Напоминание

Основные проблемы при переходе к новым образовательным стандартам в начальной школе.


Автор: Сахаутдинова Лариса Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ СОШ с. Терса
Населённый пункт: с. Терса, Вольский район, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: Основные проблемы при переходе к новым образовательным стандартам в начальной школе.
Раздел: среднее образование





Назад





Основные проблемы при переходе к новым образовательным стандартам

в начальной школе.
Проблемы при переходе на ФГОС нового поколения которые, выявили учителя школ, ознакомившись с материалами новых стандартов.: Общие: отсутствие у большинства населения приоритета высших ценностей, позиционируемых во ФГОС второго поколения в качестве ключевых результатов обучения и воспитания, таких, как труд, здоровье и др.; высокая степень нетерпимости между социальными группами – субкультурами богатых/бедных, русских/мигрантов и др.; слабая включённость родителей, общественности в управление образовательным процессом; невладение формами взаимодействия и проектной деятельностью в начальной школе, навыками коллективного планирования; отсутствие навыков разработки целевых программ, межведомственных программ, подпрограмм в составе образовательной программы. Управленческие: невыстроенность сети (взаимодействий) учреждений образования, культуры, спорта; низкая степень «социокультурной инфраструктуры» (музеи, туристические маршруты, зоны отдыха); отсутствие ставок тьюторов, педагогов-организаторов, вожатых,психолога. Методические: отсутствие приоритета воспитательной деятельности (в большинстве УМК начальной школы); низкий процент читающих детей и родителей; отсутствие приоритета русского языка в образовательной программе ОУ; невладение большинством педагогов навыками формирования у обучающихся регулятивных УУД;
невладение методиками проектной деятельности (социальным проектированием), ориентированными на младших школьников; отсутствие навыков кооперации в обучении у большинства педагогов (увлечение фронтальными формами работы). Как нам работать в новых условиях? В чем теперь заключается роль начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Так предписывают новые стандарты. Что же получается на практике? Учителя согласные с этими утверждениями теоретически, но на практике испытывают трудности. Поэтому, важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС является постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса. Для успешного внедрения новых образовательных стандартов нужны высококвалифицированные кадры, прошедшие специальную подготовку. Необходима организация массового обучения работников образования по всему комплексу вопросов, связанных с введением ФГОС. При этом первоочередное внимание следует уделить обучению педагогов, руководителей образовательных учреждений. Кроме этого, необходима организация систематического методического сопровождения внедрения ФГОС, чтобы учителя смогли овладеть всеми компетентностями, которые необходимы для эффективного внедрения новых образовательных стандартов. Методическое сопровождение ФГОС начального общего образования в школе ведется в нескольких направлениях: направление. Мониторинговые исследования а) подготовка кадров по ФГОС НОО.
б) психологического сопровождения. Сложность заключается в том, что в большинстве сельских школ по штатному расписанию - психолог не предусмотрен, и хотелось бы, чтобы для таких школ были предусмотрены курсы повышения квалификации по психологии для учителей и руководителей именно по направлению сопровождения ФГОС или сопровождение психологом на уровне муниципального образования Положительные моменты: - основополагающие идеи ФГОС, при условии их доработки и соответствующем материально-техническом оснащении; - наличие динамической паузы; - возможности развития во внеурочной деятельности детей из асоциальных семей и в условиях отсутствия учреждений дополнительного образования; - продолжительность урока- 35 минут. Отрицательные моменты Учитель, участвующий в опросе, отметил, что негативным показателем является переутомляемость, возбудимость, ухудшение здоровья при такой нагрузке, как у учителя, так и у ребенка. В деятельности учителя главным отрицательным моментом называется – увеличение документации. Противоречивость ФГОСов и Санпина вызывает недопонимание режимных моментов у администрации школы (Когда организовывать динамическую паузу, необходимо ли делать перерыв между урочной и внеурочной деятельностью, если динамическая пауза была после 2 урока, чередование урочной и внеурочной деятельности). Вызывают проблемы вопросы контрольно-оценочной деятельности. Актуальные проблемы контрольно-оценочной деятельности в момент перехода к ФГОС начального общего образования, отмечаемые администрацией школы после полугодового обучения: - изменения, произошедшие в системе начального образования (особенно в целеполагании) не нашли своего отражения в контрольно-оценочной деятельности: объектом контроля и оценки довольно часто продолжают оставаться лишь знания, умения и навыки, не потому что учитель не хочет перестроиться,а потому что ТРУДНО перестроиться;
