Напоминание

Литературный квест "В царстве А.С. Пушкина"


Автор: Дегтярева Лариса Станиславовна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБОУ Школа № 57
Населённый пункт: г. Самара, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Литературный квест "В царстве А.С. Пушкина"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Школа № 57» городского округа Самара

Самара

2021 г.

Автор разработки

педагог-организатор

Дегтярева Лариса Станиславовна

«В царстве А.С. Пушкина»

Литературный квест, посвящённый

Дню рождения А.С. Пушкина

и Дню русского языка

Литературный квест «В царстве А.С. Пушкина»

Литературный квест «В царстве А.С. Пушкина» - это игра-поиск по произведениям

великого русского поэта, для учащихся пятых – седьмых классов школьного лагеря дневного

пребывания. Игра проводится шестого июня, в День русского языка, и посвящается Дню

рождения А.С. Пушкина.

Цели игры:

создание условий для погружения в творчество А.С. Пушкина и

актуализации знаний о литературе и русском языке в динамичной и увлекательной форме.

Задачи игры:

• доказать учащимся, что чтение – это лучшее учение и что встреча с интересной книгой -

это радость в жизни;

• Способствовать развитию интереса к жизни и творчеству А.С. Пушкина;

• Способствовать формированию опыта активного поиска знаний и информации, опыт

исследовательской деятельности;

• Популяризировать активные формы изучения русского языка и литературы.

Во время прохождения этапов квеста проявляются:

Личностные качества, которые не всегда можно разглядеть во время урока

(решительность или осторожность, умение слушать других или нетерпимость, выдержка или

горячность, умение вести за собой или «плыть по течению» и т.п.);

Умение

понимать

проблему,

выдвигать

гипотезу,

подбирать

аргументы

для

подтверждения собственной позиции, формулировать выводы;

Способность самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать

ее, определять сферу своих интересов.

Литературный

квест

-

не

просто

игра,

это

разновидность

образовательной

деятельности, главным мотивом которой является не только результат, но и сам процесс:

увлекательно, динамично, азартно и познавательно!

В процессе игры происходит

овладение способами решения жизненных задач,

усвоение правил и норм поведения в различных ситуациях,

раскрытие интеллектуальных и творческих резервов учащихся,

проявление их активности, стремления победить.

Важным моментом является то, что в процессе игры учащиеся обращаются к

произведениям А.С. Пушкина,

завязываются дружеские отношения ребят, возрастает

1

значимость тех учеников, которые много читают и знакомы с творчеством великого русского

поэта!

Ход игры

Квест проводится в помещении школы или, по выбору организатора, на другой

площадке. Команды получают свой маршрутный лист и отправляются на поиск кода.

Каждая остановка в маршруте литературной игры связана с биографией поэта или его

произведениями. Информация о месте дислокации станции (остановки) зашифрована в

маршрутном листе. За правильное выполнение задания команда получает жетон с элементом

кода (буквой). В игре участвуют четыре команды, соответственно, у каждого ведущего

станции – набор из четырёх экземпляров одной буквы. В финале командам необходимо

сложить из собранных элементов кода ключевое слово (на усмотрение ведущих). В нашем

случае это слово БОЛДИНО.

Станций семь, это:

1. Викторина.

2. Зеркало.

3. Книгочеи-грамотеи.

4. Галерея.

5. Пазлы.

6. Подбери пару.

7. Пушкинские герои.

Этапы работы по организации квеста:

I. Организационный.

Определение круга ответственных лиц и координатора из числа учителей-филологов

и волонтеров-старшеклассников. Постановка задач, определение круга участников, отбор

книг, разработка маршрута и дополнительных заданий на маршруте и др. Критерии оценки

победителя, определение номинаций. Распределение ролей.

II. Подготовительный.

Подготовка станций. Подбор и подготовка материалов: печатных, наглядных, аудио,

мультимедийных и др. Формирование команд-участников.

III. Основной этап – проведение игры.

(Общий сбор и постановка цели и задач перед участниками. Ознакомление с

правилами игры. Информирование о времени работы каждой станции. Раздача маршрутных

листов командам. Окончание игры и подведение итогов).

1)Все ведущие станций и дежурные помощники на маршруте занимают свои позиции.

2

2) Ведущий проводит Линейку (предполагается музыкально-звуковое оформление,

мультимедийная поддержка).

Ведущий:

Всем добрый день. Дорогие друзья, сегодня, шестого июня мы отмечаем День

рождения А.С. Пушкина и День русского языка. Но мы будем праздновать не за столом и не

в форме литературного салона.

Вас ждёт приключение. Вы отправитесь на поиски кода. Для этого вам нужно пройти

семь испытаний. За успешное прохождение каждого вы получаете один элемент кода.

