Автор: Штырхацкая Оксана Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №28 г. Новосибирска
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Письмо из Африки"
Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) по
формированию познавательных действий для детей средней группы на
прогулке.
«Письмо из Африки»
Цель: расширять и обогащать представления детей о свойствах снега, зиме и
зимних забавах.
Задачи:
1.
Образовательная: знакомить
детей
со
свойствами
снега,
учить
проводить опыты по результатам делать выводы.
2.
Развивающая: развивать
познавательные
способности
в
процессе
исследовательской деятельности, речь детей.
3.
Воспитательная: воспитывать
любознательность,
логическое
мышление.
Материалы:
Конверт с письмом, муляжи снежинок из пенопласта, обрез темной ткани.
Вводная часть:
Дети выходят на прогулку.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
«Снег на полях, лёд на реках,
Ветер гуляет, когда это бывает?»
Дети: Зимой.
Воспитатель: Правильно, зимой. О зиме уже написано очень много песен,
стихов, я расскажу вам стихотворение о зиме:
Зима пришла с подарками
Их у неё не счесть!
Ледок, коньки и саночки
У гостьи этой есть.
Ещё снежинки белые
Зима нам принесла.
Покрыла этим чудом
Деревья и дома.
Воспитатель: Ой, ребята, тише-тише,
Что-то странное я слышу,
Кто в калитку к нам стучит?
Давайте посмотрим, кто к нам спешит?
Воспитатель: Поглядите, детки, нам почтальон принёс письмо. Что же нам с
ним делать?
Дети: Прочитать.
Воспитатель: Хорошо, слушайте внимательно.
«Здравствуйте, ребята! Мы живём в Африке. У нас круглый год лето. Мы не
знаем, что такое зима. Какая она, зима. Нарисуйте, пожалуйста! А ещё
говорят, что у вас зимой бывает снег, какой он, снег, напишите, пожалуйста!
Дети из Африки».
Основная часть:
Воспитатель: Ой и правда, а что такое зима?
Дети: Это когда на улице холодно, мороз, везде лежит снег…
Воспитатель: Ребятки, хотите превратиться в красивые снежинки?
Игра с движениями «Снежинки»
Закружились, завертелись белые снежинки (кружатся)
Вверх взлетели белой стаей (подняли руки) лёгкие пушинки (покружились)
Чуть затихла злая вьюга (встать прямо) улеглись повсюду (присесть, руки к
полу)
Все дивятся чуду (развести руки в стороны)
Заискрили, засверкали (руками делаем ножницы) белые подружки
Зашагали на прогулку девчонки и мальчишки (шаги на месте)
Воспитатель: Дети, а что такое снег?
Дети: Снег – это много-много снежинок…
Воспитатель: А что такое снежинки? Давайте их рассмотрим? И опишем,
какие снежинки. (дети на темной ткани или на рукавичках рассматривают
снежинки)
Дети: Снежинки маленькие, беленькие, блестящие, легкие, искристые у них
есть лучики.
Воспитатель: Ребятки, сейчас снимите рукавички и потрогайте руками снег.
Какой он?
Дети: Холодный
Воспитатель: А снежок у вас в руке куда-то делся… где же он?
Дети: Растаял?
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что ручки теплые. Снежок от тепла тает.
Воспитатель: И во что превращается?
Дети: В капельки воды.
Воспитатель: Значит из чего снежинки?
Дети: Из воды.
Воспитатель: Почему же мы в группе открываем кран, и оттуда не
высыпаются снежинки, а течет вода?
Дети: Потому что в группе тепло. А на улице холодно. Снежинки – это
замерзшие капельки воды.
Воспитатель: Почему же в Африке нет снега?
Дети: Потому что в Африке тепло.
Воспитатель: Ребятки, а что мы слышим. Когда идем по снегу?
Дети: Мы слышим, как он хрустит?
Воспитатель показывает муляж снежинки из пенопласта.
Воспитатель: Что это у меня?
Дети: Снежинка.
Воспитатель: Послушайте, что услышите? (ломает один лучик у снежинки)
Дети: Хруст.
Воспитатель: Возьмите тоже, давайте все вместе одновременно сломаем и
послушаем. (ломают одновременно несколько снежинок)
Воспитатель: А сейчас что слышали?
Дети: Сильный хруст, громче хрустит.
Воспитатель: Да, потому что мы сломала много лучиков, хруст стал громче.
А когда мы идем по снегу, что происходит с лучиками снежинок?
Дети: Они тоже ломаются и хрустят.
Воспитатель: Почему же они ломаются?
Дети: Потому что мы тяжелые, а снежинки хрупкие.
Воспитатель: Почему же такой хруст громкий? Снежиночки же маленькие?
Дети: Потому что их много, они хрустят громко.
Воспитатель: Давайте сейчас с опорой на мнемотаблицу еще раз вспомним о
том, что такое снег и какой он.
Пример мнемосхемы «Свойства снега»
Дети: Ребята, а вам нравится зима?
Дети: Да.
Воспитатель: А что вам нравится делать зимой?
