Напоминание

"Использование нетрадиционных техник рисования в формировании позитивной социализации детей дошкольного возраста."


Автор: Попова Елена Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ 87 Радуга
Населённый пункт: город Вологда
Наименование материала: статья по теме :Использование нетрадиционных техник рисования в формировании позитивной социализации детей дошкольного возраста.
Тема: "Использование нетрадиционных техник рисования в формировании позитивной социализации детей дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование





Назад




МОУ№ 87 Радуга.

Номинация №1 «Воспитатель»

Тема выступления - Использование нетрадиционных техник рисования в

формировании позитивной социализации детей дошкольного возраста.

Воспиталь- Попова Елена Валерьевна.

Использование нетрадиционных техник рисования в формировании позитивной

социализации детей дошкольного возраста.

По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития

творчества

является

дошкольный

возраст.

Также

общеизвестно,

что

художественно-творческие способности, умения и навыки детей необходимо

начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изобразительной

деятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и

воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей [2].

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого

самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением

способов нетрадиционного рисования.

Использование нетрадиционных техник

рисования в формировании позитивной социализации детей дошкольного возраста

рассмотрим на примере работы кружка «Цветная радуга».

Программа

кружка

«Цветная

радуга»

разработана

на

основе

художественно-экологической программы по изобразительному искусству Т.А.

Копцевой «Природа и художник». Она модифицирована и дополнена технологией

О.А.

Никологорской

«Волшебные

краски»,

технологией

Н.В.Дубровской

«Приглашение

к

творчеству».

Программа

охватывает

различные

стороны

воспитания и развития ребёнка и представляет собой обобщённый опыт кружковой

работы по изодеятельности для детей от трех до семи лет.

Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста

позволяют развить в детях такие качества, как: креативность, умение нестандартно

мыслить,

стремление

к

творчеству,

коммуникативность,

что

и

является

актуальностью данного исследования. Степень новизны педагогического опыта

заключается в том, что в нем проблема развития художественно-творческих

способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов

обучения рисованию нетрадиционными техниками, а также обучение рисованию

нетрадиционными техниками проходит планомерно и систематично.

Основная цель кружка «Цветная радуга» - формирование у дошкольников

художественной культуры как части духовной, приобщение воспитанников к миру

искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное

творчество и освоение художественного опыта прошлого.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1.

Познакомить

детей

с

нетрадиционными

техниками

рисования,

вариантами сочетания различных материалов и техниками изображения.

2. Помогать самостоятельно определять замысел, способы и формы его

воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные

способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и

удовольствие от творческой работы.

3. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания

творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение

ориентироваться на листе бумаги.

4. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру

посредством умения понимать и создавать художественные образы.

5. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия

для творческой самореализации каждого ребёнка.

Для решения данных задач используются следующие принципы: принцип

личностно-ориентированного

общения;

принцип

наглядности;

принцип

индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный

процесс; принцип природосообразности; принцип культуросообразности; принцип

интереса; принцип тематического планирования материала.

Следует заметить, что во многом результат работы ребёнка зависит от его

заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника,

побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими

стимулами могут быть:

игра, которая является основным видом деятельности детей;

сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит

в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им

важно почувствовать себя значимыми;

живая, эмоциональная речь воспитателя, художественное слово;

помощь

в

оформлении

интерьера

детского

сада

к

праздникам,

утренникам;

тематические выставки для родителей;

использование музыкального сопровождения [6].

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными

умениями

на

разных

возрастных

этапах,

для

нетрадиционного

рисования

рекомендуется

использовать

личностно-ориентированный

подход,

а

также

соответствующие нетрадиционные изобразительные техники.

Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно

использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком,

пальцами), оттиск печатями из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью.

Для детей среднего дошкольного возраста

- тычок жесткой полусухой

кистью, печать поролоном, печать пробками, восковые мелки + акварель, свеча +

акварель, отпечатки листьев, рисунки из ладошки, рисование ватными палочками,

волшебные веревочки (ниткография).

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные

методы и техники: рисование песком, рисование мыльными пузырями, рисование

мятой бумагой, кляксография с трубочкой, печать по трафарету, монотипия

предметная, кляксография обычная, пластилинография [4].

Используемые

методы

проведения

занятий:

словесные

(беседа,

художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет),

наглядные, практические, игровые.

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для

успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать

возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы.

По итогам мониторинга детских работ мы видим, что при использовании

нетрадиционных техник рисования у детей со слабо развитыми художественно-

творческими способностями улучшился уровень увлеченности темой занятия и

способностью к цветовосприятию. Дети испытывают потребность общаться с

произведениями

искусства,

заниматься

изобразительной

деятельностью

по

собственной инициативе, а также самостоятельно используют разнообразные

изобразительные материалы и нетрадиционные способы рисования.

В

заключении

можно

сказать,

что

дошкольный

возраст

является

сензитивным для развития творческих способностей, но для их развития

недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое использование

нетрадиционных методов и приемов. Показатели уровня развития творческих

способностей

детей

после

проведения

кружковой

работы

по

обучению

нетрадиционным техникам рисования изменились качественно и количественно.

Уровень развития творческих способностей наиболее заметен в свободной

изобразительной деятельности. Применение нетрадиционных материалов и техник

способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия,

пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного

восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений,

наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, а

также

помогают

научить

мыслить

смело

и

непосредственно,

развивают

воображение, дают полную свободу для самовыражения.

Список использованной литературы

1.

Белобрыкина О.А. «Маленькие волшебники или путь к творчеству».-Новосибирск,

1993.

2.

Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте».-М.,1991.

3.

Давыдова Г. И. «Нетрадиционные техники рисования в д/с». 1 часть.-М.,2007.

4.

Давыдова Г. И. «Нетрадиционные техники рисования в д/с» 2 часть.-М.,2007.

5.

Новикова И.В. «Работа с нетрадиционным материалом в детском саду», 2012.

6.

Шаляпина И.А. «Нетрадиционное рисование с дошкольниками, 2017.



В раздел образования