Когда все испытания будут пройдены, а все элементы будут собраны, вы сможете составить

из них ключевое слово.

Та команда, которая первая это сделает и станет победителем.

Будьте внимательны: в вашем маршруте есть станции, на которые можно попасть

только с помощью пароля - он прикреплён к маршрутному листу.

Мы начинаем квест. Прошу капитанов команд получить маршрутные листы (МЛ)!

3)Капитаны разбирают МЛ.

Дорогие друзья, желаю вам успеха на пути в Царство Пушкина!

4) Поиск кода – игра.

IV. Подведение итогов. Награждение. Рефлексия.

1) Линейка (с музыкально-звуковым оформлением).

Информация для ведущих станций и дежурных - помощников на маршруте!

Каждый ответственный за площадку обязан после окончания испытания

вписать в маршрутный лист команды количество заработанных баллов и расписаться

(красными или зелёными чернилами) и сдать все раздаточные материалы в

оргкомитет.

Дежурные на переходах маршрута должны спрятать листок с подсказкой в

оговорённое место и направлять, по необходимости, команды. А после того, как

найденная подсказка была использована командой, волонтёр должен успеть её вернуть

на место до прихода следующих игроков.

После того, как команда, пройдя все станции, отгадывает ключевое слово, она

возвращается к месту старта и объявляет это слово Ведущему игры.

3

Станция «Викторина»

Ведущий произносит первую часть пароля: Пушкин – команда должна ответить:

солнце русской поэзии.

Ведущий раздаёт листы с вопросами викторины (без выделенных ответов), чтобы

участники заполнили её. Потом собирает и читает правильные ответы. После того,

как последняя команда ответила, подводит итоги и сообщает в оргцентр.

1.

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 г.

1)

В Москве

2)

В Петербурге

3)

В Тарханах

Ответ: В Москве, в Немецкой слободе, во дворе коллежского регистратора Ивана

Васильева Скворцова.

2.

Девичья фамилия Надежды Осиповны Пушкиной, матери А. С. Пушкина?

1)

Языкова,

2)

Ганнибал,

3)

Трубецкая.

3.

Как звали няню Александра Сергеевича Пушкина, к которой он на всю жизнь

сохранил трогательное, любящее отношение, посвятил ей стихотворения и

многократно упоминал в письмах?

1)

Ирина Матвеевна,

2)

Мария Ивановна,

3)

Арина Родионовна,

4)

Арина Яковлевна.

4.

19 октября 1811 года было открыто учебное заведение, в котором юный поэт провёл

шесть лет. Здесь впервые открылся и был высоко оценён его поэтический дар. Оно

называлось:

1)

Технический лицей

2)

Екатерининская гимназия

3)

Царскосельский лицей

4)

Петербургский лицей

5.

Лицейские друзья Пушкина. Кого не хватает в списке?

4

Остановка 1

1)

Кюхельбеккер,

2)

Пущин,

3)

Малиновский,

4)

(Ответ: Дельвиг)

6.

Из лицея Пушкин был выпущен в июне 1817 года в чине:

1)

Титулярный советник,

2)

Губернский секретарь,

3)

Колле

́

жский секрета

́

рь

7.

Под каким псевдонимом была напечатана повесть «Барышня-крестьянка»?

1)

Француз,

2)

А.С. Ганнибал,

3)

Феофилакт Косичкин,

4)

И.П. Белкин

8.

К какой хитрости прибегла Лиза Муромская при поддержке своей горничной Насти,

чтобы увидеть молодого барина Алексея Берестова?

1)

Упросила отца устроить званый ужин для всех соседей,

2)

Каждый день верхом отправлялась на охоту,

3)

Нарядилась крестьянкой и отправилась в лес по грибы-ягоды,

4)

Отправила письмо с признанием в любви.

9.

Какое событие послужило к примирению враждовавших соседей-помещиков

Муромского и Берестова в повести «Барышня-крестьянка»?

1)

Тушение пожара в лесу,

2)

Падение с лошади,

3)

Наводнение в Петербурге,

4)

Укус собаки на охоте.

10. Сколько повестей входит в книгу «По

́

вести поко

́

йного Ива

́

на Петро

́

вича Бе

́

лкина»?

(5)

11. Где были написаны все повести Белкина?

1)

В Петербурге,

2)

В Михайловском,

3)

В Болдино.

(Повести написаны в селе Большое Болдино осенью 1830 года).

12. Впиши недостающую повесть:

1)

«Гробовщик»

2)

«Станционный смотритель»

3)

«Барышня-крестьянка»

4)

5)

«Метель»

Ответ: (Выстрел)

5

13. Какое событие стало причиной того, что Пушкин провёл в Болдине почти всю осень

1830 г.?

