Автор: Швецова Марина Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района "Центр развития ребенка - детский сад "Сказка"
Населённый пункт: г.Белоярский ХМАО - ЮГРА
Наименование материала: конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
Тема: Подготовка к обучению грамоте: "Мы - будущие школьники!
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
Белоярского района
«
-
Центр развития ребенка
детский сад
«
»
.
»
Сказка г Белоярский
Итоговое занятие по развитию речи
в подготовительной группе (Программа "От рождения до школы", ОО
"Речевое развитие").
Подготовка к обучению грамоте
«Мы - будущие школьники!»
Подготовила воспитатель:
Швецова Марина Павловна
2021г
Задачи:
1.
Совершенствовать и развивать фонематический слух при восприятии речи,
выделении слогов, звуков в словах, слов в предложении, определении
мягкости, твердости звуков.
2.
Активизировать словарь детей, в том числе пассивный - называть слова с
заданным звуком, слогом.
3.
Совершенствовать умение делить двусложные и трёхсложные слова с
открытыми слогами на части.
4.
Совершенствовать и демонстрировать умение определять количество и
порядок слов в предложении, в составлении предложений, членении
простых предложений на слова с указанием их последовательности.
Ход занятия
- Ребята, добрый день! Совсем скоро вы уйдете из детского сада. Вы выросли
и уже многому научились. Обратите внимание у нас сегодня в группе гости.
Давайте покажем им, готовы ли вы идти в школу?
Воспитатель загадывает загадку детям.
Я с учителем дружу
На доске все покажу.
Следишь за мной ты без опаски.
Как звать меня, скажи? (указка)
Воспитатель продолжает:
Вот она волшебная школьная указка.
Указка не простая
Что вы знаете узнает…
1- 2- 3, указка на задание укажи (воспитатель взмахом руки, указывает на
задание на доске).
- Хочет указка узнать у вас ребята: для чего нужна речь людям? (Ответы
детей: – чтобы разговаривать, общаться, вести беседы и т.д).
- А из чего же состоит наша речь? (Ответы детей – из звуков, слогов, слов и
предложений).
- Все верно! Наша речь состоит из звуков, предложений, слов, предлогов,
слогов и т.д.
Воспитатель снова произносит слова: 1-2-3, указка на задание укажи
(воспитатель взмахом руки, указывает на следующее задание на доске).
- Указка подшутила и перемешала все звуки. Непорядок! ( игра : «Звуки
перепутались») .
- Уточним какие бывают звуки (гласные и согласные).
- Давайте вспомним, какие же это гласные звуки? (их можно петь, им не
встречается преграда)
- Какие вы молодцы! Давайте скорее их найдем. (раздаются листы бумаги на
которых в хаотичном порядке расположены согласные и гласные звуки, дети
красным карандашом выделяют гласные звуки)
- Теперь все в порядке. Давайте их назовем и пропоем. Я буду указкой
показывать звук, а вы его пропойте.
- А согласные звуки – это какие звуки? (когда их произносим - встречается
преграда, они не поются)
- Какими бывают согласные звуки? (твёрдыми и мягкими).
- Верно!
Воспитатель произносит слова: 1-2-3, указка на задание укажи (воспитатель
взмахом руки, указывает на следующее задание).
-Указка предлагает игру: «Хлопни, если слышишь мягкий звук».
- Я буду произносить слова, а вы, услышав в слове мягкий звук «ль»,
хлопните в ладоши 1 раз: лейка, кол, люстра, плита, стол, полька, плечо,
пальто, лошадь.
- Замечательно, мы легко справились с этим заданием.
Воспитатель произносит слова: 1-2-3, указка на задание укажи (воспитатель
взмахом руки, указывает на следующее задание).
- Сейчас мы с вами будем определять где же находится звук в слове
(вначале, середине или конце), с помощью волшебной струны (Соединяются
руки и совершается движение слева направо, если звук находится в начале
слова, то совершается хлопок сразу, если в середине, хлопок делается чуть
позже, и в конце - значит хлопок в завершении стрелы). Сейчас я вам буду
называть слова и попрошу определить место звука «с» в этих словах: слон,
колос, просто, свечка, косичка, квас, рис, суп, весна.
Дети, хлопками, определяют позицию звука «р» в словах.
-И с этим заданием вы справились…
Воспитатель произносит все те же слова: 1-2-3, указка на задание укажи и
указывает на следующее задание.
- А задание такое, с какого слога начинается слово барабан? (ответы детей)
- Слово барабан начинается на слог ба-, - продолжает занятие воспитатель.
- Я знаю, что многие слова начинаются с этого слога, давайте их вспомним
ба-нан, ба-бушка, ба-бочка, ба-тон , ба-ран, ба-ранка, ба-зар.
- И это задание мы выполнили.
Воспитатель произносит слова: 1-2-3, указка на задание укажи .
- Ну что ребята настало время волшебной игры, которую предлагает
волшебная указка «Раздели на части»
- Сейчас я вам буду называть разные слова, а вы с помощью хлопков
поделите их на части и назовете, сколько слогов у вас получилось: почта,
лицо, квартира, машина, лес, метро, парта, шапка, метла, кукла.
-Молодцы ребята, вы без ошибок, с легкостью справились с этим заданием.
Воспитатель произносит слова: 1-2-3, указка на задание укажи (воспитатель
взмахом руки, указывает на следующее задание).
Ребята, давайте вспомним. Когда мы составляем схему слова, какими
цветами обозначаем звуки? (Гласные – красным цветом, согласные твёрдые –
синим, а согласные мягкие - зелёным).
-Все верно.
- Сейчас я вам буду произносить слова, а вы составите звуковую схему слова:
мир, лес, лапа, порт.
- Дети зарисовывают схемы слов с помощью цветных карандашей. Педагог
организует работу со словами, помогая разобраться в звуках с (красной,
синей и зелёной).
- Молодцы, ребята!
Ну что время разминки настало.
В темном царстве есть избушка. (шагают на месте)
Стоит задом наперед (поворот вокруг себя)
В той избушке есть старушка
Бабушка Яга живет
Нос крючком, глаза большие (показ в соответствии с текстом)
Словно угольки горят
Ух сердитая какая (грозят пальцем)
Дыбом волосы стоят. (руки от головы вверх)
А вот и последнее задание:
- Ребята, а что такое предложение? (Это связанные между собой слова).
- Сегодня хороший день. Что я сейчас произнесла? Слово или предложение?
(Предложение).
- Посчитайте, сколько слов в этом предложении? Проверим: Сегодня
хороший день. Сегодня– раз, хороший – два, день – три. Воспитатель просит
произнести предложение ребенка . А затем произносит слово , а все дети его
номер.
- Ребята, а вы знаете с какой буквы начинается каждое предложение? (Да, с
большой (заглавной) буквы).
- А что ставится в конце предложения? (Точка)
- Мы сейчас с вами по этим правилам будем составлять предложения под
диктовку.
Воспитатель предлагает детям несколько вариантов предложений, дети
зарисовывают их на листе бумаги.
- Дул сильный ветер.
- Мама шла быстрым шагом.
- Летний жаркий день.
- Белый хлеб очень вкусный.
- Ну что ребята и с этим заданием вы с легкостью справились.
- Ребята, вы сегодня такие молодцы. Старались и выполняли все задания. А
скажите мне, какое задание или игра показалась вам самым сложным? А
самым лёгким? Что вам больше всего понравилось? Что вы запомнили? Как
вы думаете, помогут ли вам эти знания в школе?
В конце занятия воспитатель благодарит всех детей за хорошие, правильные
ответы и дарит всем детям пятёрки, с напутственными словами.