Напоминание

"Субкультура детства"


Автор: Печерская Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1"
Населённый пункт: Город Сосновый Бор, Ленинградская область
Наименование материала: Методическая разработка. Презентация.
Тема: "Субкультура детства"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ «Детский сад № 1» г. Сосновый Бор

Педагог: Печерская С.В.

Субкультура детства.

Детская субкультура –

это мир, созданный детьми.

Детская субкультура

выполняет те же

основные функции, что

и любая культура

взрослых. Приставка

«суб»

означает её

подчинённое

положение в

культурной системе,

где доминируют

взрослые.

Субкультура - форма

социального образования

детства, регулирующая

взаимодействие детей

внутри своей группы и

на уровне возрастных

подгрупп. Носителем

основных культурных

ценностей является

детское сообщество,

которое транслирует их

через соответствующие

традиции, обычаи,

ритуалы

Конкретные способы действенного освоения

окружающего мира в готовом виде передаются

от поколения к поколению детей в рамках

традиций детской субкультуры.

К ним относятся такие устойчивые формы как:

традиционные народные игры ;

детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, сказки,

страшилки, загадки);

детский правовой кодекс (взыскание долгов, мены, право

старшинства и опекунское право в разновозрастных группах,

право на использование конкретного места);

детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки);

детская магия и мифотворчество ("колдовство");

детское философствование (вопросы типа "почему", рассуждения

о жизни и смерти и пр.);

детское словотворчество (перевертыши, неологизмы);

эстетические представления детей (составление веночков и

букетов, рисунки и лепка, "секреты");

наделение прозвищами сверстников и взрослых;

религиозные представления (детские молитвы, обряды). Молитва

детей .

Благодаря детской субкультуре ребёнок обретает свою сущность,

конструирует свой собственный мир.

Например:

- дразнилки и обзывалки, высмеивающие ябедничество, плак

сивость, жадность, т.е. выполняющие воспитательную функцию,

помогают ребенку отстаивать себя при нападках сверстников в

форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устой

чивость и самообладание;

- колыбельные песни, потешки, прибаутки для самых

маленьких имеют мировоззренческое значение, так как

знакомят с простейшей моделью мироустройства;

• - детское собирательство, тайники, секреты дают возможность

ребенку материализовать свое тайное присутствие в том или

ином месте и утвердить себя через эти предметы .

Детское словотворчество — неотъемлемая часть

детской субкультуры

Ребенок

экспериментирует со

словом для того, чтобы

быть услышанным

взрослым, выделяя

свою уникальную речь

из речевого потока

старших и

одновременно

побуждая их к

общению

Смеховой мир детства

Смеховой мир детства

можно рассматривать и как

самостоятельный

компонент детской

субкультуры, и как часть

детского фольклора. В него

входят: анекдоты,

розыгрыши, поддевки,

перевертыши, истории-

небылицы, страшилки,

«черный юмор» или

детские ужастики .

Коллекционирование и

собирательство

Почти все дети рано или

поздно начинают увлекаться

коллекционированием. В его

основе лежит радость от

сочетания однородности с

разнообразием, дает ребенку

представление о богатстве

мира, его красочности в

многоцветности.

Коллекционировать дети

могут все что угодно:

стеклышки, фантики,

значки, календарики,

игрушки из киндер-

сюрпризов, вкладыши от

жевательных резинок и т.д

Посещение страшных мест

Групповое посещение

страшных мест - одна

из ранних попыток

самостоятельного

исследования и

эмоционального

проживания значимых

элементов

окружающей среды,

формирования

детского мифа о мире

Телевидение.

Дети смотрят разнообразные передачи. В первую очередь это,

конечно же ,мультфильмы и детские фильмы. Очень охотно дети

смотрят развлекательные передачи. Привлекают внимание детей и

телесериалы для взрослых. И очень редко телепередачи

познавательного цикла.

Особенности современной

социализации ребенка:

ранее приобщение к миру взрослых ( телепередачи, родители

не скрывают от детей дошкольного возраста негативных

сторон своей жизни (ссоры, нецензурная брань, распитие

спиртных напитков, темы разговоров родителей не всегда

приемлемы для детей);

в связи со сложившейся криминогенной обстановкой дети

дошкольного возраста меньше бывают во дворах одни, а из-за

занятости родителей это время еще более сокращается,

компьютер и телевизор занимают в жизни детей больше

места, чем общение со сверстниками,

имущественное расслоение общества также оказывает

влияние на общение детей,

у детей мало свободного времени (перегрузка организованной

деятельности, посещение детьми всевозможных школ,

кружков, студий).

Почему сейчас уделяется такое внимание детской

субкультуре ?

В процессе приобщения к детской субкультуре :

Создаются условия, способствующие накоплению социального

опыта ребенком, развитию его умения войти в детское

общество, действовать совместно с другими, т.е. осуществлять

процесс социальной адаптации. Вместе с тем познание мира

сверстников, взрослых дает возможность приобщаться к

ценностям других людей, осознавать свои особенности,

предпочтения ,интересы, корректировать и формировать

собственную систему ценностей.

У ребенка развивается самостоятельность и ответственность

( а это основные ценности системы взросления),

Расширяется и обогащается опыт взаимодействия с

окружающими, строятся социальные отношения на основе

своего неповторимого личного потенциала,

Формируется образ школьника как эмоционально

привлекательный и социально желаемый внутренне.

Подавляющее большинство

взрослых не видят специфики

существования и развития

детской субкультуры,

недооценивают ее роль.

А зря….

Спасибо за внимание !



В раздел образования