Автор: Дырбеева Альбина Лопсоновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Сош№7"
Населённый пункт: город Мирный республика Саха Якутия
Наименование материала: статья
Тема: Приемы рефлексии в начальной школе.
Раздел: начальное образование
Приемы рефлексии в начальной школе.
В структуре современного урока обязательным этапом является рефлексия.
Рефлексия – это обращение внимания субъекта на самого себя и на свое сознание.
В педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
Необходимость формирования рефлексивных умений у учащихся начальной школы
вызвана не столько требованием новых ФГОС, сколько самой природой человека.
Добиться хороших результатов в обучении можно лишь в процессе включения учащихся в
активную познавательную деятельность на уроке, в условиях, когда ребенок сам способен
контролировать свою работу, понимать причину своих успехов и неудач.
В педагогической литературе существуют различные классификации рефлексии:
1. По цели:
-Рефлексия эмоционального состояния;
-Рефлексия деятельности;
-Рефлексия содержания учебного материала.
2. По содержанию:
- Устная;
- Письменная.
3. По способу проведения:
-Анкета;
- Вопрос;
- Таблица;
- Рисунок.
4. По форме:
- Фронтальная;
- Индивидуальная;
- Групповая;
- Коллективная.
Рефлексия
настроения
и
эмоционального
контакта проводится
с
целью
установления эмоционального контакта с классом. Инструментарием педагога в таких
случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки,
изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, условных
знаков, стихотворения, проза, картины. Рефлексия эмоционального состояния, может
использоваться на различных этапах урока. Приведу примеры рефлексивных приемов:
«Солнышко»
Учащимся предлагается выбрать солнышко, которое соответствует их настроению.
«Смайлики»
Ученикам раздаются размноженные листы с упрощённым изображением человека, у
которого не нарисовано лицо. Ребята сами рисуют те эмоции, что свойственны им сейчас.
«Карта настроения»
Ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое
самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не
понравилось) на занятии.
«Цветик – многоцветик»
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения.
Затем все лепестки собирают в общий цветок.
«Букет»
В начале урока детям раздаются бумажные цветы: голубые и красные. В конце урока
учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что – то новое, то
прикрепите к вазе красный цветок, а если не понравилось, то - голубой».
«Художественная рефлексия»
Учащимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута
грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту
картину, которая соответствует их настроению.
Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её
помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы,
упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного
процесса. Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах
урока, например, на этапе актуализации знаний или в конце урока. Применение этого
вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого ребенка на
разных этапах урока.
Примеры рефлексивных приемов:
«Лестница успеха»
Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате
деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.
«Дерево успеха»
Рефлексивный прием, где определенным цветом листьев обозначены уровни усвоения
материала.
«Яблоня»
На изображении яблони необходимо прикрепить яблоки зеленого и красного цветов, в
соответствии с тем понятен ли был материал на уроке и насколько продуктивным был
урок для учащихся.
«Светофор»
Учащиеся выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. Красный – нет
(что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да
(что понравилось, что получилось).
«Плюс – минус»
Учащиеся высказывают свое мнение, заполняя таблицу самоконтроля.
«10 баллов»
Дети оценивают свою работу по 10-бальной шкале.
Рефлексия содержания учебного материала проводится в конце урока. Она
помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. Учителю важно не
только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и
то, насколько продуктивным для него стал урок. Ребята должны оценить свою активность
на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока,
коллективную работу. Примеры рефлексивных приемов:
«Рефлексивный экран»
Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по
желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Расскажу дома, что …
«Острова»
Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока:
остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.
«Пантомима»
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх
– довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
«Корзина идей»
Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в
корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и
обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
«Звездочки»
На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на уроке,
за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и т.д.