Автор: Печерская Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1"
Населённый пункт: Город Сосновый Бор, Ленинградская область
Наименование материала: Методическая разработка. Презентация.
Тема: "Субкультура детства"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад № 1» г. Сосновый Бор
Педагог: Печерская С.В.
Субкультура детства.
Детская субкультура –
это мир, созданный детьми.
•
Детская субкультура
выполняет те же
основные функции, что
и любая культура
взрослых. Приставка
«суб»
означает её
подчинённое
положение в
культурной системе,
где доминируют
взрослые.
•
Субкультура - форма
социального образования
детства, регулирующая
взаимодействие детей
внутри своей группы и
на уровне возрастных
подгрупп. Носителем
основных культурных
ценностей является
детское сообщество,
которое транслирует их
через соответствующие
традиции, обычаи,
ритуалы
•
Конкретные способы действенного освоения
окружающего мира в готовом виде передаются
от поколения к поколению детей в рамках
традиций детской субкультуры.
К ним относятся такие устойчивые формы как:
•
традиционные народные игры ;
•
детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, сказки,
страшилки, загадки);
•
детский правовой кодекс (взыскание долгов, мены, право
старшинства и опекунское право в разновозрастных группах,
право на использование конкретного места);
•
детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки);
•
детская магия и мифотворчество ("колдовство");
•
детское философствование (вопросы типа "почему", рассуждения
о жизни и смерти и пр.);
•
детское словотворчество (перевертыши, неологизмы);
эстетические представления детей (составление веночков и
букетов, рисунки и лепка, "секреты");
•
наделение прозвищами сверстников и взрослых;
•
религиозные представления (детские молитвы, обряды). Молитва
детей .
•
Благодаря детской субкультуре ребёнок обретает свою сущность,
конструирует свой собственный мир.
Например:
•
- дразнилки и обзывалки, высмеивающие ябедничество, плак
сивость, жадность, т.е. выполняющие воспитательную функцию,
помогают ребенку отстаивать себя при нападках сверстников в
форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устой
чивость и самообладание;
•
- колыбельные песни, потешки, прибаутки для самых
маленьких имеют мировоззренческое значение, так как
знакомят с простейшей моделью мироустройства;
•
• - детское собирательство, тайники, секреты дают возможность
ребенку материализовать свое тайное присутствие в том или
ином месте и утвердить себя через эти предметы .
Детское словотворчество — неотъемлемая часть
детской субкультуры
•
Ребенок
экспериментирует со
словом для того, чтобы
быть услышанным
взрослым, выделяя
свою уникальную речь
из речевого потока
старших и
одновременно
побуждая их к
общению
Смеховой мир детства
•
Смеховой мир детства
можно рассматривать и как
самостоятельный
компонент детской
субкультуры, и как часть
детского фольклора. В него
входят: анекдоты,
розыгрыши, поддевки,
перевертыши, истории-
небылицы, страшилки,
«черный юмор» или
детские ужастики .
Коллекционирование и
собирательство
•
Почти все дети рано или
поздно начинают увлекаться
коллекционированием. В его
основе лежит радость от
сочетания однородности с
разнообразием, дает ребенку
представление о богатстве
мира, его красочности в
многоцветности.
Коллекционировать дети
могут все что угодно:
стеклышки, фантики,
значки, календарики,
игрушки из киндер-
сюрпризов, вкладыши от
жевательных резинок и т.д
Посещение страшных мест
•
Групповое посещение
страшных мест - одна
из ранних попыток
самостоятельного
исследования и
эмоционального
проживания значимых
элементов
окружающей среды,
формирования
детского мифа о мире
Телевидение.
•
Дети смотрят разнообразные передачи. В первую очередь это,
конечно же ,мультфильмы и детские фильмы. Очень охотно дети
смотрят развлекательные передачи. Привлекают внимание детей и
телесериалы для взрослых. И очень редко телепередачи
познавательного цикла.
Особенности современной
социализации ребенка:
•
ранее приобщение к миру взрослых ( телепередачи, родители
не скрывают от детей дошкольного возраста негативных
сторон своей жизни (ссоры, нецензурная брань, распитие
спиртных напитков, темы разговоров родителей не всегда
приемлемы для детей);
•
в связи со сложившейся криминогенной обстановкой дети
дошкольного возраста меньше бывают во дворах одни, а из-за
занятости родителей это время еще более сокращается,
•
компьютер и телевизор занимают в жизни детей больше
места, чем общение со сверстниками,
•
имущественное расслоение общества также оказывает
влияние на общение детей,
•
у детей мало свободного времени (перегрузка организованной
деятельности, посещение детьми всевозможных школ,
кружков, студий).
Почему сейчас уделяется такое внимание детской
субкультуре ?
•
В процессе приобщения к детской субкультуре :
•
Создаются условия, способствующие накоплению социального
опыта ребенком, развитию его умения войти в детское
общество, действовать совместно с другими, т.е. осуществлять
процесс социальной адаптации. Вместе с тем познание мира
сверстников, взрослых дает возможность приобщаться к
ценностям других людей, осознавать свои особенности,
предпочтения ,интересы, корректировать и формировать
собственную систему ценностей.
•
У ребенка развивается самостоятельность и ответственность
•
( а это основные ценности системы взросления),
•
Расширяется и обогащается опыт взаимодействия с
окружающими, строятся социальные отношения на основе
своего неповторимого личного потенциала,
•
Формируется образ школьника как эмоционально
привлекательный и социально желаемый внутренне.
Подавляющее большинство
взрослых не видят специфики
существования и развития
детской субкультуры,
недооценивают ее роль.
А зря….
Спасибо за внимание !