Автор: Кашина Алеся Викторовна
Должность: преподаватель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: КГБ ПОУ "Ачинский медицинский техникум"
Населённый пункт: город Ачинск
Наименование материала: Статья
Тема: ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ
Раздел: среднее профессиональное
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ
КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ
Алеся Викторовна Кашина,
преподаватель КГБПОУ АМТ
В
Федеральных
государственных
образовательных
стандартах
среднего
профессионального образования одним из требований к организации учебного процесса при
освоении программы подготовки специалистов среднего звена
является широкое
использование активных и интерактивных методов проведения занятий, необходимых для
формирования профессиональных и общекультурных компетенций выпускника.
В
современной
психолого-педагогической
литературе
активно
обсуждаются
возможности использования данных групп методов для решения широкого спектра
образовательных задач: повышения активности, самостоятельности обучающихся, создания
условий для учебно-педагогического сотрудничества между участниками образовательного
процесса, развития коммуникативных способностей обучающихся, творческого потенциала,
обогащения социального и личностного опыта, в том числе приобретение опыта будущей
профессиональной деятельности. Благодаря активной разработке настоящей проблемы,
многообразию авторских подходов, в современной литературе не существует четкой
классификации
интерактивных
методов
обучения.
Наибольший
интерес
педагогов
привлекают такие методы, как: работа в малых группах, дискуссии, ролевые игры, «мозговой
штурм», метод проектов, обсуждение видеоматериалов и пр.
Практический опыт реализации ПМ. 02 «Участие в лечебно-диагностическом и
реабилитационном
процессах»
на
специальности
«Сестринское
дело»
подтверждает
эффективность использования на лекционных занятиях таких
интерактивных методов
обучения, как:
- интерактивная лекция – выступление ведущего обучающего перед большой
аудиторией с применением: дискуссии, беседы, демонстрации слайдов или учебных
фильмов, мозгового штурма.
- лекция – пресс-конференция с системой докладов длительностью 5–10 минут.
Каждое
выступление
представляет
собой
логически
законченный
текст,
заранее
подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. В конце лекции
подводятся итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, предложенная
информация дополняется и уточняется, формулируются основные выводы.
- лекция с заранее запланированными ошибками - рассчитана на стимулирование
студентов
к
постоянному
контролю
предлагаемой
информации
(поиск
ошибки:
содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце лекции
проводится диагностика знаний обучающихся и разбор сделанных ошибок.
На
практических
занятиях
целесообразно
использование
методов
решения
ситуационных задач в форме деловой или ролевой игры. Игровая форма позволяет в
«психологически безопасной» ситуации приобрести необходимые для профессиональной
деятельности практические умения и
навыки, снять определенные психологические
барьеры,
возникающие
из-за
отсутствия
опыта
практической
профессиональной
деятельности, получить необходимую поддержку и помощь со стороны других участников
образовательного
процесса,
обрести
уверенность
в
собственных
действиях,
профессиональном выбор.
Деловая игра организуется следующим образом: подгруппа делится на две малые
группы. В каждой группе выбирается или намечается ведущий. Задача ведущего –
направлять и активизировать работу внутри группы. Группам предлагаются задачи, или
ситуации, заранее подготовленные преподавателем. Пример ситуационный задачи по теме:
«Черепно – мозговые травмы». «Почему во время кулачных боёв на Руси были запрещены
удары в висок? Дайте анатомическое обоснование. Укажите общие и профессиональные
компетенции в ходе оказания первой медицинской помощи пострадавшему». Каждый
студент решает ситуационную задачу вначале индивидуально, а затем свои рассуждения,
решение, представляет для обсуждения в группе. Затем группы обмениваются результатами
между собой. Коллективное обсуждение позволяет выявлять и своевременно устранять
«дефициты» теоретических знаний и практических умений. Подведение итогов и анализ
оптимальных решений завершают деловую игр.
Для проведения игр с исполнением роли, разрабатывается ситуация, между
студентами распределяются роли с «обязательным содержанием», характеризующиеся
различными ролевыми позициями, установками; в процессе их взаимодействия должно быть
найдено компромиссное решение. Студенты, не получившие роли, выступают в качестве
экспертов, наблюдают за ходом игры и участвуют в её заключительном анализе.
Пример следующей ситуации, предложенный студентам на практическом занятии по
теме:
«Острые
хирургические
заболевания
брюшной
полости,
травмы
живота».
«Медицинская сестра возвращается из отпуска поездом. Вместе с ней в купе едет мужчина.
Внезапно мужчина почувствовал себя плохо: появилась резкая слабость, головокружение,
тошнота, а через некоторое время рвота темной жидкостью. До этого из беседы с
попутчиком медицинская сестра узнала, что он страдает язвенной болезнью желудка. По
клиническим признакам медицинская сестра предположила развитие у мужчины язвенного
кровотечения. Остаться безучастным свидетелем несчастья попутчика медицинская сестра
не может, но, в то же время, для оказания помощи она ничего не имеет. Как поступить
медицинской сестре, чтобы помочь попутчику?». Условие позволяет предположить
единственное осложнение – кровотечение. Вопрос адресован непосредственно медицинской
сестре. И, наконец, имеются противоречия: медицинская сестра должна оказать помощь, но
не имеет необходимого оснащения для этого. Студентами выдвигаются самые разные пути
решения: остановить поезд, сорвав «стоп-кран», высадить больного на ближайшей станции,
успокоить и уложить попутчика, вести наблюдение за ним, найти в вагоне-ресторане лед и
приложить его к животу и др.
В процессе анализа идей, отбираются приемлемые и оптимальные решения.
Студенты «проигрывают» вариант правильного решения, используя в случае необходимости
наглядные пособия и муляжи. При реализации игровых методов особое значение имеет
завершающий
этап
рефлексивного
анализа.
Анализируя
выбор
методов
решения
ситуационной задачи, возникшие в ходе выполнения задания затруднения и способы их
преодоления,
студенты
осознают значимость теоретических знаний,
устанавливают
межпредметные связи, получают необходимые практические навыки. Сравнивая себя с
другими,
осознают,
что
помогает,
а
что
мешает
им
эффективно
выполнять
профессиональные задачи, получают эмоциональную поддержку
со стороны других
участников образовательного процесса.
Таким образом, практический опыт педагогической деятельности позволяет
сделать вывод о том, что применение интерактивных методов обучения при изучении курса
«Сестринский
уход
в
хирургии»
повышает
учебно-познавательную
мотивацию
обучающихся, помогает им осознавать значимость теоретических знаний, устанавливать
межпредметные
связи,
обеспечивает
возможность
творческого
сотрудничества
преподавателя и студентов. Рефлексивный анализ затруднений и ошибок, допускаемых
студентами при решении
профессионально-значимых ситуационных задач, снижает
вероятность их повторения в реальной действительности, в конечном итоге, способствует
сокращению
срока
адаптации
молодого
специалиста
к
полноценному
выполнению
профессиональной деятельности.