Напоминание

Приемы рефлексии в начальной школе.


Автор: Дырбеева Альбина Лопсоновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Сош№7"
Населённый пункт: город Мирный республика Саха Якутия
Наименование материала: статья
Тема: Приемы рефлексии в начальной школе.
Раздел: начальное образование





Назад




Приемы рефлексии в начальной школе.

В структуре современного урока обязательным этапом является рефлексия.

Рефлексия – это обращение внимания субъекта на самого себя и на свое сознание.

В педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

Необходимость формирования рефлексивных умений у учащихся начальной школы

вызвана не столько требованием новых ФГОС, сколько самой природой человека.

Добиться хороших результатов в обучении можно лишь в процессе включения учащихся в

активную познавательную деятельность на уроке, в условиях, когда ребенок сам способен

контролировать свою работу, понимать причину своих успехов и неудач.

В педагогической литературе существуют различные классификации рефлексии:

1. По цели:

-Рефлексия эмоционального состояния;

-Рефлексия деятельности;

-Рефлексия содержания учебного материала.

2. По содержанию:

- Устная;

- Письменная.

3. По способу проведения:

-Анкета;

- Вопрос;

- Таблица;

- Рисунок.

4. По форме:

- Фронтальная;

- Индивидуальная;

- Групповая;

- Коллективная.

Рефлексия

настроения

и

эмоционального

контакта проводится

с

целью

установления эмоционального контакта с классом. Инструментарием педагога в таких

случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки,

изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, условных

знаков, стихотворения, проза, картины. Рефлексия эмоционального состояния, может

использоваться на различных этапах урока. Приведу примеры рефлексивных приемов:

«Солнышко»

Учащимся предлагается выбрать солнышко, которое соответствует их настроению.

«Смайлики»

Ученикам раздаются размноженные листы с упрощённым изображением человека, у

которого не нарисовано лицо. Ребята сами рисуют те эмоции, что свойственны им сейчас.

«Карта настроения»

Ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое

самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не

понравилось) на занятии.

«Цветик – многоцветик»

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения.

Затем все лепестки собирают в общий цветок.

«Букет»

В начале урока детям раздаются бумажные цветы: голубые и красные. В конце урока

учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что – то новое, то

прикрепите к вазе красный цветок, а если не понравилось, то - голубой».

«Художественная рефлексия»

Учащимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута

грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту

картину, которая соответствует их настроению.

Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её

помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы,

упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного

процесса. Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах

урока, например, на этапе актуализации знаний или в конце урока. Применение этого

вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого ребенка на

разных этапах урока.

Примеры рефлексивных приемов:

«Лестница успеха»

Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате

деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.

«Дерево успеха»

Рефлексивный прием, где определенным цветом листьев обозначены уровни усвоения

материала.

«Яблоня»

На изображении яблони необходимо прикрепить яблоки зеленого и красного цветов, в

соответствии с тем понятен ли был материал на уроке и насколько продуктивным был

урок для учащихся.

«Светофор»

Учащиеся выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. Красный – нет

(что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да

(что понравилось, что получилось).

«Плюс – минус»

Учащиеся высказывают свое мнение, заполняя таблицу самоконтроля.

«10 баллов»

Дети оценивают свою работу по 10-бальной шкале.

Рефлексия содержания учебного материала проводится в конце урока. Она

помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. Учителю важно не

только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и

то, насколько продуктивным для него стал урок. Ребята должны оценить свою активность

на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока,

коллективную работу. Примеры рефлексивных приемов:

«Рефлексивный экран»

Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по

желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Расскажу дома, что …

«Острова»

Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока:

остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.

«Пантомима»

Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх

– довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

«Корзина идей»

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в

корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и

обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

«Звездочки»

На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на уроке,

за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и т.д.



В раздел образования