1)

Затяжные дожди,

2)

Восстание декабристов,

3)

Воспаление лёгких,

4)

Эпидемия холеры.

(Занимаясь подготовкой к свадьбе с Натальей Гончаровой, поэт поехал в Болдино,

чтобы решить некоторые финансовые вопросы, и намеревался пробыть там самое

большее неделю, однако вспышка эпидемии холеры вынудила его остаться в селе

почти на всю осень).

14. Как погиб Пушкин?

1)

Был смертельно ранен на дуэли,

2)

Заболел холерой во время эпидемии,

3)

Убит абреками во время ссылки на Кавказ.

15. Чей выстрел стал роковым для великого поэта?

1)

Геккерна,

2)

Дантеса,

3)

Мартынова.

16. Верно ли утверждение, что А.С. Пушкин умер от тяжёлого ранения 10.02.1837 г., через

два дня после дуэли?

Да

Нет

17. Мемориальный Музей-квартира А.С.Пушкина, рассказывающий о последних месяцах

жизни поэта находится по адресу:

1)

Москва, ул. Арбат, 53,

2)

Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, 12,

3)

Москва, Угол Госпитального пер. и Малой Почтовой ул.,

4)

Одесса, Пушкинская, 13.

Карточка с письменным заданием

5.

Лицейские друзья Пушкина. Кого не хватает в списке?

5)

Кюхельбеккер,

6)

Пущин,

7)

Малиновский,

8)

11. Впиши недостающую повесть:

6)

«Гробовщик»

7)

«Станционный смотритель»

6

8)

«Барышня-крестьянка»

9)

10) «Метель»

Станция «Зеркало»

Ведущий говорит первую часть пароля: Себя как в зеркале я вижу…

Команда отвечает: Но это зеркало мне льстит.

Ведущий предлагает команде прочесть текст, написанный в зеркальном отражении.

Ответ:

(Посылаю тебе, барон, вассальскую мою подать, именуемую цветочною по той

причине, что платится она в ноябре, в самую пору цветов…

Я живу в деревне как в острове, окруженный карантинами. Жду погоды, чтоб жениться

и добраться до Петербурга — но я об этом не смею еще и думать).

Когда основное задание выполнено, ведущий предлагает дополнительное задание:

1.

Сказать – когда, где и кем было написано то, что прочли.

Ответ: (Ноябрь 1830 г. Болдино, Пушкин).

2.

Назвать адресата этого письма.

Ответ: А.А. Дельвиг.

Станция «Галерея»

Проходит в аудитории с мультимедийным оборудованием.

7

Остановка 2

Остановка 3

Ведущий демонстрирует на экране иллюстрации к произведениям Пушкина (файл РРТ),

участники команды называют произведение к которому относится каждая из них.

Презентация составляется на усмотрение организаторов (свою не прикрепляем ввиду

ограничения количества конкурсных материалов).

Станция «Подбери пару»

Ведущий пропускает команду только после того, как участники скажут пароль.

Ведущий: «Что за прелесть эти сказки…».

Команда: «…Каждая есть поэма».

В аудитории на одном стеллаже разложены книги А.С.Пушкина, на другом – сказочные

предметы.

Задание:

I.

Разложить предметы по сказкам (найти пару).

II.

Объяснить, как этот предмет действует в произведении или привести цитату.

1.

Руслан и Людмила.

1)

Борода,

2)

Шапка-невидимка,

3)

Меч,

4)

Живая и мёртвая вода,

5)

Кольцо.

Цитата:

«Возьми заветное кольцо,

Коснися им чела Людмилы,

И тайных чар исчезнут силы,

Врагов смутит твое лицо,

Настанет мир, погибнет злоба.

Достойны счастья будьте оба!

Прости надолго, витязь мой!»

2.

Сказка о золотом петушке.

Колпак звездочёта.

Цитата:

«…Вот он с просьбой о помоге

Обратился к мудрецу,

Звездочету и скопцу.

…Вдруг в толпе увидел он,

В сарачинской шапке белой,

Весь как лебедь поседелый,

Старый друг его, скопец »

3.

Сказка о попе и его работнике Балде.

8

Остановка 4

Верёвка.

Цитата:

«Балда, с попом понапрасну не споря,

Пошел, сел у берега моря;

Там он стал веревку крутить

Да конец ее в море мочить.

Вот из моря вылез старый Бес:

«Зачем ты, Балда, к нам залез?»

— «Да вот веревкой хочу море мо

́

рщить

Да вас, проклятое племя, корчить».

4.

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.

Зеркало.

Цитата:

«Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

С ним одним она была

Добродушна, весела,

С ним приветливо шутила…»

5.

