Напоминание

Подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста по мотивам якутского орнамента в условиях ФГОС ДОУ


Автор: Карбаканова Татьяна Олеговна
Должность: методист
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Мишутка"
Населённый пункт: Республика Саха Якутия Томпонский район, п.Хандыга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста по мотивам якутского орнамента в условиях ФГОС ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Мишутка»

Методическая разработка

Подготовка руки к письму детей

старшего дошкольного возраста по

мотивам якутского орнамента в условиях

ФГОС

Методист МБДОУ «Мишутка»

Карбаканова Т.О.

п.Хандыга, 2020г

Пояснительная записка

С

введением

Федерального

государственного

образовательного

стандарта дошкольного образования в дошкольный период рассматривается

не как предварительный этап подготовки к обучению школе, а как

самостоятельный важный период в жизни ребенка, как важная веха на пути

непрерывного образования в жизни человека.

Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

отражена

в

«Федеральном

государственном

стандарте

дошкольного

образования». Так в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного

образования указано: «У ребенка развита мелкая моторика». Проблема

развития ручной умелости, мелкой моторики рук в дошкольном возрасте

стало проблемой современного общества. Дети стали меньше говорить,

рисовать, лепить, творить… основное время проводят за играми в гаджетах, а

ведь речь ребенка на прямую связана с развитием мелкой моторики.

К сожалению, не редко приходится слышать от учителей: «Интеллект

моих

первоклассников

развит

хорошо.

Дети

понимают

причинно-

следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и

математики, немало знают об окружающем их мире. Вот только не развита

рука:

пишут

медленно,

неуверенно,

строчек

не

видят,

буквы

как

бесформенные».

Встает вопрос, в достаточной ли мере развита рука ребенка? Можно ли

готовить ее к школе?!

Развитие моторики играет важную роль в овладении учебными навыками,

прежде всего, письмом. Последнее является сложнейшим психомоторным

навыком, успешное становление которого опирается на согласованное

воздействие всех уровней организации движений, как правило, уже

достигших необходимого развития к началу школьного обучения.

Однако практика показывает, что дети старшего дошкольного возраста

нередко имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой и крупной

моторики. На современном этапе развития методики обучения письму имеют

место самые разнообразные подходы к осуществлению этой работы.

Воспитатели ДОУ должны руководствоваться ее целесообразностью, так как

их задача – не учить писать, а готовить к овладению письмом.

Исходя из вышеизложенного, натолкнуло меня на мысль разработать

пропись.

Идея разработки прописей по мотивам якутских орнаментов

возникла, исходя из необходимости включения регионального компонента

в единый образовательный процесс. Региональный компонент – это часть

образовательной программы,

формируемая дошкольным учреждением

самостоятельно.

Основная задача пособия – помочь ребенку старшего дошкольного

возраста подготовке рук к письму.

Предназначено для ДОО, в которых основная образовательная программа

реализуется на русском языке с учетом этнорегиональных и региональных

особенностей в соответствии с региональной программой дошкольного

образования «Тосхол» Республики Саха (Якутия), ред. под руководством

М.Н.Харитоновой.

Предлагаемая методика обучения, более доступна для детей старшего

дошкольного возраста. При достаточно развитой форме мышления дети

могут работать с таблицей, использовать технические приемы деления

геометрических фигур на равные части, запоминать опорные линии и

словесные обозначения. По мотивам используемым в прописи орнаментов

(линии прямые, косые, ломаные, завитки, геометрические фигуры) ребята

научатся выполнять плавные движения не отрывая руки.

Специальный подбор орнаментов и разработка приемов поэтапного

обучения обеспечивает зрительную чувствительность, легкость и полноту

восприятия. Совершенствуется моторная функция – ручная умелость, что

облегчает овладение письмом.

Цель: обеспечение качественной подготовки детей к школе,

формирование интереса к выполнению графических упражнений по мотивам

якутских орнаментов.

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с характерными элементами якутского

орнамента

2.Тренировать тонкокоординированные движения руки, мелкую мускулатуру

пальцев.

3.Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов.

4.Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

5. Воспитывать любовь и интерес к национальному творчеству якутского

народа.

Ожидаемые результаты

К концу года предполагается развитие и совершенствование у детей:

-мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные

координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);

- активной речи, словарного запаса;

-навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять

словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу);

- углубление знаний детей о якутском орнаменте;

- развитие творческих способностей, умение различать орнаменты;

- применять полученные знания и умения в самостоятельной творческой

деятельности;

- способствовать воспитанию доброты, трудолюбия, терпения, любви к родной

земле.

Практическая значимость

Учебное пособие может быть использовано в условиях семьи и дошкольной

организации для работы с детьми старшего дошкольного возраста, с целью

развития мелкой моторики и подготовки руки к письму.

Предлагаю готовую авторскую работу «Пропись для детей старшего

дошкольного возраста». Включает разные задания- соединить по пунктирам,

продолжить спирали и линии, нарисовать, раскрасить, имеются творческие

задания на знания якутских сказок, дорисовать недостающие детали, найти

геометрические

фигуры.

Закрепление

орнаментов

реализуется

через

раскрашивание картин в которых повторяются орнаменты .

Гребенчатый орнамент.

В старину это означало «благодать, урожай».

Использовалось для украшения поддонов чорона.

Орнамент в виде косых линий. Используется в производстве берестяных

посуд, в одежде, широко применяется на дереве.

Орнамент в виде елочки. Был широко распространен в шитье одежды. Этот

рисунок встречается в изделиях для питья кумыса, на мутовке для кумыса, в

хамыяхе, в воронке для кумыса.

Урасовидный орнамент

–это

геометрический

орнамент. Этот

узор

применялся при украшении посуды

Сетчатый орнамент.

Этот геометрический рисунок применялся при

украшении деревянных изделиях у якутов. Можно смело сказать о том, что

вид "сети" для якутов был одним из самых любимых орнаментов

Узор ноготь. Этот вид рисунка сначала использовался в украшении

посуды для кумыса, для сэргэ, а потом для украшения крышки короба для

шитья. Одежда, посуда, предметы обихода без этого орнамента

считались незаконченными.

Орнамент в виде солнца. Называется рисунок солнца, мутовки, диска. Это

один из самых культовых орнаментов у якутов, он показывает преклонение

якутов перед солнцем, и поэтому рисуется во многих предметах: в ремнях,

наспинных и нагрудных украшениях, в шапке "дьабака" и т.д.

Сердцеобразный орнамент. Орнаменты в виде сердца широко применялись

в орнаментике одежды, берестяной посуды.

Копытообразный орнамент.

Такие рисунки изображены в изделиях из

золота

Растительный орнамент. В основном орнамент применялся в украшении

домашней утвари, на разных видах сундучков, в шкатулках для женских

украшений

Спиралевидный орнамент. Можно увидеть на посуде, одежде, украшенные

этими рисунками.

Лировидный орнамент. Рисунок широко распространен в местах, где развито

коневодство. Потому и является главным рисунком в чепраках

Использованная литература

1.

Захарова Н.Р. Декоративное рисование в детском саду.-Якутск: Кн.изд-

во, 1991.-40с.

2.

Иванова С.Р. Якутская одежда. В помощь учителю.-Якутск: Кн.изд-во,

1993.-23с.

3.

Парников В.С. Якутские орнаменты.-Якутск: Кн.изд-во, 1990.-32с.

4.

Якутские орнаменты счастья и благополучия: символика и

использование / сост.А.А.Полятинская-Платонова.-Якутск: Медиа-

холдинг Якутия, 2017.-32с.



В раздел образования