Напоминание

"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс дошкольной образовательной организации"


Автор: Нургалеева Светлана Хабибовна
Должность: учитель логопед
Учебное заведение: МБДОУ№4 , "Умка"
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО - Югра
Наименование материала: Артикуляционная гимнастика для малышей, как средство профилактики речевых нарушений
Тема: "Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс дошкольной образовательной организации"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Артикуляционная гимнастика для малышей .

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности

органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.

Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у

ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата

проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и

определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для

правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы

вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

2. Лучше выполнять упражнения3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует

предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

3. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

4.

Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание

артикуляционной позы в одном положений).

5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать

определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным

упражнениям. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

6. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно,

второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет

какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений,

лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые

игровые приемы.

7. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении

у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном

положении.

8. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы

самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому

ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны

находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться

небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен

находиться напротив ребенка лицом к нему.

9. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики.

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые

приемы.

2. Показывает его выполнение.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за

качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп

выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно

следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по

отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная

гимнастика не достигает своей цели.

4.

Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему -

шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем.

5. Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например,

облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит

Ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность

движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает,

движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Система

упражнений

по

развитию

артикуляционной

моторики

должна

включать

как

статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической

координации речевых движений.

Детям с трех лет проводят упражнения на тренировку основных, самых

распространенных движений языка, а также губ, нижней челюсти. Для воспитанников

этого возраста занятия должны проводиться в веселой, игровой форме. Малыши

усваивают самые простые навыки, с помощью которых они будут совершенствовать

движения своего артикуляционного аппарата дальше. В игровых упражнениях

участвуют рот, губы, зубы, а также язык и его кончик.

1. "Язычок силач" - губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в

нижние зубы; выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы с силой.

2."Окошко" - широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно".

3. "Чистим, зубки" - улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней

стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

4. «Заборчик» - губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.

5. «Хоботок» - губы вытянуты вперёд трубочкой.

6. «Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу.

Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 – 15 секунд.

7. «Иголочка» - рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд.

Чередовать «Лопатка» - «Иголочка».

8. «Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка

попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

9. «Качели» - движение языка: нос – подбородок.

Используя эти упражнения, можете придумать и разыграть сказку. Например:

"Проснулся утром язычок, открыл окошко (открыть рот), посмотрел наверх - где же

солнышко? (вытянуть язык вверх к носу) - и стал искать его: посмотрел налево

(вытянуть язык к левой щеке), потом направо (вытянуть к правой щеке)" и т.д.

Проявите

фантазию.

Упражнения для губ.

1. "Улыбка"- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. "Трубочка" - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3. "Хоботок" - Вытягивание сомкнутых губ вперед.

4. "Бублик", "Рупор" - Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты

вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. "Трубочка", "Бублик", "Улыбка", "Хоботок" - Чередование положений губ.

6. "Кролик" - Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние

резцы.

Упражнения для губ и щек:

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2. «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. «Голодный хомячок». Втянуть щеки.

4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух

выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка:

1. «Птенчики». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2. «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней

губе.

3. «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка

подняты, но не касаются зубов.

4. «Иголочка», («Стрелочка», «Жало»). Рот открыт. Узкий напряженный

язык выдвинут вперед.

5. «Горка», («Киска сердится»). Рот открыт. Кончик языка упирается в

нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

6. «Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

7. «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.



В раздел образования