая: развитие логического мышления;
умения наблюдать, сравнивать,
анализировать, делать выводы;
устанавливать причинно-следственные связи;
пропагандирование культа знаний в системе духовных ценностей современного
поколения; формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и
исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности.
воспитательная: формирование
научного
мировоззрения,
развитие
навыков
коллективной и самостоятельной индивидуальной работы, воспитание понимания
эстетической ценности природы.
Программа строится на основе следующих принципов:
равенство всех участников;
добровольное привлечение к процессу деятельности;
чередование коллективной и индивидуальной работы;
свободный выбор вида деятельности;
нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат
деятельности;
развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки;
учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Метапредметные связи
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование
умения
понимать
причины
успеха/неуспеха
деятельности
и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность
слушать
собеседника
и
вести
диалог;
готовность
признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
II. Содержание учебного материала
внеурочной деятельности "Занимательное естествознание"
Введение (2 часа)
Вводное занятие. Инструктаж. Методы изучения природы.
Астрономия. Вселенная (2 часа)
Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд.
Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до
звезд, их яркость и движение. Ориентирование по звёздам.
Солнце – раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия.
Значение солнечной энергии для жизни на Земле. Солнечная система. Планеты, метеоры и
метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.
География. Планета Земля (8 часов)
Планета Земля. Суточное и годовое движение Земли. Луна – спутник Земли. Приливы и
отливы.
Строение Земли (ядро, мантия, земная кора).
Сферы Земли. Литосфера. Почва, её образование, разнообразие, структура и свойства.
Горные породы. Разнообразие горных пород. Полезные ископаемые.
Гидросфера. Воды Мирового океана.
Вода, её агрегатные состояния, свойства воды. Природные растворы. Значение,
использование воды и охрана.
Атмосфера. Погодные явления. Атмосферное давление. Ветер.
Состав воздуха, его свойства, значение и охрана.
Физика и химия (4 часа)
Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и
газообразных тел. Молекулы. Диффузия.
Вещества чистые и смеси. Классификация смесей по составу и агрегатному состоянию.
Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые),
химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и
химических явлений природы в повседневной жизни.
Измерение размеров макротел. Измерение времени. Измерение массы тела. Измерение
температуры.
Биология. Жизнь на Земле. Живые организмы (5 часов)
Многообразие живых организмов. Царства живой природы.
Бактерии,
вирусы,
грибы,
растения,
животные.
Особенности
их
строения,
жизнедеятельности; отличительные особенности, происхождение и развитие, значение в
природе и для человека.
Экология. Человек на Земле (9 часов)
Факторы окружающей среды: биотические, абиотические (свет, температура, влажность).
Их влияние на организм.
Среды
обитания
и
их
особенности
(наземно-воздушная,
водная,
почвенная
и
организменная). Обитатели данных сред.
Жизнь на различных материках. Природные зоны Земли (арктические пустыни, тундра,
тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, саванны, пустыни, тропические леса,
области высотной поясности), адаптации растений и животных к ним, обитатели данных
зон.
Человек на Земле. Первые люди. Великие путешественники-первооткрыватели новых
земель.
Экологические проблемы планеты Земли (эрозия почв, загрязнение вод Мирового океана,
загрязнение воздуха, парниковый эффект, озоновые дыры, вырубка лесов и т.д.)
Здоровье человека и безопасность жизни.
Природа едина (2 часа)
Взаимосвязи живого и неживого. Круговорот веществ в природе.
Сохранение жизни на Земле, ответственность человека за свою деятельность. Итоги
внеурочных занятий "Занимательное естествознание".
III. Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Личностные результаты
отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе
на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи;
способность
к
самооценке
на
основе
критериев
успешности
внеучебной
деятельности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными
объектами;
признание права каждого на собственное мнение;
умение отстаивать свою точку зрения;
критичное отношение учащихся к своим поступкам,
осознание ответственности за последствия;
умение слушать и слышать другое мнение.
Метапредметные результаты изучения биологии заключаются в формировании
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта, самостоятельно
моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания.;
умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,
выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
(выполнения проекта);
умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно;
умение работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;
умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников.