- результаты, получаемые в ходе контрольно-оценочной деятельности, используются педагогами в большинстве случаев лишь для выставления отметок и не служат основой для проведения дифференцированной работы, направленной на усиления развивающего потенциала обучения, на устранение проблем определенных групп учащихся; недостаточное внимание уделяется оцениванию индивидуального прогресса каждого учащегося, не существует надежных методик, связывающих уровень готовности к обучению и результаты последующих оценочных процедур; (только 1 год работы) контрольно-оценочная деятельность по-прежнему остается полем деятельности лишь педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно- оценочной деятельности, при этом без активного участия младших школьников в контрольно-оценочной деятельности говорить об успешном становлении у них учебной деятельности было бы неправомерно, т.к. контроль и оценка являются важнейшими компонентами этой деятельности; Вывод: Необходимо четкое согласование целей начального образования и объектов контрольно-оценочной деятельности. Объекты контроля: - достижение требований стандарта, при этом в центре внимания должны быть метапредметные и предметные результаты, а при оценке достижения последних в центре должны быть не только знания как таковые, но и их применение в стандартной и нестандартной ситуации, овладение определенными способами действия; - овладение компонентами учебной деятельности, в том числе самоконтролем и самооценкой; - овладение соответствующим возрасту кругом универсальных учебных действий; индивидуальные творческие достижения учащихся; продвижение в развитии определенных личностных характеристик, таких как готовность сотрудничать с другими людьми, критическое мышление,
принятие ответственности за собственные решения, действия и поступки перед самим собой и другими 3) Отношение родителей. Результаты родительского опроса. Большинство родителей отмечает,что трудностей у детей не возникло Одновременно с этим, около половины родителей говорят о том,что их все устраивает во внеурочной деятельности-46,2%; о том, внеурочная деятельность должна проводиться по выбору ребенка – 15,3% о необходимости сокращения внеурочной деятельности и передачи этих часов на изучение основных предметов – 23,1% о том, чтобы их дети больше времени проводили на свежем воздухе-7,7% об улучшении питания детей в школах ЗА СЧЕТ ГОСУДАРСТВА.-15,3% Выдержки из анкет родительского опроса. « Все устраивает, спасибо!» «Больше времени уделить русскому языку и чтению.» «Наши школы на 70% не готовы для обеспечения внеурочной деятельности! Нет дополнительного помещения, нет комнат для отдыха и игр!» «Дети будут вынуждены отказываться от занятий в танцевальном кружке, так как после школьных внеурочных занятий физически не осиливают его. У них почти 8-ми часовой рабочий день в школе!» «У моего ребенка есть еще и такие важные моменты, как занятия с логопедом. А на это тоже нужно дополнительное время, которого не хватает».
С какими трудностями сталкиваются педагоги, начавшие реализацию стандартов нового поколения? На сегодняшний день, спустя полтора года после начала работы по ФГОС, можно выделить шесть основных проблем: -- упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно- деятельностного подхода; -- сложившаяся за предыдущие годы устойчивая (с трудом поддающаяся изменениям) методика проведения урока; -- отсутствие моральной готовности педагогических работников к планированию и организации образовательного процесса в школе в соответствии с требованиями ФГОС; -- традиционный подход к анализу и самоанализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя; -- принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных) ; -- отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы и рабочих программ учителя (в соответствии с требованиями ФГОС) . Поэтому на этапе введения ФГОС заместители директора по УВР и МР в образовательном учреждении должны быть рядом с учителем с целью выявления его затруднений и оказания ему оперативной методической поддержки. Следовательно, повышение профессионального уровня заместителей директора, методистов тоже является одним из условий успешного введения и реализации стандартов нового поколения.


В раздел образования