Дети: Кататься с горы, играть в снежки, кататься на лыжах, коньках,
саночках…
Воспитатель: Хотите поиграть в игру?
Подвижная игра "Зимние забавы"
Мы бежим с тобой на лыжах, (дети изображают ходьбу на лыжах)
Снег холодный лыжи лижет.
А потом — на коньках, (дети изображают бег на коньках)
Но упали мы. Ах! (приседают)
А потом снежки лепили, (лепят воображаемый снежок ладонями)
А потом снежки катали, (катят воображаемый комок)
А потом без сил упали.(приседают)
И домой мы побежали. (бегут по кругу)
Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, африканские дети просили нас рассказать про зиму.
Давайте соберем крупную картину-паззл «Зимние забавы» (заранее
заготовленный) и оправим ее и мнемосхему «Свойства снега» нашим
друзьям из теплых стран.
Воспитатель: Вам сегодня интересно было на занятии? (ответ детей)
А что нового вы узнали про снег? (ответ детей)
Ребята вы очень старались и помогли нашим друзьям узнать много нового и
интересного. Давайте запечатаем конверт, я сегодня после работы отнесу его
на почту.
Анализ образовательной деятельности
МКДОУ д/с № 28
ФИО воспитателя анализирующего образовательную деятельность:
Штырхацкая Оксана Валентиновна
Дата проведения 01.12.2018
Возрастная группа: средняя
Тема недели: «Зима»
Соответствие
программное
содержания
возрасту детей
Занятие осу
ществлялось
в
соответствии
с
конспектом.
Конспект
составлен са
мостоятельн
о,
в
соответствии
с
задачами обр
азовательной
программы,
соответству
ющими
данному
возрасту
детей.
Для
реализации
каждой
задачи
были подобр
аны приемы,
в интересной
и
занимательн
ой форме.
Профессиональ
ная
компетентность
воспитателя
При выборе занятия и материалов к нему я опиралась на основные принципы
дидактики, которые лежат в основе образовательной программы ДОУ, а также
особенности развития детей среднего дошкольного возраста, индивидуальные
способности каждого ребенка.
Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Оно построено в
логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. Целесообразно
разделила время по всем частям занятия. Объем предложенного материала был
достаточным для усвоения детьми, соответствовал возрастным возможностям
детей. Мною был выбран темп речи – умеренный. Материал излагала
эмоционально. Сумела организовать межличностное общение. Обучение
строилось как увлекательная игровая деятельность.
Занятие проходило в несколько этапов.
Водная часть, содержащая загадку, стихотворение по теме, помогли собрать
внимание детей. Далее создана была проблемная ситуация, которую дети должны
были решить.
Вторая, основная часть, позволила детям закрепить известные им знания, на
основе выстраивания логических выводов получить новые знания. Происходило
расширение объема знаний и представлений детей о свойствах снега.
Использовались здоровье сберегающие технологии: смена статичных и
динамичных поз, подвижные игры.
В третьей заключительной части прошло обсуждение, объяснение и обобщение
выводов по теме.
Развитию любознательности и активности, заинтересованности и
концентрации внимания способствовала наглядность, быстрая смена заданий и
упражнений, что не давало детям возможности отвлекаться и уставать. В каждом
этапе я старалась незаметно направлять детей на поиск проблемы, помогала
приобрести новый опыт. Использовала наглядные, словесные и практические
методы, которые были направлены на применение познавательных, речевых,
двигательных умений и навыков, их совершенствование, на развитие внимания,
воображения, памяти, речи. В результате цель занятия была достигнута, задачи
решены.
Насколько дети
продемонстрир
овали
компетентностн
ый подход
Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что дети проявляли
познавательную активность на протяжении всего времени, эмоционально
реагировали на приёмы активации деятельности. Они были заинтересованы,
внимательны, чувствовали себя комфортно, были раскрепощены. Дети сами
обследовали объект, находили ответы на предлагаемые вопросы (задания), делали
соответствующие выводы. Они проявляли любознательность, интересовались
причинно- следственными связями, пытались самостоятельно придумывать
объяснения, способны наблюдать, экспериментировать. Дети обладают
начальными знаниями о природном мире, способны к принятию собственных
решений. Владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания,
используя речь. Считаю, что этому способствовала и предварительная работа,
проводимая в группе, а именно: постоянные наблюдения на прогулке, чтение
художественной литературы, отгадывание загадок и др. Предложенные задания по
сложности, были доступны детям. Это способствовало решению поставленных
задач. Дети радовались, удивлялись, восхищались, и это давало возможность
развитию своей положительной самооценки: " Я знаю." Дети были
доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу.
Выводы:
Анализируя проведённое занятие, можно сказать, цель достигнута,
поставленные задачи были успешно выполнены. Считаю, все этапы занятия были
взаимосвязаны и взаимообусловлены заданной теме.
На всех этапах занятия активизировалась речевая, познавательная,
двигательная деятельность детей. Смена вида деятельности на каждом
этапе занятия позволила предотвратить утомляемость. Дети динамично
переключались с одного вида на другой. Старалась соблюдать нормы
педагогической этики и такта.