Познавательные УУД:
умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и
явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
умение
осуществлять
сравнение,
классификацию,
самостоятельно
выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-
следственных связей;
умение
создавать
схематические
модели
с
выделением
существенных
характеристик объекта;
умение составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.),
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
умение определять возможные источники необходимых сведений, производить
поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
умение
самостоятельно
организовывать
учебное
взаимодействие
в
группе
(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
формирование
и
развитие
компетентности
в
области
использования
информационно-коммуникационных технологий;
умение слушать и вступать в диалог;
овладение
коммуникативными
умениями
и
опытом
межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии.
Предметные результаты:
умения
проводить
наблюдения,
измерения,
эксперименты;
планировать
и
выполнять измерения, обрабатывать и представлять результаты наблюдений,
экспериментов; объяснять полученные результаты и делать выводы;
умения применять теоретические знания по естествознанию на практике, решать
задачи на применение полученных знаний;
умение
применять
полученные
знания
для
решения
практических
задач
повседневной жизни;
формирование убеждения в объективности научного знания.
развитие
теоретического
мышления
на
основе
формирования
умения
устанавливать связь между методами исследования;
развитие умения использовать знания по астрономии, химии, физике, географии,
биологии, экологии, математике для решения задач по естествознанию.
В результате реализации программы обучающийся научится:
1.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформировано
умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения
общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные
поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно
определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила
поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
2.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающийся овладеет
всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять
учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать
свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
3.
В
сфере познавательных универсальных
учебных
действий
обучающийся
научится
выдвигать
гипотезы,
осуществлять
их
проверку,
пользоваться
библиотечными
каталогами,
специальными
справочниками,
универсальными
энциклопедиями для поиска информации об объектах.
4.
В
сфере коммуникативных универсальных
учебных
действий
обучающийся
научится планировать и координировать совместную деятельность (согласование и
координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание
своего вклада в решение общих задач группы, учет способностей различного
ролевого поведения: лидер – подчиненный).
IV. Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Количество
часов
Дата
Введение (2 часа)
1.
Вводное занятие. Инструктаж
1
1 неделя сентября
2.
Методы изучения природы
1
2 неделя сентября
Астрономия
Вселенная (2 часа)
3.
Вселенная. Звезды. Созвездия
1
3 неделя сентября
4.
Солнце. Солнечная система
1
4 неделя сентября
География
Планета Земля (8 часов)
5.
Планета Земля. Луна – естественный спутник Земли
1
1 неделя октября
6.
Строение Земли.
1
2 неделя октября
7.
Литосфера. Горные породы
3 неделя октября
8.
Почва
1
1 неделя ноября
9.
Гидросфера
1
2 неделя ноября
10.
Вода
1
3 неделя ноября
11.
Атмосфера
1
4 неделя ноября
12.
Воздух
1
1 неделя декабря
Физика и химия (4 часа)
13.
Физические тела и вещества. Разнообразие веществ
1
2 неделя декабря
14.
Физические
и
химические
явления.
Процессы
горения
1
3 неделя декабря
15.
Чистые вещества и смеси
1
4 неделя декабря
16.
Физические измерения
1
2 неделя января
Биология
Жизнь на Земле. Живые организмы (5 часов)
17.
Разнообразие живого
1
3 неделя января
18.
Бактрии. Вирусы
1
4 неделя января
19.
Растения
1
1 неделя февраля
20.
Грибы
1
2 неделя февраля
21.
Животные
1
3 неделя февраля
Экология
Человек на Земле (9 часов)
22.
Факторы окружающей среды
1
4 неделя февраля
23.
Четыре среды обитания
1
1 неделя марта
24.
Жизнь на разных материках.
Адаптации к различным природным зонам
2
2 неделя марта
25.
3 неделя марта
26.
Появления человека
1
4 неделя марта
27.
Великие путешественники-первооткрыватели новых
земель
1
2 неделя апреля
28.
Экологические проблемы планеты Земли
2
3 неделя апреля
29.
4 неделя апреля
30.
Здоровье человека и безопасность жизни.
1
2 неделя мая
Природа едина
31.
Связи живого и неживого
1
3 неделя мая
32.
Мы в ответе за нашу природу
1
4 неделя мая
33.
Резерв
34.