Автор: Петрова Светлана Олеговна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ГБОУ школа №492
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Уроки музыки в школе"
Раздел: среднее образование
«Уроки музыки в школе»
Музыка – один из видов искусства. Искусство – одна из форм общественного сознания.
Музыка передаёт мысли и чувства человека. Например, чтобы передать образ картины мы
обращаемся к человеческим мыслям и чувствам. Искусство по самой своей природе
призвано непосредственно, обращаться к широким кругам людей. Искусство во всех
своих проявлениях способно воздействовать на людей, воспитывает человека,
формировать его взгляды, чувства. Роль искусства – это неотъемлемая часть истории
человечества.
Музыка – искусство звуковое и временное. Она не может столь же непосредственно, как
живопись или скульптура, отражать, изображать конкретные предметы или описывать
явления и предметы действительности, так как это может делать литература. Но зато
музыка обладает более богатым разнообразием. Она способна передать переживания
человека, движение его чувств, смену настроения. Музыка способна раскрывать общий
характер явлений действительности – грандиозность или хрупкость, величавое
спокойствие или напряженный динамизм. Все это определяет большое познавательное
значение музыки, ее способность воплощать широкий мир не только чувств, но и мыслей,
идей.
Задачи музыкального воспитания определяют и содержание, и форму занятий. Уроки
музыки проводятся в разной форме. Современная педагогика подчеркивает, что структура
урока не может быть стандартной. Учитель музыки не должен стремиться строить уроки
по образцу других предметов, это приведет к снижению эмоциональности занятий.
Урок музыки имеет свои особенности и в тоже время имеет сходство со всеми другими
уроками.
Сходство урока музыки с другими школьными дисциплинами:
1)
Предмет “Музыка” входит в учебный план и подчинен общей цели образования
среднего общего образования.
2)
Преподавание в школе урока музыки строится на основе общедидактических
принципов и методов.
3)
В основе построения лежит учет психолого-педагогических особенностей
школьников.
4)
Организация урока: продолжительность урока, типы урока, класс – имеет один и
тот же состав учащихся определенной возрастной группы.
5)
При наличии разных форм работы урок должен быть целостным.
Отличие урока музыки от других предметов:
1)
Цель урока музыки конкретизируется в формулировке – формировать
музыкальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры школьника.
2)
Урок музыки строится на специфических принципах и методах музыкального
образования.
3)
Урок музыки включает различные виды музыкальной деятельности
4)
Познание музыки на уроке происходит на основе единства эмоций и разума,
единства художественного и технического.
Из перечисленного выше следует вывод, что урок музыки имеет общее с другими
видами урока, но при этом сохраняет свое своеобразие.
Важнейшей задачей воспитания духовной культуры школьников является разработка и
внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического образования.
Целостное освоение художественной картины мира позволяет постичь теснейшую связь
искусства с жизнью, историей страны, народов, способствует мировоззренческому и
нравственному развитию молодого поколения.
Познание красоты без эмоционального личностного переживания неминуемо
оборачивается глубоким непониманием ее. Развить чувство прекрасного можно и нужно
не столько путем объяснения, сколько через процесс активного наблюдения,
переживания.
Музыка, литература, живопись – мир искусства в трех видах – охватывают духовную
жизнь человека всесторонне и полно. Каждый композитор, художник и писатель мыслит
образами, тем самым отображая окружающий мир.
Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность,
интеллект, т.е. формирует универсальные способности, важные для любых сфер
деятельности. Таким образом, искусство, постигаемое во всем многообразии его видов,
содержит в себе программу духовного развития человека.
Цели уроков заключаются в следующем:
1)
Всестороннее развитие личности и формирование эстетической культуры.
2)
Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутреннюю сферу
человека.
3)
овладение образным языком музыкального искусства посредством усвоения
знаний.
4)
Постижение сущности музыкальной интонации, ее драматургии через различные
формы вокального и инструментального музицирования.
Каждый урок строится на основе комплексного использования произведений различных
видов искусства (литературы, музыки, живописи) и ассоциативного сопоставления
художественного материала. Во-первых, сравнительное рассмотрение различных
произведений искусства углубляет прочувствование каждой отдельной темы.
Так, например, детям легче ощутить доброе начало, если оно дается в
противопоставлении злу, легче и глубже воспринимать радость, если она оттенена
грустью, и т.д.
В построении урока необходима гибкость и творческий подход, поэтому строить его по
трафарету нельзя.
В основе музыкальных уроков лежит восприятие и слушание музыки. Необходимо
постараться научить детей слушать и слышать музыку, чтобы они поняли, что музыка тем
и отличается, например, от картины, что в ней каждое мгновение что-то происходит.
Очень важно воспитать в детях непрерывность внимания и умение дослушать
произведение до конца.
Глубоко чувствовать и ясно мыслить с помощью искусства означает познать самого себя,
научиться понимать других людей, познать сущность бытия, обогатить свой духовный
мир.
«Музыка — высшее в мире искусство» (Лев Николаевич Толстой)