Сказка о царе Салтане.

Орешки.

Цитата:

«…Где-то есть

Ель в лесу, под елью белка;

Диво, право, не безделка—

Белка песенки поет,

Да орешки всё грызет,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд;

Но, быть может, люди врут»

6. Сказка о рыбаке и рыбке.

Невод

Цитата:

«Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод, —

Пришел невод с одною тиной».

Дополнительное задание.

«Дополни фразу» (название)

1. Станционный (смотритель);

2. Барышня- (крестьянка);

3. Медный (всадник);

4. Песнь (о вещем Олеге);

5. Борис (Годунов);

9

6. Зимнее (утро);

7. Руслан (и Людмила);

8. Повести (Белкина)

Станция «Книгочеи-грамотеи»

Ведущий вручает команде карточки с заданием.

1.

Прочесть отрывок, назвать героя и его увлечение (как оно названо автором).

Этот был настоящий русский барин. Промотав в Москве большую часть имения

своего и на ту пору овдовев, уехал он в последнюю свою деревню, где продолжал

проказничать, но уже в новом роде. Развел он английский сад, на который тратил

почти все остальные доходы. Конюхи его были одеты английскими жокеями. У

дочери его была мадам англичанка. Поля свои обрабатывал он по английской

методе…

Ответ: Григорий Иванович Муромский («Барышня-крестьянка»). Англомания.

2.

Вставить прилагательные, приведённые в скобках (смирный, опасных, своего,

господскую, бранному), прочесть вслух то, что получилось, назвать произведение.

Текст для раздачи

Ответ

…Твой конь не боится ___________ трудов;

Он, чуя _______________ волю,

То ___________ стоит под стрелами врагов,

То мчится по ___________ полю.

И холод и сеча ему ничего...

Но примешь ты смерть от коня

____________...

«Твой конь не боится опасных трудов;

Он, чуя господскую волю,

То смирный стоит под стрелами врагов,

То мчится по бранному полю.

И холод и сеча ему ничего...

Но примешь ты смерть от коня своего…»

(Песнь о вещем Олеге)

3.

Назвать произведение. Вставить пропущенные глаголы.

Текст для раздачи

Ответ

К нему и птица не __________,

И тигр _________: лишь вихорь черный

На древо смерти ____________ —

И ___________ прочь, уже тлетворный.

И если туча _____________,

Блуждая, лист его дремучий,

С его ветвей, уж ядовит,

_______________ дождь в песок горючий.

К нему и птица не летит,

И тигр нейдет: лишь вихорь черный

На древо смерти набежит

И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,

Блуждая, лист его дремучий,

С его ветвей, уж ядовит,

Стекает дождь в песок горючий.

10

Остановка 5

(Анчар).

Станция «Пазлы»

Ведущий подводит команду к разложенным на столе в произвольном порядке

карточкам, на которых написаны слова и фразы. Из них игрокам надо сложить стихи,

т.е. восстановить оригинальный текст пушкинского стихотворения.

Ох, лето красное!

Любил бы я тебя

Когда б

не зной,

да пыль,

да комары,

да мухи.

Ты,

все душевные способности

губя,

Нас мучишь;

как поля,

мы страждем

от засухи;

Если команда быстро справляется, то им предлагают дополнительное задание –

сложить цветные пазл-картинки и кратко описать то, что изображено:

Картинки для пазлов (наш пример, организаторы квеста могут использовать

иллюстрации на своё усмотрение):

11

Остановка 6

Станция «Пушкинские герои»

Ведущий выдаёт команде лист с цитатами.

Игроки должны прочесть цитату и назвать героя.

Цитата

Ответ

1.

«В гневе начал он чудесить

И гонца хотел повесить;

Но смягчившись на сей раз,

Дал гонцу такой приказ…»

(Салтан)

2.

И впился комар как раз

Тетке прямо в правый глаз.

(Повариха)

3.

Тут она, взмахнув крылами,

Полетела над волнами

И на берег с высоты

Опустилася в кусты,

Встрепенулась, отряхнулась и…

(Лебедь)

4.

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых

(Балда)

5.

«…Вся сияя, как заря,

Тихо встретила царя.

Как пред солнцем птица ночи,

Царь умолк, ей глядя в очи».

(Шамаханская царица)

12

Остановка 7

6.

« …зарыдал

и пошел к пустому месту,

на прекрасную невесту

посмотреть еще хоть раз».

(Королевич Елисей)

7.

«С первого щелчка

прыгнул … до потолка,

со второго щелка

лишился языка».

(Поп)

8.

«Вот мудрец перед Дадоном

Встал и вынул из мешка…»

(Золотой петушок)

13



В раздел образования