Автор: Карбаканова Татьяна Олеговна
Должность: методист
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Мишутка"
Населённый пункт: Республика Саха Якутия Томпонский район, п.Хандыга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста по мотивам якутского орнамента в условиях ФГОС ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Мишутка»
Методическая разработка
Подготовка руки к письму детей
старшего дошкольного возраста по
мотивам якутского орнамента в условиях
ФГОС
Методист МБДОУ «Мишутка»
Карбаканова Т.О.
п.Хандыга, 2020г
Пояснительная записка
С
введением
Федерального
государственного
образовательного
стандарта дошкольного образования в дошкольный период рассматривается
не как предварительный этап подготовки к обучению школе, а как
самостоятельный важный период в жизни ребенка, как важная веха на пути
непрерывного образования в жизни человека.
Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
отражена
в
«Федеральном
государственном
стандарте
дошкольного
образования». Так в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного
образования указано: «У ребенка развита мелкая моторика». Проблема
развития ручной умелости, мелкой моторики рук в дошкольном возрасте
стало проблемой современного общества. Дети стали меньше говорить,
рисовать, лепить, творить… основное время проводят за играми в гаджетах, а
ведь речь ребенка на прямую связана с развитием мелкой моторики.
К сожалению, не редко приходится слышать от учителей: «Интеллект
моих
первоклассников
развит
хорошо.
Дети
понимают
причинно-
следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и
математики, немало знают об окружающем их мире. Вот только не развита
рука:
пишут
медленно,
неуверенно,
строчек
не
видят,
буквы
как
бесформенные».
Встает вопрос, в достаточной ли мере развита рука ребенка? Можно ли
готовить ее к школе?!
Развитие моторики играет важную роль в овладении учебными навыками,
прежде всего, письмом. Последнее является сложнейшим психомоторным
навыком, успешное становление которого опирается на согласованное
воздействие всех уровней организации движений, как правило, уже
достигших необходимого развития к началу школьного обучения.
Однако практика показывает, что дети старшего дошкольного возраста
нередко имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой и крупной
моторики. На современном этапе развития методики обучения письму имеют
место самые разнообразные подходы к осуществлению этой работы.
Воспитатели ДОУ должны руководствоваться ее целесообразностью, так как
их задача – не учить писать, а готовить к овладению письмом.
Исходя из вышеизложенного, натолкнуло меня на мысль разработать
пропись.
Идея разработки прописей по мотивам якутских орнаментов
возникла, исходя из необходимости включения регионального компонента
в единый образовательный процесс. Региональный компонент – это часть
образовательной программы,
формируемая дошкольным учреждением
самостоятельно.
Основная задача пособия – помочь ребенку старшего дошкольного
возраста подготовке рук к письму.
Предназначено для ДОО, в которых основная образовательная программа
реализуется на русском языке с учетом этнорегиональных и региональных
особенностей в соответствии с региональной программой дошкольного
образования «Тосхол» Республики Саха (Якутия), ред. под руководством
М.Н.Харитоновой.
Предлагаемая методика обучения, более доступна для детей старшего
дошкольного возраста. При достаточно развитой форме мышления дети
могут работать с таблицей, использовать технические приемы деления
геометрических фигур на равные части, запоминать опорные линии и
словесные обозначения. По мотивам используемым в прописи орнаментов
(линии прямые, косые, ломаные, завитки, геометрические фигуры) ребята
научатся выполнять плавные движения не отрывая руки.
Специальный подбор орнаментов и разработка приемов поэтапного
обучения обеспечивает зрительную чувствительность, легкость и полноту
восприятия. Совершенствуется моторная функция – ручная умелость, что
облегчает овладение письмом.
Цель: обеспечение качественной подготовки детей к школе,
формирование интереса к выполнению графических упражнений по мотивам
якутских орнаментов.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с характерными элементами якутского
орнамента
2.Тренировать тонкокоординированные движения руки, мелкую мускулатуру
пальцев.
3.Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов.
4.Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
5. Воспитывать любовь и интерес к национальному творчеству якутского
народа.
Ожидаемые результаты
К концу года предполагается развитие и совершенствование у детей:
-мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные
координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
- активной речи, словарного запаса;
-навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять
словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу);
- углубление знаний детей о якутском орнаменте;
- развитие творческих способностей, умение различать орнаменты;
- применять полученные знания и умения в самостоятельной творческой
деятельности;
- способствовать воспитанию доброты, трудолюбия, терпения, любви к родной
земле.
Практическая значимость
Учебное пособие может быть использовано в условиях семьи и дошкольной
организации для работы с детьми старшего дошкольного возраста, с целью
развития мелкой моторики и подготовки руки к письму.
Предлагаю готовую авторскую работу «Пропись для детей старшего
дошкольного возраста». Включает разные задания- соединить по пунктирам,
продолжить спирали и линии, нарисовать, раскрасить, имеются творческие
задания на знания якутских сказок, дорисовать недостающие детали, найти
геометрические
фигуры.
Закрепление
орнаментов
реализуется
через
раскрашивание картин в которых повторяются орнаменты .
Гребенчатый орнамент.
В старину это означало «благодать, урожай».
Использовалось для украшения поддонов чорона.
Орнамент в виде косых линий. Используется в производстве берестяных
посуд, в одежде, широко применяется на дереве.
Орнамент в виде елочки. Был широко распространен в шитье одежды. Этот
рисунок встречается в изделиях для питья кумыса, на мутовке для кумыса, в
хамыяхе, в воронке для кумыса.
Урасовидный орнамент
–это
геометрический
орнамент. Этот
узор
применялся при украшении посуды
Сетчатый орнамент.
Этот геометрический рисунок применялся при
украшении деревянных изделиях у якутов. Можно смело сказать о том, что
вид "сети" для якутов был одним из самых любимых орнаментов
Узор ноготь. Этот вид рисунка сначала использовался в украшении
посуды для кумыса, для сэргэ, а потом для украшения крышки короба для
шитья. Одежда, посуда, предметы обихода без этого орнамента
считались незаконченными.
Орнамент в виде солнца. Называется рисунок солнца, мутовки, диска. Это
один из самых культовых орнаментов у якутов, он показывает преклонение
якутов перед солнцем, и поэтому рисуется во многих предметах: в ремнях,
наспинных и нагрудных украшениях, в шапке "дьабака" и т.д.
Сердцеобразный орнамент. Орнаменты в виде сердца широко применялись
в орнаментике одежды, берестяной посуды.
Копытообразный орнамент.
Такие рисунки изображены в изделиях из
золота
Растительный орнамент. В основном орнамент применялся в украшении
домашней утвари, на разных видах сундучков, в шкатулках для женских
украшений
Спиралевидный орнамент. Можно увидеть на посуде, одежде, украшенные
этими рисунками.
Лировидный орнамент. Рисунок широко распространен в местах, где развито
коневодство. Потому и является главным рисунком в чепраках
Использованная литература
1.
Захарова Н.Р. Декоративное рисование в детском саду.-Якутск: Кн.изд-
во, 1991.-40с.
2.
Иванова С.Р. Якутская одежда. В помощь учителю.-Якутск: Кн.изд-во,
1993.-23с.
3.
Парников В.С. Якутские орнаменты.-Якутск: Кн.изд-во, 1990.-32с.
4.
Якутские орнаменты счастья и благополучия: символика и
использование / сост.А.А.Полятинская-Платонова.-Якутск: Медиа-
холдинг Якутия, 2017.-32с.