Напоминание

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ


Автор: Кашина Алеся Викторовна
Должность: преподаватель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: КГБ ПОУ "Ачинский медицинский техникум"
Населённый пункт: город Ачинск
Наименование материала: Статья
Тема: ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ

КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

Алеся Викторовна Кашина,

преподаватель КГБПОУ АМТ

В

Федеральных

государственных

образовательных

стандартах

среднего

профессионального образования одним из требований к организации учебного процесса при

освоении программы подготовки специалистов среднего звена

является широкое

использование активных и интерактивных методов проведения занятий, необходимых для

формирования профессиональных и общекультурных компетенций выпускника.

В

современной

психолого-педагогической

литературе

активно

обсуждаются

возможности использования данных групп методов для решения широкого спектра

образовательных задач: повышения активности, самостоятельности обучающихся, создания

условий для учебно-педагогического сотрудничества между участниками образовательного

процесса, развития коммуникативных способностей обучающихся, творческого потенциала,

обогащения социального и личностного опыта, в том числе приобретение опыта будущей

профессиональной деятельности. Благодаря активной разработке настоящей проблемы,

многообразию авторских подходов, в современной литературе не существует четкой

классификации

интерактивных

методов

обучения.

Наибольший

интерес

педагогов

привлекают такие методы, как: работа в малых группах, дискуссии, ролевые игры, «мозговой

штурм», метод проектов, обсуждение видеоматериалов и пр.

Практический опыт реализации ПМ. 02 «Участие в лечебно-диагностическом и

реабилитационном

процессах»

на

специальности

«Сестринское

дело»

подтверждает

эффективность использования на лекционных занятиях таких

интерактивных методов

обучения, как:

- интерактивная лекция – выступление ведущего обучающего перед большой

аудиторией с применением: дискуссии, беседы, демонстрации слайдов или учебных

фильмов, мозгового штурма.

- лекция – пресс-конференция с системой докладов длительностью 5–10 минут.

Каждое

выступление

представляет

собой

логически

законченный

текст,

заранее

подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. В конце лекции

подводятся итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, предложенная

информация дополняется и уточняется, формулируются основные выводы.

- лекция с заранее запланированными ошибками - рассчитана на стимулирование

студентов

к

постоянному

контролю

предлагаемой

информации

(поиск

ошибки:

содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце лекции

проводится диагностика знаний обучающихся и разбор сделанных ошибок.

На

практических

занятиях

целесообразно

использование

методов

решения

ситуационных задач в форме деловой или ролевой игры. Игровая форма позволяет в

«психологически безопасной» ситуации приобрести необходимые для профессиональной

деятельности практические умения и

навыки, снять определенные психологические

барьеры,

возникающие

из-за

отсутствия

опыта

практической

профессиональной

деятельности, получить необходимую поддержку и помощь со стороны других участников

образовательного

процесса,

обрести

уверенность

в

собственных

действиях,

профессиональном выбор.

Деловая игра организуется следующим образом: подгруппа делится на две малые

группы. В каждой группе выбирается или намечается ведущий. Задача ведущего –

направлять и активизировать работу внутри группы. Группам предлагаются задачи, или

ситуации, заранее подготовленные преподавателем. Пример ситуационный задачи по теме:

«Черепно – мозговые травмы». «Почему во время кулачных боёв на Руси были запрещены

удары в висок? Дайте анатомическое обоснование. Укажите общие и профессиональные

компетенции в ходе оказания первой медицинской помощи пострадавшему». Каждый

студент решает ситуационную задачу вначале индивидуально, а затем свои рассуждения,

решение, представляет для обсуждения в группе. Затем группы обмениваются результатами

между собой. Коллективное обсуждение позволяет выявлять и своевременно устранять

«дефициты» теоретических знаний и практических умений. Подведение итогов и анализ

оптимальных решений завершают деловую игр.

Для проведения игр с исполнением роли, разрабатывается ситуация, между

студентами распределяются роли с «обязательным содержанием», характеризующиеся

различными ролевыми позициями, установками; в процессе их взаимодействия должно быть

найдено компромиссное решение. Студенты, не получившие роли, выступают в качестве

экспертов, наблюдают за ходом игры и участвуют в её заключительном анализе.

Пример следующей ситуации, предложенный студентам на практическом занятии по

теме:

«Острые

хирургические

заболевания

брюшной

полости,

травмы

живота».

«Медицинская сестра возвращается из отпуска поездом. Вместе с ней в купе едет мужчина.

Внезапно мужчина почувствовал себя плохо: появилась резкая слабость, головокружение,

тошнота, а через некоторое время рвота темной жидкостью. До этого из беседы с

попутчиком медицинская сестра узнала, что он страдает язвенной болезнью желудка. По

клиническим признакам медицинская сестра предположила развитие у мужчины язвенного

кровотечения. Остаться безучастным свидетелем несчастья попутчика медицинская сестра

не может, но, в то же время, для оказания помощи она ничего не имеет. Как поступить

медицинской сестре, чтобы помочь попутчику?». Условие позволяет предположить

единственное осложнение – кровотечение. Вопрос адресован непосредственно медицинской

сестре. И, наконец, имеются противоречия: медицинская сестра должна оказать помощь, но

не имеет необходимого оснащения для этого. Студентами выдвигаются самые разные пути

решения: остановить поезд, сорвав «стоп-кран», высадить больного на ближайшей станции,

успокоить и уложить попутчика, вести наблюдение за ним, найти в вагоне-ресторане лед и

приложить его к животу и др.

В процессе анализа идей, отбираются приемлемые и оптимальные решения.

Студенты «проигрывают» вариант правильного решения, используя в случае необходимости

наглядные пособия и муляжи. При реализации игровых методов особое значение имеет

завершающий

этап

рефлексивного

анализа.

Анализируя

выбор

методов

решения

ситуационной задачи, возникшие в ходе выполнения задания затруднения и способы их

преодоления,

студенты

осознают значимость теоретических знаний,

устанавливают

межпредметные связи, получают необходимые практические навыки. Сравнивая себя с

другими,

осознают,

что

помогает,

а

что

мешает

им

эффективно

выполнять

профессиональные задачи, получают эмоциональную поддержку

со стороны других

участников образовательного процесса.

Таким образом, практический опыт педагогической деятельности позволяет

сделать вывод о том, что применение интерактивных методов обучения при изучении курса

«Сестринский

уход

в

хирургии»

повышает

учебно-познавательную

мотивацию

обучающихся, помогает им осознавать значимость теоретических знаний, устанавливать

межпредметные

связи,

обеспечивает

возможность

творческого

сотрудничества

преподавателя и студентов. Рефлексивный анализ затруднений и ошибок, допускаемых

студентами при решении

профессионально-значимых ситуационных задач, снижает

вероятность их повторения в реальной действительности, в конечном итоге, способствует

сокращению

срока

адаптации

молодого

специалиста

к

полноценному

выполнению

профессиональной деятельности.



В раздел образования