Автор: Нургалеева Светлана Хабибовна
Должность: учитель логопед
Учебное заведение: МБДОУ№4 , "Умка"
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО - Югра
Наименование материала: Артикуляционная гимнастика для малышей, как средство профилактики речевых нарушений
Тема: "Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс дошкольной образовательной организации"
Раздел: дошкольное образование
Артикуляционная гимнастика для малышей .
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности
органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.
Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у
ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата
проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и
определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для
правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы
вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
2. Лучше выполнять упражнения3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует
предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.
3. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
4.
Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание
артикуляционной позы в одном положений).
5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать
определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным
упражнениям. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
6. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно,
второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет
какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений,
лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые
игровые приемы.
7. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении
у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном
положении.
8. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы
самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому
ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны
находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться
небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен
находиться напротив ребенка лицом к нему.
9. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики.
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые
приемы.
2. Показывает его выполнение.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за
качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп
выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно
следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по
отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная
гимнастика не достигает своей цели.
4.
Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему -
шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем.
5. Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например,
облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит
Ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность
движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает,
движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Система
упражнений
по
развитию
артикуляционной
моторики
должна
включать
как
статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической
координации речевых движений.
Детям с трех лет проводят упражнения на тренировку основных, самых
распространенных движений языка, а также губ, нижней челюсти. Для воспитанников
этого возраста занятия должны проводиться в веселой, игровой форме. Малыши
усваивают самые простые навыки, с помощью которых они будут совершенствовать
движения своего артикуляционного аппарата дальше. В игровых упражнениях
участвуют рот, губы, зубы, а также язык и его кончик.
1. "Язычок силач" - губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в
нижние зубы; выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы с силой.
2."Окошко" - широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно".
3. "Чистим, зубки" - улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней
стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.
4. «Заборчик» - губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.
5. «Хоботок» - губы вытянуты вперёд трубочкой.
6. «Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу.
Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 – 15 секунд.
7. «Иголочка» - рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд.
Чередовать «Лопатка» - «Иголочка».
8. «Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка
попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
9. «Качели» - движение языка: нос – подбородок.
Используя эти упражнения, можете придумать и разыграть сказку. Например:
"Проснулся утром язычок, открыл окошко (открыть рот), посмотрел наверх - где же
солнышко? (вытянуть язык вверх к носу) - и стал искать его: посмотрел налево
(вытянуть язык к левой щеке), потом направо (вытянуть к правой щеке)" и т.д.
Проявите
фантазию.
Упражнения для губ.
1. "Улыбка"- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. "Трубочка" - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. "Хоботок" - Вытягивание сомкнутых губ вперед.
4. "Бублик", "Рупор" - Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты
вперед. Верхние и нижние резцы видны.
5. "Трубочка", "Бублик", "Улыбка", "Хоботок" - Чередование положений губ.
6. "Кролик" - Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние
резцы.
Упражнения для губ и щек:
1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
2. «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. «Голодный хомячок». Втянуть щеки.
4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух
выходит с силой и шумом.
Статические упражнения для языка:
1. «Птенчики». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2. «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней
губе.
3. «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка
подняты, но не касаются зубов.
4. «Иголочка», («Стрелочка», «Жало»). Рот открыт. Узкий напряженный
язык выдвинут вперед.
5. «Горка», («Киска сердится»). Рот открыт. Кончик языка упирается в
нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
6. «Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
7. «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.